Развитие самостоятельности учащихся младших классов в процессе обучения иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы − изучить вопрос организации самостоятельной работы на уроках иностранного языка у младших классов.
Задачи:
1. Изучить методологическую, педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Проанализировать отношение учащихся к вводимым методам и приёмам активизации самостоятельной работы.
3. Определить возможности организации самостоятельных работ учащихся на уроках.
4. Проанализировать опыт работы преподавателя английского языка МОУ СОШ № 1 г. Азнакаево Ефимовой Ольги Леонидовны.
5. Рассмотреть соответствующие средства обучения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Актуальность.....................................................................................................4
Глава 1. Самостоятельная работа учащихся младших классов при
обучении иностранному языку как методическая проблема...5
1.1. Самостоятельная работа, её сущность, содержание……………5
1.2. Классификация видов самостоятельной работы………………..8
Глава 2. Развитие самостоятельности учащихся младших классов
в процессе обучения иностранному языку……………….….....12
2.1.Практическое применение методов активизации
самостоятельной работы учащихся на уроках
иностранного языка………………………………………….….12
2.2. Применение Дальтон-плана…………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

Дальтон-план курсовая.doc

— 109.00 Кб (Скачать)
Содержание 
 
 

  Введение………………………………………………………………………2

  Актуальность.....................................................................................................4

  Глава 1.    Самостоятельная работа учащихся младших классов при

                   обучении    иностранному языку как методическая проблема...5

             1.1. Самостоятельная работа, её сущность, содержание……………5

             1.2. Классификация видов самостоятельной работы………………..8

  Глава 2.  Развитие самостоятельности учащихся младших классов

                    в процессе обучения иностранному языку……………….….....12

              2.1.Практическое применение методов активизации

                    самостоятельной   работы учащихся на уроках

                     иностранного языка………………………………………….….12

              2.2. Применение Дальтон-плана…………………………………….13 

  Заключение……………………………………………………………………19

  Список использованной литературы………………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Организация самостоятельной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

         Говоря о формировании у младших школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение вторая в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

         В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня, самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

        Успешность обучения существенно зависит от условий, которые учитель обеспечивает учащимся учиться активно и самостоятельно. Следовательно, должны быть созданы такие условия, при которых обеспечивалась бы возможность активной роли детей в процессе обучения, систематического упражнения в самостоятельном получении знаний и в систематическом их применении.

          Самостоятельная работа учащихся младших классов помогает повышению эффективности обучения как в отношении овладения системой знаний, умений и навыков, так и в отношении развития способностей в умственном и физическом труде. Самостоятельная работа играет ведущую роль на уроке и степень самостоятельности школьников при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с подражательных действий, затем усложняется и имеет свои высшие проявления. В связи с этим повышается необходимость пересмотра руководящей роли учителя. Самостоятельная работа рассматривается как средство обучения.

Цель  данной работы − изучить вопрос организации самостоятельной работы на уроках иностранного языка у младших классов.

Задачи:

1. Изучить  методологическую, педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме.

2. Проанализировать  отношение учащихся к вводимым  методам и приёмам активизации  самостоятельной работы.

3. Определить  возможности организации самостоятельных  работ учащихся на уроках.

4. Проанализировать  опыт работы преподавателя английского  языка МОУ СОШ № 1 г. Азнакаево  Ефимовой Ольги Леонидовны.

5. Рассмотреть  соответствующие средства обучения.

Объект  исследования − процесс организации  самостоятельных работ учащихся.

Предмет исследования − значение самостоятельных  работ в повышении успеваемости учащихся на уроках иностранного языка.

Для решения  поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Анализ  методологической, педагогической, теоретической, психологической литературы.

Изучение  передового педагогического опыта.

Беседа.

Педагогический  эксперимент. 

Актуальность 

      Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, 
духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только ксловам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, 
самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. 
И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является 
формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной 
интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Самостоятельная  работа учащихся младших классов при обучении иностранному языку как методическая проблема 

1.1 Самостоятельная  работа, её сущность, содержание 

        Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

         Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности знаний, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

         Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

         Так И.Т.Огородников, обосновывая необходимость самостоятельных работ, рекомендовал следующие виды сочетания деятельности учителя и деятельности учащихся:

− учитель  сам не излагает материал, а лишь организует самостоятельную работу учащихся по его изучению;

− изучение нового материала начинается сообщениями  учащихся;

− учитель  останавливается только на основных вопросах, а второстепенный материал учащиеся изучают самостоятельно;

− учитель  даёт лишь введение к теме, а учащиеся под его руководством самостоятельно изучают весь материал.

