Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:59, творческая работа
Хронологическая таблица «История развития методов обучения»
VI. Хронологическая таблица «История развития методов обучения»
Эпоха |
Особенности развития |
Древний Восток |
В основе методов обучения в школах Древнего Востока лежал простое, многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений. Затем начали использовать метод беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов, также использовался прием диалога-спора. Также следует отметить, что во многих школах Древнего Востока педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. Наиболее эффективны для достижения подобного повиновения были физические наказания. Школьным девизом были слова: "Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал". |
Древняя Греция |
В Древней Греции сформировался один из первых дидактических методов – метод сократической беседы (словесный метод). В основе метода лежит диалог, основанный на способе «наводящих размышлений», при помощи которых собеседника (ученика) подводят к определенному знанию. |
Древний Рим |
Согласно Луцию Анею Сенеки, основным методом обучения в школах Древнего Рима было самодвижение к божественному идеалу, а основным средством - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории. Сенека был сторонником энциклопедического образования. Другой великий римский |
Раннее средневековье |
В эту эпоху универсальным методом обучения явилось точное заучивание образцов и их воспроизведение. Это обуславливалось широким распространением церковно – приходских школ, при обучении в которых, были недопустимы какого-либо рода искажения Священного текста, цитируемых трактатов Отцов Церкви, канонов, теологических сочинений. Так же, как основной, использовался катехетический — вопросно-ответный метод обучения как основной, т.е. словесное обучение, или обучение Слову. |
Позднее средневековье и эпоха Возрождения. |
В это время впервые происходит разделение учащихся по уровню подготовки на 7 последовательных классов («малые школы»), где применяется фронтальный метод обучения, который охватывает работу всего класса. В «Доме радости» итальянского педагога Витторино да Фильтре использовались наглядные методы обучения. Рассматривая методы обучения в эпоху позднего средневековья, нельзя не сказать о трудах Я. А. Коменского, который придавал огромное значение методам школьного обучения, рассматривая их многоаспектно, отдавая приоритет активным методам, в основе которых лежит моторно-двигательная деятельность (пересказ, показ, рисование, письмо и т.д.). Под методами Я.А.Коменский понимал и способы обучения отдельным наукам — метод нравов, метод искусств, наглядный метод и т.д. В эпоху Возрождения в процесс обучения органично вошли такие методы, как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение. |
XVIII-XIX века. |
Идею активизации обучения с помощью наглядных методов обучения, обобщения и самостоятельных выводов в начале XIX века развивал И. Г. Песталоцци. В дидактике И. Ф. Гербарта значительное место отведено методам, направленным на поддержание дисциплины, порядка в классе. Ведущую роль при этом он отводил учителю и передаче им готовых знаний учащимся. Дальнейшее развитие теория словесно-наглядных методов получила в трудах Ф. A. Дистервега. В XIX в. стал распространяться и прагматический метод передачи знаний учащимся, основанный не на приобретении информации со слов или из книг, а на познании самих предметов. Этот процесс, опиравшийся на метод эксперимента, должен был приводить детей к открытию новых истин посредством пяти последовательных ступеней.
|
XX век |
На рубеже XIX и XX вв. важное место стал занимать эвристический метод как вариант словесного. Методам "книжной" учебы противопоставлялись "естественные" методы, т. е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью. Значительный шаг вперед в развитии теории методов обучения был сделан П. Ф. Каптеревым. Он выделил три группы методов:
П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и другие педагоги уделяли большое внимание т. н. "активным методам"- исследовательскому, практическому и лабораторному. |