Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:35, доклад
Аннотация. Тема данной статьи – духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русской словесности. Автор раскрывает тему через аналитическую работу учащихся 5 класса с программными поэтическими текстами. Анализ текстов помогает «открывать» нравственные понятия и развивать ассоциативное мышление.
Ж.В.Бабенко
Средняя общеобразовательная школа №88 г. Караганды
РАЗВИТИЕ
НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА.
Аннотация. Тема данной статьи – духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русской словесности. Автор раскрывает тему через аналитическую работу учащихся 5 класса с программными поэтическими текстами. Анализ текстов помогает «открывать» нравственные понятия и развивать ассоциативное мышление.
Ключевые
слова: ассоциация, анализ, алгоритм.
Сегодня в обществе каждому человеку необходимы нравственные опоры, источники добра, которые ему помогают в жизни.
Но при изучении текстов мало учитываются развитие и изучение эмоциональной жизни ребёнка, его нравственные потребности.
Возникает проблема: как воспитать сегодня в наших детях человеческие черты: доброту, сострадание, отзывчивость, великодушие, трудолюбие, честность?
Один из путей решения этой проблемы – обучить грамотному восприятию и анализу поэтического текста.
Цель статьи: показать пути развития духовно-нравственных качеств посредством анализа поэтического текста.
Из цели вытекают задачи:
изучить теорию вопроса;
осуществить подбор текстов;
использование алгоритма работы с текстом.
При чтении важно сохранить непосредственность читательского восприятия у детей. Вместе с тем, конечно же, требуется его корректировать, углублять, обогащать анализом. Но и читательское восприятие в свою очередь само питает, стимулирует, углубляет анализ. "С утратой непосредственного читательского восприятия вырождается анализ". (1)
Анализ лирики ценен близостью переживаемого чувства, то есть со-чувствием, со-переживанием лирическому герою. При работе над лирическим произведением развиваю способность откликаться на эмоции, описанные автором, воспитываю чувство сопричастности, сопереживания.
В поэтическом тексте каждое слово приобретает особое, новое, значение: «… слово в поэзии «крупнее» этого же слова в общеязыковом тексте» (2). Вот почему весь комплекс значений, заложенных в слове (образных, эмоционально-экспрессивных, лексических), а также само его звучание, становясь объектом художественного восприятия, приобретает особый смысл: «Поэзия - высшая форма организации языка, когда содержательно все важно: и глубина значения слова, и ритм, и полная смысла музыка звуков» (3).
Именно анализ текста вызывает у школьников наибольшие трудности. Нужно не только эмоционально откликнуться на стихотворение, но и проанализировать чувства лирического героя. Нужно найти путь к глубине текста, его эмоциональному наполнению. Необходимо обращение к воображению, ассоциативному мышлению юного читателя. «..Залогом понимания глубокого, подчас скрытого смысла текста должно быть развитие ассоциативного мышления, богатство ассоциативного ряда, возникающего при чтении: чем более развито ассоциативное мышление, тем богаче и глубже воспринимается содержание текста» (4)
Две
особенности поэтического текста, связанные
с психологией его восприятия, – наличие
в нем эмоциональных центров и богатство
значений, вызывающих многозначные ассоциации,
- положены в основу алгоритма анализа,
предложенного С.С.Каганович. Этот алгоритм
исходит не из «темы» и «идеи», а из существования
в произведении ключевых образов. Он складывается
из нескольких этапов, каждый из которых
включает в себя обращение к художественным,
изобразительным средствам, в процессе
анализа которых как раз и возникают цепочки
ассоциаций, уводящие в глубину смысла.
При таком подходе важно, что ученик усвоит
художественную функцию метафор и эпитетов,
их специфическую роль в создании многозначной
образной системы текста.
Использование алгоритма анализа поэтического текста, соотнесенного с психологией его восприятия, с работой не столько интеллекта, сколько воображения – одна из задач моей работы. В то же время он несколько упрощён при использовании его на уроке.
1. Л е к с и к о - с е м а н т и ч е с к и й а н а л и з
1.Выявить ключевые образы. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.
2.Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым –
3.Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.
4. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.
5. Дать истолкование произведения, вытекающее из первого этапа анализа.
П. Л и н г в о - с т и л и с т и ч е с к и й а н а л и з
1.Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.
2.Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки - мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.
3. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и свое к ней отношение.
Несколько слов о развивающей методике организации работы по анализу языка поэтических произведений. Для усиления развивающего эффекта (помимо работы с конкретными текстами) проводятся регулярные упражнения, развивающие воображение и ассоциативное мышление (6). Их прямой результат – развитие речи, а «отдаленный», конечный – духовное и эстетическое развитие учащихся. В работе использую проблемные вопросы и задания, которые являются основой не только фронтальной работы с классом, но и групповой (произвольное деление, по интересам), индивидуальной. На подготовительном этапе анализа текста использую приёмы словесного рисования, оживления личных впечатлений по ассоциации с текстом. Для формирования сферы воображения использую приёмы домысливания, подбора эпитетов, описание основных образов, в том числе образа лирического героя текста.
В
программе по русской словесности
в 5 классе изучаются лирические произведения,
которые расположены в
«Открытие» нравственных понятий в стихотворениях:
1) Восхищение природой, любовь к природе: формирование восхищения природой через стихотворение И.С.Никитина «Утро», одиночество без причастности природе в стихотворении А.Н.Майкова «Ласточки», богатство и мощь природы в стихотворении Д.С.Мережковского «Природа»;
2) Доброта: чувство жалости в стихотворениях И.Северянина «В парке плакала девочка», С.Есенина «Поёт зима - аукает», чувство боли от истребления живого в стихотворении И.Северянина «Что шепчет парк».
3) Дружба, любовь, счастье: нежные чувства в цикле К.Д.Бальмонта «Фейные сказки», мотивы дружбы и верности в «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина, материнская любовь в стихотворениях Н.А.Некрасова «Зажгло грозою дерево», А.Н.Майкова «Колыбельная песня», «В.Я.Брюсова «Колыбельная», «Мать».
4) Смелость, героизм: смелость в «Сказочном» цикле Н.А.Клюева, в стихотворении К.Д.Бальмонта «У чудищ», основа героизма — любовь к Родине в «Бородино» М.Ю.Лермонтова.
5) Долг, ответственность: Долг и ответственность за тех, кто поверил тебе в стихотворении в «Полусказке о Красной Шапочке» О.Н.Бондаренко.
6) Преодоление личного эгоизма: стихотворение П.Н.Васильева «Песня о Серке».
Пока мало ещё эмоционального опыта у пятиклассников, нет способности к анализу душевных переживаний – и своих собственных, и чужих, то такое знакомство с чувствами при анализе поэтических произведений посеет в душе добрые зёрна, которые со временем могут прорасти, сделает читателя зорче, мудрее и глубже.
Список литературы:
1. Ломинадзе С. О классиках и современниках. - М., 1989.
2. Лотман Ю.М. «Анализ поэтического текста», – Л.: 1978.
3. Журавлёв А.П. «Звук и смысл», – М.: 1991.
4. С.Л.Каганович. Технология обучения анализу поэтического текста. Методическое пособие для учителей-словесников. Великий Новгород, 2001
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.
6. Шрагина Л.И. Логика воображения.М.,2001.
7. З.Я.Рез. Изучение лирики в школе.- Л.: 1968.