Развитие экологических понятий в курсе биологии 6 класс

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 20:30, реферат

Описание работы

Экологическое образование – это необходимый элемент общего среднего образования молодежи, связанный с овладением научными основами взаимодействия природы и общества, формированием нравственного отношения к природе и привитием умений и навыков сознательного отношения к ней.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 18.67 Кб (Скачать)

Глава 1. Экологические  понятия в курсе  биология 6 класс.

    1. Роль экологических понятий в содержании биологического образования.
 

     Экологическое образование –  это необходимый элемент общего  среднего образования молодежи, связанный с овладением научными  основами взаимодействия природы  и общества, формированием нравственного  отношения к природе и привитием  умений и навыков сознательного  отношения к ней. 

     К началу 2005 – 2007 годов определены  цели, задачи  и принципы, разработана  теория экологического образования.  Важным компонентом этой теории является учение о формировании экологической культуры личности школьника. Основой для развития экологической культуры являются экологические знания, так как только на основе знаний у человека формируются убеждения, складывается отношение к проблемам экологии и развиваются умения рационального природопользования. Экологические знания являются составной частью биологического образования.

     Систематическое изучение основ  экологии происходит в курсе  биологии. Здесь экологические знания  раскрываются в виде понятий.  Овладение экологическими понятиями  – главный путь вооружения  школьников основами экологии. Глубокие  экологические знания, на основе  которых формируется мировоззрение,  связаны с усвоением системы  понятий, так как в системе  отражаются теории, основные идеи  науки, движение и взаимосвязь  понятий. 

     Экологические знания имеют многоаспектный  характер. Прежде всего, они несут  большой  мировоззренческий потенциал,  являющийся средством формирования  правильного научного миропонимания.

     На примере экологического содержания  школьники уже в разделе «Растения»  знакомятся с фактическим материалом, который вместе с другими биологическими  понятиями курса способствует  выработке диалектико-материалистического  понимания процессов и явлений,  происходящих в природе.  Интеллектуально-развивающий  аспект экологических знаний  связан с развитием навыков  к наблюдению и выявлению экологических  явлений в природе.

     Школьники, изучая экологический  материал в 6 классе, сравнивают  растения одного вида, но выросшие  в различных условиях среды,  выясняют причины различия их  морфофизиологической организации,  анализируют влияние окружающей среды на растительный организм и выделяют отдельные элементы – факторы среды. Эти примеры дают основание считать, что формирование экологических понятий является важным условием развития мышления школьников, помогает осознать гармонию существующих в природе связей, их ранимость от неграмотного вмешательства со стороны человека.

     Овладение экологическими знаниями  помогает школьникам понять, что  оптимизация природы и общества  возможна при условии интернациональных  связей между народами различных  стран и республик. Экологические  знания и выработанные на их  основе убеждения в необходимости  ответственного отношения к природе,  способствуют развитию умений  применять эти знания в конкретной  трудовой деятельности, вовлечению  школьников в общественно-полезный  труд по охране природы. На  основе экологических понятий,  развиваемых в курсе биологии, вырабатываются нормы поведения  в природе, умение пропаганды  экологических знаний.

     Для качественного усвоения экологических  понятий необходимо соблюдение  ряда условий: 

- системный  и систематический подход к  преемственному развитию экологических  понятий, учет возможностей их  движения в содержании курса  биологии;

- причинно  – следственное и мотивированное  раскрытие экологических явлений;

- включение  и объяснение экологических терминов  и определений;

- использование  уроков специального содержания;

- обобщение  и формирование экологических  понятий на основе интеграции  с другими биологическими понятиями;

- постоянное  внимание со стороны учителя  к их развитию;

- активное  включение местного природного  материала, отражающего экологические  явления.

     Разработанная система экологических  понятий в содержании школьного  курса биологии поможет учителю  выполнить выше перечисленные  условия в практике преподавания.  

1.2. Основные приемы  формирования экологических  знаний в 6 классе.

     Для реализации целенаправленного  и планомерного процесса формирования  экологических знаний у учащихся  в 6 классе необходимо использовать  прием экологизации преподавания, понимая под этим не включение  дополнительных экологических знаний, а экологическое освещение изучаемых  биологических явлений и предметов,  которое предполагает особую  подачу учебного материала, способствующую раскрытию элементов экологии. В этом случае развитие экологических и других биологических понятий происходит одновременно, что приводит к более полному, мотивированному усвоению программного материала.

