Развитие общения старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является: изучение развития общения детей старшего дошкольного возраста.
Объектом нашего исследования - формирование личности ребенка.
Предмет исследования - развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии
1.1 Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста
1.2 Роль и функции общения в психическом развитии детей
1.3 Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
1.4 Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Глава 2. Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование зависимости общения от статусного положения в группе
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Методика контрольного эксперимента
Выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Развитие общения старших дошкольников .rtf

— 1.32 Мб (Скачать)

Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада// - М., 1988

Рубиншетйн С.Л. // Основы общей психологии // - М., 1989.

Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. К вопросу о психологической природе жалоб дошкольников. М., 1980.

Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Как относиться к жалобам дошкольников// Вопросы психологии. 1983. № 4.

Рузская А.Г., Рейнстейн А.Э. Речь дошкольников в общении со сверстником// Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985.

Силвестру А.И. Основные факторы развития образа самого себя у дошкольников// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

Силвестру А.И. Роль индивидуального опыта и опыта общения в формировании у дошкольников представления о своих возможностях: // - М., 1998.

Смирнова Е.О. Формирование представлений о себе и о другом в общении дошкольников// - М., 1987.

Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследования общения дошкольников со сверстниками (обзор американской литературы)//Вопросы психологии. 1988. № 2.

Смирнова Е.О., Калягина Е.А. особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников// Вопросы психологии, 1988, №3

Смирнова Р.А. Зависимость отношения дошкольников к сверстнику от содержания общения// Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М., 1999.

Смирнова Р.А. Использование метода «доверенных лиц» при изучении общения дошкольников// Новые исследования в психологии. 1981. № 1.

Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Дис. канд. психол. наук. М., 1981.

Спок Б. // Оебенок и уход за ним // - М., 1981.

Терещук Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников// - М., 1986.

Терещук Р.К. Показатели популярности детей по результатам социометрической методики и наблюдению реального взаимодействия дошкольников со сверстниками// Новые исследования в психологии. 1986. №1.

Цукерман Г.А. // Формирование учебной деятельности в коллективно - распределительной форме // - М. 1991.

Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей// - М., 1984

 

Приложение 1

 

Таблица 1. Характеристика избирательных взаимоотношений детей в группе

п/п

 

Дети, которые выбирали

Общ. количест-во выборов

Число взаимных выбо-ров

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Аубекова Ж.

     

+

 

+

     

+

         

2

-

2

Батура В.

   

Е

         

Е

     

Е

   

5

3

3

Бахмацкая С.

 

Е

           

Е

   

+

     

5

2

4

Бубнова Г.

 

+

       

+

 

Е

           

3

1

5

Галицкая Т.

   

+

   

Е

     

+

         

4

1

6

Готавлин Р.

       

Е

         

Е

Е

     

3

3

7

Индюкова Н.

+

   

Е

                 

+

 

1

1

8

Иваненко Н.

       

+

         

Е

     

+

2

1

9

Конакбаева А.

 

Е

Е

+

                     

6

2

10

Колодкина А.

+

           

+

           

+

2

-

11

Кудайбергенов Т.

       

Е

   

Е

     

+

     

2

2

12

Сафаров В.

         

+

   

Е

         

Е

4

2

13

Сухоплечев Д.

 

Е

+

         

+

           

1

1

14

Шерстова К.

 

+

+

         

+

           

2

-

15

Штарев Ж.

       

+

           

Е

 

+

 

3

1


 

Приложение 2

 

Таблица 2. Количество разных по содержанию обращений дошкольников 6-7 лет и сверстникам с разным положением в группе. (в абс.ед. в среднем для одного ребенка)

Возраст

Положение сверстника в группе

Характер обращений

Всего

обращений

Демонстрация умений и стремление вовлечь сверстника в соучастие

поиск доброжелательного внимания

стремление к

сотрудничеству

поиск

признания и уважения

разделение

переживаний и

согласование

мнений

6-7 лет

Популярный

-

2,5

6,0

2,0

4,5

15,0

Непопулярный

-

-

0,7

0,4

0,1

1,2

Малопопулярный

-

1,1

1,8

0,9

0,2

4,0


 

Приложение 3

 

Таблица 3. Сформированность 1-го и 2-го ряда умений межличностного общения

1-ый ряд умений

Использование этикетных речевых формул

Женя Ш.

