Развитие технического творчества учащихся при изучении спецдисциплин и в кружковой работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 05:50, реферат

Описание работы

Особое место в работе педагогических коллективов профтехучилищ должны занимать вопросы совершенствования методики организации занятий по техническому творчеству во внеучебное время.
Это организация технических кружков, кружки по углубленному изучению профессии и предметов общетехнического цикла.

Содержание

Организация технического творчества учащихся.
Составление технического задания.
Планирование и организация по развитию технического творчества.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

реферат 6.docx

— 27.42 Кб (Скачать)

 

Реферат

 

Тема:

« Развитие технического творчества учащихся при изучении спецдисциплин и в кружковой работе «

 

 

 

 

Выполнила: Мережкова Р.О

 

 

 

 

 

 

2010 г.

 

 

 

Содержание:

  1. Организация технического творчества учащихся.
  2. Составление технического задания.
  3. Планирование и организация по развитию технического творчества.
  4. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организация технического творчества учащихся.

Особое место в работе педагогических коллективов профтехучилищ должны занимать вопросы совершенствования методики организации занятий по техническому творчеству во внеучебное время.

Это организация технических кружков, кружки по углубленному изучению профессии и предметов общетехнического цикла.

В кружках учащиеся конструируют, изготовляют модели и макеты новой техники, приспособления, повышающие производительность труда и обеспечивающие высокое качество изделий, учебно-наглядных пособия, модернизируют оборудование учебных мастерских. Благодаря этому расширяется их кругозор, формируется практические навыки и умения, устойчивый интерес к приобретаемой профессии, вырабатываются волевые усилия по преодолению трудностей, формируется стремление к постоянному повышению уровня технических знаний, к творческому поиску.

Вместе с тем создание творческих объектов не самоцель. Главное – обеспечить развитие технических творческих способностей учащихся. Поэтому  для подготовки  квалифицированных рабочих, способных к творческому труду, необходимо не только увеличение числа технических кружков и количества участников, но и систематически совершенствование методики их работы.

Определенный педагогический эффект может быть достигнут при использовании следующего методического приема: прежде чем приступить к изготовлению объекта, необходимо привлечь учащихся к творческому процессу его конструирования. Каждому учащемуся следует предложить сконструировать определенную деталь, эскиза составить технологическую карту ее обработки. Все это учащийся может выполнить самостоятельно. В процессе работы все учащиеся могут консультироваться с преподавателями, чтобы проверить правильность выбранной последовательности обработки деталей и составления технологической карты.

Приступая к изготовлению объекта, следует организовать коллективное обсуждение предложенных вариантов, проверить  чертежи, технологические карты, произвести экономическую оценку эффективности предложенного конструктивного решения задания. Подвести учащихся к выбору оптимального варианта.

В совместном процессе технического творчества педагог стимулирует разбитие технической активности учащихся, на конкретных примерах помогает своим воспитанникам воплотить в действующих объектах их первые зрелые мысли. Все это способствует развитию технического творчества на уровне современных требований педагогики и психологии.

2. Составление технического задания.

 

Руководитель предлагает учащимся определить количество, назначение и основные размеры деталей, на основании технического рисунка и данных. Затем сообщает учащимся требования, предъявляемые к конструкции.

Устройство нужно правильно  расположить. Быстро и надежно закрепить  заготовку или инструмент перед  обработкой, а обработку выполнить  без предварительной разметки. Применение приспособлений повышает производительность и безопасность труда, обеспечивает необходимую точность обработки деталей.

К приспособлениям предъявляются  технико-экономические и эстетические требования, главные из которых - надежное выполнение функций и достаточной  запас прочности, что обеспечивает рациональной конструкцией, оптимальным  расположением узловых соединений и правильным размером деталей.

При конструировании приспособлений необходимо добиваться снижения себестоимости  изделий, что достигается применением доступных и недорогих материалов, простатой технологического процесса и уменьшением затрат труда на изготовление. Эстетические требования определяются созданием удобных для работы, красивых по форме и отделке элементов изделия. Так как все требования, предъявляемые к приспособлениям, техническим заданиям привести невозможно, руководителю следует сообщить их учащимся в форме рассказа или беседы.

После того, как учащиеся уяснили  целевое назначение приспособления и условия его эксплуатации, определили основные размеры деталей и конструкции  в целом, выбрали материал и способы  соединения деталей, им предлагается разработать  собственный вариант конструктивного  решения.

