Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 06:06, курсовая работа
Дидактика – это раздел педагогики, исследующий принципы, формы и методы обучения, теория обучения.
Предметом исследования Д. являются цели, содержание, закономерности и принципы обучения. Определяя, что из накопленной человечеством культуры должно стать содержанием образования и характеристикой образованной личности, Д. является теорией образования. Чтобы обеспечить усвоение учащимися содержания образования, необходимо опираться на закономерности обучения, развития и укрепления умственных способностей, знание которых позволяет разрабатывать эффективные способы обучения.
Введение.
Глава 1.
Глава 2.
Заключение.
Список литературы.
1. Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста, изучать следует то, что доступно восприятию в каждом возрасте.
2. Следует учитывать жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.
3. Следует учитывать степень индивидуальной обучаемости каждого учащегося, объединять учащихся в дифференцированные подгруппы с учетом уровня их обучаемости.
6. Обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, учащиеся отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учащимися, как правило, ниже возможных и посильных для них.
7. Для доступности следует широко использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление.
8. Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.
9. Доступность зависит от ясности изложения, четкости формулировок, образности, использования ярких фактов, примеров из жизни, литературы.
10. Доступность связана с работоспособностью: следует осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность, мы снижаем барьер доступности обучения.
2. Система дидактических принципов.
Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:
сознательности и активности;
наглядности;
систематичности и последовательности;
прочности;
научности;
доступности;
связи теории с практикой.
Эти принципы составляют систему дидактических принципов.
Суть принципа сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Для сознательного и активного овладения знаниями необходимо: приучать школьников к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения; выработать у учащихся самостоятельный подход к изучаемому материалу, глубоко продумывать те теоретические выводы и понятия, мировоззренческие и морально - эстетические идеи, которые имеются в его содержании. Решить эту задачу нельзя, если педагог не сумеет возбудить и поддерживать познавательную активность и сознательность учащихся в процессе обучения.
Суть принципа наглядности обусловлена рядом факторов:
наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.
познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. По мнению Ушинского, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.
наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному.
наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся. К наглядным пособиям относятся: реальные предметы и явления в их натуральном виде, модели машин, муляжи, иллюстративные пособия (картины, рисунки, фотографии), графические пособия (диаграммы, графики, схемы, таблицы), различные технические средства (учебные кинофильмы, средства программированного обучения, компьютеры).
Суть принципа систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения. Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся является отсутствие у них системы в учебной работе, неумение проявлять настойчивость и прилежание в учении.
Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. Прочность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации. Для прочного усвоения знаний большое значение имеет систематически осуществляемая проверка и оценка знаний учащихся.
Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Для его реализации учителю необходимо: глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений; показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа.
Суть принципа доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.
Сделать обучение доступным - значит: правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету. Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала. Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения. Необходимо совершенствовать учебные программы и учебники. Учитель должен использовать в процессе обучения яркий фактический материал, компактно и доходчиво его излагать, связывать с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям. Учитывать индивидуальные особенности мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития.
Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации данного принципа является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.
Буланова М.В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва - Ростов- на- Дону, 2004.
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., 2003.
Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) - Москва - Ростов- на- Дону, 2003.
Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы - Ростов- на- Дону, 2002.
Методика воспитательной работы. Под редакцией В. А. Сластенина - М., 2002.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., 2003.
Подласый И.П. Педагогика - М., 1999.
Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика - Ростов- на- Дону, 1996.
Сластенин В.А. Педагогика - М., 2002.
Харламов И.Ф. Педагогика - М., 2004.
Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).
Реализация основных дидактических принципов в процессе правового обучения в специальной (коррекционной) школе
Урок, будучи основной формой организации учебной деятельности учащихся с нарушением интеллекта, является и основной формой правового обучения. Как отмечает Б.П. Пузанов: «Он позволяет наиболее полно реализовать задачи образовательного и воспитательного характера, использовать различные формы и методы обучения, выбирать оптимальные их сочетания при изучении тех или иных разделов курса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в условиях группового обучения, реализовывать такие дидактические принципы, как научность, систематичность, доступность знаний, сознательность и прочность их усвоения, наглядность» [2. С. 90].
3. Принцип доступности. Правовой материал необычайно сложен для учеников специальной (коррекционной) школы. Чтобы элементы права сделать более доступными, необходимо продумать объяснение каждого понятия и положения, приводить примеры разнообразных ситуаций из жизни, обращаться к опыту самих учащихся, учить их переходить от моральной оценки поступка к юридической оценке преступления.
4. Принцип сознательности усвоения знаний. Реализуя этот принцип, учитель должен помнить, что основная задача правового обучения и воспитания – не только сообщение учащимся определенной суммы правовых знаний, но и превращение этих знаний в повседневную норму поведения. Для иллюстрации тех или иных норм и законов целесообразно использовать примеры из окружающей жизни, разбирать реальные ситуации, убеждающие школьников в необходимости правовых знаний. Б.П. Пузанов подчеркивает: «Принятие решения в создаваемой педагогом ситуации требует сознательного применения имеющихся знаний, а положительное решение проблемной ситуации показывает ученикам необходимость получаемых знаний» [2. С. 98]. Большую помощь учителю в подборе практических задач правового (юридического) содержания может оказать сборник задач с методическими рекомендациями Н.И. Элиасберги, А.А. Чухмана[8].
