Развитие трудовых навыков у старших дошкольников с нарушением интеллекта через игровую деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:24, статья

Описание работы

Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Много высказываний о труде можно найти в пословицах, произведениях классической литературы.
Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Работа содержит 1 файл

Статья Развитие трудовых навыков у ст дошк с нарушением интеллекта.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Развитие трудовых навыков у старших дошкольников с нарушениями интеллекта через  игровую деятельность

 

 

Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось  в народной педагогике. Много высказываний о труде можно найти в пословицах, произведениях классической литературы.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический  и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в  нем всех структурных компонентов  деятельности, они пока еще находятся  в стадии развития и обязательно  предполагают участие и помощь взрослого.

На основе классификации Ю.К. Бабанского, В.И. Логиновой, В.Г. Нечае-вой можно  выделить две группы задач: помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретения трудовых навыков, умений); развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия) [КОЗЛОВА???   ].

Эти задачи решает педагог-практик.

В исследованиях современных ученых процесса трудового воспитания дошкольников, выделяются следующие противоречия: между потребностью общества в трудовом воспитании детей и недостаточной их готовностью овладеть этими навыками; между высоким уровнем требований к трудовым навыкам дошкольников; между необходимостью использовать на занятиях современные методы формирования трудовых навыков и отсутствием разработанной методики и средств, направленных на их формирование. Эти противоречия, сформулированные на трех уровнях, порождают основную проблему: выявление методологических, психолого-дидактических и методических основ процесса обучения, в ходе которого у детей будут формироваться трудовые навыки.

Нечаева В.Г. указывала, что на протяжении дошкольного возраста предусматривается  постепенное развитие у детей  трудовых умений и навыков в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно-бытовом и ручном труде, труде в природе. Все эти трудовые умения и навыки, приобретенные в детском саду, являются той основой, на которой строится трудовое обучение в начальных классах школы.

В коррекционной педагогике особое внимание вызывает процесс трудового воспитания детей с нарушением интеллекта (В.Г. Нечаева,        О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева).

В работах Л.П. Носковой, О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой,       А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой и других авторов, исследовавших вопросы трудового воспитания детей с недоразвитием интеллекта, отмечается, что педагогически правильно организованное трудовое обучение и воспитание является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности старших дошкольников.

По мнению Е.А. Екжановой  и Е.А. Стребелевой,   у подавляющего боль-шинства умственно отсталых дошкольников могут быть сформированы автоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленно.

В исследованиях Гаврилушкиной, Соколовой выделяется значительное увеличение приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей с недоразвитием интеллекта.

Известно, что одна из центральных задач специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта - подготовка дошкольников к обучению в школе, к участию в посильном труде. Следовательно, система педагогической коррекции в процессе алгоритмизации трудовой деятельности у дошкольников с недоразвитием интеллекта способствует успешному развитию трудовых умений и навыков у детей этой категории.

Актуальность выбранной  нами темы исследования заключается в организации коррекционной работы по развитию трудовых навыков у старших дошкольников с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности наиболее доступной этой категории детей.

Целью нашего исследования является – изучение  особенностей развития трудовых навыков у старших дошкольников с нарушением интеллекта.

На первом этапе мы определили значение трудового воспитания старших дошкольников с нарушением интеллекта в образовательном  процессе ДОУ.  Мы выяснили, что трудовое воспитание играет важную роль в образовательном  процессе ДОУ: дошкольники овладевают трудовой деятельностью и различными трудовыми навыками и умениями в различных видах деятельности.

На втором этапе нашего исследования мы выявили критерии и уровни развития трудовых навыков у дошкольников с нарушением интеллекта.

В процессе исследования особенностей развития трудовых навыков у дошкольников в норме, были выявлены следующие критерии навыков:

1. культурно-гигиенические навыки (умения быть точным и аккуратным, организованным, следить за чистотой  и порядком);

2. самообслуживание (умение быть самостоятельным, настойчивым, ак-куратным);

3. хозяйственно - бытовые  навыки (трудолюбия, настойчивости,  упорности, доброжелательности по  отношению к окружающим, заботы  о своем ближайшем окружении,  поддержания чистоты, навыки поддержания  своей одежды, обуви, жилища в  красивом, ухоженном состоянии);

4. навыки ручного труда  (развитие у детей восприятия, зрительно-двигательной координации,  пространственных представлений,  наглядно-действенного и наглядно-образного  мышления и развитие речи, овладевают  способами обработки различных  материалов, познают их области применения в повседневной и эстетическо-художественной деятельности, происходит формирование представлений детей о труде взрослых, а также воспитывается уважение к труду взрослых и к результатам собственного труда);

5. навыки труда в  природе (развитие у детей положительного отношения к природе, трудолюбие и другие).