Разработка собственной идеи осуществляется в процессе ознакомления с аналогичными конструктивными решениями по образцам, схемам и техническим рисункам. Эта работа предполагает формирование у учащихся представления об изделии, показ широких возможностей для проявления творчества, создание условий для формирования умения переносить принцип действия одной конструкции на другую, восполнять недостающие звено в заданной конструкции, проектировать ее схематически, конструировать по собственному замыслу.

Задачи на перенесение принципа действия с одной конструкции на другую требуют от учащихся умения использовать готовые элементы техники, изменять размеры деталей, а иногда и их конструкцию применительно к новым условиям работы. Следовательно, постановка таких задач целесообразна в процессе конструирования и изготовления любого объекта. Практика работы подтверждает, что задачи на выполнения недостающего звена в конструкции вполне доступны учащимися. Они не взывают трудностей, так как имеющиеся звенья конструкции, с одной стороны, подсказывают решение, а с другой - дают простор для поиска собственного варианта.

При проектировании схематически заданной конструкции учащимися необходимо дополнительные данные по типовым деталям машин. Механизмов передач, кинематическим парам и т.д. При конструктирование по собственному замыслу руководитель должен помочь учащимся разработать общие рационализаторские решения с последующем воплощением их в объектах.

Разработка конструктивного варианта приспособления (а также инструмента, технологического процесса и т.п.) может осуществляться в двух направлениях. Руководитель предлагает учащимся:

  1. Рассмотреть несколько конструктивных решений  аналогичных приспособлений и коллективно определить вариант конструкции, наиболее полно соответствующей функциональному назначению приспособления;
  2. 2) вспомнить различные конструктивные решения приспособлений, с которыми они встречались на практике, и изобразить собственный вариант в графической форме.
  3. Практика показала, что второй вариант дает наилучшие результаты, так, как, конструктируя знакомые изделия, учащиеся хорошо знают их назначение и условия работы. Представленные учащимися решения руководитель группируют по вариантам, и предлагает им коллективно обсудить их достоинства и недостатки.
  4. В ходе обсуждения следует заострить внимание на соответствии конструкции функциональному назначению и условиям эксплуатации, необходимости учитывать форму и материал деталей, способы их соединения, красоту внешнего вида изделий. Анализ достоинств и недостатков каждой конструкции вырабатывает у учащихся критический подход к конструктированию, формирует умения и навыки. В ходе обсуждения недостающие данные. Затем учащиеся приступают к составлению технического задания.

После ознакомления с несколькими  конструктивными решениями, обсуждения их достоинств и недостатков, составления  принципиальной схемы конструкции, вычеркивания эскизов и рабочих  чертежей деталей руководитель предлагает начать подготовку к изготовлению приспособления. Для этого учащиеся должны составить последовательное описание операций на изготовление порученных ему деталей. После согласования последовательности обработки с руководителем учащемуся предлагается заполнить технологическую карту.

В техническом творчестве учащиеся эта изготовления имеет весьма существенное значение, так как объективное  заключение о действительной рациональности конструктируемого приспособления можно сделать лишь тогда, когда  оно будет изготовлено, собрано  и испытано. При этом изготовление конструкции, разработанной самим учащимся, формирует у него ясное представление о связи конструктирования с требованиями технологии. Наряду с этим в процессе изготовления самостоятельно сконструированного объекта учащиеся сталкиваются с необходимостью оперативно разрешить затруднения, возникающие из-за отсутствия предусмотренных чертежами материалов и заготовок, запланированных для изготовления инструментов и оборудования. Кроме того, в процессе изготовления конструкции у учащихся формируются профессиональные навыки и умения.

Определенный вклад в развития творчества и рационализаторской деятельности учащихся вносит также и теоретическое  обучение, в частности занятия  по спецтехнологиям. На уроках спецтехнологии , и в процессе производственного  обучения преподаватели и мастера  далеко не всегда используют проблемный метод обучения. Вместе с тем решение проблемы предполагает выход из затруднения, в результате чего усваиваются новые технические знаний, умения и навыки, формируются волевые качества личности - целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и др.

