Роль белорусского народного декоративно-прикладного искусства в познании детьми дошкольного возраста культуры родного края

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:07, реферат

Описание работы

Главной задачей системы образования является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно осуществляется в неразрывной связи с дальнейшим продвижением общества по пути социально-экономического и научно-технического прогресса, с развитием общественных отношений. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколе

Работа содержит 1 файл

реферат по ИЗО.docx

— 24.44 Кб (Скачать)

Государственное учреждение образования «Белорусский государственный  педагогический университет имени  Максима Танка»

Институт повышения квалификации и переподготовки

Специальность «Дошкольное  образование»

 

 

 

 

 

Роль белорусского народного декоративно-прикладного  искусства в познании детьми дошкольного  возраста культуры родного края

 

 

 

 

 

 

                                                                             выполнила: слушатель I курса

                                                         группы №Д-2 (12)

                                                                       Клакевич Ольга Ивановна

 

 

 

 

Минск  2012

Главной задачей системы  образования является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно  осуществляется в неразрывной связи  с дальнейшим продвижением общества по пути социально-экономического и  научно-технического прогресса, с развитием  общественных отношений. Системе народного  образования принадлежит ведущая  роль в гражданском становлении  подрастающего поколения, воспитании у молодежи любви к родному краю. Детские учреждения, являясь начальным звеном в этой системе, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире.

В последние годы повысился  интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением  дошкольников с различными сторонами  окружающей действительности и воспитанием  у них на этой основе любви к  родному краю, стране. Доказана важность отбора доступных детям сведений о национальном достоянии страны, их систематизации, необходимости формирования у детей положительного отношения  к получаемым знаниям, организация  деятельности по их закреплению

Однако недостаточная  научная разработанность основ  процесса воспитания начал национального самосознания у дошкольников сказывается на практике работы детских садов, результатах деятельности воспитателей, уровне знаний детей. Следует отметить, что отсутствие целенаправленности, системы, научно обоснованного планирования работы по ознакомлению дошкольников с народным творчеством, приводит к безразличному отношению детей к своей стране. Слабая взаимосвязь между видами деятельности дошкольников, формальный подход к проведению занятий по знакомству с родным краем, недостаточная теоретическая и методическая готовность воспитателей к решению данной проблемы снижает уровень знаний детей, не способствует воспитанию национального самосознания .

Развитие ребенка в  обществе невозможно без знания культуры своего государства. Дошкольный возраст  является наиболее подходящим для овладения  белорусским языком, приобретением  представлений о национальном достоянии  страны. Именно в этот промежуток жизни  ребенка у него формируется интерес, потребность в знаниях, которые  соответствуют его природным  и индивидуальным задаткам. Через  знакомство детей с народным творчеством  будет идти и развитие эстетического  вкуса, формирование патриотических начал. Народное творчество – одно из важнейших частей материальной культуры, ценный источник для исследования этнической истории того или иного народа. Опираясь на это можно знакомить ребенка с историей родной страны.

«Жизнь всякого народа проявляется в своих ей одной  свойственных формах», - писал В.Г. Белинский, подчеркивая этим своеобразие национальных условий, в которых протекает  жизнь каждого народа. С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение декоративно-прикладного  искусства.

Одним из средств воспитания является декоративно-прикладное искусство. По своей природе, благодаря простоте содержания и приемам выполнения, оно понятно и доступно детям  дошкольного возраста. «В народном и детском творчестве, - отмечает Л.Д. Рондели, - одна природа: их роднят такие свойства, как непосредственность, простота, богатство представлений, чувство радости, праздничность, наивность, сильно выраженная условность. Для понимания природы народного искусства многое дает творчество детей. Народные умельцы, как и дети, работают без преждевременных эскизов и планов.

«Многие декоративные элементы (геометрические, линеарные, зооморфные, сказочные фантастические), которые  используются народными умельцами, доступны детям дошкольного возраста. Ребята без сложностей и с интересом  воспринимают народное искусство. Они  способны почувствовать и понять его эстетический вкус, красоту, выразительность. Простая, добрая и веселая народная игрушка, предметы быта, сделанные по законам красоты, вызывают у детей  чувство радости, увлеченности, обогащают  их художественные представления».