        Он справедливо указывал, что главная, основная роль учителя – побуждать учащихся к самостоятельному логическому мышлению, учить их анализу, определению познавательных задач и проблем урока, применению полученных знаний и приобретённых учебных умений, в том числе практических.

          Естественно, что рекомендации заслуженного деятеля науки, профессора И.Т. Огородникова не утратили своей актуальности и в настоящее время.

        Г.М.Муртазин даёт определение самостоятельным работам учащихся на уроке и считает, что такая активная познавательная деятельность всех учащихся класса, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и в специально отведённое для этого время, при этом результаты самостоятельных и мыслительных, и моторных действий школьников выражаются во внешне контролируемых формах.

         Он различает пять признаков самостоятельной работы:

выполнение  по заданию учителя;

в специально отведённое время;

работают  все учащиеся;

работа  выполняется без непосредственного  участия учителя;

познавательная  деятельность включает как мыслительные так и моторные действия.

        Как следует из сказанного выше Г.М.Муртазин довольно полно характеризует самостоятельную работу учащихся, но не указывает её определённого значения в развитии самостоятельности школьников, а это является существенным при организации любого рода самостоятельной деятельности учащихся.

    Суммируя всё вышесказанное, к основным признакам самостоятельной работы учащихся можно отнести следующие:

- внешними признаками самостоятельности учащихся младших классов при выполнении заданий являются умение планировать свою работу, выполнять задания без непосредственной помощи учителя и оценивать результат своей работы.

- систематическое осуществление учащимися самоконтроля за результатами своей работы, корректирование и усовершенствование способов её выполнения.

- наличие познавательной задачи, проблемной ситуации, побуждающей учеников к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

- проявление учащимися самостоятельности и творческой активности при разрешении поставленных перед ними познавательных задач.

- включение в задания для самостоятельной работы материала, усвоение которого способствовало бы целостному развитию личности учащегося, самообразованию и творчеству.

    Анализируя все возможные подходы, можно за основу принять следующее определение: «Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся младших классов с определённой долей самостоятельности, а при необходимости, при частичном руководстве учителя выполняют различного рода задания, прилагая необходимые для этого умственные усилия и проявляя навыки самоконтроля и самокоррекции». 
 

1.2 Классификация видов самостоятельной работы 

    Что касается классификации видов самостоятельной работы учащихся младших классов, то единства мнений по этому вопросу у учёных не существует. Само понятие самостоятельной работы обладает большой ёмкостью и определяется несколькими признаками, порождающими разнообразие подходов к основе классификации.

   Особенно «популярной» среди дидактов и методистов оказалась классификация видов самостоятельной работы, основанных на источниках знаний. Это - работа с учебной книгой, газетой дополнительной литературой, иллюстрацией, картой, атласом, гербарием, коллекцией минералов, компасом и т.д. В наиболее завершенном виде такая классификация разработана В.П. Стрезикозиным (1968). Он выделяет следующие виды самостоятельной учебной работы младших школьников:

1) работа  с учебной книгой (разновидности - составление плана отдельных глав, ответы на вопросы учителя, анализ идейного содержания или художественных особенностей произведения по вопросам учителя, характеристика действующих лиц, работа над документами и другими первоисточниками и т.д.);

2) работа  со справочной литературой (статистические  сборники, справочники по отдельным  отраслям знаний и народного  хозяйства, словари, энциклопедии  и пр.);

3) решение  и составление задач;

4) учебные  упражнения;

5) сочинения  и описания (по опорным словам, картинам, личным впечатлениям и т.д.);

6) наблюдения  и лабораторные работы (работа  с гербаризированным материалом, коллекциями минералов, наблюдение  природных явлений и их объяснение, ознакомление с механизмами и  машинами по моделям и в  натуре и др.).

7)работа, связанная с использованием раздаточного  материала (комплекты картинок, фигур,  кубиков и т.д.;

8) графические  работы.

    Нужно учитывать, что классификация видов самостоятельной работы по источникам знаний является вспомогательной, так как не может быть заданий просто работать с книгой, таблицей, картой и тому подобное. Всегда ставится содержательная цель. Но такая классификация имеет очень важное педагогическое значение, прежде всего потому, что усвоение учащимися младших классов содержания учебного материала и овладение умениями происходит одновременно. Значит, выстраивать систему заданий для самостоятельной работы учащихся в каждом конкретном случае учитель будет и по содержанию и по источникам знаний.

