Развитие трудовой деятельности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 11:28, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – определить условия развития трудовой деятельности дошкольников.
Задачи исследования:
o Провести анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления сущности процесса развития трудовой деятельности дошкольников.
o Изучить условия развития трудовых навыков дошкольников.
o Изучить развитие элементов труда дошкольников.
o Сделать выводы по проделанной работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития трудовой деятельности
1.2. Характеристика компонентов трудовой деятельности
1.2.1. Понятие и особенности трудовой деятельности дошкольников
1.2.2. Задачи трудовой деятельности
1.2.3. Социальные функции трудовой деятельности
1.2.4. Средства трудовой деятельности дошкольников
1.2.5. Виды трудовой деятельности дошкольников
1.2.6. Формы организации трудовой деятельности дошкольников
1.2.7. Отличие трудовой деятельности взрослых и детей
1.3. Условия развития детской трудовой деятельности
1.3.1. Специфика трудовой деятельности дошкольника
1.3.2. Направления развития трудовой деятельности дошкольника
1.3.3. Роль воспитателя в развитии трудовой деятельности дошкольника
ГЛАВА2. ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическая методика Урунтаевой ГА
2.2. Анализ результатов исследования по методике Урунтаевой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Развитие трудовой деятельности дошкольника.doc

— 230.50 Кб (Скачать)
Фамилии Поливка цветов Протирание

  листьев

Взрыхление

земли

Наумова Лера + - +/-
Климов  Саша - +/- +
Ротозей Даша - + -
Ерохин  Владик + + +
Якимова Настя - +/- -
 

      Из  таблицы видно, что Наумова Лера с первым заданием справилась хорошо. Со вторым не получилось, но в следующий раз она обязательно постарается. С третьим она справилась на половину, у нее земля высыпалась прямо на столик.

      Климов  Саша с первым заданием абсолютно не справился, он не умеет поливать цветы, с лишком много льет воды. Со вторым заданием справился на половину, не очень аккуратно пользуется тряпочкой. И с третьим заданием справился великолепно, с взрыхлением земли у него проблем не оказалось.

      Ротозей Даша также как и Саша не смогла справиться с первым заданием, но зато со вторым она справилась без подсказки, и с третьим у нее были не большие затруднения, нужно аккуратней взрыхлять землю.

      Ерохин  Владик всех удивил, со всеми заданиями  справился замечательно без замечаний и без напоминаний

      Якимова Настя не справилась ни с одним заданием, это говорит о том, что ребенок с детства не приучен труду.

      Таким образом, можно сделать выводы о  том, что индивидуальное своеобразие  ребенка проявляется достаточно рано. Поэтому, важность учета в воспитании и обучении индивидуальных особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств личности ребенка приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Педагогические  и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей дошкольного возраста происходят при условии, если дети получают знания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед ними раскрываются основные закономерности тех или иных явлений в действительности.

      Знакомство  дошкольников с трудовой деятельностью взрослых, открывает возможности для расширения содержания детских игр, в которых отражаются представления о разнообразном труде взрослых. Повышается нравственно-интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает желание принять участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми; они более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам и т.д.).

      В трудовой деятельности удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это – основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

      Важным  педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

      Данные  нашего исследования показали, что  процесс развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста требует целенаправленного  педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов  руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию способностей дошкольников.

      Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.

      Главная развивающая функция трудовой деятельности – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе трудовой деятельности развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.  Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

      Трудовая деятельность является равнозначным предметом программы обучения. Правда, в последнее время в большинстве садиков находиться в упадке. Это связанно как с общей социально экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Трудовая деятельность должна взять на себя более широкую функцию. В этом я вижу будущее трудового воспитания. 

      Таким образом, все поставленные нами задачи выполнены: проведен анализ психолого-педагогической литературы, изучены условия развития трудовых навыков дошкольников, изучено развитие элементов труда дошкольников, сделаны выводы по проделанной работе.

      Сформулированная гипотеза подтвердилась. Развитие трудовой деятельности дошкольников будет успешно осуществляться, если при ее трудовой деятельности ребенка будут соблюдены следующие условия: формирование системных знаний о труде, обучение целостным трудовым процессам, организация самостоятельной трудовой деятельности детей.

