Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:13, контрольная работа
Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилось с восстановлением советской власти, но и на Западе сеть дошкольных учреждений начала развиваться примерно в этот же период.
В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели.
Введение………………………………………………………………………………...2
Критерии развития педагогической культуры……………………………………….3
Педагогические ценности воспитателей ДОУ……………………………………….4
Уровни развития педагогической культуры………………………………………….5
Компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ……8
Связь с практикой……………………………………………………………………..12
Выводы………………………………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………………………...15
Содержание
Введение…………………………………………………………
Критерии развития педагогической культуры……………………………………….3
Педагогические ценности воспитателей ДОУ……………………………………….4
Уровни развития педагогической культуры………………………………………….5
Компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ……8
Связь с практикой………………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилось с восстановлением советской власти, но и на Западе сеть дошкольных учреждений начала развиваться примерно в этот же период.
В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей нанимать гувернеров. Эта профессия была очень популярна в нашей стране в XIX - начале XX в. Тогда гувернёрами становились юноши и девушки из обедневших аристократических семей, получившие хорошее воспитание и образование в различных институтах или университетах. После нескольких десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной.
В период развития общества требования, предъявляемые к любой форме общественной деятельности, неизменно связано с культурой. Высокий уровень культуры является необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического.
Профессионально - педагогическая культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.
В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности учителя, преподавателя, воспитателя являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.
В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста после окончания педвуза или педагогического колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Критерии развития педагогической культуры
В процессе освоения профессии и особенно выполнения профессиональной деятельности осуществляются структурные изменения и в личности педагога, и в структуре самой деятельности, т.е. профессионализация личности приводит к изменению характера, индивидуально-личностным качествам и содержания профессии.
Каждый педагог как личность актуализирует лишь ту часть профессиональной деятельности и педагогических ценностей, которая является для него жизненно и профессионально необходимой.
Критериями, позволяющими выделить уровни развития педагогической культуры, являются:
1) осознанность цели, сформированность смысла педагогической деятельности;
2) потребность педагога в личностном и профессиональном саморазвитии и развитии других;
3) отношение педагога к себе как ценности (интерес к собственной личности; стремление к самопознанию, самопониманию; позитивная самооценка личности);
4) отношение к ребенку как ценности (ориентация на индивидуальную неповторимость каждого ребенка; способность к эмпатии, к установлению положительной эмоциональной тональности отношений с детьми);
5) отношение к педагогической деятельности как ценности, т.е. преобладание внутреннего типа мотивации педагогической деятельности (удовлетворение от самого процесса и результата деятельности; возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности);
6) владение технологиями организации деятельности детей, педагогического взаимодействия, подготовки и проведения занятий и т.д.;
8) способность к осознанному выбору средств;
9) результативность педагогической деятельности.
Педагогические ценности воспитателей ДОУ
Особенностью современного этапа развития системы дошкольного образования является усиление приоритета человеческого фактора и переориентировка внимания от интересов общества к интересам личности. Формирование универсальности ценности является необходимой базой развития творческой личности, а также условием гармонического развития педагогического работника дошкольного учреждения, в основе чего лежит взаимосвязь основных типов ценности и соответствующих им сфер: деятельности, взаимоотношений, познания.
В качестве основных педагогических ценностей воспитателя дошкольного образовательного учреждения мы выделили:
- человеческие: ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала;
- духовные: совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности ребенка;
- практические: способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие обучаемых в различные виды деятельности;
- личностные педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия.
Ценностные основы педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения являются базой, на которой развивается интеллект, рациональное осмысление окружающей действительности, педагогическая направленность, строится педагогическая технология.
Уровни развития педагогической культуры
Основой профессиональной деятельности воспитателя ДОУ является знание возрастных и индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста. Учитывая их, воспитатель планирует дальнейшую работу: организовывает игровую деятельность, самостоятельную, учебную, конструктивную, изобразительную и др. Знание возрастных особенностей необходимо при использовании форм, методов и приемов работы с детьми: педагог учитывает закономерности развития познавательных способностей детей разного возраста.
Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Эти знания педагог использует при составлении программы, календарно-тематических и перспективных планов работы с детьми в разных возрастных группах.
