Развитие интереса к изобразительному исскуству через различные виды художественной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:45, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной работы состоит в исследовании развития интереса к изобразительному искусству через различные виды художественной деятельности.
Объектом нашего исследования является процесс развития интереса к изобразительному искусству.
Предметом изучения выступает влияние различных видов художественной деятельности на развитие интереса к изобразительному искусству.
В основу работы была положена следующая гипотеза: повысить интерес, к урокам изобразительного искусства используя в процессе обучения различные виды художественной деятельности.
В соответствии с целью работы и выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе.
2.Проанализировать и описать развитие интереса к изобразительному искусству через различные виды художественной деятельности.
3. Разработать методические рекомендации по использованию различных видов художественной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Ит. работа.doc

— 7.96 Мб (Скачать)

62

 

Введение.

 

Уже не один год идет обновление системы школьного образования, ведутся поиски путей развития школы, вырабатываются концепции, проекты, программы, нетрадиционные формы обучения. В настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах и к преподаванию искусств в общеобразовательной школе, способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.

Актуальность темы исследования заключается в том, что учебный предмет «Изобразительное искусство» играет важную роль в образовании и воспитании обучающихся. Как сделать урок изобразительного искусства для учащихся интересным и значимым. Урок должен быть не только источником знаний, аккумулирующим содержание художественного образования, но и средством развития восприятия и художественного творчества. Урок должен способствовать формированию творческих возможностей, духовной культуры, эмоционального отношения к действительности, нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве. Это возможно только, если удаётся закрепить в сознании ребёнка понимание прочной связанности искусства с его личным миром, с миром мыслей и чувств каждого человека. Нужно сделать всё возможное, чтобы сохранить у ребёнка тягу к изобразительной деятельности, а именно, нужно сформировать устойчивый интерес к урокам изобразительного искусства. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие интереса к нему. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности на уроках изобразительного искусства помогает использование на уроке различных видов художественной деятельности.

Включение школьника в разностороннюю деятельность, которая способна удовлетворить его духовные запросы и потребности, реализовать индивидуальные склонности - важнейший фактор развития личности, формирования ее интересов.

Таким образом, тема нашей работы –    « Развитие интереса к изобрази тельному искусству через различные виды художественной деятельности».

Цель выпускной работы состоит в исследовании развития интереса к изобразительному  искусству через различные виды художественной деятельности.

Объектом нашего исследования является процесс развития интереса к изобразительному искусству. 

Предметом изучения выступает влияние различных видов художественной деятельности на развитие интереса к изобразительному искусству.

В основу работы была положена следующая гипотеза: повысить интерес, к урокам изобразительного искусства используя  в процессе обучения различные виды художественной деятельности.

В соответствии с целью работы и выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе.

2.Проанализировать и описать развитие интереса к изобразительному  искусству через различные виды художественной деятельности.

3. Разработать методические рекомендации по использованию различных видов художественной деятельности.

Методы и организация исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и сбора фактического материала применялся теоретический анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования, а также составлены методические рекомендации по использованию различных видов художественной деятельности при обучении по изобразительному искусству.

Структура работы состоит из введения, одной теоретической и одной методической главы, заключения, списка литературы и приложение.


Глава 1.Теоретические основы  развития интересов учащихся на уроках изобразительного искусства.

 

1.1 Понятие интерес.

 

Одним из важнейших способов воспитания трудолюбия, желания учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. 

К. Д. Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту, учиться, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву [8, с. 3].

Интерес как явление изучается радом наук  и является сложнейшим психическим образованием.  Термин  « интерес»  происходит от латинского «interest» (имеет значение, важно), стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности [6, с.373].

Большой вклад в разработку теории интереса внесли выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них Я. А. Коменский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Ж. Ж. Руссо, Б. Г. Ананьев, Г. И. Щукина, Л. С. Выготский, И. П. Павлова, В. Б. Бондаревский, Л. А. Гордон, Н. Г. Морозова и другие.

Как сложное и очень значимое для человека образование, интерес имеет множество трактовок в своих психолого-педагогических определениях, он рассматривается как:

По определению Л. А. Гордона «интерес – это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека» [5, с.176].

В психологическом словаре Шапаря В. Б.  интерес представлен как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и этим способствующая ориентированию, ознакомлению с новыми фактами, лучшему отражению действительности [19, с.65].

Удовлетворение  интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы как таковые имеют универсальное значение в детской жизни, поскольку, по выражению Л. С. Выготского, лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка. Интерес отвечает за личностный способ включения субъекта в деятельность, формируя его отношение к этой деятельности и социальную позицию.

В словаре иностранных слов интерес рассматривается как, отношение личности к предмету как чему-то для нее ценному, привлекательному; содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет [10, с.288].

- Интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей (Т. Рибо, Н. Ф. Добрынин, С. Л. Рубинштейн).

- Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности (Е. Стронг).

- Интерес трактуется как активатор разнообразных чувств и как своеобразная чувствительность (Ш. Бюлер, Д. Фрейд).

- В интересе видят, тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессами занятий (Английский словарь психологических терминов).

- Интерес – это активное, познавательное, активно – познавательное отношение человека к миру (Н. Г. Морозова, В. Г. Иванов).

- Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодоление трудностей, с осознанием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности (Н. В. Метельский).

- Интерес - это одна из психических активностей, характеризующаяся как общая сознательная устремленность личности к объекту, эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности (М. Ф. Беляев).

Таким образом, психолого-педагогическое понятие интерес отображает множество значимых процессов: от единичных (внимание), до их совокупности, он выражается в тенденциях, потребностях и отношениях.

Г. И. Щукина считает, что в действительности  интерес выступает перед нами:

- и как избирательная направленность психических процессов человека на объект и явления окружающего мира;

- и как тенденция стремления, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- и как мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

- и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

Г. И. Щукина считает, что интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. По ее мнению интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой – то деятельности [21, с.39].

Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес может появиться стихийно, и не осознано вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом осознается его жизненное значение, которое может определиться многими причинами: потребностями, общественными требованиями.

Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. Поэтому и счастье жизни человек испытывает тогда, когда у него есть интересы. Интересы побуждают к деятельности, активизируют личность, И. П. Павлов рассматривал интерес как-то, что активизирует состояние коры головного мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно.

Таким образом, несмотря на разные подходы к определению интереса, попытки определить его психологическую природу приводят исследователей к выводу, что это – интегральное образование личности, включающее в себя интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. Под интеллектуальным компонентом подразумевается активность по отношению к источникам информации и к возможным сферам деятельности, активное оперирование приобретенными знаниями и умениями и стремление передать их другим. Под эмоциональным – положительное предпочтительное отношение к объектам и явлениям действительности, а также внешние эмоциональные реакции (оживленность, выразительность речи, мимики).

 

 

1.2.Пути развития интереса у школьников.

 

Перед образовательными учреждениями стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся интересов пробуждать, формировать  и развивать новые социально ценные интересы, а также интересы, наиболее соответствующие индивидуальным возможностям и способностям учащихся.

По мнению Г. И. Щукиной в формировании интереса школьни­ков можно выделить несколько уровней развития интереса:

1- интерес- любознательность - связанный с эмоциями удивления, изумления, смешного, любопытства. Этот интерес отличается слабой устойчивостью, изменчивостью и недостаточной глубиной. Первоначально он проявляется в виде любопытства — естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом, интересным фактом, приковывает внимание уча­щегося к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес. Более высокой стадией интереса является любо­знательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроке, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении результатов демонст­раций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно про­водит опыты и т. д.

2- аффективный интерес - основанный на более сильных чувствах коллективизма, симпатии, долга. Этот интерес отличается большой глубиной и устойчивостью, но недостаточно дифференцирован и генерализован.

3- интеллектуальный интерес - связан с пониманием значения объекта, его связей с другими предметами. Он отличается большой сознательностью и  возрастающим волевым характером.

4- творчески-волевой интерес - здесь интерес планируется самой личностью и его устойчивость такова, что он выдерживает трудности и преодолевает противодейственные влияния.

Творчески желанный, радостный труд в годы детства, писал В. А. Сухомлинский, - это и горючее и чистый воздух, без которого не угасает огонек любознательности [15, с.126].

Однако любознательность ученика обычно не рас­пространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скуч­ным, и интерес к предмету пропадет.

Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащих­ся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестан­дартных задач доставляет удовольствие.

Как все психические свойства личности, интерес за­рождается и развивается в процессе деятельности. Поскольку интерес выражается в стремле­нии глубоко изучить данный предмет, вникнуть в сущ­ность познаваемого, то развитие и становление интереса наблюдается в условиях развивающего обучения. Опыт самостоятельной деятельности содействует тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность пере­росли в устойчивую черту личности — познавательный интерес.

Очень большое влия­ние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая по­становка  задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, исполь­зование в учебном процессе разнообразных самостоя­тельных работ, творческих заданий и т. д. — все это яв­ляется мощным средством развития ин­тереса. Учащиеся при такой организации учебного про­цесса переживают целый ряд положительных эмоций (радость при овладении более совершенными способами деятельности, чувство успеха при более глубоком позна­нии мира, чувство собственного достоинства и т. д.), ко­торые способствуют поддержанию и развитию их инте­реса к предмету.

Огромную роль в пробуждении и развитии интереса  к учению играет личность учителя, качество преподавания (в частности, эмоциональная яркость и живость). Чтобы научиться руководить учебной деятельностью учащихся, необходимо представить основные этапы овладения учеником знаниями.

Первым этапом  является восприятие. Из психологии известно, что восприятие – целенаправленный процесс и носит избирательный характер. Поэтому, прежде всего учащимся нужно сообщить тему, то есть, что они будут изучать. Поставить задачу и разъяснить ее. Нельзя приступать к знакомству с материалом, если учащиеся не осознают учебную задачу.

Затем под руководством учителя учащиеся выполняют подготовительную работу. Идет предварительное знакомство с художественным материалом. Оно состоит в наблюдении реальных или изображенных предметов, явлений.

Первый этап заканчивается, когда учащиеся имеют достаточное представление о том, какие явления они будут изучать: например, бытового, пейзажного, анималистического жанров, портрета, натюрморта и др.

Второй этап – осмысление учебного материала. Он заключается в выделении и анализе теоретического аспекта в знаниях. Нужно найти главную мысль, выделить понятия.

