Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:07, реферат
Главной задачей системы образования является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно осуществляется в неразрывной связи с дальнейшим продвижением общества по пути социально-экономического и научно-технического прогресса, с развитием общественных отношений. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколе
Государственное учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Институт повышения
Специальность «Дошкольное образование»
Роль белорусского
народного декоративно-
Минск 2012
Главной задачей системы
образования является всестороннее
гармоничное развитие личности. Оно
осуществляется в неразрывной связи
с дальнейшим продвижением общества
по пути социально-экономического и
научно-технического прогресса, с развитием
общественных отношений. Системе народного
образования принадлежит
В последние годы повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. Доказана важность отбора доступных детям сведений о национальном достоянии страны, их систематизации, необходимости формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организация деятельности по их закреплению
Однако недостаточная научная разработанность основ процесса воспитания начал национального самосознания у дошкольников сказывается на практике работы детских садов, результатах деятельности воспитателей, уровне знаний детей. Следует отметить, что отсутствие целенаправленности, системы, научно обоснованного планирования работы по ознакомлению дошкольников с народным творчеством, приводит к безразличному отношению детей к своей стране. Слабая взаимосвязь между видами деятельности дошкольников, формальный подход к проведению занятий по знакомству с родным краем, недостаточная теоретическая и методическая готовность воспитателей к решению данной проблемы снижает уровень знаний детей, не способствует воспитанию национального самосознания .
Развитие ребенка в обществе невозможно без знания культуры своего государства. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для овладения белорусским языком, приобретением представлений о национальном достоянии страны. Именно в этот промежуток жизни ребенка у него формируется интерес, потребность в знаниях, которые соответствуют его природным и индивидуальным задаткам. Через знакомство детей с народным творчеством будет идти и развитие эстетического вкуса, формирование патриотических начал. Народное творчество – одно из важнейших частей материальной культуры, ценный источник для исследования этнической истории того или иного народа. Опираясь на это можно знакомить ребенка с историей родной страны.
«Жизнь всякого народа проявляется в своих ей одной свойственных формах», - писал В.Г. Белинский, подчеркивая этим своеобразие национальных условий, в которых протекает жизнь каждого народа. С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение декоративно-прикладного искусства.
Одним из средств воспитания является декоративно-прикладное искусство. По своей природе, благодаря простоте содержания и приемам выполнения, оно понятно и доступно детям дошкольного возраста. «В народном и детском творчестве, - отмечает Л.Д. Рондели, - одна природа: их роднят такие свойства, как непосредственность, простота, богатство представлений, чувство радости, праздничность, наивность, сильно выраженная условность. Для понимания природы народного искусства многое дает творчество детей. Народные умельцы, как и дети, работают без преждевременных эскизов и планов.
«Многие декоративные элементы (геометрические, линеарные, зооморфные, сказочные фантастические), которые используются народными умельцами, доступны детям дошкольного возраста. Ребята без сложностей и с интересом воспринимают народное искусство. Они способны почувствовать и понять его эстетический вкус, красоту, выразительность. Простая, добрая и веселая народная игрушка, предметы быта, сделанные по законам красоты, вызывают у детей чувство радости, увлеченности, обогащают их художественные представления».
При систематическом и внимательном рассматривании декоративных изделий, постоянном доступном их анализе, в непосредственной практической деятельности осуществляется увеличение сенсорного опыта детей, усвоение ими таких художественных эталонов как цвет, форма, композиция, развиваются познавательные интересы, наблюдательность, художественный вкус, способность к эстетическому восприятию окружающей предметной и природной среды. На занятиях по декоративному искусству дошкольники наиболее усваивают наиболее устойчивые эстетические традиции и художественные концепции своего народа в сочетании с современными приемами декоративного искусства. Практические занятия, основанные на интересе и увлеченности детей, способствуют формированию у них определенных трудовых навыков и умений, воспитывают старательность, аккуратности, самостоятельность, инициативность и т.п. практикуясь в сложении узоров, украшении изделий, подготовке декораций, дети дошкольного возраста постепенно осваивают основные декоративные законы, узнают специфику и красоту труда народного мастера, художника, декоратора. Практическая художественная деятельность развивает чувство цвета, ритма, равновесия, единства, целостности, а также творческое мышление и фантазию.
Вопросы влияния декоративно-
В декоративно-прикладных работах художественное творчество органически сливается с трудом:
- декоративная деятельность
и ручной художественный труд
детей связывается с
- овладение умениями и
навыками в процессе
Народное декоративно-
Таким образом, ознакомление дошкольников с народным творчеством – важная и актуальная педагогическая проблема. Через него идет развитие позновательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитывается старательность, аккуратность, инициативность. Также, через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, а в целом научаются чувствовать общее, человеческое.
Как показала практика, старшим дошкольникам доступны такие виды декоративно-прикладной деятельности, как вышивка, аппликация из ткани, засушенных листьев и растений (флористика), из соломки, вытинанка, макраме, декоративная лепка, составление декоративных узоров по мотивам народных.
Остановимся более подробно на таких видах, как изделия из соломки и вытинанка.