Жазира А.

Вероника Б.

Саша Б.

Галя Б.

Тереза Б.

Рустам Г.

Настя И.

Никита И.

Алина К.

Ангелина К.

Тима К.

Вова С.

Данил С.

Карина Ш.

 

1.а) Приветствие

По инициативе взрослого

                               

По инициативе ребенка

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

15

б) Прощание

По инициативе взрослого

                               

По инициативе ребенка

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

15

в) Благодарность

По инициативе взрослого

                               
 

По инициативе ребенка

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

15

2. Установление контакта

 

а) по имени

 

+

 

+

 

+

+

+

 

+

+

   

+

+

 

9

б) по фамилии

   

-

 

-

     

-

     

+

       

в) по др. словам

                     

+

       

1

г) тактильный контакт

Доброжелательный

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

14

Недоброжелательный

           

-

-

   

-

         

д) зрительный контакт

Смотрит в глаза

+

+

+

+

   

+

+

 

+

+

+

+

+

+

12

Отводит взгляд

       

-

-

   

-

             

3. Выражение своего настроения

 

а) при помощи слов

 

+

+

+

     

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12

б) не выражает

       

-

+

-

-

               

1

4. Поведение в разговоре

 

а) жесты и мимика

Скудные

             

-

-

             

Адекватные

+

+

+

+

+

+

+

   

+

+

 

+

+

+

12

развязные

                     

-

       

б) тон общения

Доброжелательный

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

14

Недоброжелательный

                     

-

       

в) размещение партнеров

Лицом друг к другу

+

+

+

+

   

+

 

+

+

+

+

+

+

+

13

Отвернут от партнера

       

-

-

 

-

               
                                   

 

 

Приложение 4

 

Таблица 4. Сформированность 1-го и 2-го ряда умений межличностного общения

2-ый ряд умений

Использование этикетных речевых формул

Женя Ш.

Жазира А.

Вероника Б.

Саша Б.

Галя Б.

Тереза Б.

Рустам Г.

Настя И.

Никита И.

Алина К.

Ангелина К.

Тима К.

Вова С.

Данил С.

Карина Ш.

 

1. Слушать и слышать собеседника

Внимательный

+

+

+

+

+

       

+

+

 

+

+

 

9

Не внимательный

               

-

         

-

 

Перебивает

         

-

       

-

-

   

-

 

Не перебивает

+

+

+

+

   

+

+

 

+

   

+

+

 

8

2. Контролировать собеседника в контакте с ним

Самостоятельно делает замечание

+

 

+

+

 

+

     

+

+

+

+

+

 

9

Не замечает ошибок

           

-

-

           

-

 

Обращается за помощью к взрослым

                         

+

 

1

3. Отношение

к неэтичным выражениям собеседника

Комформное

                           

-

 

Неприятие

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

14

4. Понимать эмоциональный настрой собеседника и выражать свое отношение

Сопереживает

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

14

Равнодушен

                     

-

       
   

5

4

5

5

3

2

4

3

3

5

5

3

5

5

5

 

 

Приложение №5

 

Комплекс занятий

 

ЗАНЯТИЕ № 1

Цель: познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать то, о чем говорим, и настроение говорящих при помощи движений лица, рук, тела (мимикой, жестами, пантомимикой); обучить детей общаться при помощи жестов, мимики.

Методы и приемы: игра, направленная на раскрепощение детей; беседа; проигрывание ситуации; игровое упражнение; игра, направленная на воспитание гуманных отношений.

Ход занятия: воспитатель предлагает детям игру «Ласковое имя».

Цель: способствовать раскрепощению детей; воспитывать гуманное отношение между детьми благодаря осознанному отношению к своему имени и к имени другого.

- Вспомните, как вас ласково зовут дома, вы будете бросать мячик друг другу, и тот, к кому он попадет, должен назвать одно или несколько ласковых своих имен. Когда все произнесут свои имена, нужно бросить мяч тому, кто вам в первый раз бросил и назвать его ласковое имя.