Применение проблемного метода в обучении во многом зависит от педагогического мастерства преподавателя, от  его квалификации. Однако как бы ни было мастерство педагога, основ значительной мере зависит от оснащенности кабинета спецтехнологии необходимым оборудованием и техническими средствами обучения. В недостаточно оснащенном кабинете невозможно дать учащимся знания основ современной техники и технологии, которые необходимо не только для сознательного и прочного овладения профессий, но и для последующего повышения производственной квалификации. Кабинет спецтехнологии - это не только учебное помещение, в котором проводиться теоретические занятия; это своего рода лаборатория, в которой учащиеся впервые открывают тайны науки и техники, приобщаются к процессу создания, творчеству. Здесь в полной мере раскрываются способности учащихся, формируется интерес к профессии.

Рабочее место преподавателя должно оборудовано так, чтобы обеспечить четкую, продуктивную работу с учащимися. Подробно останавливаясь на описании кабинета по спецтехнологии  покажем,  в каких условиях и в определенной мере в создании таких условий  максимально реализуются  возможности использования спецтехнологии для развития технического творчества, формирование творческих качеств личности  будущих рабочих.

К таким возможностям можно отнести:

-привлечение учащихся к разработке  и изготовлению учебно - наглядных  пособий и их последующее использование  в учебном процессе (плакаты, чертежи,  схемы, технологические карты,  образцы работ, инструменты, приспособления, схемы механизмов, станков) 

-выполнение зданий, предполагающих  самостоятельную работу учащихся  с учебной и специально подобранной  технической литературой;

- организация лабораторный работ с проблемными заданиями;

- анализ передовых методов труда новаторов производства ;

- решение задач, связанных с организацией труда. рационализаторской технологических процессов и конструктирование в этих целях различных приспособлений;

- организация внеклассных технических занятий (проведение конференций, олимпиад, выпуск газет).

Использование технического оснащения  кабинета сецтехнологии расширяет  диапазон и обогащает возможности  применения проблемного метода обучения, установления органических связей знаний по спецтехнологии с профессией.

Добиваясь того, чтобы они в полной мере осознали необходимость теоретических  занятий в своей будущей работе, приучились к мыслительным операциям  по сравнению и нахождению ошибок, что в значительной степени способствует развитию технического мышления подготавливаемых рабочих.

3.Планирование и организация работы по развитию технического творчества.

Работа по развитию технического творчества осуществляется на основе единого перспективного плана, составляемого с учетом планов работы предметных кружков и кружков  технического творчества, которые разрабатываются  преподавателем, мастерами производственного  обучения.

Организацией и руководством техническим  творчеством учащихся, пропагандой  знаний занимается училищный совет  по техническому творчеству, в состав которого входит: заместитель директора  по учебно-производственной работе мастера  производственного обучения, преподаватели  спецтехнологии. Председатель методической комиссии, а также учащиеся, активно  участвующие в техническом творчестве училища.

В это  план включаются вопросы, связанные  с развитием технического творчества, рационализацией. Изобретательством, а также с необходимостью совершенствования  всего учебно-воспитательного процесса, внедрения элементов научной  организации труда в деятельности педагогов. Поэтому одно из важных звеньев  в работе –разработка конкретных мероприятий , реализация которых должна стать неотъемлемой частью всего  учебно-воспитательного процесса . Эти мероприятия ежегодно следует  расширять и углублять с учетом современного уровня развития техники. При определении мероприятий  и составления плана учитывается  конкретные условия каждого училища. Профиль изучаемых профессий, уровень  инженерно-педагогических работников. Вместе с тем, следует учитывать  целый ряд универсальных вопросов , которые целесообразно отражать в плане училища.

План состоит из двух разделов. Мероприятия первого раздела  связаны с научно- технической  информацией, а также с  совместной деятельностью учащихся с инженерно -педагогическими работниками по техническому творчеству , мероприятия  второго отражают специфическую  направленность на развитие рационализаторства и изобретательства.

Заключение.

Как свидетельствует опыт педагогической практики, в нашем училище накоплен положительный опыт по формированию у учащихся развитие технического творчества и творческого мышления и творческого отношения к решению задач. У нас есть специальные разработанные программы и методические рекомендации по развитию технического творчества учащихся, в то время эта работа должна стать органической частью всего учебного процесса. На основании изучения и обобщения передового опыта работы по техническому творчеству можно предложить еще несколько требований и рекомендаций для руководителей кружков и мастеров производственного обучения, направленных на повышение эффективности организации технического творчества и рационализаторской деятельности учащихся.

Информация о работе Развитие технического творчества учащихся при изучении спецдисциплин и в кружковой работе