Третий этап – запоминание или закрепление. Задача состоит в том, чтобы сохранить на длительное время полученные знания. Здесь интерес деятельности носит преимущественно характер упражнений  с игровыми элементами, самостоятельных, творческих работ.

Учитель должен знать различные приемы и техники изображения и рекомендовать их учащимся.

В итоге третьего этапа у них должны быть сформированы учебные умения и навыки.

Четвертый этап заключается в применении знаний, умений и навыков в практической деятельности.

Связь обучения с практической деятельностью учащихся способствует формированию моральных качеств личности, воспитанию интересов и склонностей, положительной мотивации учащихся.

« Интерес, возникший в процессе обучения, активизирует умственную деятельность не только в данный момент, но и направляет её к последующему решению интеллектуальных задач, т.е. способствует организации последующей деятельности».

В. Г. Ананьев.

 

 

1.3. Виды художественной деятельности и их значение в развитии интереса.

 

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», автор Б. М. Неменский и др., разработана для 1-9 классов и является интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Программа знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным и конструктивным

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства – живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства.

Каждый творчески работающий учитель, руководствуясь научными фактами, идеями, способен создать собственную систему деятельности, сделать преподавание своего предмета интересным, богатым глубоким, привлекательным, а способы деятельности учащихся – разнообразными, творческими и практически убедительными.

Развитие человека наиболее эффективно осуществляется на практических занятиях искусством. Особенно положительно при этом сказывается включение на занятиях разных видов изобразительной деятельности, что обеспечивает не только  ознакомление со спецификой разных видов искусства, но и развитие индивидуальных способностей учащихся.

Основным видом занятий по изобразительному искусству является рисование. В процессе занятия рисованием учащиеся овладевают средствами реалистического изображения, приобретают соответствующие умения и навыки.

Практическая работа детей связана с конкретной задачей и заданием для выполнения в классе. Поэтому в зависимости от конкретных задач обучения и воспитания, учащихся на разных этапах их развития нужно вводить разнообразные изобразительные материалы. Работа в разных видах изобразительного искусства, овладение различными материалами и техникой изображения, прежде всего, способствует формированию гибкого и богатого образного мышления, обеспечивающего грамотность и выразительность изображения.

Самый доступный для детей младшего возраста изобразительный материал, позволяющий передавать в рисунке наиболее полно свои представления и чувства – это корпусная краска - гуашь.

Работа корпусной краской с детьми любого возраста имеет большое значение в развитии интереса к этому виду деятельности потому, что легко проложенный цвет, звучный и сильный, доставляет им большое эмоциональное переживание.

Занятия изобразительным искусством в школе не могут носить одностороннего характера, т.е. служить только выработке навыков грамотного изображения (передачи пропорций, формы и светотени, цвета). Система занятий в школе должна строится на единстве двух сторон изобразительной деятельности: грамотности передачи изображения и ее выразительности.

Если приобретение учащимися изобразительной грамотности требует в первую очередь развития зрительного восприятия, то сила выразительности их рисунка, лепки в большей мере зависит от уровня воображения, которое в процессе творчества тесно связывается со зрительным восприятием и памятью. Отсюда появляется необходимость проведения таких видов занятий, как рисование по памяти, по воображению.

Все это обуславливает наличие двух видов учебной работы: рисование с натуры и рисования по памяти, по представлению.

В процессе занятий рисованием в школе учащиеся овладевают пониманием  взаимозависимости содержания и формы в рисунке, учатся находить наиболее выразительное композиционное решение, исходя из замысла и целевого назначения задания (рисунок в книгу, гравюра, панно и т.д.). Они

учатся видеть и правильно передавать в рисунке пропорции, форму, объем, пространственное положение изображаемых предметов, овладевают умением работать красками (акварелью, гуашь); учатся пользоваться рисунком не только в изобразительном искусстве, но и в техническом творчестве и других видов деятельности.

Кроме красок в работе с детьми можно применять и другие материалы: цветную бумагу для аппликации и разнообразных плетений, цветные мелки, которыми дети могут рисовать на классной доске, белой и цветной бумаге. Применяя названные материалы, дети знакомятся с совершенно разной техникой изображения, которая помогает им ярко и выразительно передать действительность или образы фантазии.

В художественном конструировании с детьми любого школьного возраста можно использовать разнообразные природные и бросовые материалы. Подбор таких материалов безграничен: это обрезки бумаги и скорлупа от орехов, желуди, шишки, перья, солома, бруски дерева, спичечные коробки и т.д.

Изделия, созданные из разнообразного утильсырья, например, сооружение из спичечных коробок, можно окрасить и расписать.

Работа с такими материалами дает почувствовать эстетические качества цветового пятна и линий, характеризующих формы предметов, связь отдельных деталей изображения, почувствовать специфику изобразительного «языка», плавность и монолитность пластической формы, понять безграничные возможности природного материала, помогающего создавать образы реального и сказочного мира.

Выбор  вида работы и материала определяет организацию занятий изобразительным искусством. Необходимо помнить, что выбор материала в изобразительной деятельности детей, его смена – это одно из условий развития устойчивого интереса к предмету, и только первый шаг в осуществлении творческого замысла детей.

