Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:15, контрольная работа
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Введение…………………………………………………………………………3
§1. Развитие речи у ребенка в норме…………………………………………..5
§2. Развитие речи у ребенка с дизартрией……………………………………10
§3. Раннее выявление речевых нарушений…………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………….21
Проведению обследования речи, как правило, должна предшествовать беседа с родителями. Из беседы выясняется, не перенес ли ребенок каких-либо заболеваний, травм, нарушивших нормальный ход речевого развития, каковы были условия воспитания.
Сведения, сообщаемые родителями, помогут разобраться в картине нарушения речи ребенка. При опросе родителей следует обратить внимание на то, какие ими подмечаются недостатки речи: касаются ли они только произношения или распространяются также на словарный запас и грамматический строй, а может быть, относятся только к темпу и плавности. Также необходимо расспросить родителей, испытывает ли ребенок (школьник) затруднения в обучении, в частности при усвоении чтения и письма.
Для того чтобы в дальнейшем при обследовании можно было вернее определить причины нарушения, логопед должен представлять себе, как развивалась речь ребенка. Поэтому, опрашивая родителей, необходимо собрать сведения и о том, к какому периоду относится начало развития речи, когда появились первые слова, первые фразы, как шло дальнейшее развитие речи, какой была она к моменту поступления ребенка в школу. При заикании выясняется, когда, в каком возрасте появились первые признаки заикания, в каких условиях заикание усиливается и в каких проявляется меньше.
В беседе с родителями выясняется, каково речевое окружение ребенка, как оно влияет на формирование его речи, нет ли недостатков речи у родных, многоязычия. Важно узнать, осознает ли ребенок свой речевой дефект и как реагирует на него. Отмечается также, обращались ли родители к логопеду, когда, какие были достигнуты при этом результаты.
Если ребенок
находился в каком-либо детском
учреждении, сведения родителей дополняются
педагогическими
Нарушения речи
часто обусловливаются
При нормальном слухе ребенок будет слышать и повторять слова и фразы, сказанные логопедом шепотом на остаточном воздухе (после выдоха) на расстоянии 6 – 7 м от ушной раковины. Ребенок при этом ставится спиной к логопеду и повторяет сказанные им слова. Начинать исследования слуха необходимо с близкого расстояния, постепенно удаляясь от ребенка. Если помещение, в котором происходит обследование, мало, то логопед может произносить слова, став спиной к ребенку, что ее ответствует увеличению расстояния вдвое.
При легком снижении
слуха ребенок слышит речь разговорной
громкости на расстоянии от 6 до 8 м
от ушной раковины и шепотную речь
на расстоянии до 3 м. При значительном
снижении слуха расстояние будет
снижаться и соответственно будет
уменьшаться возможность
При подборе материала, предъявляемого для обследования слуха, следует учитывать частотную характеристику слов. Необходимо помнить, что слова, в составе которых есть звуки р, м, н, в, у, о, характеризуются низкой частотой и при шепотном произнесении воспринимаются на расстоянии 5 м; слова со звуками а, и, е, а также свистящими и шипящими имеют высокую частотную характеристику и воспринимаются на расстоянии 20 м. Кроме того, ребенок должен понимать значение предъявленных ему слов и уметь различать звуки, входящие в их состав. Приступая к обследованию, логопед должен прежде всего составить представление о речи ребенка в целом, о ее полноте, внятности, темпе, плавности и т.д.
Чтобы составить
общее представление о
Беседу не стоит ограничивать только вопросо-ответной формой. Можно предложить ребенку составить небольшой устный рассказ по картинкам. Задание дается в такой форме: «Расскажи, что нарисовано на картинке». Специально подбираются картинки, сюжет которых ребенок должен пересказать в развернутой повествовательной форме.
Материалом обследования может быть также серия картин (3–5) с одним развертывающимся в определенной последовательности сюжетом. Каждая картина отражает какой-либо отрезок сюжета. Картинки либо раскладываются перед ребенком, либо даются в беспорядке, ребенок должен разложить их в последовательности и рассказать содержание всей серии картин, составляя цельный рассказ. В последнем случае можно судить и об интеллектуальных возможностях ребенка.
Следует отметить, что картинка, с одной стороны, подсказывает ребенку, а с другой – сковывает, способствует ситуативное речи. Поэтому наряду с рассказом по картинке следует использовать и прием рассказывания сказки или какого-либо события (например, из жизни школы), имеющих более контекстный характер.
Во время ответов
на вопросы, рассказа по картинке, пересказа
логопед может установить, имеются
ли отклонения в произношении звуков
и каких, какова общая внятность
речи, ее темп, плавность, насколько
свободно ребенок владеет своей
речью, может ли самостоятельно воспроизвести
нужное повествование, какими при этом
видами предложений он оперирует, какие
затруднения встречаются при
построении фраз, в подборе слов,
в правильном их использовании, нет
ли аграмматизм.
Заключение.
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.
Задача логопеда
совместно с родителями убедить
ребенка в том, что речь можно исправить,
можно помочь малышу стать таким, как все.
Важно заинтересовать ребенка так, чтобы
ему самому захотелось участвовать в процессе
коррекции речи. А для этого занятия не
должны быть скучными уроками, а интересной
игрой.
Список
литературы:
1. Адрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В.. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения. – «Вопросы психологии», № 1, 1991.
2. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно- развивающим занятиям. – М., 1994.
3. Волкова Л.С. Логопедия М.,1989
4. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.
5. Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи М., 1990
7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов М., 1991
8. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,1993.
9. Основы теории и практики логопеда под. Ред. Р.Е.Левиной.-М.: Просвещение, 1967.