Развитие речи и творческих способностей слабослышащих детей во внеурочное время в соответствии с требованиями инновационного развития к

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:29, доклад

Описание работы

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки. Вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Один из основных видов деятельности – творческий.

Работа содержит 1 файл

02 - Egorova G.G., Miheeva L.M. - Stendoviy doklad.doc

— 44.00 Кб (Скачать)

Развитие речи и творческих способностей слабослышащих  детей во внеурочное время в соответствии с требованиями инновационного развития коррекционной школы

 

Михеева Л.М. Егорова Г.Г.

г. Челябинск, МСКОУ школа-интернат II вида №12

 

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки. Вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Один из   основных видов деятельности –  творческий.

 Таким образом, одними  из важнейших  компетентностей современного человека становятся:

  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы).

В свете этого внеклассная работа рассматривается как дополнительная возможность развития творческих способностей учащихся, воспитательного воздействия на них, что должно способствовать социализации слабослышащих учащихся в общество. Внеклассная деятельность выполняет следующие функции:

  • интенсивнее воспитывает самостоятельность;
  • организует свободное время детей;
  • укрепляет общее положительное отношение к учению;
  • создаёт дополнительные возможности для эстетического воспитания, которое является одним из  важных аспектов всестороннего развития личности школьника.

Однако она нуждается в целенаправленном педагогическом руководстве.

Развитие у учащихся способности  восприятия прекрасного,  эстетических суждений и оценок, художественных взглядов и вкусов, творческих способностей  может осуществляться при подготовке и проведении различных внеклассных  мероприятий учителями-словесниками: литературных (в том числе и поэтических) вечеров, праздников Русского языка, спектаклей по литературным произведениям русских и зарубежных авторов, таких как: «Всё начинается с любви», «Уроки доброты», «Дружбу понимаю лишь такую», «Великие юбиляры», «Поэты Южного Урала» и др.

      Эти мероприятия:

  1. развивают индивидуальные склонности и интересы учащихся, их способности;
  2. формируют самостоятельность, развивают творческую активность;
  3. развивают речь учащихся, что является основной задачей коррекционной школы;
  4. расширяют умственный кругозор школьников и углубляют их знания  по предмету;
  5. закрепляют приобретённые на уроках навыки и умения;
  6. значительно увеличивают время на формирование у глухих и слабослышащих детей устной речи вообще и произношения в частности.

Театрализованные праздники представляют широкие возможности для решения  такой важной задачи, как развитие творческих способностей,  личностных качеств слабослышащих детей. Педагогическое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка имеет целью пробуждение сопереживания, сострадания, отзывчивости, направленных на воспитание доброго отношения к людям. У слабослышащих детей недостаточно развиты эмоции  и чувства. Меньшая доступность для их восприятия выразительной стороны речи и музыки,  отставание в овладении речью -    всё это является отрицательным фактором в развитии эмоций детей с недостатками слуха. Вместе с тем они уделяют большее внимание такой выразительной стороне эмоций, как  мимика и пантомима, используют выразительные движения в жестовой речи.

При подготовке к спектаклю мы выделяем следующие  этапы работы:

    • чтение указанных произведений,
    • просмотр кинофильмов, если они имеются;
    • подготовка выставки рисунков к прочитанным произведениям;
    • создание презентации к спектаклю,
    • написание красочного объявления,
    • изготовление газеты с отзывами, викторинами;
    • оформление выставки книг;
    • работа над эмоциональным состоянием героев и их речью.

      Глубокие эмоциональные переживания вызывает оценка умений ребят. Важно, чтобы начальное естественное чувство страха сцены не переросло в чувство стыда, неудовлетворённости. Важен индивидуальный подход к робким детям: для них необходимо создавать на сцене ситуацию успеха, подбирать такие задания, которые дети могут выполнить, и активно поощрять их первые удачи.

      Из практики  отмечено, что приобщение слабослышащих детей к драматическому искусству помогает корригировать черты характера, способствует исчезновению негативных проявлений и оказывает влияние на рост популярности в коллективе. Театр с новой силой реализует свои воспитывающие функции, со всей полнотой воздействуя на личность, сохраняя в то же время себя как искусство, проявляя свою неповторимость и глубину.

      Спектакли, театрализованные литературные праздники  и, конечно, подготовка к ним – это важные стимулы развития речи слабослышащих детей и их речевого общения. Забота о совершенствовании устной речи является специфической особенностью всей внеклассной работы со слабослышащими детьми. Это не только направление работы по развитию речи, её активного использования, но и помощь в социальной адаптации детей с недостатками слуха. Участие в литературных праздниках помогает переступить барьер боязни непонимания их окружающими, учащиеся стараются: им надо иметь внятную,  интонированную речь, войти в роль, передать настроение героев зрителям.

      На репетициях большое внимание уделяется работе над ритмико-интонационной структурой речи, что включает в себя выполнение речевых упражнений (на логические ударения в речи, на  развитие чувства музыкального темпа, по работе над эмоциональной окраской речи).

      Большая роль отводится  художественному оформлению, которое  помогает акцентировать внимание  учащихся на нужных моментах  вечера.     

Особое место занимает использование ИКТ при проведении внеклассных мероприятий. Слабослышащие учащиеся в силу своего дефекта испытывают трудности в понимании обращенной к ним речи, читаемого текста, поэтому при подготовке литературных праздников, конкурсов чтецов готовится компьютерная презентация. В презентации подача иллюстрированного материала (пейзажи, портреты) идёт с текстовым сопровождением (тексты стихотворений, вопросы для беседы, информация о писателе), звучит живое слово актёров. Всё это создает определённый эмоциональный настрой, вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и помогает максимально активизировать познавательный интерес учащихся к литературному материалу.

 Декорации, костюмы, музыка - всё это позволяет воссоздать особую поэтическую атмосферу вечера, особый настрой детей.      В условиях школы не всегда можно подготовить необходимые  декорации. Использование современных технологий позволяет воссоздать атмосферу, колорит той эпохи, в которой живут и действуют сценические герои. Подача  иллюстративного материала через компьютер выигрывает в эстетическом плане.

В процессе подготовки к вечеру должно идти целенаправленное расширение читательского опыта учащихся, стимулироваться вдумчивое и внимательное восприятие лирического произведения, его осмысление и воспроизведение.

Слабослышащие школьники не могут  в полной мере в своём воображении  воссоздать ту или иную картину Использование видеокадров из художественных и документальных фильмов, мультфильмов, видеоматериалов из школьной жизни позволяет развивать воображение.

Таким образом, театральное  искусство, построенное на гармоничном  сочетании литературы, изобразительного искусства, пластики, исполнительского мастерства, может вовлекать детей в разнообразную по характеру художественно-творческую деятельность. Занятие театральной деятельностью дают возможность приобщить учащихся ко всем видам искусства и способствуют созданию благоприятной  обстановки для решения коррекционно-развивающих задач. 


Информация о работе Развитие речи и творческих способностей слабослышащих детей во внеурочное время в соответствии с требованиями инновационного развития к