«Какая осторожность и нежность нужны для того, чтобы, пройдя по утреннему лесу, не тряхнуть капельки росы с веточек и листьев, не спугнуть щебечущих маленьких пташек».  Вот  такая осторожность нужна и нам каждую минуту. «Ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе – к мыслящей материи растущего организма», - говорил В. А. Сухомлинский [15, с.154].

Не менее важным являются занятия по декоративной работе. Такие занятия дают понять учащимся специфику декоративного искусства, которое позволяет им выполнять различные декоративные работы, как на уроках изобразительного искусства, так и на занятиях по труду. Связь занятий изобразительным искусством с трудом является важным условием развития у школьников правильного понимания графики декоративного искусства, а, следовательно, и развитие их устойчивого интереса к предмету.

В начальных классах видами декоративных работ, которые выполняются на уроках труда и содержат широкие возможности взаимосвязи трудового и эстетического воспитания, являются аппликации, плетение из бумаги, вышивка, изготовление различных игрушек из подручных и природных материалов.

В процессе занятий декоративной работой на уроках изобразительного искусства и труда школьники учатся чувствовать выразительность декоративной формы (соразмерность ее частей, красоту силуэта), овладевают умением перерабатывать изображения реальных предметов – растений, насекомых, птиц, животных в декоративные формы (стилизация, обусловленная замыслом и материалом, из которого изготавливается предмет). Они также учатся пользоваться в декоративном оформлении ритмом, цветом (контрастные, гармонические сочетания цветов), понимать красоту материалов предметов (дерево, металл, стекло, пластик, текстиль и т.д.), их сочетание друг с другом, красоту различной обработки поверхности. Все это вырабатывает у школьников умение находить декоративное решение предмета исходя из его назначения  и материала

Большое значение для развития интереса учащихся имеют также занятия лепкой. Занятия лепкой  активно развивают у детей чувство формы: ее пропорциональности (соразмерности), выразительности (впечатление тяжести, легкости, изящества, статичности или динамики), ритма. Это чувство формы, развиваемое занятием лепкой, играет огромную роль в воспитании эстетического вкуса.

Таким образом, меняя содержание практической деятельности в соответствии с особенностями возраста учащихся, их внутренними потребностями, мы осуществляем воспитание разными видами изобразительного искусства, которое позволяет обеспечить развитие вкуса учащихся, их творческого воображения и устойчивого интереса к предмету.

Каждому учителю, посвятившему свою жизнь детям, постоянно приходится задумываться, как совершенствовать учебный процесс, как добиться лучших результатов своего труда.

Ребенок по своей природе – искатель, исследователь, открыватель мира. Поэтому очень важно раскрыть перед ним чудесный образ мира в живых и ярких красках, теплых и нежных словах, трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, в стремлении делать добро людям.

Нужно стараться так вводить детей в окружающий мир искусства, чтобы они на каждом уроке обнаруживали для себя что-то новое, каждый наш шаг должен быть направлен к добрым чувствам, к чудесной красоте природы, к красоте души человеческой.

Такая эффективность учебной работы по предмету достигается при использовании разнообразных форм и методов (практических, наглядных и др.) обучения. Огромное значение имеет живой интерес к предмету самого учителя, его творческий подход к процессу обучения, вовлечение в этот процесс самих детей, умений наладить отношение с учащимися. Эффективность учебной работы достигается при непременном использовании общих и частных задач методики и использовании опыта других учителей, умения совершенствоваться, т.е. творчески подходить к своей работе.

Каждый творчески работающий учитель по-своему видит урок, проектирует его структуру. Урок – это живой процесс, и его нельзя втиснуть в рамки какой-то одной схемы. От яркого, образного, четкого значимого материала, использованного на уроке, от лаконичной его структуры зависит успех, когда на уроке надо сделать все возможное и невозможное для приобщения школьника к художественной культуре и деятельности. Все это позволяет создать нам на уроке эмоционально-образное восприятие мира, эстетическую атмосферу, развить у детей эмоциональный отклик на прекрасное и безобразное в жизни, искусстве и желание отразить это в своих творческих работах.

Средств формирования устойчивого интереса к урокам изобразительного искусства множество. В своей работе я предлагаю лишь некоторые виды художественной деятельности, которые описываю в выпускной работе. Каждый учитель может творчески относиться к процессу обучения  и использованию разнообразных художественных материалов для выполнения интересных, выразительных работ. Смена видов деятельности, художественных материалов, способов изображения могут вызвать устойчивый  интерес к изобразительному искусству.


Глава 2. Деятельность учителя  изобразительного искусства по организации и управлению учебным процессом.

 

2.1. Методические рекомендации при работе и изготовлении аппликации и конструирование из упаковочного картона с гофрировкой.

 

Из истории бумагопластики

Гофрокартон  - упаковочный материал, предназначен для упаковки и предохранения от повреждения  различных товаров. Этот материал очень распространен, доступен, легок в транспортировке и обработке.

Гофрокартон, превращенный вашим воображением и трудом в оригинальные изделия, поможет вам сделать приятный подарок близким: игрушку, шкатулку, вазу, цветы, фрукты, настенное панно, маску для карнавала и многое другое.

