Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:06, дипломная работа
ЦЕЛЬ исследования - теоретически обосновать педагогическую деятельность, направленную на формирование и развитие эмоциональной отзывчивости у детей трех лет в условиях МУЗ «Городской Дом ребенка».
Цель исследования обусловлена следующими ЗАДАЧАМИ:
1. На основе теоретического анализа научной литературы по нейрофизиологии, психологии и педагогике выяснить:
- нейрофизиологические и психологические особенности детей трех лет, как предпосылки формирования и развития эмоциональной отзывчивости у детей;
- эффективные педагогические средства воспитания эмоциональной отзывчивости у детей трех лет.
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня во всем мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как первые годы жизни малыша являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного и эмоционального развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее развитие ребенка.
Педагоги, психологи и физиологи открыли огромные возможности развития детей, определили значение периода раннего детства, а именно возраст трех лет для всего дальнейшего формирования эмоциональной личности ребенка. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».
В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
То, что писал
Л.С. Выготский о феномене «засушенное
сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся
у его современников и
Актуальность выбранной нами темы работы «Формирование и развитие эмоциональной отзывчивости у детей трех лет» объясняется тем, что эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего - ребенка. В последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
ОБЪЕКТ исследования - воспитание трехлетних детей.
ПРЕДМЕТ исследования - формирование и развитие эмоциональной отзывчивости трехлетних детей.
ЦЕЛЬ исследования - теоретически обосновать педагогическую деятельность, направленную на формирование и развитие эмоциональной отзывчивости у детей трех лет в условиях МУЗ «Городской Дом ребенка».
Цель исследования обусловлена следующими ЗАДАЧАМИ:
1. На основе
теоретического анализа
- нейрофизиологические
и психологические особенности
детей трех лет, как
- эффективные
педагогические средства
2. Обобщить и
систематизировать выявленные
Согласно объекту, предмету, цели и задачам исследовательской работы была выдвинута следующая ГИПОТЕЗА: Эмоционально отзывчивый ребенок находится в пространстве комфорта: душевное (эмоциональное) благополучие маленького человечка зависит от микроклимата, сложившегося в социальной среде, в которой он растет. Она должна сформировать у малыша чувство защищенности, внутренней свободы и доверия к окружающему миру. Это чувство способен дать малышу только взрослый - любовью, заботой, вниманием, участием в его жизни. Именно взрослый обеспечивает ребенку развивающее общение, передавая социальный опыт и знания об окружающем мире.
Тема, цель, задачи, гипотеза исследовательской работы обусловили выбор педагогических методов:
· теоретический анализ психолого-педагогической литературы,
· наблюдение за поведением ребенка.
Исследование осуществлялось на базе МУЗ «Городской Дом ребенка» г. Петропавловска-Камчатского. В исследовании принимали дети в возрасте трех лет.
Структура исследовательской работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования и развития эмоциональной отзывчивости у детей трех лет
Третий год жизни - это переходный период в жизни ребенка от раннего детства к дошкольному возрасту.
Темп развития малыша несколько замедляется, но для него еще характерны те особенности, которые отличают ранний возраст. Так эмоциональные проявления ребенка неустойчивы, слабо развиты тормозные процессы. Для малыша характерна высокая степень отвлекаемости и т.п.
Однако третий
год жизни ребенка
Для детей третьего года жизни характерны личностные изменения: развивается самостоятельность, появляются чувства гордости и стыда. Роль взрослого, как и в предыдущие годы, велика, но претерпевает качественные изменения. Взрослый, как и прежде, выступает в роли организатора многих детских дел, участвует в них и как равноправный партнер и в то же время все чаще выступает главным ценителем успехов малыша, способствуя тем самым формированию его эмоциональной самооценки.
Малыш этого возраста еще не может управлять своими психическими процессами по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-либо запомнить. Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, он легко отвлекается и переключается с одного эмоционального состояния на другое. Малыша можно обучить только тому, что его заинтересовало. Он принимает что-то только от того человека, которому доверяет. Успешность его обучения зависит от того, сложился контакт с педагогом или нет. Поэтому важно, испытывает ли эмоциональный комфорт в социальной среде.
1.1 Возрастные особенности развития трехлетних детей как предпосылки развития у них эмоциональной отзывчивости
За два прошедших
года малыш во многом преуспел, накопил
силы для дальнейшего
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
На протяжении третьего года жизни ребенок овладевает разнообразными представлениями и понятиями об окружающем его мире. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. Он различает и называет цвет, форму, размер предметов, ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях (самолет летит высоко; когда будет темно, надо спать). У него формируются начальные количественные представления (много, мало, больше, меньше, один).
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Всю значимую информацию ребенок получает от взрослого, из собственного практического опыта на основе подражания взрослому. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Речь ребенка находится в стадии формирования. Интенсивно развивается активная речь детей. К тем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, лепка, конструирование, самостоятельное одевание, еда, занятия с предметами, появляются элементы ролевой игры. Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произнося их с большими искажениями.
На третьем году проявляются эстетические чувства. Дети с явным удовольствием слушают музыку, пение. Они многократно просят повторить знакомые стихотворения, сказку, с радостью рассматривают хорошую картинку.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это - разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Резко возросшее к концу раннего возраста стремление ребенка к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.
Изменение позиции
ребенка, возрастание его
Симптомы кризиса трех лет описал Л.С. Выготский и назвал кризисом отношений. Кризис трех лет имеет определенные характеристики. Рассмотрим эти характеристики.
НЕГАТИВИЗМ. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного взрослого, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали, он находится вне ситуации.
Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивость у дошкольников в условиях ДОУ