Роль игры в развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы.
I. На основе анализа теоретической литературы:
1. Определить значение игры для психического и физического развития ребенка;
2. Показать роль игры как важного средства воспитания;
3. Классифицировать игры по способам организации.
II. На основе наблюдений и опыта организации игр:
1. Раскрыть зависимость уровня развития и типа игр от возрастных особенностей.
2. Показать методы исследования игр детей школьного возраста.
3. Представить методические рекомендации по организации игр.

Работа содержит 1 файл

Роль игры в развитии ребёнка.docx

— 50.06 Кб (Скачать)

К таким играм относятся: «Нарисуй слово», «Загадочный предмет», «Черный ящик», «Детективы», «Пожалуйста» или «Капитаны». А также различные  настольные игры, в т.ч. «шашки», «шахматы». Можно устроить состязание по этим играм с награждением и призами.

Обычно подростков привлекает игра, которая охватывает детей не одного отряда, а целой  дружины. Такая игра приобретает  как бы общественное значение  и потому больше нравится старшим ребятам. Организация игр на первый взгляд представляет трудности, т.к. при этом должны быть учтены возрастные особенности младших и старших ребят. Однако не так уж трудно добиться сочетания интересов разных по возрасту школьников, если подходить серьезно к распределению ролей в игре и стремиться приблизить игровые эпизоды к ситуациям действительной жизни, последнее привлекает к себе школьников подросткового возраста.

В детских оздоровительных  центрах не раз наблюдались такие  игры, в которых с удовольствием  участвовали все дети. Приведу  описание одной из таких игр.

Игра начиналась после  ужина, хотя подготовка к ней велась в течение всего дня. План игры был придуман вожатым совместно  с представителем отрядов. Игра называлась «Охота на мамонтов», и была подчинена  общей идеи недели истории. Чтобы  всем было интересно, в соответствии с этим распределили роли.

Несколько ребят были выбраны в качестве «мамонтов», это  12 человек. По несколько человек из старших отрядов выбрали в качестве «охотников» для организации нескольких этапов, которые они должны были преодолеть. Здесь были встречи с  «волками»,  «болото», нужно было пройти через  «ущелье» по сваленному дереву, и много других «неожиданностей»

Все отряды выходили «на охоту» через несколько минут. Причем это были не отряды, а «племена дикарей» со всеми соответствующими атрибутами. Ребята готовили костюмы, не обошлось и без грима, им непременно хотелось идти в битву с «боевой  раскраской» на лицах. В конце  игры все довольные «дикари» собрались  на костер. Каждое «племя дикарей» с  визгами исполняло «ритуальные  танцы»,которые готовили в течении  дня, и бросали свои трофеи в огонь. После этого водили хороводы, дружили  с соседними племенами.

Эта игра имела успех, т.к. в ней было все то, что необходимо для младших школьников, и в  то же время в ней был полный простор, все условия для проявления лучших качеств: трудность, элементы соревнования, и своя важная интересная роль у  каждого из играющих.

Вопрос о сочетании  игры и труда должны решаться в  зависимости от двух обстоятельств, определяющих отношение детей к  любому делу.

Во-первых, насколько  она представляется детям серьезным, важным.

Во-вторых, от того, насколько  доступны детям навыки, умения и  организация этого дела.

Каждая игра, как  показывает опыт работы, оказывает  свое воспитательное влияние, когда  в перспективе её находится серьёзное  дело, и когда на всем протяжении игры дети видят практическую ценность для  людей того дела, которое они совершают в форме игры.

§2.Педагогическое руководство  организаций игр.

Чтобы эффективно воспитывать  школьников, недостаточно знать набор  игр. Игра, как и  любое другое средство, становится воспитательным фактором только при соблюдении ряда условий.

Главное из них - это  отношение педагога к детям, которое  выражается при помощи игровых приемов. Его можно назвать игровой  позицией педагога.

Организаторы игры в условиях лагеря признаются, что  самый трудный момент в организации  игры - это вовлечение педагогов  в игровую позицию. Встречаются  педагоги, которые до конца смены  не «входят» в игру.

Можно заметить, что, если по отношению к ребенку мы говорим о воспитании игрой, то по отношению к педагогу это испытание  игрой. Игровая позиция  педагога это, прежде всего, особый стиль отношений между взрослыми и детьми.

Интересен сам процесс  овладения игровым педагогическим методом.  Никакие рассказы об игровом методе не дадут этого представления о воспитательном значении игры, какое может сложиться почти мгновенно, если педагог сам включит себя в систему игровых действий, начнет играть.

Игровая позиция педагога потому и превращает игру в воспитательный фактор, что способствует гуманизации  взаимоотношений «учитель-ученик».

Это основная функция  игровой позиции педагога, которая  способствует созданию творческой атмосферы.

Очень многие игры, которые  проходят неудачно и не заинтересовывают детей, страдают одним недостатком- отсутствием четко продуманной  роли для каждого участника. Поэтому  при организации игр педагог  должен умело распределить роли между  участниками, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей.

