Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:57, реферат
Основные направления в организации ежедневного режима работы музыканта - это:
физическая подготовка;
разыгрывание перед началом занятий;
работа с сосредоточенным вниманием;
режимный и целевой подходы к занятиям.
определение количества ежедневных занятий.
РЕЖИМ И ГИГИЕНА РАБОТЫ МУЗЫКАНТА.
Основные направления в организации ежедневного режима работы музыканта - это:
Физическая подготовка дает ощущение здоровья, силы, выносливости, повышает настроение, активизирует все психические процессы музыканта: улучшает концентрацию внимания, активизирует мышление и память, и т.д. Физическая подготовка музыканта может включать в себя такие виды спорта, как бег, плавание, футбол и т.д. (т.е. направленные на развитие общей выносливости организма). Не особенно рекомендуются упражнения, связанные с силовыми напряжениями в области рук и плеч.
Разыгрывание необходимо не только для разминки и разогрева рук, пальцев и т.д., но прежде всего для того, чтобы музыкант пришел в особое состояние психологической активности, «боевой готовности», «вработанности», при котором активизируется внимание музыканта, обостряются ощущения, ускоряется мышление и т.д. Разыгрываться рекомендуется на гаммах и специальных упражнениях.
Работа за инструментом приносит пользу только тогда, когда музыкант работает с сосредоточенным вниманием, т.е. четко контролируя и анализируя свою игру. Многие начинающие музыканты занимаются без внимания: во время игры они часто думают о посторонних вещах - о каком-нибудь развлечении, о невыученном уроке по другим предметам, о звонке по телефону друзьям и т.д. Руки в этот момент играют механически, и все это представляет собой только формальное отсиживание за инструментом положенного количества часов и часто ведет к появлению и закреплению различных ошибок. Известный пианист Григорий Коган говорил, что если голова ученика не устала раньше, чем его спина, значит он и не начинал еще заниматься по-настоящему, попусту потратил время и силы.
В ежедневных занятиях музыкант может использовать два разных подхода - режимный и целевой:
Режимный подход: музыкант каждый день занимается определенное количество часов (например, 4 часа в день) и не превышает эту норму, даже если после работы что-то остается недоделанным.
Этот подход воспитывает волю, усидчивость, ответственность, и т.д. Но недостатком здесь может стать формальное отсиживание положенных часов, когда произведение играется, но по-настоящему ничего не выучивается, зря тратится время (т.е. когда музыкант работает без внимания и контроля своей игры).
Целевой подход: музыкант занимается до тех пор, пока не добьется того, что он задумал сделать (например, выучить в быстром темпе какой-нибудь пассаж, запомнить наизусть произведение, сыграть без ошибок этюд в быстром темпе три раза, и т.д.).
Достоинство целевого подхода - высокая эффективность работы, достижение конкретных результатов. Недостаток -- опасность, что музыкант за один раз будет стараться выучить то, на что требуется не один месяц работы (например, довести до быстрого темпа, сразу выучить наизусть, и т.д.). Это грозит истощением сил, снижением работоспособности (из-за большого перенапряжения), а также нестабильным результатом, полученным за короткий срок.
Молодому музыканту следует научиться разумному соотношению обоих подходов к занятиям, учитывая их достоинства и недостатки.
О количестве занятий. Количество времени, необходимое для ежедневных занятий музыканта, зависит от того, как долго музыкант может заниматься, сохраняя сосредоточенное внимание на работе. Методисты и физиологи рекомендуют заниматься примерно 4 часа в день с перерывами для отдыха через каждые 40 - 45 минут. Отдых должен быть не более 10 - 15 минут, т.к. при перерыве более 15 минут теряется состояние разыгранности. Для музыкантов со слабой нервной системой предпочтительней частый и короткий отдых. Для тех, кто обладает сильной нервной системой, предпочтительнее делать перерывы после полутора-двух часов работы.