Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 11:49, реферат
Утверждения, что интерес к урокам физической культуры снижается из года в год, звучат давно. Это тревожно, но в младшем школьном возрасте ребята с удовольствием бегут в спортивный зал, азартно включаются в игры, т.к. младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития базовых физических умений и навыков, формирования уровня мотивации к урокам физической культуры, развития потребности к физическим упражнениям.
«Развитие
мелкой моторики на
уроках физической культуры
у учащихся 1-2 классов
и ее влияние на учебный
процесс»
Утверждения, что интерес к урокам физической культуры снижается из года в год, звучат давно. Это тревожно, но в младшем школьном возрасте ребята с удовольствием бегут в спортивный зал, азартно включаются в игры, т.к. младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития базовых физических умений и навыков, формирования уровня мотивации к урокам физической культуры, развития потребности к физическим упражнениям. Об этом стоит помнить и строить уроки таким образом, чтобы на скамейках не было желающих «отдохнуть».
При организации процесса обучения учащихся начальной школы целесообразно использовать традиционную модель структуры урока физической культуры, обеспечивающую развитие у детей интереса к ежедневным физкультурным занятиям, увеличение арсенала двигательных умений и навыков, комплексное развитие основных двигательных качеств, «эмоциональное наслаждение», приобщение ребят к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому, развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Но на практике выходит далеко не так. Большое количество детей приходит в школы, не умея не только завязывать шнурки, но и завязать элементарный узел.
Поэтому, в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки к обучению школе, в частности, к письму и чтению.
Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:
Одним из первоочередных и наиболее важных является онтогенетический принцип, который подразумевает учет возрастных, психофизических особенностей детей, характера имеющегося у них нарушения. Этот принцип ориентирует коррекционное воздействие на устранение или сглаживание, коррекцию или компенсацию нарушений интеллектуального, речевого, сенсорного, двигательного и эмоционального дефекта, на создание полноценной основы для последующего саморазвития личности, которое возможно только при сформированности ключевых звеньев развития.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении письма. Но они также часто испытывают затруднения в простейших упражнениях с мячами, прыжках со скакалкой и т.п. Вот такая неподготовленность может привести к нежеланию посещать уроки ФК, негативному отношению к предмету. Поэтому, уже в начальной школе на уроках ФК важно создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости. Если уделять должное внимание упражнениям, играм на развитие мелкой моторики – это влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, способствует готовности к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Есть педагогическая проблема работы с детьми, у которых способности разные. Моя работа показывает, что способности могут быть развиты, но могут и преждевременно угаснуть или деформироваться.
Технология развития мелкой моторики и координации движения рук – это педагогическая технология, ориентированная на приобретение новых знаний для освоения новых способов человеческой деятельности.
Актуальность работы заключается в разработке системного подхода в обучении умению овладевания пластикой, ловкостью движения учащимися и заинтересованности дополнительных занятиях ФКиС.
При этом решаются поставленные задачи:
•Педагогические (обучающие, развивающие, воспитательные);
•Практические (реализация компетентностного подхода к результатам исследования);
• Социальные (удовлетворение какой-либо социальной потребности).
Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. К новым технологиям можно отнести и технологию развития мелкой моторики и координации движения рук как средство повышения творческой активности учащихся.
Систематическая работа по тренировке движений пальцев на ряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, СЛУХ, ЗРЕНИЕ.
Процесс реализации ученической деятельности в школе представляется возможным изобразить в виде этапов, каждый из которых выполняет определенную функцию.
Этап 1. Является самым сложным:
• диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков и способности к творчеству на уровне «ученик – учитель», «учитель – ученик».
• Анализ полученных результатов.
• Работа групп (упражнения по регулированию творческих процессов – воображение, память, логическое мышление).
• Анализ динамики изменений.
•
Мониторинг
Упражнения с 1 мячом
Упражнения с 2 мячами
Групповые игры.
И.п. Хлопок левой рукой по левой руке партнера. Повторять цикл, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность.
Начиная
писать, чертить и рисовать, дети
используют зачастую не сноровку рук
и пальцев, а активно работают
плечами. Как следствие – дети
быстро устают и теряют интерес к
дальнейшему письму или рисованию.
Если работать плечом или рукой, то требуется
приложить большое старание, чтобы провести
самую обыкновенную черту. Именно поэтому
дети так любят рисовать фломастерами.
Поэтому родителям следует уделить развитию
мелкой моторики ребенка особое внимание:
а именно вырезанию, вырисовыванию мелких
линий, завязыванию шнурков, умению обходиться
столовыми предметами, сгибанию и строительству
башенок из кубиков.
Развивать мелкую моторику детей
можно с помощью самых обыкновенных бытовых
занятий. Так, например, хорошим упражнением
является сортирование мелких предметов,
таких как скрепки, бусинок, значков и
т.д. Огромное удовольствие, как Вашему
ребенку, так и Вам доставят пальчиковые
игры, а как увлекательно вместе месить,
стряпать и лепить фигурки из теста. …