Условия развертывания  самодеятельных игр школьников позволяет  понять, почему творческие игры, организуемые взрослыми, подчас не увлекают детей.

Взрослые, организуя  игру, должны создать то общее, единое отношение у детей к игре, которое  всегда уже существует у группы детей, объединенных самостоятельной игрой. Взрослый должен сам обеспечить интимность, серьезность и общность отношений  к игре у всех играющих. Иначе  игра не состоится, а это возможно, когда он сам серьезно и чутко  отнесется к игре.

Отсюда вытекает первое требование, которому должна удовлетворять  специально организованная игра. Оно  состоит в том, что большинство  играющих должны быть заинтересованы в её сюжете.

Инициатива в самой  игре должна принадлежать детям, даже если предложил её взрослый. Ни в  коем случае взрослый не должен навязывать игру детям, если они не заинтересованы, т.к. эта  затея не только обречена на провал, но и создаёт недоброжелательные отношения между педагогом и детьми.

Правильное отношение  к игре, специально организованной с воспитательными целями, взрослый может создать только при том  условии, когда он сам считает  её нужной и серьезной деятельностью, увлечен идеей  игры, её замыслом и хочет увлечь ими детей. Однако, замысел игры всегда должен соответствовать интересам детей, иначе они не будут увлечены им т.е. к педагогу предъявляются огромные требования.

Часто при проведении сюжетно-ролевых игр с детьми школьного возраста педагоги сталкиваются не с отсутствием интереса детей  к какой-либо стороне деятельности взрослых, не с тем, что трудно пробудить  стремление играть на данном сюжете, а  с трудностью развертывания самой  игры. Поэтому функция взрослого  не должна заканчиваться разработанным  совместно с детьми планом игры ,а  только начинаться в тот момент. Главное дело взрослого не начать игру, а провести её. Причем провести её так, чтобы в процессе игры были решены те воспитательные задачи, которые  педагог ставит в своей работе с данным коллективом.

Если взрослый не выполняет пришедших к нему с  игрой обязанностей, игра распадается. Многие считают, что она распалась, потому что ребята не испытывали интереса к ней. Так утешают себя педагоги, которые сами не заинтересованы и  не хотят тратить своё время, силы и энергию на то, что в глубине  души, видимо, считают не столь важным. На самом деле, если уже начатая  игра распадается или не приносит ожидаемого эффекта, как правило, виноват  в этом организатор игры.

Игра становится действительным средством воспитания при условии  целенаправленной педагогической работы. Содержание  педагогического руководства игрой включает 3 этапа.

В предигровой (подготовительный) период воспитатель помогает детям  выбрать игру или придумать новую, согласовать замыслы, распределить роли. Кроме того, важно помочь подобрать  реквизиты, разобраться в правилах.

В ходе игры главное - способствовать развитию самостоятельности  и творчества, регулировать нравственную обстановку.

Этап подведения итогов важен для всех видов игр. Основное внимание педагог должен уделить  справедливой оценке каждого ребенка, определению победителя и проигравшего. Помимо воображаемых или предписанных правилами отношений в процессе игры возникают отношения реальные: дружба или вражда, возникнув в  играх, могут переходить в повседневную жизнь детей. Так нельзя проводить  игры-соревнования в конфликтном  коллективе.

В после игровой  период задача педагога - закрепить  возникающие в играх положительные  проявления и тормозить негативные.

Активное использование  детской игры способствует повышению  эффективности воспитательного  процесса.

 

Заключение

Результатом курсовой работы является обобщение педагогического  опыта по организации игр и  их изучению, сделаны выводы о значении игры для психического и физического  развития ребенка.

На основании наблюдений и опыта организации игр раскрыта зависимость уровня развития и типа игры от возрастных особенностей. Так  же представлены методические рекомендации по организации игр.

Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации  и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:

1.Содержание игры  должно служить развитию и  воспитанию. Игры должны быть  обязательно:

а) эмоциональные (чтобы  привлекали ребенка, доставляли ему  удовольствие, радость);

б) познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);

в) игры должны быть социально  ориентированные.

2.Основная цель  педагога - последовательно руководить  процессом формирования самостоятельной  игры у каждого ребенка и  коллектива в целом ,т.к.только  игра в форме детской самостоятельности  в наибольшей степени влияет  на психическое развитие ребенка.  В этом заключается её педагогическая  ценность. Необходимо, чтобы игра  не потеряла своей ценности, свободы  и непринужденности.

3.Необходим учет  индивидуальных и возрастных  особенностей.

При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка.

 

Литература.

1)          Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

2)          Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989.

3)          Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе.-М.,1983

4)          Бобнева  М.И. Психологические проблемы  социального развития личности.-М.,1979.

5)          Воспитание детей в игре./Сост. Бондаренко С.М.-М., 1983.

6)          Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.

7)          Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

8)          Кон И.С. Социология личности. - М., 1968.

9)          Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков. – М.: Просвещение, 1967.

10)     Спиваковская А.С. Игра-это серьезно. - М.: Педагогика, 1981.

11)     Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.

12)     Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., 1988.

13)     Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

Информация о работе Роль игры в развитии ребенка