Как и бумага, гофрокартон создается на основе волокнистых материалов, имеет много общего с ней в производстве, в некоторых свойствах и начинает свою историю с истории бумаги. Бумага впервые появилась в Китае более 2000 лет назад. Из летописи известно, что в 105 г. Цай Лунь нашел способ делать из волокнистой части коры тутового дерева. Изобретателя почитали в Китае как божество; в честь этого события  был сооружен храм. В течение многих веков китайцы единолично владели секретами изготовления бумаги, тщательно оберегали тайны ее производства, и лишь в VII в. Эти секреты попали к арабам.

В XII в. бумага появилась в Европе. Россия познакомилась с бумагой несколько позже. Более двух с половиной веков к нам ее завозили заморские купцы. А во второй половине XVI в. при Иване Грозном было начато собственное производство бумаги. К этому времени относится и начало русского книгопечатания. Во времена Петра I построены первые отечественные бумажные мануфактуры. Опытных мастеров приглашали из-за границы, а рабочими были крепостные крестьяне. В XIX в. налаживается машинный способ производства бумаги. Сырье для  бумаги начали делать не из тряпья, а из древесины. В 1855 г. на русских  бумажных фабриках насчитывалось уже 135 бумагоделательных машин. В 1875 г. построен первый, а России завод для выработки древесной массы, а в 1884 г. – первый целлюлозный завод.

Атмосфера красоты всегда создает соответствующее настроение, повышает культуру, облагораживает человека. С глубокой древности человек, изготавливая различные изделия, стремиться сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Основным источником вдохновения для людей служил окружающий мир природы, а материалом  служило то, что дарила сама природа!

В работе с гофрокартоном так же, как и в любом другом виде художественного творчества, существуют определенные технологические приемы, которые не только помогут успешно решить творческие  задачи, но и подскажут наиболее короткий, быстрый, эффективный, рациональный путь.

Итак: Аппликация и конструирование из упаковочного картона с гофрировкой.

Инструменты и приспособления:

- нож,

- скальпель,

- ножницы,

- шило,

- чертежные  инструменты.

Материалы:

- картонные коробки (серые, коричневые)

- упаковочная бумага

- гафрировка межстеновая

- гафрировка мелкого сечения

 

Строение гофрокартона и подготовка к работе.

Гофрокартон – материал, из которого сделаны большие коробки. Такой картон бывает нескольких слоев. Условно его можно изобразить так, как показано на рисунке:

Трехслойный картон (а) легче в обработке и потому предпочтительнее для работы в начальной школе. Пятислойный (б) можно использовать учащимися старших классов при изготовлении более сложных образцов. В качестве тары используется и двухслойный картон (в) – это упаковки для электролампочек, печенья и пр. Для работы часто нужен именно двухслойный картон, который можно получить из трехслойного.

Для начала детям следует предложить следующие упражнения.

1. Учащиеся размечают и учатся резать полоски. Для разметки можно использовать в качестве линейки бумагу в клетку или трафарет.

2. Дети учатся наклеивать полоски, изображая прямые и извилистые линии. Полоски можно наклеивать как «плашмя» (а), так и «на ребро» (б). Здесь можно предложить придумать узор и выполнить его из полосок.

3. Далее следует поупражняться в выполнении некоторых элементов:

- замыкание полоски в круг – середина цветка, солнышко;

- замыкание полоски в капельку – лепесток цветка;

- две полоски одинаковой длины – листик;

- две полоски разной длины – месяц;

Из этих элементов также можно составлять узоры.


Технологические  особенности.

 

1. Подготовить картон. Разложить стенки, отделить гофрировку (в упаковках для медицинских препаратов гофрировка мелкая, плотная), иногда встречается цветная (голубая, белая, желтая). Ее использовать надо осторожно, а вот белый цвет очень нужен.

2. Составить эскизы и рисунки.

3. Подготовить: нарисовать и вырезать детали.

4. Сконструировать «Настил». Детали склеиваются в модуле. А модули фиксируются не на плоскости, а на специальных настилах: квадратиках, прямоугольниках. Помогающих достичь объема.

5. Отделка всех деталей производится двумя приемами:

а) лентой из гофрировки в вертикальном креплении,

б) лентой из гофрировки в горизонтальном креплении.

Причем цвет, ширину и высоту гофрировки надо менять - этим достигается декоративный эффект. Упакованная бумага - гладкая и текстурированная незаменима при изображении, вода, дороги, крон деревьев и многих других деталей композиции.

6. Способы крепления тоже различные: клей ПВА и «Момент» будут необходимы, и еще понадобятся зубочистки деревянные, полые соломинки камыша. А может, вы изобретете свои варианты.

7. Доводка любого изделия до совершенства – это всегда совместная работа ученика и педагога. Необходимо чуть-чуть подсказать, дополнить общий вид.

8. Рамка может иметь общепринятый вид, а можно выполнить сложный или,

наоборот, простой – узор, выполняющий, роль рамки. Можно переплести полоски гофрировки или расположить их «волнами», «зубиками» по всему периметру рамки. Под такой « переплет»  необходимо наклеить бумагу оберточную или упаковочную, желательно, тщательно подгоняя швы.

9. А фоном, может служить: тонированное ДВП – либо с глянцевой, либо с рифленой стороны.

 

Предметные и сюжетные аппликации.

 

После подготовительной работы можно приступать к выполнению более сложной работы.

Начать изготовление аппликаций следует с самого простого вида – предметной аппликации. Для начала можно предложить учащимся выполнить различные контурные изображения – домов, деревьев, животных и т. д.

