Рейтинговая система оценки достижений обучающихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы очень актуальна на сегодняшний день. Ведь сегодня меняются цели и задачи обучения, и, соответственно, меняются образовательные стандарты, учебные планы, идет процесс дифференциации образовательного процесса по профилям и уровням обучения. Решению данных задач способствует применением целого ряда педагогических средств, среди которых особое место занимает контроль и оценивание как необходимая составная часть учебного процесса.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы контроля и оценки знаний 6
1.1. Проблема мотивации учащихся в современной системе образования 6
1.2. Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели. 9
1.2.1 Расчет учебной успешности в условиях рейтинговой системы 14
Выводы по I-ой главе 16
Глава II. Расчет учебной успешности студентов РГУТиСа по дисциплине «Качество образования и система его обеспечения» 18
2.1. Определение поурочной учебной успешности студентов 18
2.2. Определение учебной успешности по пройденной теме 23
Выводы по II-ой главе 25
Заключение 26
Библиография 28
Приложения ……………………………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая2.doc

— 247.50 Кб (Скачать)
 
 

 

     Для усиления мотивации в качестве поощрения  предлагается следующее:

    • если студенты находятся на наивысшем и высшем уровне учебной успешности, то они освобождаются от тематической контрольной работы, получая при этом задание связанное либо с информационной активностью, либо проблемного характера;
    • студенты, значительно повысившие по мере изучения предмета свой рейтинговый уровень и при этом подтверждают его регулярно – получают задания, которые позволят ими еще более поднять свой рейтинговый уровень,
    • при наличии спорной отметки за четверть – отметка выводится в пользу учащегося.

    Выводы  по II-ой главе

     Итак, была разработана технология рейтинговой  оценки учебной успешности студентов РГУТиСа по дисциплине «Качество образования и система его обеспечения».  За основу были взяты следующие оценочные критерии учебно-воспитательного процесса: успеваемость, домашнее задание, информационная активность, участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала, пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).

     Выведенная  итоговая рейтинговая отметка учебной  успешности в данной технологии дает возможность показать преподавателям и студентам действительную картину состояния процесса обучения, что в свою очередь, позволит произвести коррекцию процесса обучения, спрогнозировать результаты обучения, соотнести состояние учебной успешности в начале обучения и на выходе.

    Заключение

 

     Совершенствование форм и методов контроля привело, в конечном итоге, к необходимости  модернизации системы контролирующих действий, что определило качественное изменение места контроля в учебном процессе.

     Для объективизации контроля качества знаний учащихся и мотивирования их к учебной деятельности, в образовательный процесс была введена система рейтингового контроля и оценки знаний.

     Рейтинговая система оценки знаний позволяет  студентам:

    • осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по данной дисциплине;
    • четко понимать систему формирования итоговой оценки;
    • своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;
    • углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение семестра.
    • вносить в течение семестра коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

     Преподавателям  рейтинговая система позволяет:

    • рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу студентов;
    • иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;
    • своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
    • точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости;
    • обеспечить более точную градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.

     Рейтинговая система не только снимает многие противоречия в контроле знаний учащихся, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения.

     Внесение  духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, находит оптимальный выход  в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей  и, самое главное, болезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией учащихся, подготавливает почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между преподавателем и учащимся.

     Итак, применяя в педагогической практике систему рейтинг-контроля вместе с  технологией рейтинговой оценки учебной успешности учащихся, в образовательном  процессе будут исполняться потребности  общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных к творческой и активной деятельности.

    Библиография

 
  1. Аванесов  В.С. «Композиция тестовых заданий: книга для преподавателей вузов, техникумов и училищ, учителей школы, гимназий и лицеев», М, 2006 с 191
  2. Бахмутский А.Е. «Школьная система оценки качества образования//Школьные технологии», – 2008. -№1. –С.136
  3. Батура М.П., Ломако А.В., Шилин Л.Ю. «Рейтинговая система обучения на базе современных компьютерных технологий. Методическое пособие для преподавателей и студентов», Минск, 2004, с 89
  4. Букатов В.М. «Школьная оценка»,
  5. Галевский Г.В. «Современные вопросы теории и практики обучения в ВУЗе», Новокузнецк 2008
  6. Герасимова Н. «Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников». – 2003 - №6
  7. Громова Т. «Не оценивать, а мотивировать// Управление школой». – 2005. – 16-30 ноября (№22). – С. 23-25
  8. Диканская Н.Н. «Оценочная деятельность как основа управления качеством образования.// Стандарт и Мониторинг в образовании». – 2009. №3. – С. 38 – 42
  9. Костылев Ф.В. «Учить по-новому: нужны ли оценки баллы», Владивосток 2010
  10. Лусканова С.Н. «Диагностика школьной дезадаптации: для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения», - М, 2005. Приложение 1
  11. Матюхина М.В. «Мотивация учения младших школьников», - М, 2004
  12. Огай Т.Ч. «Рейтинговая аттестация студентов// Специалист» 2009, №7
  13. Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии. – 2003. - №6 с 94-99
  14. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
 
 
 
 
 
 

Приложения

Приложение 1

АНКЕТА  ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

(автор  Н.Г. Лусканова)

Цель: оценка уровня развития учебной мотивации учащихся начальной школы.

Ход исследования: данная, анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

1. Вопросы читаются  педагогом вслух, предлагаются  варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые им подходят.

2. Анкеты в  напечатанном виде раздаются  всем ученикам, и экспериментатор  просит их отметить все подходящие  ответы. Каждый вариант имеет  свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, но такой способ анкетирования затруднен в I классе, так как дети еще плохо читают. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии.

Вопросы анкеты

1. Тебе нравится в школе или не очень?

а) Не очень, б) нравится, в) не нравится.

2. Утром, когда ты  просыпаешься, ты  всегда с радостью  идешь

в школу или тебе часто хочется  остаться дома?

а) Чаще хочется остаться дома, б) бывает по-разному, в) иду с радостью.

3. Если бы учитель  сказал, что завтра  в школу не обязательно

приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты

пошел бы в школу или  остался бы дома?

а) Не знаю, б) остался бы дома, в) пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда  у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) Не нравится, б)бывает по-разному, в) нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы  тебе не задавали  домашних заданий?

а) Хотел бы, б) не хотел бы, в) не знаю. 

6. Ты хотел бы, чтобы  в школе остались  одни перемены?

а) Не знаю, б) не хотел бы, в) хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь  о школе родителям?

а) Часто, б) редко, в) не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы  у тебя был менее  строгий учитель?

а) Точно не знаю, б) хотел бы, в) не хотел бы.

9. У тебя в классе  много друзей?

а) Мало, б) много, в) нет друзей.

10. Тебе нравятся  твои одноклассники?

а) Нравятся, б) не очень, в)не нравятся.

Информация о работе Рейтинговая система оценки достижений обучающихся