    Важнейшим критерием отбора должна быть специфика учебного материала, его сложность.

    Задания для самостоятельной работы с источниками знаний при получении новой информации и овладении приёмами учебной работы, как и все другие учебные задания, могут быть различными.

Простые вопросы

Логиески связанные

Различные тесты (альтернативные, выбор ответа и т.п.).

Инструкции  или планы.

Краткие требования (составить схему, доказать, объяснить, обосновать, извлечь из учебника и т.п.).

    Задачи количественные, качественные, познавательные (поиск новых знаний, поиск новых способов получения знаний), тренировочные (закрепление знаний, закрепление способов получения знаний). Приведённая классификация видов самостоятельной работы отражает ее внешнюю сторону или, если говорить с точки зрения деятельности учителя, управленческую сторону этого понятия. Такая классификация имеют определенную ценность, поскольку показывает многообразие способов включения самостоятельной работы в учебную деятельность учащихся младших классов. Однако такой подход к классификации односторонен. Он не раскрывает внутреннего содержания работы, оставляя в тени уровень мыслительной активности школьников. Исходным ее принципом было избрано дидактическое назначение. Поэтому виды самостоятельной работы выделяются по основным звеньям учебного процесса. Вместе с тем, характеризуя выделенные им виды самостоятельной работы, Б.П. Есипов пытался показать протяженность трудности и проблемности в каждом из этих видов и внутреннюю динамику мыслительной деятельности учеников [6].

    Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности младших школьников. Эти работы закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности.

      Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности ученика. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действий и способов действий.

    По степени самостоятельности учащиеся самостоятельные работы классифицируют Е.П.Бруновт, М.Н.Скаткин и другие. Они выделяют самостоятельные работы:

- подражательного характера;

- тренировочные с применением имеющихся знаний;

- исследовательского характера, то есть знания учащиеся получают из наблюдений, опытов.

   Как видим, усиление самостоятельной работы учащихся младших классов на уроке, развитие их познавательной активности ─ главный результат поисков обучения самостоятельной работе.

    Таким образом, наиболее завершенные классификации, как мы это уже отмечали, основываются на внешних признаках, тогда как попытки выделения видов самостоятельной работы, исходя из внутреннего содержания деятельности учащегося, пока не увенчались успехом.

    Рассмотрев различные определения, мы пришли к выводу, что самостоятельная работа учащихся младших классов по иностранному языку – это такой вид учебной деятельности, при котором ученику даётся возможность действовать самостоятельно, без помощи активной помощи учителя, но при возникающей необходимости, эта деятельность подлежит частичному руководству учителя. Учащиеся же должны приложить максимум самостоятельности, самокоррекции, необходимые для умственные усилия, чтобы с успехом выполнить задание.

    В психологическом плане, как было уже отмечено, ученики сталкиваются с рядом трудностей. Задачей учителя является дать правильное направление самостоятельной работе учеников. Очень важно, чтобы самостоятельная работа учащихся представляла для них интерес, материал не терял новизну, но и в то же время, был доступен для восприятия. Важно также учитывать особенности памяти учащихся и выявить путём тестирования каким видом памяти они обладают, так как в будущем это поможет учителю понять, как сделать процесс обучения иностранному языку более доступным для ученика. 
 
 

Глава 2. Развитие самостоятельности  учащихся младших классов в процессе обучения иностранному языку 

2.1 Практическое применение  методов активизации  самостоятельной  работы учащихся младших классов на уроках иностранного языка 

      Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходит успешнее, если учитель постоянно рассуждает, размышляет, вовлекает учащихся в активный процесс доказательства, обоснования, и если предлагаемые задания требуют поисковой деятельности [4].

    Следует сказать, что проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов.

Хочется отметить, что источником внутренних стимулов самостоятельной познавательной деятельности является интенсификация ориентировочных действий учащихся, вызываемая постановкой проблемных вопросов и рациональной организацией самостоятельной работы. Подобные вопросы вызывают у учащихся младших классов стремление к самостоятельной познавательной деятельности.

   Необходимо упомянуть, что этот метод, не смотря на свою эффективность, как и любой другой, нельзя считать единственно приемлемым для обучения, так как эффективность обучения зависит от умелого сочетания различных методов. Учителю следует помнить, что нельзя в каждом простейшем вопросе видеть проблему. Также нельзя выдвигать слишком сложные задания перед учениками, так как они требуют специальной подготовки и особых знаний. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать учащимся для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным «открытиям».