В дальнейшем можно выполнять сюжеты, используя предложенные в зависимости от темы урока и собственные элементы (См. Приложение № 2).




 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объемные поделки.

Используя свойство картона передавать плетение, можно изготовить объемные поделки – шкатулку, игрушки, вазы и др. (См. Приложение № 3).

 

Технологическая последовательность изготовления «Шкатулки».

 

Для шкатулки потребуется коробка с крышкой. Можно использовать готовую коробку или сделать ее из тонкого картона. Заготовить полоски картона длиной, равной длине оклеиваемой стенки коробки. Для крышки заготовить  треугольники по шаблону. Чтобы сделать шаблон, надо обвести крышку, сделав небольшую прибавку по контуру, вырезать размеченный круг, разделить его сгибанием на несколько частей, вырезать одну часть и по шаблону разметить столько деталей, на сколько частей делили круг.

 

Порядок выполнения работы.

1. Оклеить верх крышки треугольниками, укладывая их вокруг точки - середины крышки, треугольники должны заходить за край крышки. Когда клей высохнет, крышку перевернуть и обрезать.

2.  Оклеить полосками боковые стенки коробки и крышки. От верха отступить на расстояние, равное высоте крышки, и не оклеивать его полосками, а приклеить снятый с гофрокартона прямой слой. 

3. Внутри шкатулку оклеить бархатной бумагой или тканью.


Полезные советы для работы с гофрокартоном.

 

1. Материалы для изделия подготавливайте в большом объеме, чем вам может понадобиться, пусть лучше заготовки останутся для другой работы, нежели вы будете подбирать остатки и кусочки другой фактуры.

2. Ножницы должны быть тонкими, острыми и достаточно длинными лезвиями, тогда картон будет меньше заламываться и коробиться при разрезании.

3.  Разметку делайте мягким карандашом, легким, незаметными штрихами, так, чтобы их потом не надо было стирать.

4.  Не затачивайте грифель карандаша очень тонко и длинно, иначе будет прокалывать верхний слой картона.

5. Чтобы уменьшить сминание при разрезании и рифленой поверхности гофрокартона можно сначала сделать надсечки макетным (канцелярским) ножом, а потом резать ножницами.

6. Разрезайте только хорошо просушенный картон: влажный и мокрый картон будет оседать, мяться, рваться.

7. Не ставьте при склеивании на картон тяжелый пресс: вы можете при этом смять или вдавить поверхность картона.

8. На изогнутую или выпуклую поверхность детали надо приклеивать пока они еще не высохли, тогда они плотно лягут, и края не будут отходить.

9. Красить можно только тщательно просушенные модули.

10. Имейте для клея две кисти: одну плоскую широкую, другую тонкую для приклеивания мелких деталей.

11. При склеивании деталей, пока они сохнут, придерживайте их рукой или закрепляйте скрепками.

12. Картонные полоски не нарезайте очень длинными, так как их будет трудно клеить.

13. При создании картины намазывайте клей на детали, а не на основу.

14. Не разводите очень жидко краску для тонировки, иначе картон промокнет и начнет коробиться, отслаиваться, пузыриться, оседать; после высыхания на поверхности могут остаться грязные разводы.

 

2.2. Методические рекомендации при знакомстве с различными художественными приемами.

 

Для того чтобы выполнить выразительный рисунок, существует множество технических приемов, различных способов применения материалов и инструментов, предназначенных для рисования. В своей работе я предлагаю разнообразные приемы работ: набрызг, выдувание, штампы (например: поролоном, кончиками пальцев), мазки (ватными палочками). Использование на уроке многообразных приемов и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

 

Рисуем губкой (поролоном).

«Осенний пейзаж».

Осень и красавицу березку можно нарисовать губкой. Прежде чем приступить к работе, определите состояние природы, подумайте о вашем настроении, которое вы передадите в рисунке.

Материалы: гуашь, белила, 3 кусочка поролона (губка), кисть, палитра, вода.

Ход работы.

Небо. На палитре кистью подготовьте голубой цвет для неба, теперь наберите краску на губку и широкими мазками закройте все небо. Вверху сделайте цвет темнее, к линии горизонта – светлее, добавив больше белил.

Земля. На ней лежит ковер из сухих листьев, но они уже повяли. Смешайте желтую и черную краску на палитре, получится цвет умбра. Возьмите другую губку и такими же длинными мазками нарисуйте землю. Когда фон высохнет, кистью нарисуйте белые стволы берез. Посмотрите, какие они стройные, изящные, живые. Не делайте стволы прямыми, как солдатики на посту.

Деревья. Теперь нарисуйте крону дерева, то есть листву. Обратите внимание на характер березки. Она нежная, спокойная, скромная. Веточки опущены вниз, струятся, как вода в фонтане. Березки чем-то похожи на тонкие свечечки.

Возьмите третью губку и получите на палитре «золото» для листвы (желтая + белила, желтая + красная). Здесь уже не нужно тащить по бумаге губку широкими мазками. Нужно как в танце: присели – встали. Приложите к бумаге губку, оторвите, приложите, оторвите.

Затем тонким кончиком кисти серым, голубым, коричневым, но не черным цветом нарисуйте точечки и пятна на коре нашей белоствольной красавицы. Готово! ( См. Приложение 1,4).

 


Рисуем ручками, ножками, пальчиками.