При систематическом и  внимательном рассматривании декоративных изделий, постоянном доступном их анализе, в непосредственной практической деятельности осуществляется увеличение сенсорного опыта детей, усвоение ими таких  художественных эталонов как цвет, форма, композиция, развиваются познавательные интересы, наблюдательность, художественный вкус, способность к эстетическому  восприятию окружающей предметной и  природной среды. На занятиях по декоративному  искусству дошкольники наиболее усваивают наиболее устойчивые эстетические традиции и художественные концепции  своего народа в сочетании с современными приемами декоративного искусства. Практические занятия, основанные на интересе и увлеченности детей, способствуют формированию у них определенных трудовых навыков и умений, воспитывают  старательность, аккуратности, самостоятельность, инициативность и т.п. практикуясь  в сложении узоров, украшении изделий, подготовке декораций, дети дошкольного  возраста постепенно осваивают основные декоративные законы, узнают специфику  и красоту труда народного  мастера, художника, декоратора. Практическая художественная деятельность развивает  чувство цвета, ритма, равновесия, единства, целостности, а также творческое мышление и фантазию.

Вопросы влияния декоративно-прикладного  искусства и ручного художественного  труда на воспитание детей дошкольного  возраста рассматривались исследователями  в разных аспектах. Важным средством  художественного развития детей  считали народное декоративно-прикладное творчество такие исследователи, как  А.А. Грибовская, Ю.В. Максимов, Н.П. Сакулина, А.И. Усова. Вопросы влияния занятий мелкой декоративной пластикой на развитие творчества детей рассматривает Н.Б. Халезова. Глубокое исследование проблемы развития ручной умелости у детей дошкольного возраста, необходимой для любых деятельностей, в том числе декоративной деятельности и ручного художественного труда, провела Т.С. Комарова.

В декоративно-прикладных работах  художественное творчество органически  сливается с трудом:

- декоративная деятельность  и ручной художественный труд  детей связывается с изготовлением  и украшением вещей - это воспитывает  эстетический вкус, развивает умственные  способности, содействует дальнейшему  развитию художественного творчества, формирует творческое отношение  к труду, развивает широкую  ручную умелость;

- овладение умениями и  навыками в процессе декоративной  деятельности и ручного художественного  труда имеет большое практическое  значение для дальнейшей трудовой  деятельности человека независимо  от того, в какой сфере он  будет работать: развивается глазомер, четкость и полнота зрительных  представлений, чувство цвета,  ритма, умение планировать последовательность  операций и т.д. 

Народное декоративно-прикладное искусство способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического  отношения детей к искусству, природе, окружающей действительности. Знакомясь с предметами народных мастеров, они узнают быт и традиции прошлого. «Дети проявляют живой  интерес к предметам народного  творчества. При выборе они отдают предпочтение тем образцам, которые  отличаются образной художественной выразительностью и красивой фактурой, отклоняют натуралистичность  в трактовке животных, растений или  цветов».

Таким образом, ознакомление дошкольников с народным творчеством  – важная и актуальная педагогическая проблема. Через него идет развитие позновательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитывается старательность, аккуратность, инициативность. Также, через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, а в целом научаются чувствовать общее, человеческое.

 

Как показала практика, старшим  дошкольникам доступны такие виды декоративно-прикладной деятельности, как вышивка, аппликация из ткани, засушенных листьев и растений (флористика), из соломки, вытинанка, макраме, декоративная лепка, составление декоративных узоров по мотивам народных.

Остановимся более подробно на таких видах, как изделия из соломки и вытинанка.

 

 

 

 

 

ВЫТИНАНКА

Вытинанка - вид народного декоративно-прикладного искусства: вырезание из бумаги ажурных узоров и образов.  Возник в Китае, с течением времени появился и в Европе.

На  территории Беларуси с XVI века стала  распространяться в среде знати  силуэтная вырезка (черно-белые реалистичные изображения людей, природных мотивов, бытовых сцен). Народная  вытинанка отличалась  от силуэтной техникой исполнения. Бумага складывалась либо гармошкой, либо  2 раза  попалам и затем в виде треугольников, либо только попалам и по сторонам вырезались простые ажурные узоры. Таким образом отдельные элементы  были симметричны.

Современная белорусская вытинанка характерна своей богатой и разнообразной тематикой, техникой исполнения, оригинальными дизайнерскими решениями, но при этом всегда ориентируется на народные традиционные мотивы. Декоративные узоры, вырезанные ножницами из бумаги, наклеивали на стены и потолки свежевыбеленных из б. Вырезали деревья, вазы с цветами, птиц.

