Развитие нравственно-духовного потенциала школьников через анализ поэтического текста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:35, доклад

Описание работы

Аннотация. Тема данной статьи – духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русской словесности. Автор раскрывает тему через аналитическую работу учащихся 5 класса с программными поэтическими текстами. Анализ текстов помогает «открывать» нравственные понятия и развивать ассоциативное мышление.

Работа содержит 1 файл

Статья.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

    Ж.В.Бабенко

         Средняя общеобразовательная  школа №88 г. Караганды

    РАЗВИТИЕ  НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА. 
 

    Аннотация. Тема данной статьи – духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русской  словесности. Автор раскрывает тему через аналитическую работу учащихся 5 класса с программными поэтическими текстами. Анализ текстов помогает «открывать» нравственные понятия и развивать ассоциативное мышление.

    Ключевые  слова: ассоциация, анализ, алгоритм. 

      Сегодня в обществе каждому человеку необходимы нравственные опоры, источники добра, которые ему помогают в жизни.

    Но  при изучении текстов  мало учитываются  развитие и изучение эмоциональной жизни ребёнка, его нравственные потребности.

    Возникает проблема: как  воспитать сегодня в наших детях человеческие черты: доброту, сострадание, отзывчивость, великодушие, трудолюбие, честность?

    Один  из путей решения этой проблемы –  обучить грамотному восприятию и  анализу поэтического текста.

    Цель  статьи: показать пути развития духовно-нравственных качеств посредством анализа поэтического текста.

    Из  цели вытекают задачи

    изучить теорию вопроса;

    осуществить подбор текстов;

      использование  алгоритма работы с текстом.

    При чтении важно сохранить непосредственность читательского восприятия у детей. Вместе с тем, конечно же, требуется его корректировать, углублять, обогащать анализом. Но и читательское восприятие в свою очередь само питает, стимулирует, углубляет анализ. "С утратой непосредственного читательского восприятия вырождается анализ". (1)

    Анализ  лирики ценен близостью переживаемого чувства, то есть со-чувствием, со-переживанием лирическому герою. При работе над лирическим произведением развиваю способность откликаться на эмоции, описанные автором, воспитываю чувство сопричастности, сопереживания.

    В поэтическом тексте каждое слово приобретает особое, новое, значение: «… слово в поэзии «крупнее» этого же слова в общеязыковом тексте» (2). Вот почему весь комплекс значений, заложенных в слове (образных, эмоционально-экспрессивных, лексических), а также само его звучание, становясь объектом художественного восприятия, приобретает особый смысл: «Поэзия - высшая форма организации языка, когда содержательно все важно: и глубина значения слова, и ритм, и полная смысла музыка звуков» (3).

    Именно  анализ текста вызывает у школьников наибольшие трудности. Нужно не только эмоционально откликнуться на стихотворение, но и проанализировать чувства лирического героя. Нужно найти  путь к глубине текста, его эмоциональному наполнению.  Необходимо обращение к воображению, ассоциативному мышлению юного читателя. «..Залогом понимания глубокого, подчас скрытого смысла текста должно быть развитие ассоциативного мышления, богатство ассоциативного ряда, возникающего при чтении: чем более развито ассоциативное мышление, тем богаче и глубже воспринимается содержание текста» (4)

    Две особенности поэтического текста, связанные с психологией его восприятия, – наличие в нем эмоциональных центров и богатство значений, вызывающих многозначные ассоциации, - положены  в основу  алгоритма анализа, предложенного С.С.Каганович. Этот алгоритм исходит не из «темы» и «идеи», а из существования в произведении ключевых образов. Он складывается из нескольких этапов, каждый из которых включает в себя обращение к художественным, изобразительным средствам, в процессе анализа которых как раз и возникают цепочки ассоциаций, уводящие в глубину смысла.  При таком подходе важно, что ученик усвоит художественную функцию метафор и эпитетов, их специфическую роль в создании многозначной образной системы текста.   

    Использование алгоритма анализа поэтического текста, соотнесенного с психологией его восприятия, с работой не столько интеллекта, сколько воображения – одна из задач моей работы. В то же время он несколько упрощён при использовании его на уроке.

          1. Л е к с  и к о  -  с е м а н т и ч е с к и й    а н а л и з

    1.Выявить  ключевые образы. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.