«Рисуем пальчиками».

 

Невероятно, но пропали все кисточки! Что делать? Рисовать хочется очень. А вот они готовы. Десять кисточек – десять пальчиков. На каждый пальчик – свой цвет. Можно рисовать точками, разводами. Посмотрите, что выходит. Если для рисования использовать кончики пальцев.

Нарисуем веточку рябины.

Ход работы.

1. Кончик пальца опустите сразу в два цвета: оранжевый и красный, красный и бордовый.

2. Теперь можно немножко дорисовать веточку тонкой кистью. У каждой ягодки на кончике темная точка.

Рисуем легкими.

«Выдувание».

 

Материалы:  бумага, краски, трубочка от шариковой ручки (с тонким кончиком для усиления воздушной струи).

Ход работы.

1.Поставьте каплю красной краски на бумагу.

2. Возьмите трубочку, дуйте резко на каплю сверху так, чтобы капли разлетались в стороны и получилась звездочка.

3. Рядом с красной звездочкой выдуйте желтую звездочку получится живописный цветок.

4. Нарисуйте способом примакивания листики вокруг цветов:

- опустите кисть одной стороной в желтую краску;

- другой стороной кисть опустите в зеленую краску;

- приложите кисть боком к бумаге, получится двухцветный отпечаток;

- нанесите темно – зеленым цветом по контуру листика «усики».

Пейзаж в технике выдувания.

 

Ход работы.

 

1. Сделайте фон по сырой бумаге.

 

2. На сухой фон внизу рисунка нанесите каплю темной краски (черную,

коричневую или зеленую).

 

3. Подуйте из трубочки на каплю, но не сверху, а, как будто толкая ее вперед.

 

4. Чтобы получились мелкие веточки, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону.

 

5. Добавьте к рисунку листики, цветы.



Набрызг

 

Это очень интересная техника разбрызгивания краски. У художников есть для этого специальный аппарат, он называется аэрограф.

А где же нам взять аэрограф? Мы обойдемся без него. Нам потребуется старая зубная щетка, расческа (нож) и краска. На стол нужно постелить газету, а на нее чистый лист бумаги.

Ход работы.

1. Налейте в тарелочку жидкую краску.

2. Обмакните в нее щетку.

3. Следите, чтобы краска не капала со щетки.

4. Наклоните щетку над бумагой и проводите по ворсу ножом по направлению к себе (Водить щеткой по расческе).

Можно обойтись и без ножа (расчески). Воспользуйтесь пальцем своей правой руки, в левой держите щетку с краской. Брызги разлетаются и застывают на бумаге в причудливой форме.

 

Как сделать шаблоны.

Если нет под рукой сухих листиков, цветов? Если захотите использовать в своей работе другие предметы? Можно вырезать любые фигурки из бумаги.

Ход работы.

1. Нарисуйте на бумаге фигурку.

2. Вырежьте аккуратно ее ножницами. Получится шаблон.

3. Разместите шаблон на бумаге и сделайте набрызг.

4. Используя трафарет (оставшуюся на бумаге дырочку от шаблона), также можно выполнить набрызг.

 

 


Мыльные пузырьки.

 

И вновь нам нужно набрать побольше воздуха в легкие, чтобы нарисовать удивительную картину.

 

Материалы: гуашь, вода, жидкое мыло, бумага, трубочки для коктейля,

мелкая баночка (крышка от гуаши).

Ход работы.

1. В крышке смешайте гуашь, мыло, воду. Гуаши возьмите 5 столовых ложек, мыла – 1 столовую ложку, воды – 1 чайную ложку.

2.  Опустите в смесь трубочку и подуйте так, чтобы получились мыльные пузыри.

3. Возьмите лист бумаги и осторожно прикасайтесь ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу (как переводную картинку).

4. Получаются удивительные отпечатки. Угадайте, на что они похожи? Можно дорисовать и сделать картину, открытку или оберточную бумагу, которой хорошо оклеить шкатулку, альбом, цветочный горшок.

 

 


 


« Рисуем ватными палочками».

 

Работы, выполненные ватными палочками, очень похожи на рисунки, сделанные разными мазками.

Материалы:   акварель или гуашь, палочки, вода, бумага, карандаш.

Ход работы:

1. Карандашом нанесите рисунок на бумагу.

2. Каждую новую краску берите новой палочкой.

3. Заполните точками сначала контур рисунка.

4. Затем весь рисунок заполните точками.


Заключение.

 

Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности младшего школьника. Встреча с искусством на каждом уроке, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из учащихся, общая радость за сделанное на уроке,- вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства.

Уроки ИЗО не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение различных видов художественной деятельности больше развивает познавательный интерес детей к этому предмету.

Задачи, которые мы ставили перед собой, мы решили.

Разработанные нестандартные уроки и виды работ успешно использовали в своей практике.

Развивая навыки художественно- творческой деятельности учащихся на уроках ИЗО, школа тем самым вооружает школьников и представлениями о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики.

Чтобы у школьников не ослабевал интерес к художественно- творческой деятельности, работу по развитию художественно- творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.

Применение различных видов художественной деятельности на уроках ИЗО - эффективный метод в развитии необходимых качеств учащихся. Использование всевозможных видов деятельности учителями на уроках изобразительного искусства поможет сделать школьное преподавание более эффективным.

