Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 06:40, творческая работа
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Творческая работа.
Тема: «Развитие мелкой моторики рук, как средство
развития речи у детей с речевыми нарушениям
В последние годы
в нашей стране отмечается
тенденция на увеличение
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, необходимо с детьми вести углублённую работу в следующем направлении:
1. Массаж - ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминание каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребенком. Особенно важно уделять много внимание массажу, если у ребенка есть явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты.
2. Фасолевые ванны – в миску или в коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и вытаскивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
3. Лепка из разных материалов (соленое тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.
4. Игры с крупами: перебирать в разные емкости перемешенные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.
5. Мозаика – игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
6. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры – этим веселым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, козу - рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь крохой - игры, и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.
7. Шнуровка – они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребенку объект (яблоко, ёжика что-то еще) и сделайте по контру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно прошнуровывать один объект к другому (ёжик несет яблоко и т.д.)
8.Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание на нитку, застегивание пуговиц на петли, перебирание бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую – разные петли. Ребенок будет тренироваться пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивание понятие большой-маленькой.
9. Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
10. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие – дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.
11. Аппликация – использование наклеек, сминание бумаги, развивает мелкую моторику, развитие представлений об окружающем мире.
Таким образом: проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики, у детей будет происходить развитие речи, развитие самостоятельности, сообразительности и творческих способностей.