            2.Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым –

    3.Выявить  сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.

    4. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.

    5. Дать истолкование  произведения, вытекающее  из первого этапа  анализа.

    П. Л  и н г в  о  -  с т и  л и с т и  ч е с к и  й   а н а  л и з

      1.Выявить, какие  изобразительные  средства способствуют  созданию и расширению  значения ключевых  образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.

    2.Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др.,  длины строк, рифмовки  - мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление  образа.

    3. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать  авторскую позицию и свое к ней отношение.

           Несколько слов о развивающей методике организации работы по анализу языка поэтических произведений.  Для усиления развивающего эффекта (помимо работы с конкретными текстами)   проводятся регулярные упражнения, развивающие воображение и ассоциативное мышление (6). Их прямой результат – развитие речи, а «отдаленный», конечный – духовное и эстетическое развитие учащихся. В работе использую проблемные вопросы и задания, которые являются основой не только фронтальной работы с классом, но и групповой (произвольное деление, по интересам), индивидуальной. На подготовительном этапе анализа текста использую приёмы словесного рисования, оживления личных впечатлений по ассоциации с текстом. Для формирования сферы воображения использую приёмы домысливания, подбора эпитетов, описание основных образов, в том числе образа лирического героя текста. 

    В программе по русской словесности  в 5 классе изучаются лирические произведения, которые расположены в соответствии с темой учебника «Фольклор и  его взаимосвязи с русской  литературой». Задача формирования духовно-нравственных понятий проходит через устное народное творчество и находит своё отражение в творчестве русских писателей и поэтов. Поэтому на основе поэтического материала учебника провожу анализ поэтического текста, развивая нравственные чувства детей. При анализе использую алгоритм в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей. Разделила стихотворения по развитию нравственных представлений.

    «Открытие»  нравственных понятий  в стихотворениях:

    1) Восхищение природой, любовь к природе: формирование восхищения природой через стихотворение И.С.Никитина «Утро», одиночество без причастности природе в стихотворении А.Н.Майкова «Ласточки», богатство и мощь природы в стихотворении Д.С.Мережковского «Природа»;

    2) Доброта: чувство жалости в стихотворениях И.Северянина «В парке плакала девочка», С.Есенина «Поёт зима - аукает», чувство боли от истребления живого в стихотворении И.Северянина «Что шепчет парк».

    3) Дружба, любовь, счастье:  нежные чувства в цикле К.Д.Бальмонта «Фейные сказки», мотивы дружбы и верности в «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина, материнская любовь в стихотворениях Н.А.Некрасова «Зажгло грозою дерево», А.Н.Майкова «Колыбельная песня», «В.Я.Брюсова «Колыбельная», «Мать».

    4) Смелость, героизм: смелость в «Сказочном» цикле Н.А.Клюева, в стихотворении К.Д.Бальмонта «У чудищ», основа героизма — любовь к Родине в «Бородино» М.Ю.Лермонтова.

    5) Долг, ответственность: Долг и ответственность за тех, кто поверил тебе в стихотворении в «Полусказке о Красной Шапочке» О.Н.Бондаренко.

    6) Преодоление личного эгоизма: стихотворение П.Н.Васильева «Песня о Серке».

    Пока  мало ещё эмоционального опыта у  пятиклассников, нет способности  к анализу душевных переживаний  – и своих собственных, и чужих, то такое знакомство с чувствами при анализе поэтических произведений  посеет в душе добрые зёрна, которые со временем могут прорасти, сделает читателя зорче, мудрее и глубже.

    Список  литературы:

    1. Ломинадзе С. О классиках и современниках. - М., 1989.

    2. Лотман Ю.М. «Анализ поэтического текста», – Л.: 1978.

    3. Журавлёв А.П. «Звук и смысл», – М.: 1991.

    4. С.Л.Каганович. Технология обучения анализу поэтического текста. Методическое пособие для учителей-словесников. Великий Новгород, 2001

    5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.

    6. Шрагина Л.И. Логика воображения.М.,2001.

           7. З.Я.Рез. Изучение лирики в школе.- Л.: 1968.

Информация о работе Развитие нравственно-духовного потенциала школьников через анализ поэтического текста