Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:29, доклад
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки. Вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Один из основных видов деятельности – творческий.
Развитие речи и творческих способностей слабослышащих детей во внеурочное время в соответствии с требованиями инновационного развития коррекционной школы
Михеева Л.М. Егорова Г.Г.
г. Челябинск, МСКОУ школа-интернат II вида №12
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки. Вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Один из основных видов деятельности – творческий.
Таким образом, одними из важнейших компетентностей современного человека становятся:
В свете этого внеклассная работа рассматривается как дополнительная возможность развития творческих способностей учащихся, воспитательного воздействия на них, что должно способствовать социализации слабослышащих учащихся в общество. Внеклассная деятельность выполняет следующие функции:
Однако она нуждается в
Развитие у учащихся способности восприятия прекрасного, эстетических суждений и оценок, художественных взглядов и вкусов, творческих способностей может осуществляться при подготовке и проведении различных внеклассных мероприятий учителями-словесниками: литературных (в том числе и поэтических) вечеров, праздников Русского языка, спектаклей по литературным произведениям русских и зарубежных авторов, таких как: «Всё начинается с любви», «Уроки доброты», «Дружбу понимаю лишь такую», «Великие юбиляры», «Поэты Южного Урала» и др.
Эти мероприятия:
Театрализованные праздники
При подготовке к спектаклю мы выделяем следующие этапы работы:
Глубокие эмоциональные переживания вызывает оценка умений ребят. Важно, чтобы начальное естественное чувство страха сцены не переросло в чувство стыда, неудовлетворённости. Важен индивидуальный подход к робким детям: для них необходимо создавать на сцене ситуацию успеха, подбирать такие задания, которые дети могут выполнить, и активно поощрять их первые удачи.
Из практики отмечено, что приобщение слабослышащих детей к драматическому искусству помогает корригировать черты характера, способствует исчезновению негативных проявлений и оказывает влияние на рост популярности в коллективе. Театр с новой силой реализует свои воспитывающие функции, со всей полнотой воздействуя на личность, сохраняя в то же время себя как искусство, проявляя свою неповторимость и глубину.
Спектакли, театрализованные литературные праздники и, конечно, подготовка к ним – это важные стимулы развития речи слабослышащих детей и их речевого общения. Забота о совершенствовании устной речи является специфической особенностью всей внеклассной работы со слабослышащими детьми. Это не только направление работы по развитию речи, её активного использования, но и помощь в социальной адаптации детей с недостатками слуха. Участие в литературных праздниках помогает переступить барьер боязни непонимания их окружающими, учащиеся стараются: им надо иметь внятную, интонированную речь, войти в роль, передать настроение героев зрителям.
На репетициях большое внимание уделяется работе над ритмико-интонационной структурой речи, что включает в себя выполнение речевых упражнений (на логические ударения в речи, на развитие чувства музыкального темпа, по работе над эмоциональной окраской речи).
Большая роль отводится
художественному оформлению, которое
помогает акцентировать
Особое место занимает использование ИКТ при проведении внеклассных мероприятий. Слабослышащие учащиеся в силу своего дефекта испытывают трудности в понимании обращенной к ним речи, читаемого текста, поэтому при подготовке литературных праздников, конкурсов чтецов готовится компьютерная презентация. В презентации подача иллюстрированного материала (пейзажи, портреты) идёт с текстовым сопровождением (тексты стихотворений, вопросы для беседы, информация о писателе), звучит живое слово актёров. Всё это создает определённый эмоциональный настрой, вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и помогает максимально активизировать познавательный интерес учащихся к литературному материалу.
Декорации, костюмы, музыка - всё это позволяет воссоздать особую поэтическую атмосферу вечера, особый настрой детей. В условиях школы не всегда можно подготовить необходимые декорации. Использование современных технологий позволяет воссоздать атмосферу, колорит той эпохи, в которой живут и действуют сценические герои. Подача иллюстративного материала через компьютер выигрывает в эстетическом плане.
В процессе подготовки к вечеру должно идти целенаправленное расширение читательского опыта учащихся, стимулироваться вдумчивое и внимательное восприятие лирического произведения, его осмысление и воспроизведение.
Слабослышащие школьники не могут в полной мере в своём воображении воссоздать ту или иную картину Использование видеокадров из художественных и документальных фильмов, мультфильмов, видеоматериалов из школьной жизни позволяет развивать воображение.
Таким образом, театральное искусство, построенное на гармоничном сочетании литературы, изобразительного искусства, пластики, исполнительского мастерства, может вовлекать детей в разнообразную по характеру художественно-творческую деятельность. Занятие театральной деятельностью дают возможность приобщить учащихся ко всем видам искусства и способствуют созданию благоприятной обстановки для решения коррекционно-развивающих задач.