Развитие методов обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:59, творческая работа

Описание работы

Хронологическая таблица «История развития методов обучения»

Работа содержит 1 файл

6. Хронологическая таблица.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

VI. Хронологическая таблица «История развития методов обучения»

 

Эпоха

Особенности развития

Древний Восток

В основе методов обучения в школах Древнего Востока лежал  простое, многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений. Затем начали использовать метод беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов, также использовался прием диалога-спора. Также следует отметить, что во многих школах Древнего Востока педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. Наиболее эффективны для достижения подобного повиновения были физические наказания. Школьным девизом были слова: "Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал".

Древняя Греция

В Древней Греции сформировался  один из первых дидактических методов  – метод сократической беседы (словесный метод). В основе метода лежит диалог, основанный на способе «наводящих размышлений», при помощи которых собеседника (ученика) подводят к определенному знанию.

Древний Рим

Согласно Луцию Анею Сенеки, основным методом обучения в школах Древнего Рима было самодвижение к божественному идеалу, а основным средством - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории. Сенека был сторонником энциклопедического образования.

Другой великий римский педагог-практик, Марк Фабий Квинтилиан, выделял три  других метода, которые сам использовал  в своей практике, это: подражание, наставление и упражнение.

Раннее средневековье

В эту эпоху универсальным методом обучения явилось точное заучивание образцов и их воспроизведение. Это обуславливалось широким распространением церковно – приходских школ, при обучении в которых, были недопустимы какого-либо рода искажения Священного текста, цитируемых трактатов Отцов Церкви, канонов, теологических сочинений. Так же, как основной, использовался катехетический — вопросно-ответный метод обучения как основной, т.е. словесное обучение, или обучение Слову.

Позднее средневековье и эпоха Возрождения.

В это время впервые происходит разделение учащихся по уровню подготовки на 7 последовательных классов («малые школы»), где применяется фронтальный метод обучения, который охватывает работу всего класса.

В «Доме радости»  итальянского педагога Витторино да Фильтре использовались наглядные методы обучения.

Рассматривая методы обучения в эпоху позднего средневековья, нельзя не сказать о трудах Я. А. Коменского, который придавал огромное значение методам школьного обучения, рассматривая их многоаспектно, отдавая приоритет активным методам, в основе которых лежит моторно-двигательная деятельность (пересказ, показ, рисование, письмо и т.д.). Под методами Я.А.Коменский понимал и способы обучения отдельным наукам — метод нравов, метод искусств, наглядный метод и т.д.

В эпоху Возрождения в процесс  обучения органично вошли такие  методы, как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение.

XVIII-XIX века.

Идею активизации обучения с  помощью наглядных методов обучения, обобщения и самостоятельных выводов в начале XIX века развивал И. Г. Песталоцци. В дидактике И. Ф. Гербарта значительное место отведено методам, направленным на поддержание дисциплины, порядка в классе. Ведущую роль при этом он отводил учителю и передаче им готовых знаний учащимся. Дальнейшее развитие теория словесно-наглядных методов получила в трудах Ф. A. Дистервега.

В XIX в. стал распространяться и прагматический метод передачи знаний учащимся, основанный не на приобретении информации со слов или из книг, а на познании самих предметов. Этот процесс, опиравшийся на метод эксперимента, должен был приводить детей к открытию новых истин посредством пяти последовательных ступеней.

 

XX век

На рубеже XIX и XX вв. важное место стал занимать эвристический метод как вариант словесного. Методам "книжной" учебы противопоставлялись "естественные" методы, т. е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью.

Значительный  шаг вперед в развитии теории методов  обучения был сделан П. Ф. Каптеревым. Он выделил три группы методов:

  1. догматические (знание передается в готовом виде);
  2. аналитические (учитель разлагает знание на элементы, показывает значение каждого из них и затем строит из этих элементов целое знание);
  3. генетические (показывается процесс возникновения знания, его развития и затем дается окончательная формулировка и делаются выводы).

П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и другие педагоги уделяли  большое внимание т. н. "активным методам"- исследовательскому, практическому  и лабораторному.


 


Информация о работе Развитие методов обучения