Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей взаимоотношений матери и ребенка в возрасте от рождения до трех лет.
Объектом этой работы являются взаимоотношения матери и ребенка, предметом являются методики их исследования.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Новорожденный, особенности развития…………………... 5
1.1. Особенности психического развития в раннем возрасте……...... 5
1.2. Сенсорные способности плода……………………………………. 8
1.3. Психическое развитие ребенка в период новорожденности….... 12
1.4. Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет………………. 16
Глава 2. Роль матери в развитии ребенка в период
Новорожденности………………………………………………………. 19
2.1. Привязанность ребенка к матери………………………………… 19
2.2. Роль матери в жизни ребенка…………………………………….. 22
2.3. Нарушение отношений матери и ребенка……………………….. 27
Заключение……………………………………………………………….. 32
Список литературы……………………………………………………… 33
Кормление грудью - это не только питание ребенка, которое обеспечивает ему начало жизни без болезней, хорошее развитие его сил и ума, но и необходимый тесный контакт с матерью, который позволяет осуществить воспитание любовного, доверительного отношения между ней и малышом, а также отношение к другим людям. А в младенце - девочке это еще и воспитание материнского инстинкта, который не является врожденным.
Тесный контакт с матерью играет большую роль в развитии психики ребенка. Чем раньше ребенок будет отлучен от груди, тем больше он будет предрасположен к неконтактности, бесчувственности, одиночеству.
В 1956 году французская исследовательница Марсель Жебер изучала в Уганде развитие движений у африканских детей. К своему удивлению она обнаружила, что маленькие африканцы из бедных семей обгоняют европейских детей в физическом и психическом развитии. Чем младше ребенок, тем разрыв в показателях больше.
Оказалось, что африканская мать воспитывает малыша по - иному, чем француженка или американка. С первых дней жизни ребенок сидит на спине у матери, прочно привязанный куском материи. Где бы ни была мать, с кем бы ни говорила, ребенок всюду с нею. Конечно, в разговор он еще не вступает, но наблюдает с интересом. Главное же грудь матери, источник жизни, вот она, рядом, только протяни руку. Ребенок знает, что он никогда не встретит отказа. Спать он ложится тоже с матерью. Другое дело маленький европеец. Мать его хоть и любит, но не очень-то балует. Лежит он в кроватке, смотрит в потолок. Хорошо еще, если кто-то из знакомых заинтересуется малышом. Питание строго по расписанию: поел, жди следующего раза. Проблема фигуры для европейцев имела тоже немаловажное значение, поэтому они старались поскорее перевести ребенка на искусственное кормление.
Итак, общение с близким взрослым, новые впечатления, чувство безопасности все это маленький африканец получает в избытке, европейскому же малышу этого не хватает. Вот он и отстает в развитии. Но самое любопытное то, что к 2 годам развитие африканского ребенка резко замедляется; европейские сверстники догоняют, а затем и перегоняют его, начинает сказываться уровень культуры окружения. Африканская мать начинает проводить с ребенком меньше времени, т.к. у нее много других забот, а ребенок уже более или менее самостоятелен. Европейские мамы, наоборот начинают уделять больше внимания воспитанию своего ребенка.
Вывод очевиден: чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие.[24]
Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития. Более того, имеются основания считать, что в отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, в затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Это заслуживает самого пристального внимания.
Многие
факторы указывают на значение «возрастной
чувствительности» как
Возрастные
особенности психики
Э.Эриксон утверждал, что события первого года жизни формируют у ребенка “основы доверия” в отношении внешнего мира. А также некоторую внутреннюю убежденность в том, что он пришел в мир, который его ждал. В мир, который был бы рад ему.
Важно подчеркнуть, что, если не будет сформировано это чувство базового доверия к миру, то место это не останется пусто его займет чувство “базового недоверия” к миру, боязнь этого мира. Существенно и то, что формирование чувства базового доверия нельзя отложить на потом, потому что если определенная задача развития не решена в отведенное для этого время, то впоследствии это бывает сделать значительно труднее, а порой и невозможно.
Средства для решения этой задачи развития и легки и трудны одновременно. Собственно, средство только одно: мать все время должна быть рядом с ребенком, должна все время любить его, улыбаться, нежно и весело разговаривать с ним; она всегда должна быть готова накормить, напоить, обогреть малыша, руки ее неизменно должны быть теплыми и ласковыми, готовыми сменить мокрую пеленку, покачать. Все это должно сопровождаться веселым, ласковым разговором с малышом. Мама ни в коем случае не должна игнорировать плач ребенка и тем более наказывать малыша за какие-то проступки своим невниманием. Она при этом должна быть внутренне уверена в том, что делает очень важное, может быть, самое важное дело в своей жизни.[26]
Роль матери в жизни ребенка огромна. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого, каковым является мать. Мать удовлетворяет органические потребности ребенка – кормит, купает, переворачивает с одной стороны на другую. Мать также удовлетворяет растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Перемещаясь в пространстве благодаря маме (или другому взрослому человеку), ребенок имеет возможность видеть большее количество предметов, их смещение, дотрагиваться до них, а затем и схватывать. От матери исходят также основные слуховые и осязательные впечатления.
Ребенок постоянно нуждается во взрослом человеке. Только благодаря постоянной помощи близких взрослых ребенок может выжить в тот период, когда он не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои потребности.
