Развитие внимания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать ( слушать лекцию, читать трудную тему ), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять своим вниманием”. “Сосредоточенность - вечная тайна всякого совершенства” (Стефан Цвейг. “Мендель - букинист”). Так что же такое внимание ?

Содержание

I. Вступление.
II. Основная часть.
1. Общие понятия о внимании.
2. Основные функции внимания.
а) направленность внимания;
б) сосредоточенность, углубленность в деятельность;
в) контроль и регуляция деятельности.
3. Формы проявления внимания.
а) интеллектуальное внимание;
б) сенсорное внимание;
в) моторное внимание.
4. Теории внимания.
5. Физиологическая основа внимания.
а) ориентировочный рефлекс;
б) закон индукции нервных процессов;
в) принцип доминанты;
г) нейрофизиологические процессы.
6. Виды внимания.
а) непроизвольное внимание;
б) произвольное внимание;
в) послепроизвольное внимание.
7. Основные свойства внимания.
а) устойчивость внимания;
б) концентрация внимания;
в) распределение внимания;
г) переключение внимания;
д) объем внимания;
8. Отвлекаемость внимания (внешняя и внутренняя).
9. Рассеянность (мнимая и подлинная).
10. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания.
III. Заключение. Развитие внимания и внимательности.

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

     Следующий параметр внимания - его объем. Этот же параметр является основной характеристикой  краткосрочной памяти. Замечено, что  при кратковременном предъявлении человеку под силу воспринять и запомнить 5 - 7, максимум 9 предметов. Это так  называемое “правило Миллера 7 ± 2”, сформулированное американским психологом Миллером в 1945 г. Он показал, что объем внимания человека  зависит не от количества информации, а от числа блоков, или кусков информации, число которых постоянно и равно 7 ±  2. Поэтому правилу одинаково запоминаются при одновременном восприятии и 7 букв, и 7 цифр, и 7 слов, и 7 идей. Поэтому самый продуктивный, емкий - код идей, мыслей, образов. Объем внимания можно тренировать. Бросить взгляд на какой-либо предмет (дом, лицо, интерьер), а затем попытаться воспроизвести его в воображении с максимум деталей. Сравнить свои представления с реальным предметом. Везде, где возможно, нужно тренироваться в таком мгновенном схватывании информации и воспроизведении ее по памяти (витрины, плакаты, группы людей). Для увеличения объема внимания и облегчения восприятия нужно научиться рационально группировать предметы по различным признакам.

     Когда говорят об объеме, обычно подразумевают  работу внимания, направленного на зрительное восприятие. Однако если внимание проявляется одновременно в различных формах, направлено на различные виды деятельности, то говорят о распределении внимания. Нас не удивляют возможности наших бабушек одновременно смотреть телевизор и вязать или способности машинисток печатать т разговаривать. Такое возможно, когда хотя бы один из видов деятельности представляет собой хорошо знакомую привычную работу, а другая не требует полной сосредоточенности. Большинство видов умственной деятельности, связанных с интенсивной работой памяти, требуют почти 100% концентрации внимания. Известно, что сильно задумавшийся человек нередко имеет неосмысленное выражение лица, поскольку у него не остается “резервов” внимания для поддержания у себя выражения задумчивости. На этот факт обращал внимание еще Эйнштейн. Поэтому вряд ли можно верить рассказам об одновременном чтении и письме или слушания и переводе с иностранного языка. Загрузка внимания при других видах работы меньше. При мытье полов, например, - 9%, при забивании гвоздей - 40%, при вождении автомобиля - 60%, подсчете денег - 80%. Соответственно, в это время возможно выполнение и другой работы. Параметр распределения внимания тоже поддается тренировке. Попробуем одновременно писать разными руками разные слова, например, левой рукой -  свое имя, правой - фамилию. Или: считать вслух от 1 до 20. Одновременно писать “20, 19, 18¼1”. Затем наоборот: говорить: “20, 19, 18¼1”, а писать в порядке возрастания. Это труднее. Рисовать на бумаге или описывать одной рукой в воздухе круг, другой - треугольник. Подобные упражнения не являются пустой забавой. Упражнения для тренировки параметра распределения внимания способствуют увеличению наших способностей приспособления к смене ритма деятельности. Кроме того, они могут использоваться для облегчения перехода от сна к бодрствованию, сняти эмоциональных перегрузок.

     Тренируя  распределение внимания, мы замечаем, что внимание “скачет” с одного объекта на другой. Здесь имеется  другой параметр внимания - его переключение. Важность умения быстро переключаться  с одной работы на другую несомненна. Говоря о переключении, следует учитывать, что оно тесно связано с особенностями предстоящей  предыдущей деятельности. Чем глубже концентрация внимания на предыдущей работе, чем более сложной и интересной она была, тем труднее переключить внимание на новый вид деятельности, тем в большей степени сказывается эффект торможения. Разные люди по-разному переходят от одного вида деятельности к другому. Это обусловлено особенностями подвижности нервных процессов у каждого человека. Однако а параметр переключения внимания можно тренировать. Попробуем читать попеременно две или три разные книги - 15 секунд на каждую книгу. Или: страница из одной книги, страница из другой. Возьмем книги близкие по содержанию. После такого попеременного чтения нужно составить планы прочитанного в разных книгах. Параметр переключения можно использовать для определения состояния нашего внимания. Попробуем в течение нескольких дней каждое утро быстро рисовать ряд из таких, например, значков: Z   Z   Z и т. д. Сравним показатель (количество значков до первой ошибки) за несколько дней - это и будет нашей нормой. Пусть это будет 12. Попробуем сделать то же самое вечером или после интенсивной умственной работы - показатель будет не более 6 - 7. Таким образом, готовясь к серьезной работе, можно загодя с помощью параметра переключения узнать, готово ли наше внимание к этой работе.

     Наше  внимание также требует к себе внимания. От умения организовать его  работу зависит эффективность многих видов деятельности, связанных с  запоминанием. Уделим своему вниманию 5 - 10 минут в день, и результаты не замедлят сказаться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЛИТЕРАТУРА:  

     1. Иванов М. М. Техника эффективного  запоминания.

     2. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по  вниманию.

     3. Немов Р.С. Психология.

     4. Петровский А.В. Введение в  психологию.

     5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология  человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

                               КАФЕДРА  ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ  на тему: 
 

     в н и м а н  и е 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                    Выполнила: студентка МВШБ

                                                                и БД 1462 группы Куприна А.Р.       

                                                                Преподаватель: 
 
 
 
 
 

                                   ТЮМЕНЬ - 1997

Информация о работе Развитие внимания дошкольников