ВЫТИНАНКА
Вытинанка - вид народного декоративно-прикладного искусства: вырезание из бумаги ажурных узоров и образов. Возник в Китае, с течением времени появился и в Европе.
На территории Беларуси с XVI века стала распространяться в среде знати силуэтная вырезка (черно-белые реалистичные изображения людей, природных мотивов, бытовых сцен). Народная вытинанка отличалась от силуэтной техникой исполнения. Бумага складывалась либо гармошкой, либо 2 раза попалам и затем в виде треугольников, либо только попалам и по сторонам вырезались простые ажурные узоры. Таким образом отдельные элементы были симметричны.
Современная белорусская вытинанка характерна своей богатой и разнообразной тематикой, техникой исполнения, оригинальными дизайнерскими решениями, но при этом всегда ориентируется на народные традиционные мотивы. Декоративные узоры, вырезанные ножницами из бумаги, наклеивали на стены и потолки свежевыбеленных из б. Вырезали деревья, вазы с цветами, птиц.
В наше время «вытинанками» украшают открытки, подарки, книги, вырезают снежинки к Новому году.
Детям старшего дошкольного возраста доступно выполнение следующих видов вытинанок:
-- Центрическая (розетковая) вытинанка- из бумаги, сложенной в 4-8 раз таким образом, что оси симметрии прекращаются в центре. В отличие от симметричной вырезанки центрическая имеет несколько осей симметрии, которые проходят через один центр. Поэтому она и называется центрической.
-- Симметричная (зеркальная) – из бумаги, сложенной пополам.
-- Рапортная вытинанка – из бумаги, сложенной несколько раз гармошкой.
Для выполнения ажурной работы
понадобятся следующие
— маникюрные ножницы с острыми
кончиками (для прорезания мелких деталей);
— парикмахерские ножницы (для крупных
работ);
— канцелярский нож или скальпель (для
надрезов);
— тонкая бумага;
— клеящий карандаш.
Соломоплетение и аппликации из соломки
Соломка - древнейший из материалов, возделываемый
и обрабатываемый человеком. Руки, взявшие
первый колос и первый стебель уже никогда
не оставляли их, глаза, увидевшие красоту
налитого колоса и золотистого стебля
не смогли отвернуться от них. Так повелось
от поколения к поколению, генетически
передалось современным мастерам.
На протяжении последних
десятилетий соломоплетение и аппликация
соломкой стали визитной карточкой искусства
Беларуси. Стремительное и бурное развитие
этих ремесел во второй половине 20 века,
позволили им от первобытного уровня форм
и техник достичь вершин профессионального
искусства
. Произведения современных
белорусских мастеров украшают экспозиции
многих музеев Беларуси и других стран.
Они достойны создания собственного музея,
где были бы сохранены, собраны воедино
и представлены в полном объеме развившихся
в этих ремеслах направлений, как унаследованных
из прошлого, так и возникших на ниве неустанных
поисков современных мастеров.
Дошкольникам доступны техника аппликации из соломки и соломоплетение.
В работе по аппликации из соломки придерживаются в основном тех же правил, что и в аппликации из бумаги.
Выполняют аппликацию в определенной последовательности, начиная с выбора сюжета.
Для фона потребуется материал, который должен быть плотным: фанера, картон, бархатная бумага. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым. Можно также подобрать подходящий лист шпона.
Диапазон работы соломкой широк и разнообразен: соломкой делают аппликацию различных видов, соломкой инкрустируют, из соломы плетут интересные поделки и необходимые вещи, делают соломенную скульптуру. Творческое видение исполнителя способно создать из соломы и простые и самые неожиданные образы и формы.
Таким образом, гипотеза о том, что у детей среднего дошкольного возраста можно сформировать чувство любви к родному краю под воздействием декоративно-прикладного искусства, если правильно осуществить подбор произведений, которые способствую воспитанию патриотических чувств, когда знакомство с народным творчеством является составляющей частью общей системы ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни.
Список использованной литературы:
1. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. М., 1999.
2. Бодрова Е. Народное творчество в воспитании детей //Дошкольное воспитание. - 1989. - №10. - С. 12-14.
3. Братская Т.Б. Ознакомление старших дошкольников с белорусским декоративно-прикладным искусством / Методические рекомендации.
4. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. - М., 1990.
5. Виноградова Н.Ф., Файзулина Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей 5-7 лет // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Сб. науч. тр. М.:, 1983. С. 24-29.
6. Далучэнне дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры / Уклад.: Н. Ул. Зайцава і інш. Мн., 2003.
7. Дубінін Дз.У., Дубініна Дз.М. Мая родная старонка: Дапам. для педагогаў дашк. устаноу. – Мн.: Полымя, 2000.
8. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации. Мн., 2000.
9. Сахута М.Я. Фарбы роднай зямли. – М.,1985.
10. Сахута Я.М. Беларускае народнае мастацтва. Мн., 1980.
11. Сілівон В.А. Навучанне дашкольнікаў дэкаратыунай творчасці: Кн. Для выхавацеляу дзіцячых садоў. – Мн.,1989.