     Данная работа может быть использована студентами педагогических колледжей и воспитателями групп дошкольных образовательных учреждений в процессе работы по развитию трудовой деятельности дошкольников.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
    1. Арсеньев, А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей / А.С. Арсеньев // Под ред. Ф.Т. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. – М.: «Педагогика», 1977. – 230 с.
 
    1. Буре Р.С. Организация труда детей и  методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987. С.821.
 
    1. Буре, Р.С. «Воспитатель и дети» / Р.С. Буре –  М.: Просвещение 1985. – 105 с.
 
    1. Воспитание  дошкольника в семье: Вопросы  теории и методики /под ред. Т.А.Марковой // – М.: Просвещение, 1979. – 240 с.
 
    1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 1991. – 330 с.
 
    1. Година  Г.Н. Воспитание положительного отношения  к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1987. С. 74 - 83.
 
    1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль – М.: Просвещение, 1979, т.11.
 
    1. Детский сад  и семья / Под ред. Т.А.Марковой. –  М.: «Педагогика», 1986. – 205 с.
 
    1. Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности  у дошкольника в семье: Методические рекомендации. / В.П. Дуброва – М.: Просвещение, 1985. – 220 с.
 
    1. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. Психологические труды в 2 т. / А.В. Запорожец – М.: «Педагогика», 1986. – 360 с.
 
    1. Захаров, А.И. «Как предупредить отклонений в  поведении ребенка» / А.И. Захаров – М.: Просвещение, 1986. – 185 с.
 
 
    1. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 193 с.
 
    1. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система  личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский – Минск: Народная асвета, 1984. – 215 с.
 
    1. Корчинова, О.В. «Детский этикет» / О.В. Корчинова - М.: Инфра-М, 1999.
 
    1. Котырло, В.К. Роль дошкольного воспитания в  формировании личности / В.К. Котырло, Т.М. Титаренко – М.: Прогресс, 1977. – 121 с.
 
    1. Лисина, М.И. Психология самопознания у дошкольников / М.И. Лисина, А.И. Сильвестру – Кишинев, 1983. – 111 с.
 
    1. Нечаева В.Г. «Нравственное воспитание дошкольника» / В.Г. Нечаева – М.: «Педагогика», 1972. – 192 с.
 
    1. Овчарова, Р.В. Семейная академия : вопросы и ответы. / Р.В. Овчарова – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996. – 175 с.
 
    1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка, 2 издание / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова –  М.: Просвещение, 1995.
 
    1. Пятерина, С.В. «Воспитание культуры поведения  у детей» / С.В. Пятерина – М.: Просвещение, 1986. – 235 с.
 
    1. Радина  Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых // Воспитание дошкольников в  труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. М.:Просвещение, 1974. С. 3258.
 
    1. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в  группе детского сада / Т.А. Репина – М.: Просвещение, 1978. – 164 с.
 
    1. Семенака, С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать» / С.И. Семенака– М.: Аркти 2004. – 170 с.
 
    1. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного  возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. – М.: Просвещение, 1987. – 96с.
 
    1. Сигел, Э. «Как воспитывать дошкольника» / Э, Сигел, Л. Сигел – М.: Росмэн, 1998. – 208 с.
    2. Субботский, Е.В. Формирование морального действия у ребенка / Е.В. Субботский // Вопр. психол. 1979. – № 3. – С. 47–55.
 
    1. Судаков, Н.И. Нравственный идеал и формирование личности школьника / Н.И. Судаков – Вопросы психологии, 1973, – № 3, – С. 104–113.
 
    1. Сухомлинский, В.А. Избр. пед. соч. В 3-х т. / В.А. Сухомлинский – М.: Просвещение, 1979, – т. 1, – С. 229.
 
    1. Токарева, С.Н. Социальные и психологические  аспекты семейного воспитания. / С.Н. Токарева – М.: Прогресс, 1989. – 250 с.
 
    1. Тарабарина, Т.И. Формирование у дошкольников положительного отношения к труду в совместной деятельности со взрослыми. / Т.И. Тарабарина. // Педагогический вестник.
 
    1. Тулегенова  А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.М., 1978.24с.
 
    1. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии – М., 1995.
 
    1. Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский –  М.; Л.: Наука, 1966. – 195 с.
 
    1. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский – М.: Прогресс, 1985, т.2. – 410 с.

Информация о работе Развитие трудовой деятельности дошкольника