В наше время «вытинанками» украшают открытки, подарки, книги, вырезают снежинки к Новому году. 

Детям старшего дошкольного  возраста доступно выполнение следующих видов вытинанок:

-- Центрическая (розетковая)  вытинанка- из бумаги, сложенной в 4-8 раз таким образом, что оси симметрии прекращаются в центре. В отличие от симметричной вырезанки центрическая имеет несколько осей симметрии, которые проходят через один центр. Поэтому она и называется центрической.

-- Симметричная (зеркальная) – из бумаги, сложенной пополам.

-- Рапортная вытинанка – из бумаги, сложенной несколько раз гармошкой.

Для выполнения ажурной работы  понадобятся следующие материалы  и инструменты:

— маникюрные ножницы с острыми  кончиками (для прорезания мелких деталей); 
— парикмахерские ножницы (для крупных работ); 
— канцелярский нож или скальпель (для надрезов); 
— тонкая бумага; 
— клеящий карандаш.

Соломоплетение и аппликации из соломки

Соломка - древнейший из материалов, возделываемый и обрабатываемый человеком. Руки, взявшие первый колос и первый стебель уже никогда не оставляли их, глаза, увидевшие красоту налитого колоса и золотистого стебля не смогли отвернуться от них. Так повелось от поколения к поколению, генетически передалось современным мастерам. 
    На протяжении последних десятилетий соломоплетение и аппликация соломкой стали визитной карточкой искусства Беларуси. Стремительное и бурное развитие этих ремесел во второй половине 20 века, позволили им от первобытного уровня форм и техник достичь вершин профессионального искусства 
.   Произведения современных белорусских мастеров украшают экспозиции многих музеев Беларуси и других стран. Они достойны создания собственного музея, где были бы сохранены, собраны воедино и представлены в полном объеме развившихся в этих ремеслах направлений, как унаследованных из прошлого, так и возникших на ниве неустанных поисков современных мастеров.

Дошкольникам  доступны техника аппликации из соломки  и соломоплетение.

В работе по аппликации из соломки придерживаются в основном тех же правил, что  и в аппликации из бумаги.

Выполняют аппликацию в определенной последовательности, начиная с выбора сюжета.

Для фона потребуется материал, который  должен быть плотным: фанера, картон, бархатная  бумага. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым. Можно также подобрать  подходящий лист шпона.

Диапазон работы соломкой широк  и разнообразен: соломкой делают аппликацию различных видов, соломкой инкрустируют, из соломы плетут интересные поделки  и необходимые вещи, делают соломенную скульптуру. Творческое видение исполнителя  способно создать из соломы и простые  и самые неожиданные образы и  формы.

Таким образом,  гипотеза о том, что у детей среднего дошкольного возраста можно сформировать чувство любви к родному краю под воздействием декоративно-прикладного  искусства, если правильно осуществить  подбор произведений, которые способствую  воспитанию патриотических чувств, когда  знакомство с народным творчеством  является составляющей частью общей  системы ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни.

Список использованной литературы:

 

 

1. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. М., 1999.

2. Бодрова Е. Народное творчество в воспитании детей //Дошкольное воспитание. - 1989. - №10. - С. 12-14.

3. Братская Т.Б. Ознакомление старших дошкольников с белорусским декоративно-прикладным искусством / Методические рекомендации.

4. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. - М., 1990.

5. Виноградова  Н.Ф., Файзулина Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей 5-7 лет // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Сб. науч. тр. М.:, 1983. С. 24-29.

6. Далучэнне дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры / Уклад.: Н. Ул. Зайцава і інш. Мн., 2003.

7. Дубінін Дз.У., Дубініна Дз.М. Мая родная старонка: Дапам. для педагогаў дашк. устаноу. – Мн.: Полымя, 2000.

8. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации. Мн., 2000.

9. Сахута М.Я. Фарбы роднай зямли. – М.,1985.

10. Сахута Я.М. Беларускае народнае мастацтва. Мн., 1980.

11. Сілівон В.А. Навучанне дашкольнікаў дэкаратыунай творчасці: Кн. Для выхавацеляу дзіцячых садоў. – Мн.,1989.

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль белорусского народного декоративно-прикладного искусства в познании детьми дошкольного возраста культуры родного края