По мнению Екжановой  Е.А. и Стребелевой Е.А. такими трудовыми  навыками, дети старшего дошкольного  возраста с нарушением интеллекта овладевают позже, чем дети в норме. Так как  дошкольники с нарушением интеллекта менее самостоятельны, трудолюбивы, адекватны, организованны, не умеют действовать по плану и в коллективе, с трудом воспринимают всю информацию.

В практической части  нашей работы мы выявили уровень  развития трудовых навыков у старших дошкольников с нарушениями интеллекта. Данные диагностики показали достаточно низкий уровень.

На третьем этапе  мы подобрали и апробировали процесс  развития трудовых навыков у старших  дошкольников с нарушением интеллекта посредством игровой деятельности, т. е провели коррекционные занятия.

Нами были подобраны  коррекционные занятия, направленные на развитие трудовых навыков у старших  дошкольников с нарушениями интеллекта через игровую деятельность [Кинаш, 2002] и [Кобякова, Мерковская, 2009].Эти  занятия заключались в том, чтобы развить культурно - гигиенические навыки; навыки самообслуживания; хозяйственно - бытовые навыки; навыки труда в природе и навыки ручного труда.

На первых занятиях мы заметили, что не все дети играют и общаются охотно, не активны, часто отвлекаются, у них нет самостоятельности, интереса к игре и общению.

Но после первого  месяца проведения нашего эксперимента, мы обнаружили, что недостатки в  поведении детей коррегируются  в процессе игровой деятельности, меньшее количество детей отвлекается и отказывается от игры, дети становятся в игре более инициативны, самостоятельны, исполнительны. Дети становятся менее раздражительны, агрессивны, замкнуты и более подвижны, общительны, активны.

В процессе занятий по труду дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции. Действия по словесной инструкции, сначала очень простой и короткой, а затем все более развернутой, помогают развитию у детей словесной регуляции деятельности.

Изучив особенности  развития трудовых навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта, мы выяснили что, у таких детей усвоение трудовых знаний, навыков и умений и применение их на практике, а также их перенос в новые условия затруднены из-за недостаточного развития интеллектуальных умений и навыков, формирующихся на основе обобщения.

Огромную помощь в  понимании значения труда, в усвоении знаний о людях разных профессий  оказывает игра, в которой дети под руководством педагогов обыгрывают полученные во время наблюдений впечатления, поочередно выполняя различные роли. В процессе игровой деятельности, дошкольники и в норме и с нарушением интеллекта овладевают определен-ными трудовыми умениями и навыками.

Результаты повторной  диагностики доказали положительное  влияние игр на процесс  развития трудовых навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта. Отличительной особенностью труда детей дошкольного возраста является близость к игре.

Сравнивая полученные результаты на разных этапах эксперимента, мы видим, что дети стали более самостоятельны, трудолюбивы, активны, настойчивы и так далее, уровень развития их трудовых навыков увеличился.

Результаты исследования доказывают, что в целом использованная нами система занятий оказалась  достаточно эффективной. Повторные  результаты показали положительную  динамику развития трудовых навыков у старших дошкольников с нарушениями интеллекта и подтвердили эффективность используемых нами методов.

Положительные изменения  выразились в проявлении трудолюбия у детей, самостоятельности, аккуратности,  настойчивости, доброжелатель-ности  по отношению к окружающему, организованности.

Следовательно, цель исследовательской  работы достигнута, все поставленные задачи решены.  Результаты проведенного экспериментального исследования подтвердили  выдвинутую нами гипотезу.

Литература 

1. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М.: Просвещение, 1999. С. 120-143.

2.  Гаврилушкина О.  П., Соколова Н. Д. Воспитание  и обучение умст-венно отсталых  дошкольников.  М., 1985. С. 39-42.

3. Екжанова Е. А. Системы коррекционно-развивающего  обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. 2006. № 6.

4. Катаева А. А., Стребелева Е.А.  Дидактические игры и упражнения  в обучении умственно отсталых  дошкольников. М., 1991. С. 87-91.

  1. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.  М.: Мир, 1988. С. 9-51.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ.сред.спец.заведений. – 3-е изд./ исправ. и доп. – М.: Издательский центр №Академия», 2001. – 416с.

Информация о работе Развитие трудовых навыков у старших дошкольников с нарушением интеллекта через игровую деятельность