Появляется Фея (воспитатель или кукла).

Воспитатель:

- Дети, кто это к нам пришел? Давайте спросим, как ее зовут?

- Кто ты, красивая незнакомка? Странно, она не отвечает нам. Она чем-то расстроена, посмотрите на ее печальное лицо. Наверное, ее кто-то обидел. Как же нам узнать? (Фея руками и мимикой показывает, как злой волшебник ее заколдовал, и теперь она не может разговаривать.)

- Нам совсем непонятно. Дети, покажите, что вы гостеприимны. Давайте сначала предложим ей отдохнуть с дороги, пригласим к столу, нальем чаю, покажем ей группу. Но сделать это надо так, чтобы ей было все ясно, т.е. без слов. (Дети с помощью мимики и жестов общаются с Феей.)

- Дети, посмотрите, все-таки опять наша гостья печальная. Давайте ее развеселим: изобразим животных, попытаемся рассказать стихи без слов («Наша Таня громко плачет», «Бычок»).

- Посмотрите, незнакомка улыбнулась.

Фея:

- Здравствуйте, дети! Я Фея-Здравствуйте, хозяйка Страны Вежливости. Злой волшебник заколдовал меня так, что я перестала разговаривать. А вы мне помогли справиться со злыми его чарами, так как вы попытались разговаривать со мной. Оказывается, и без слов можно понимать друг друга. Трудно было вам разговаривать со мной? Что в разговоре вам помогало? (Движения рук, лица, тела.)

- Правильно, дети, очень многое можно сказать при помощи движений рук, лица, тела. А теперь попробуйте отгадать то, что я хочу вам сказать.

Фея:

- здоровается за руку с ребенком;

- подносит к губам палец (знак молчания);

- грозит пальцем;

- аплодирует, сидя на стуле; печально машет рукой.

Фея:

- Молодцы, вы все отгадали. Вот, оказывается, как бывает, я не произнесла ни слова, а вы меня все равно поняли.

- Дети, а как вы думаете, с кем можно и удобно так разговаривать? (С человеком, у которого сильно болит зуб, с глухим человеком, с человеком, который находится на большом расстоянии). А вам когда-нибудь приходилось с кем-либо так разговаривать?

- Хотите так поговорить друг с другом? (Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение «Через стекло».)

- Представьте, что между вами толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показывать (Фея каждому ребенку говорит на ухо, чтобы он показал «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить...»), а другой группе отгадывать то, что вы увидите.

Фея:

-- Дети, вы мне очень понравились. В конце нашей встречи я хочу вам преподнести подарок. (При помощи мимики и жестов изображает, как разрезает большой пирог и угощает кусочком пирога каждого ребенка.)

Воспитатель:

-- Дети, давайте, и мы сделаем приятное нашей гостье. Преподнесем ей подарки. Но этот подарок нужно изобразить при помощи выражения своего лица и движений своего тела. (Дети изображают подарок.)

Фея:

-- Спасибо вам за ваши подарки. Если хотите, я к вам буду прилетать и рассказывать о нашей стране Вежливости. Мне очень хочется, чтобы вы всегда были добрыми, внимательными друг к другу и к вашим близким.

 

ЗАНЯТИЕ № 2

Цель: обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств в общении.

Материалы и оборудование: запись песни Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», ларец (шкатулка) с тремя «замками»; запись музыки «Колыбельная»; эскиз дома, окна которого имеют цвет, соответствующий имени каждого ребенка (см. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь имен. -- Нижний Новгород, 1997. -- 656 с.).

Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

Методы и приемы: игра, направленная на раскрепощение; проигрывание ситуации; игровые упражнения; этюд на расслабление организма.

Ход занятия: воспитатель предлагает игру «Море волнуется». Цель: помочь детям владеть своим телом.

Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он произносит считалку:

- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: морская фигура, замри. (Дети замирают, изображая обитателей моря. Водящий должен отгадать.)

Информация о работе Развитие общения старших дошкольников