Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:47, реферат
Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр и более старших детей. Такие игры, как "Умные машины", "Молочная ферма", "Кому, что нужно для работы", не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, хлеборобов, доярок.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем- с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.
В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".
Нравственное
воспитание. У дошкольников формируется
нравственное представление о
бережном отношении к
Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи – воспитание нравственных чувств и отношений.
Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре "Кто построил этот дом" дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и тд. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.
Эстетическое
воспитание. Дидактический материал
должен соответствовать
Физическое воспитание. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.
Обязательными
структурными элементами дидактической
игры являются: обучающая и воспитывающая
задача, игровые действия и правила.
Дидактическая задача.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).
Например, в
известной всем игре "Магазин игрушек"
дидактическую задачу можно сформулировать
так: "Закрепить знания детей об игрушках,
их свойствах, назначении; развивать связную
речь, умение определять существенные
признаки предметов; воспитывать наблюдательность,
вежливость, активность". Такая дидактическая
задача поможет воспитателю организовать
игру: подобрать игрушки, разные по назначению,
по материалу, внешнему виду; дать образец
описания игрушки, вежливого обращения
к продавцу и т.д.
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз ("воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих - внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру "Что изменилось?" использовать для упражнений в запоминании, "Магазин игрушек" - для развития мышления, "Отгадай что задумали" - наблюдательности, внимания.
Методика проведения дидактических игр, способствующих развитию внимания детей дошкольного возраста.
Организация
дидактических игр педагогом осуществляется
в трёх основных направлениях: подготовка
к проведению дидактической игры, её проведение
и анализ. (Задание на микрогруппы: написать
основные компоненты каждого этапа дид.
игры).
В подготовку к
проведению дидактической игры входят:
· отбор игры
в соответствии с задачами воспитания
и обучения: углубление и обобщение знаний,
развитие сенсорных способностей, активизация
психических процессов (память, внимание,
мышление, речь) и др.;
· установление
соответствия отобранной игры программным
требованиям воспитания и обучения
детей определённой возрастной группы;
· определение
наиболее удобного времени проведения
дид. игры (в процессе организованного
обучения на занятиях или в свободное
от занятий и других режимных процессов
время);
· выбор места
для игры, где дети могут спокойно
играть, не мешая другим;
· определение
кол-ва играющих (вся группа, небольшие
подгруппы, индивидуально);
· подготовка необходимого
дид-го материала для выбранной
игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
· подготовка к
игре самого воспитателя: он должен изучить
и осмыслить весь ход игры, своё место
в игре, методы руководства игрой;
· подготовка к
игре детей: обогащение их знаниями, представлениями
о предметах и явлениях окружающей
жизни, необходимыми для решения
игровой задачи.
Проведение дидактических
игр включает:
· ознакомление
детей с содержанием игры, с
дидактическим материалом, который
будет использован в игре (показ
предметов, картинок, краткая беседа,
в ходе которой уточняются знания
и представления детей о них);
· объяснение хода
и правил игры. При этом воспитатель
обращает внимание на поведение детей
в соответствии с правилами игры, на чёткое
выполнение правил;
· показ игровых
действий, в процессе которого воспитатель
учит детей правильно выполнять
действие, доказывая, что в противном
случае игра не приведёт к нужному результату
(например, если кто-то из ребят подсматривает,
когда надо закрыть глаза);
· определение
роли воспитателя в игре, его участие
в качестве играющего, болельщика или
арбитра. Мера непосредственного участия
воспитателя в игре определяется возрастом
детей, уровнем их подготовки, сложностью
дидактической задачи, игровых правил.
Участвуя в игре, педагог направляет действия
играющих (советом, вопросом, напоминанием);
· подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.
Анализ проведённой
игры направлен на выявление приёмов её
подготовки и проведения: какие приёмы
оказались эффективными в достижении
поставленной цели, что не сработало и
почему. Это поможет совершенствовать
как подготовку, так и сам процесс проведения
игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме
того, анализ позволит выявить индивидуальные
особенности в поведении и характере детей
и, значит, правильно организовать индивидуальную
работу с ними. Самокритичный анализ использования
игры в соответствии с поставленной целью
помогает варьировать игру, обогащать
её новым материалом в последующей работе.
3.Руководство
дидактическими играми
дошкольников.
Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.
Игровые действия.
Дидактическая
игра отличается от игровых упражнений
тем, что выполнение в ней игровых
правил направляется, контролируется
игровыми действиями. Например, в игре
"Так бывает или нет?" правилами
игры требуется: заметить в стихотворении
"Это правда или нет?" Л.Станчева все
небылицы:
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А замой среди ветвей
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда
или нет?
Игра проводится так часто, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, тот, кто заметил небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, у победителя будет шесть фишек. Он получат приз.
Развитие игровых
действий зависит от выдумки воспитателя.
Иногда и дети, готовясь к игре, вносят
свои предложения: "Давайте мы спрячем,
а кто-нибудь будет искать!", "Давайте
я считалочкой выберу водящего!"
"Узнай элементы
узора".
Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Материал. Большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.
Игровые правила. Определить какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.
Ход игры. Получив
большую карту и несколько маленьких,
внимательно рассмотрев их, играющие выбирают
те элементы, которые встречаются в узоре,
и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий
следит за правильностью выполнения задания.