     Важным моментом является подведение итогов обсуждения проблемы. Для этого учитель может использовать разные способы поощрения учащихся. Также учителю необходимо проявить терпимость к ошибкам учеников и исправлять эти ошибки тогда, когда ученику требуется помощь.

     Как уже отмечалось выше, проблемный метод соответствует социальному заказу, природе развивающего научного знания, основным закономерностям развития личности и развивающего обучения. Использование проблемного метода обучения способствует эффективному развитию самостоятельной работы учащихся, принятию ими самостоятельных решений по той или ной проблеме [13]. 

2.2. Применение Дальтон-плана 

    В 1905 г. возникла форма индивидуализированного обучения, получившая название Дальтон-план. Она впервые была применена учительницей Еленой Паркхерст в американском городе Дальтоне (штат Массачусетс). Эту систему называют также лабораторной или системой мастерских, так как вместо классов в школе создаются лаборатории и предметные мастерские.

Основная  цель данной формы организации обучения заключается в приспособлении темпа  работы школы к возможностям и  способностям каждого ученика младших классов. В лаборатории ученики занимались индивидуально, получая задание от присутствующего в мастерской учителя. Задания по каждому предмету выдавались учащимся на целый год. Затем они конкретизировались по месяцам. Учащиеся в течение месяца должны были выполнить эти задания и отчитаться по ним.

    При возникновении каких-либо затруднений учащийся мог обращаться за помощью к учителю. Общегрупповая (фронтальная) работа проводилась в течение 1 ч в день. В остальное время учащиеся индивидуально изучали материал и отчитывались за выполнение каждой темы перед учителем соответствующего предмета.

    Данная форма создала много эффективных приемов организации учебной деятельности. К примеру, чтобы стимулировать работу учащихся, дать им возможность сравнивать свои достижения с достижениями своих сверстников, учитель составлял специальные таблицы (экраны успеваемости), в которых ежемесячно отмечал ход выполнения учащимися своих заданий.

     Одним из главных компонентов Дальтон-плана является задание. Срок выполнения задания может быть различным – от нескольких дней до нескольких месяцев. При составлении заданий учителю не следует увлекаться только репродуктивными и мыслительными заданиями, нужно обязательно предусматривать контрольно-оценочные и продуктивные задания [8].

    В заданиях следует использовать лишь ту лексику, которую ученики понимают и знают. Составляя различные Дальтон-задания, учителю приходится сталкиваться с проблемой многозначности слов, которые могут встречаться в тексте. Поэтому перед выполнением заданий следует обсудить все проблемы, которые могут возникнуть в связи с их выполнением.

   Задания должны опираться на актуальный опыт учеников младших классов и содержать в себе условия, расширяющие языковой опыт ученика. Задания по трудности должны быть равномерно распределены на всём отрезке обучения.

Как и  у любого метода, у этого тоже есть ряд положительных признаков:

- индивидуализация  процесса обучения

- развитие  способов выбора

- приобретение  умения самостоятельно работать  со всякого рода литературой

- развитие  умения сотрудничества и собственных  идей [7].

    Обратимся к мнению учеников, в школе которых проводятся занятия по иностранному языку с применением Дальтон-плана. Это школа №1 г. Азнакаево. Они утверждают, что для них Дальтон-урок - очень интересная форма работы. Во-первых, это свобода. Свобода во многом. Свобода в выборе уровня сложности заданий. Есть возможность пользоваться любыми справочниками, учебниками, словарями. Если их нет под рукой, они вправе сходить в библиотеку и воспользоваться имеющейся там литературой. Они подчёркивают, что Дальтон-уроки стали проводиться в их школе давно, отмечая, что эти уроки отличаются от обычных. Отличаются тем, что они, ученики, свободны в выборе формы работы: мы можем работать индивидуально, по парам или группам. Группы формируются по желанию, каждый включается в ту группу, которую выбирает сам, где ему удобнее получать помощь, если у него возникают трудности. Работа на Дальтон-уроках помогает выработать в себе чувство ответственности. Дальтон-урок - это урок поиска истины. Ученики должны сами докопаться до истины, до каких-то выводов, не дожидаясь подсказки учителя. Эти уроки - всегда кропотливый труд.

    Следует уяснить, что Дальтон-план представляет собой не систему, а идею, способ обучения. Это не шаблон, по которому может строиться деятельность любого младшего класса. И, тем не менее, это достаточно эффективное средство организации самостоятельной работы по иностранному языку.

