Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:24, статья
Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Много высказываний о труде можно найти в пословицах, произведениях классической литературы.
Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
Развитие трудовых навыков у старших дошкольников с нарушениями интеллекта через игровую деятельность
Труду как человеческой
деятельности много внимания уделялось
в народной педагогике. Много высказываний
о труде можно найти в
Важное значение трудовому воспитанию
придавал К.Д. Ушинский, который во многих
своих работах определил
Труд ребенка носит ситуативный
Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
На основе классификации Ю.К. Бабанского, В.И. Логиновой, В.Г. Нечае-вой можно выделить две группы задач: помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретения трудовых навыков, умений); развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия) [КОЗЛОВА??? ].
Эти задачи решает педагог-практик.
В исследованиях современных
Нечаева В.Г. указывала, что на протяжении дошкольного возраста предусматривается постепенное развитие у детей трудовых умений и навыков в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно-бытовом и ручном труде, труде в природе. Все эти трудовые умения и навыки, приобретенные в детском саду, являются той основой, на которой строится трудовое обучение в начальных классах школы.
В коррекционной педагогике особое внимание вызывает процесс трудового воспитания детей с нарушением интеллекта (В.Г. Нечаева, О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева).
В работах Л.П. Носковой, О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой, А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой и других авторов, исследовавших вопросы трудового воспитания детей с недоразвитием интеллекта, отмечается, что педагогически правильно организованное трудовое обучение и воспитание является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности старших дошкольников.
По мнению Е.А. Екжановой
и Е.А. Стребелевой, у подавляющего
боль-шинства умственно
В исследованиях Гаврилушкиной, Соколовой выделяется значительное увеличение приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей с недоразвитием интеллекта.
Известно, что одна из центральных задач специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта - подготовка дошкольников к обучению в школе, к участию в посильном труде. Следовательно, система педагогической коррекции в процессе алгоритмизации трудовой деятельности у дошкольников с недоразвитием интеллекта способствует успешному развитию трудовых умений и навыков у детей этой категории.
Актуальность выбранной нами темы исследования заключается в организации коррекционной работы по развитию трудовых навыков у старших дошкольников с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности наиболее доступной этой категории детей.
Целью нашего исследования является – изучение особенностей развития трудовых навыков у старших дошкольников с нарушением интеллекта.
На первом этапе мы определили значение трудового воспитания старших дошкольников с нарушением интеллекта в образовательном процессе ДОУ. Мы выяснили, что трудовое воспитание играет важную роль в образовательном процессе ДОУ: дошкольники овладевают трудовой деятельностью и различными трудовыми навыками и умениями в различных видах деятельности.
На втором этапе нашего исследования мы выявили критерии и уровни развития трудовых навыков у дошкольников с нарушением интеллекта.
В процессе исследования особенностей развития трудовых навыков у дошкольников в норме, были выявлены следующие критерии навыков:
1. культурно-гигиенические навыки
(умения быть точным и
2. самообслуживание (умение быть самостоятельным, настойчивым, ак-куратным);
3. хозяйственно - бытовые
навыки (трудолюбия, настойчивости,
упорности, доброжелательности
4. навыки ручного труда
(развитие у детей восприятия,
зрительно-двигательной
5. навыки труда в природе (развитие у детей положительного отношения к природе, трудолюбие и другие).
По мнению Екжановой Е.А. и Стребелевой Е.А. такими трудовыми навыками, дети старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта овладевают позже, чем дети в норме. Так как дошкольники с нарушением интеллекта менее самостоятельны, трудолюбивы, адекватны, организованны, не умеют действовать по плану и в коллективе, с трудом воспринимают всю информацию.
В практической части нашей работы мы выявили уровень развития трудовых навыков у старших дошкольников с нарушениями интеллекта. Данные диагностики показали достаточно низкий уровень.
На третьем этапе
мы подобрали и апробировали процесс
развития трудовых навыков у старших
дошкольников с нарушением интеллекта
посредством игровой
Нами были подобраны коррекционные занятия, направленные на развитие трудовых навыков у старших дошкольников с нарушениями интеллекта через игровую деятельность [Кинаш, 2002] и [Кобякова, Мерковская, 2009].Эти занятия заключались в том, чтобы развить культурно - гигиенические навыки; навыки самообслуживания; хозяйственно - бытовые навыки; навыки труда в природе и навыки ручного труда.
На первых занятиях мы заметили, что не все дети играют и общаются охотно, не активны, часто отвлекаются, у них нет самостоятельности, интереса к игре и общению.
Но после первого месяца проведения нашего эксперимента, мы обнаружили, что недостатки в поведении детей коррегируются в процессе игровой деятельности, меньшее количество детей отвлекается и отказывается от игры, дети становятся в игре более инициативны, самостоятельны, исполнительны. Дети становятся менее раздражительны, агрессивны, замкнуты и более подвижны, общительны, активны.
В процессе занятий по труду дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции. Действия по словесной инструкции, сначала очень простой и короткой, а затем все более развернутой, помогают развитию у детей словесной регуляции деятельности.
Изучив особенности развития трудовых навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта, мы выяснили что, у таких детей усвоение трудовых знаний, навыков и умений и применение их на практике, а также их перенос в новые условия затруднены из-за недостаточного развития интеллектуальных умений и навыков, формирующихся на основе обобщения.
Огромную помощь в понимании значения труда, в усвоении знаний о людях разных профессий оказывает игра, в которой дети под руководством педагогов обыгрывают полученные во время наблюдений впечатления, поочередно выполняя различные роли. В процессе игровой деятельности, дошкольники и в норме и с нарушением интеллекта овладевают определен-ными трудовыми умениями и навыками.
Результаты повторной диагностики доказали положительное влияние игр на процесс развития трудовых навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта. Отличительной особенностью труда детей дошкольного возраста является близость к игре.
Сравнивая полученные результаты на разных этапах эксперимента, мы видим, что дети стали более самостоятельны, трудолюбивы, активны, настойчивы и так далее, уровень развития их трудовых навыков увеличился.
Результаты исследования доказывают, что в целом использованная нами система занятий оказалась достаточно эффективной. Повторные результаты показали положительную динамику развития трудовых навыков у старших дошкольников с нарушениями интеллекта и подтвердили эффективность используемых нами методов.
Положительные изменения выразились в проявлении трудолюбия у детей, самостоятельности, аккуратности, настойчивости, доброжелатель-ности по отношению к окружающему, организованности.
Следовательно, цель исследовательской работы достигнута, все поставленные задачи решены. Результаты проведенного экспериментального исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Литература
1. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М.: Просвещение, 1999. С. 120-143.
2. Гаврилушкина О.
П., Соколова Н. Д. Воспитание
и обучение умст-венно
3. Екжанова Е. А. Системы
4. Катаева А. А., Стребелева Е.А.
Дидактические игры и