     Специальные приемы, направленные  на экологизацию содержания уроков, позволяют развивать экологические  понятия в одних случаях путем  накопления опорных знаний, в  других – при обобщении и  интеграции с другими биологическими  понятиями, в-третьих – в ходе  практикования и применения имеющихся  знаний.

     Большое значение имеет отбор  содержания. Необходимо отбирать  такой материал, на примере которого  можно формировать экологические  и другие биологические понятия  в их взаимосвязи, показать  значение растений в природе,  а также проявление свойств  растений в различных условиях  произрастания, роль человека  в природе. Например, при изучении  корневых систем использовать  демонстрацию двух растений одного  вида, но выросших в условиях  разного увлажнения. Внимание школьников  обращать на длину корня, характер  разветвления, внешний  вид самого  растения. При этом задается вопрос: «Почему корни одного и того  же растения так различаются  по своему облику?». 

     При изучении поглощения корнем  воды и минеральных солей демонстрацией  заранее поставленных опытов  с водными культурами доказывается  не только необходимость минеральных  солей для роста растений, но  и влияние концентрации солей  в растворе на их развитие. Результаты таких опытов подводят  учащихся к выводу, что избыток  минеральных солей отрицательно  сказывается на развитии растений. Для выяснения причин этого  явления предлагается демонстрация  плазмолиза цитоплазмы в живых  клетках чешуи лука. Подобные  опыты способствуют формированию  цитологических, физиологических, сельскохозяйственных  и экологических понятий одновременно.

     Закрепляются полученные экологические  и другие биологические знания  при выполнении учащимися практических  работ, которые тоже рекомендуется  использовать как прием развития  экологических понятий. Например, во время ухода за комнатными  растениями учащиеся должны объяснить значение выполненных действий – почему необходимо поливать растения; как надо правильно поливать; какой температуры должна быть вода; для чего после полива надо рыхлить почву; зачем протирать влажной ветошью листья; почему стекло в окне, на подоконнике которого стоят растения, должно быть чистым.

     Важным средством экологизации  учебного содержания являются  познавательные задачи. Например, при  изучении дыхания корней учащимся  предлагается ответить на вопрос: «Весной на полях с озимыми  культурами были видны отдельные  участки – впадины с талой  водой, растения на них погибли.  Почему на этих участках растения  погибли?». 

     На уроке по изучению условий  опыления цветковых растений  решается другая задача: «Во время  цветения плодовых деревьев осадков  не наблюдалось, но была холодная  погода. Почему не произошло опыление  цветков?». 

     Такие задачи способствуют не  только развитию экологических  понятий, но и умений моделировать, предвидеть возникновение новых  экологических ситуаций.

     Важным приёмом развития экологических  понятий является работа с  иллюстрациями учебника. Для этого  необходимо составить вопросы,  которые бы акцентировали внимание  учащихся на экологическом элементе  в содержании иллюстраций. 

     Экологический материал необходимо  использовать для постановки  проблемных вопросов на уроке.  Это поможет привлечь внимание  и повысить интерес учащихся  к экологическим явлениям. Например, при изучении клеточного строения  растений проблемным является  вопрос: «Каким образом окружающая  среда влияет на жизнедеятельность  клетки, как осуществляется связь  между клеткой и средой?». Эти  вопросы позволяют не только  рассказывать о росте, делении  клетки, движении цитоплазмы, но  и показывать зависимость интенсивности  этих процессов от действия  факторов окружающей среды. Тем  самым развиваются понятия о  взаимосвязи растений и окружающей  среды, о проявлении свойств  растительного организма в зависимости  от внешних условий.

     Для закрепления экологических  знаний на уроках, особенно обобщающих, необходимо использовать ситуативные  задачи, содержание которых подбирать  таким образом, чтобы учащиеся  для решения могли применить  имеющиеся экологические знания. Например, обобщая знания шестиклассников  о значении растений в природе  при изучении побега предложить  задачу: «Туристы решили наломать  веток, растущих недалеко пихт  для устройства палаток. Руководитель  похода не разрешил делать  это. Какие знания он использовал  для объяснения своего запрета?». 

Информация о работе Развитие экологических понятий в курсе биологии 6 класс