   Однако следует отметить, что раннее изучение иностранного языка вне языковой среды все равно не дает такого владения языком, которое присуще коренному жителю страны, так как в этом случае познается только верхушка языка.

   Если же та или иная начальная школа, тот или иной детский сад решили обучать своих воспитанников иностранному языку, им следует четко сформулировать общую цель, тот идеал, к достижению которого следует стремиться и вести учеников в течение всего курса обучения их иностранному языку. Применительно к курсу обучения иностранному языку в начальной школе и дошкольном учреждении можно поставить следующие общие цели: познакомиться с тем, как живут дети в стране изучаемого языка, узнать, что это за страна, какая она; научиться общаться с носителями языка этой страны, то есть понимать, что говорится на изучаемом языке, говорить на нем так, чтобы понимали носители языка, может быть, читать то, написано на иностранном языке для данной возрастной группы, писать на иностранном языке так, чтобы понимали носители языка.

        По окончании полугодия дети должны уметь приветствовать окружающих на иностранном языке, прощаться, знакомиться, то есть уметь рассказать о себе и расспросить собеседника о нем, понимать обращенные к ним слова приветствия и прощания на иностранном языке и адекватно отвечать на них, пони мать обращенные к ним вопросы, касающиеся информации о них самих и адекватно отвечать на них, то есть овладеть навыками говорения и слушания по данной теме. Для этого ребенок должен, прежде всего, научиться воспринимать на слух приветствия и слова прощания, узнавать их в любом контексте, уметь произносить их и пользоваться ими в нужной ситуации. Достигнув этой цели, ребенок таким же образом учится воспринимать информацию о своем собеседнике и говорить о себе, воспринимать на слух подобную информацию о других людях в любом контексте и говорить о тех людях, которых он знает. Это достаточно сложная для него задача, особенно восприятие живой речи на слух.

            Очень важным является временной фактор, то есть, сколько времени по учебному плану отводится на изучение иностранного языка. На начальном этапе идеальными являются 20-30 минутные ежедневные занятия. Это вызывает определенные трудности в составлении расписания, но 1-2 занятия по 45 минут в неделю не принесут никакой пользы, и в этом случае лучше просто отказаться от преподавания иностранного языка.

       Только тогда, когда ребенок в состоянии использовать полученные знания для общения, то есть овладеет умением общаться на нем в устной или письменной форме, можно говорить, что он овладел в определенной степени иностранным языком, ибо единственный критерий владения языком - владение коммуникацией на нем.

   Ученик должен обладать способностью обобщать прочитанный материал, делать самостоятельные выводы, опираясь на свой опыт, эрудицию, творчество. Он должен уметь анализировать проработанный материал, сравнивать различные факторы, прогнозировать ход защиты проекта.

    Чтобы рассмотреть применение этих методов и приёмов на практике, обратимся к опыту работы учителя иностранного языка МОУ СОШ №1 г. Азнакаево Ефимовой Ольги Леонидовны. Она рассказывает, что в своей работе старается применять такие приеме обучения, которые способствуют поддержанию интереса у учащихся к иностранному языку, помогают вовлечь в иноязычную речевую деятельность всех школьников, повышают эффективность урока. Ольга Леонидовна ставит задачу – поддержать стремление с помощью заданий коммуникативного характера. Путь к таким заданиям лежит через упражнения, которые она называет “полутворческими” и которые можно выполнять уже на этапе освоения языкового материала. Приведём примеры этих упражнений по теме “Театр. Кино”. Она начинает работу с ознакомления учеников с некоторыми разговорными клише (положительная реакция: That’s a good idea – хорошая мысль; I’m all for it – Я “за”; That suits me very well – это меня вполне устраивает и т. д.; отрицательная реакция: I’m afraid I can’t – Боюсь, что не смогу; I object to it – я возражаю; Why should I go there? – зачем мне идти туда?; It’s out of the question – об этом не может быть и речи и т. д.).

Затем выполняется упражнение, в процессе которого ученики не только употребляют новые речевые клише, но и добавляют свои реплики – объяснения, дополнения и т. д.:

Give replies to the proposals, adding a few words to the formulas of agreement or disagreement.

T.: We are free tonight. What about going to the cinema?

P1: That’s a good idea. I’ve not been there for several weeks.

P2: I’d love to. Let’s meet at 5 p. m.

P3: I’m all for it. Let’s choose seats not far from the screen. My eyesight is rather poor, you know.

P4: Why should I go there? I’ve got plenty of video films at home.