Воспитатель ДОУ постоянно должен быть в курсе современных достижений педагогической науки в области дидактики и дошкольного образования. Для успешной реализации образовательной программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении (комплексной или парциальной) внедряются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Воспитатель должен четко знать эти технологии, их цели, задачи, содержание, условия внедрения в образовательный процесс, эффективность предполагаемого результата.
Уровни развития педагогической культуры имеют следующие характеристики:
I. Адаптивно - репродуктивный. Педагог имеет формальное представление о цели педагогической деятельности. Собственный смысл деятельности пока не сформировался. Педагог в большей степени ориентирован на формирование системы знаний воспитанника, а не на его развитие. Он недооценивает важности самопознания, личностного и профессионального саморазвития. Как правило, некритически относится к достигнутому уровню знаний и умений. В мотивации педагогической деятельности преобладает тип внешней отрицательной мотивации (стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег, возможных наказаний или неприятностей). В силу этого педагог испытывает страх перед возможными ошибками и неудачами, не способен конструктивно реагировать на них. Знания технологий весьма ограничены и неглубоки. В реализации технологий имеет место действие по образцу, непонимание цели конкретных действий. Отсюда низкая результативность деятельности.
II. Продуктивный. Педагог видит смысл педагогической деятельности в профессиональном саморазвитии, в развитии личности воспитанника, в формировании у них системы духовных и нравственных ценностей. Он осознает важность постоянной работы над собой. Проявляет интерес к собственной личности, стремление к самопознанию, самопониманию и саморазвитию. Однако это не стало пока нормой его жизни. Педагог признает за собой право (и святую обязанность), обучая, воспитывать и развивать личность воспитанника; не отказывает ребенку в изначальной природной одаренности, проявляет ценностное отношение к нему. Однако недостаточное владение технологиями педагогического взаимодействия, организации деятельности детей затрудняет установление положительной эмоциональной тональности отношений с детьми, решение задачи их развития. В мотивации педагогической деятельности педагога равно значимыми являются внутренние мотивы (удовлетворение от самого процесса и результата педагогической деятельности, возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности) и внешние положительные мотивы (потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны коллег, стремление к продвижению по работе). Допустимо также небольшое преобладание внешней положительной мотивации над внутренней мотивацией.
III. Творческий. Педагог ясно осознает цель (смысл) собственной педагогической деятельности - развитие собственных сущностных сил, совершенствование внутреннего «Я» ради развития множества «Я» своих воспитанников. У него сформирована психологическая и операциональная готовность к самопознанию, самосовершенствованию, развитию других. Он уверен в собственных силах и в достижении результата. Он обладает развитой способностью к саморефлексии. Педагог владеет глубоким знанием технологий воспитания и развития детей, осознает причинно-следственные связи и зависимости. Осознанно, творчески выбирает необходимые средства реализации технологии. Деятельность его результативна. Преобладает внутренний тип мотивации деятельности. Педагог ориентирован на индивидуальную неповторимость каждого ребенка, обладает развитой способностью к эмпатии, к установлению положительной эмоциональной тональности отношений с детьми
Компоненты профессионально-педагогической культуры
воспитателя ДОУ
В качестве функциональных компонентов (далее функция) профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ мы выделяем: образовательную, воспитательную, развивающую, нормативную, коммуникативную, информационную, координирующую, рефлексивную и диагностическую.
Образовательная функция направлена на сознательное овладение воспитателями ДОУ дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом в интересах личности и общества. Данная функция направлена также на удовлетворение информационных знаний, т.к. в настоящее время дошкольные учреждения именуются образовательными. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников в ДОУ.
Воспитательная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ отражает область воспитательной деятельности. Педагог на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе убеждения, мотивы, ценности, нормы поведения в отношении окружающих людей и природного окружения. Данная функция связана с развитием духовности личности, направлена не только на педагога, но и на ребенка.
Развивающая функция профессионально-педагогической культуры заключается в том, что совершенствование и активизация дидактических знаний и умений воспитателей происходит одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи, педагогических способностей, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Нормативная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ осуществляет регулирование в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Педагогические нормы, выполняя функцию ценностей, помогают воспитателю ДОУ выбрать наиболее оптимальные способы деятельности, утвердить идеалы и профессиональные приоритеты. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных действия по воспитанию детей дошкольного возраста.
Информация о работе Развитие профессионально-педагогической культуры воспитателей ДОУ