Разлука матери и ребенка. Хотя Боулби интересовался "неспособностью выработать импринтинг", еще больше его интересовали случаи, когда у ребенка формировалась привязанность к близкому человеку (матери или опекуну), а затем он страдал от разлучения. Перелом во взглядах на такие ситуации был вызван научным фильмом, снятом коллегой Боулби Джеймсом Робертсоном в 1952 году. Фильм запечатлел 8-дневную госпитализацию Лоры, нормальной 2-летней девочки. Как было принято в то время, посещения Лоры членами ее семьи были ограничены, и страдания маленькой девочки произвели глубокое впечатление на всех, кто смотрел фильм».
Согласно Боулби и Робертсону, эффекты разлучения, как правило, протекают по следующему сценарию. Сначала дети протестуют; они плачут, кричат и отвергают все виды заботы, предлагаемой взамен. Далее они проходят через период отчаяния; они затихают, уходят в себя, становятся пассивными и, по-видимому, находятся в состоянии глубокой печали. Наконец, наступает стадия отчужденности. В этот период ребенок более оживлен и может принять заботу медсестер и других людей. Больничный персонал может посчитать, что ребенок поправляется. Однако не все так хорошо. Когда мать возвращается, ребенок не хочет ее признавать: он отворачивается и, по-видимому, потерял к ней всякий интерес. [26]
К
счастью, большинство детей
Французский психолог Рене Спитц изучал детей в домах ребенка и в хороших ясельных учреждениях с большим количеством обслуживающего персонала. Дети из домов ребенка сильно отставали в психическом развитии. Несмотря на то, что уход, питание и гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими, процент смертности был очень большим. К 2 годам многие из них умерли от госпитализма. Большинство же из уцелевших в 4-летнем возрасте детей, не умели ходить, одеваться, есть ложкой, самостоятельно справлять нужду, говорить, отставали в росте и весе. Ясельные дети развивались нормально. Оказалось, что самый опасный и уязвимый возраст - от 6 до 12 месяцев. В это время ребенка ни в коем случае нельзя лишать общения с матерью. А если уж иначе нельзя, надо заменить мать другим человеком.
Хуже всего то, что ребенка, заболевшего тяжелой формой госпитализма, нельзя вылечить до конца. Рана, нанесенная личности, заживает, но оставляет след на всю жизнь. Американский психолог Берес исследовал личности 38 взрослых людей, которые в детстве болели госпитализмом. Только семеро из них смогли хорошо приспособиться к жизни, и были обычными нормальными людьми; остальные обладали разными психическими дефектами.
Также существует такое нарушение, как синдром внезапной смерти младенца. СВСМ определяют как внезапную смерть внешне здорового младенца или ребенка, при которой посмертное вскрытие не позволяет выяснить причину летального исхода. В течении многих лет исследователи пытались найти причину таких смертей. У них были разные предположения.
Были выяснены обстоятельства, обычно способствующие этому явлению. Риск СВСМ повышается, если мать болеет во время беременности или если не получает дородового медицинского ухода. Причиной может послужить курение, алкоголь, наркотики, принимаемые будущей матерью. Также риск СВСМ резко увеличивается в результате жесткого обращения матери (и других членов семьи) к ребенку, его заброшенности. Высокая вероятность того, что во многих случаях СВСМ скрываются последствия неправильного и безответственного обращения с ребенком, преступного обращения к нему и просто, отсутствие внимания к малышу и отсутствие близкого, теплого контакта с ним.[28]
Выделяют еще множество возможных причин СВСМ. Поэтому исследователи считают, что за его проявление ответственна группа взаимосвязанных, а может и независимых друг от друга факторов, в том числе и отношения родителей к детям.
Аномалии
в психическом и нравственном
развитии ребенка, возникающие в
условиях неблагополучных семейных
отношений, не есть следствие только их.
Они могут возникать под влиянием целого
ряда побочных, сопутствующих социальных
явлений, которые нередко становятся причиной
самой конфликтности либо действуют на
нее в качестве катализаторов (отрицательные
ориентации родителей, их низкая духовная
культура, эгоизм, пьянство и т.п.). Считается,
что конфликтная атмосфера семьи способна
неблагоприятно влиять на ребенка уже
в перинатальном периоде его развития.
Волнение матери как следствие стрессовой
ситуации вызывает повышение кислотности
крови, что оказывает разрушающее действие
на плод. Эмоциональное состояние матери
остро воспринимают дети любого возраста.
Там, где взаимоотношения родителей искажены,
развитие детей идет с отклонением от
нормы. В таких условиях омрачаются или
даже утрачиваются представления о светлых
идеалах любви и дружбы, которые человек
усваивает в раннем возрасте на примере
самых близких людей - отца и матери. Кроме
того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым
психическим травмам. В семьях с ненормальными
отношениями супругов более чем в два
раза чаще встречаются дети с аномалиями
психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях,
где родители конфликтовали между собой,
заметно возрастает массивность невротических
реакций.
Духовное развитие ребенка во многом
зависит от контактов, которые устанавливаются
между родителями и детьми. Влияние отношений
родителей к детям на особенности их развития
носит многообразный характер. Получено
достаточно убедительных доказательств
того, что в семьях с прочными, теплыми
контактами, уважительным отношением
к детям у них активнее формируются такие
качества, как доброжелательность, способность
к сопереживанию, умение разрешать конфликтные
ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное
осознание образа "Я", его целостность,
а следовательно, и более развитое чувство
человеческого достоинства. Все это делает
их коммуникабельными, обеспечивая высокий
престиж в группе сверстников.[29]
Информация о работе Роль матери в успешном развитии ребенка в период новорожденности