Другим  упражнением, в процессе которого происходит постепенный переход речевой  инициативы от учителя к ученику, является задание Find the pair. Ольга Леонидовна подробно объясняет, как его следует выполнять. Каждому ученику дается карточка, на которой написана реплика (либо первая, либо вторая, являющаяся ответом на первую). Задача учащегося – найти свою пару, т.е. ученика с ответной репликой.

   Еще одно упражнение, развивающее инициативную речь учащихся – рассказ по картинке с усложненной неразвернутой ситуацией. Например, учитель показывает картинку, на которой изображены три ученика, сидящие в креслах кинотеатра. Упражнение может выполнятся в следующих рамках:

а) рассказ  от лица одного из изображенных на картинке ребят;

б) рассказ  от 3-го лица;

в) рассказ  по цепочке;

г) рассказ  учителя с остановкой для запроса  дополнительной информации.

     Таким образом, знакомя учащихся с новым языковым материалом, Ольга Леонидовна постепенно усложняет “полутворческие” задания, помогающие развивать речь учащихся. В то же время опыт показывает, что чем активнее протекает процесс говорения, тем лучше осваивается, закрепляется и активизируется основной языковой материал.

 

Заключение 

   Актуальность самостоятельной работы учеников в учебно-воспитательном процессе возросла в последние годы. Несомненно, что роль самостоятельной работы учащихся будет увеличиваться и впредь. Вопрос о самостоятельной работе учащихся поднимался еще в педагогической литературе прошлого. Но особенно остро ставится этот вопрос в настоящее время. И это естественно: одно из обязательных условий успешного обучения - привитие учащимся навыков самостоятельной работы над учебным материалом. Кроме того, самостоятельная работа учащихся в учебном процессе выступает как наиболее универсальный вид учебной деятельности в субъективно-психологическом плане. В таком контексте самостоятельность адекватна психической деятельности на всех уровнях: от самой простой ее формы — осознания свих приемов деятельности при выполнении работы по образцу, до высших форм творчества.

    С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается с возрастом школьников. Речь идёт о том, что применение самостоятельной работы должно идти в ногу с процессом естественного развития учащихся. Известно, что для учеников начальных классов характерны повышенная восприимчивость, готовность усвоить всё, чему их учат.

  Считается, что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять не менее 20% учебного времени (в средних классах ─ не менее 50%, а в старших классах ─ не менее 70%). В действительности же на самостоятельную работу отводится значительно меньше учебного времени. Организация самостоятельной работы школьников немыслима в таком объёме, если нет соответствующих условий. Условия для этого может и должен создать учитель. На основании сказанного выше, можно прийти к выводу, что работа по привитию учащимся навыков самостоятельной деятельности должна быть направлена на углубленное овладение ими иностранным языком. В заключении следует отметить, что проблема организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку является актуальной и сложной, и её решение требует значительных совместных усилий со стороны как учёных-методистов, так и учителей-практиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Ариян М. И. // Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам. – М., 1999.

2. Артёмов В.А. Психология обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1969. – 348 с.

3. Воспитание и обучение по Дальтон-плану. – М., 1996. – 214 с.

4. Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности” // Открыт. школа. – 1998. - №2

5. Дьюи Д. Дальтонский лабораторный план. – изд. 3-е. – М.: Новая Москва, 1925. – 180 с.

6. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М., 1991.– 315с.

7. Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранного языка. – М., 1988 – 243 с.

8. Загуменов Б.Л. Личностноориентированная педагогика Дальтон. – Минск, 1998 – 234 с.

9. Зимняя И.А. , Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку// Иностранные языки в школе. – 1991. - №3 с. 27-34

10. Ильицкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1993. – 187 с.

11. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы по английскому языку с использованием Дальтон-плана // Непрерывное обучение иностранным языкам: методология, теория, практика: в 3-х.ч. ч.3 – Минск, 2003. – с. 141-144

12. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иноязычного общения // Иностранные языки в школе. – 2000. - №1. – с. 58-61.

13. Микельсон Р.М. О самостоятельной работе учащихся. –М.: Учпедгиз, 1993. – 176 с.

14. Моро М.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках // М.: АПДН РСФСР , 1983.- 150 с.

15. Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.” — М, 1990.

16. Толстова В.М. Организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку // Материалы конференции (6-8 декабря 2004 г). – Салаватский педагогический колледж, 2004.

17. Фатьянова А.Т.. // Организация самостоятельной работы на уроке иностранного языка – 2003 № 4 с. -14-19

Информация о работе Развитие самостоятельности учащихся младших классов в процессе обучения иностранному языку