5. Принцип наглядности. Наглядные пособия, используемые в процессе правового обучения, играют важную образовательно-воспитательную и коррекционно-развивающую роль. В сочетании с объяснением учителя, считает Б.П. Пузанов: «Они создают предпосылки для включения самых различных источников восприятия, анализаторов, что делает процесс усвоения более эффективным» [2. С. 99]. Изучение ряда тем курса «Обществоведение» требует работы с различными схемами, таблицами, плакатами, экранными пособиями. Поэтому необходимо их правильно отбирать для уроков, учитывая, с одной стороны, что все изданные наглядные пособия предназначены для общеобразовательной школы, а с другой – что большинство из них устарели по содержанию и не соответствуют изменившейся ситуации в развитии современной России. В специальной (коррекционной) школе учитель к урокам обществоведения чаще всего готовит наглядные пособия сам (например, схему «Органы государственной власти в России», основные элементы которой подготовлены заранее в виде небольших табличек – плакатов). Наборы «разрезных» учебных плакатов позволяют обращаться к ним как на разных этапах урока, так и при изучении ряда тем. При повторении учащимся может быть дана схема с пропущенными 1–2 звеньями и предложено, используя полученные знания, заполнить пропуски соответствующими аппликациями.
Основываясь на подходах Б.П. Пузанова, рассмотрим эти принципы [2. С. 90–101].
1. Принцип научности. Несмотря на то, что в курс правового обучения в специальной (коррекционной) школе включена элементарная и сравнительно небольшая по объему правовая информация, она является научной. Основной ее источник – Конституция РФ, своды законов и законодательные акты. Но, учитывая особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и специфику самого предмета, материал этот дается в сокращенном и адаптированном варианте. Изучение элементов права связано с усвоением учащимися некоторых специальных терминов и понятий, что требует осмысления и обобщения на основе анализа внутренних причинно-следственных отношений того или иного явления.
4. Принцип систематичности и последовательности. Правовые вопросы начинают изучаться в курсе «Обществоведение» с 8 класса с опорой на знания, полученные в предшествующий пропедевтический период. Структура самого курса такова, что его изучение начинается со знакомства учащихся с такими основополагающими понятиями, как «государство», «право», «мораль». Затем изучается Конституция РФ. Материал 8 класса конкретизируется, уточняется в 9 классе при изучении прав и обязанностей граждан России. Теоретические положения сочетаются с практическим применением правовых знаний, а сложные понятия формируются через более простые и конкретные. Систематичность правового обучения определяется и комплексом межпредметных связей с рядом общеобразовательных предметов (русский язык, чтение, история, география), профессионально-трудовой подготовкой, всей системой учебно-воспитательной работы школы.
Большую помощь в усвоении правового материала оказывают экранные учебные пособия: диапозитивы, диафильмы, слайды, кинофрагменты, кинофильмы. При использовании пособий следует соблюдать некоторые рекомендации для Такие разделы учебных пособий, как «Гражданин. Мораль. Право», «О правах и свободах человека и гражданина», «Гражданин и государство», «Об обязанностях гражданина», «Современная семья» позволят учителю обеспечить материалом проведение уроков, а при наличии необходимого количества пособий в кабинете – спланировать самостоятельную работу учащихся на основе чтения отдельных статей и выполнения заданий учебника.
Изучение темы «Конституция Российской Федерации» в 8 классе требует обеспечения всех учащихся брошюрами с текстом Конституции. Знакомство с Основным законом начинается с определения самого понятия «конституция», означающего в переводе с латинского языка «учреждаю», «устанавливаю». В России Конституция была впервые принята после Октябрьской революции, в советское время. Каждая новая Конституция соответствовала определенному этапу развития государства и общества. Ныне действующая Конституция – пятая в истории государства.
Учащихся необходимо познакомить с Конституцией РФ: датой принятия, структурой (разделами, главами, статьями). На этом уроке необходимо обратиться к символам Государственной власти РФ (гербу, флагу, гимну), разобрать их суть и значение.
При изучении основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина необходимо обращаться к тексту отдельных статей, полностью прочитывая доступные для понимания учащихся статьи или предлагая их в сокращенном виде. Словарная работа при необходимости должна предшествовать чтению статьи. Содержание каждой статьи обязательно должно разбираться и подкрепляться примерами, опираться на наглядность. Так, например, на уроке по теме «Президент Российской Федерации» учитель не будет предлагать учащимся читать и объяснять все 14 статей 4 главы Конституции, но остановится прежде всего на ст. 80, касающейся основных полномочий Президента [3. С. 33]. Зачитывается и комментируется каждый из 4-х пунктов статьи, на доске (и в тетрадях) составляется небольшая схема (см. с. 203).