Перечисленные нами виды работ помогут в работе учителям разнообразить свои уроки и сделать их более эффективными в развитии познавательных интересов школьников, а также способствующие развитию восприятия и художественного творчества.

Мы показали лишь незначительную часть того, что имеется в богатом опыте школ по организации различных видов деятельности. Хотелось бы, чтобы учителя поверили в то, что деятельность является подлинной основой процесса обучения. Ее общественные цели  и преобразующий характер действительности и личности школьника составляют важнейшую, если неглавную задачу учителя.

Организуя любую деятельность учащихся, следует очень ясно видеть ее цель, мотивы, которые побуждают учеников к деятельности, способы, которыми они владеют и которыми следует их вооружить в соответствии с поставленной целью, ее результаты.

Итак, мы пришли к выводу, что применение разнообразных видов художественной деятельности изобразительного искусства способствует развитию у детей устойчивого интереса к предмету. Осознанное, планируемое создание условий для развития интереса- сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.


Список литературы.

 

 

1. Барсанова, Т. А. Чудесные превращения картона, или Что можно сделать из обычной коробки [Текст] / Т. А. Барсанова // Начальная школа. – 2001. - №7. – С.7- 10.

2. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. –  С. 108.

3. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст]: Кн. для учителя./ В. Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 1985. – С. 144.

4. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский  // Собр. соч. в 6 т. Т.3. – М., 1983. – С. 349.

5. Гордон, Л. А. Психология и педагогика интереса [Текст] / Л. А. Гордон. – Киев, 1940.- С. 348.

6.Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 373.

7. Ивакина, Г.Н. Формирование познавательного интереса к предмету  [Текст] / Г. Н. Ивакина // Научно – методический и психолого-педагогический журнал « Начальная школа плюс До и После». – 2005. - № 12. – С. 25- 28.

8. Капустина, Н. Г. Познавательные интересы младших школьников [Текст] / Н. Г. Капустина// Научно – методический и психолого-педагогический журнал « Начальная школа плюс До и После». – 2005. - № 2. – С. 3-7.

9. Лежнева, Ю. А. Картонное кружево [Текст] / Ю. А. Лежнева // Научно – популярный журнал «Народное творчество». – 2006. - № 3. – С. 42-47.

10. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн.: Современный литератор, 2007. – С.  347.

11. Островская, О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – С. 280 .

12. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов. / Под ред. Гл. – корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 18 – е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986. – С.216.

13. Пакша, Л. М. Формирование интереса к урокам изобразительного искусства [Текст] / Л. М. Пакша // Начальная школа. – 2006. - №10. – С. 50 – 53.

14. Программы общеобразовательных учреждений: изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Издательство «Просвещение», 2006. –  С. 140.

15. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. – Мн.: 1982. – С. 284.

16. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки/ А. А. Фатеева. Худож. А. А. Селиванов.- Ярославль: Академия развития, 2006. – С. 96.

17. Федотов, Г. П. Картонное кружево [Текст] / Г. П. Федотов. – Умелые руки. – 1984. - №9. – С. 14-15.

18. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман. – М.: Просвещение, 1991. – С.  288 .             

19. Шапарь, В. Б. Словарь практического психолога / В. Б. Шапарь. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2004 г. – С.  158 .

20. Шматова, О. В. Самоучитель по рисованию акварелью [Текст] / О. В. Шматова. – М.: Эксмо, 2009. – С. 80 .

21. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст ] / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – С. 208 .


Приложение 1

 

 

Урок изобразительного искусства

1 класс

 

 

Тема: « Праздник первого снега».

 

Задачи: развивать умение учащихся передавать различные состояния зимней    природы; развивать воображение, фантазию, художественный вкус; познакомить с техникой простейшей печати – монотипией; формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

Оборудование:

для учителя: репродукции картин художников, изображающих зимнюю природу;

для учащихся: листы цветной бумаги, трафареты, кусочек поролона, белая гуашь, тонкая кисть, баночка с водой.

Зрительный ряд: репродукции картин (А.Н.Комаров «Зима в лесу», А.И. Малушин « Зимние забавы»); рисунки деревьев, выполненные учителем;

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Святки» из цикла «Времена года»

Ход урока

1.                 Организационный момент

2.                 Вступление.

-  Ребята, послушайте загадку, и вы догадаетесь, о чём пойдёт речь на уроке.

Кто, угадай-ка?

Седая хозяйка

Тряхнёт перинки-

Над миром пушинки!

Матушка- зима пришла, и всё вокруг стало сказочным. Покрыла землю белым, пушистым одеялом… Снежинки, падая на землю, лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками много воздуха.

 

3.                 Объяснение нового материала.

- Сегодня на уроке мы постараемся передать лёгкость, воздушность первого снега при помощи кусочка поролона и белой гуаши. На листе бумаги мы изобразим « Праздник первого снега».

Ребята, замечали ли вы, какого цвета снег? В разное время суток он бывает разным: утром - розовый, днём - жёлтоватый от солнца, а вечером может быть зелёным.

Учитель обращает внимание учащихся на репродукции картин художников, изображающих зимнюю природу.

- Фон возьмите цветной, потому что снег на солнце переливается разными цветами. Посмотрите на доску. Композицию можно выполнить по-разному.

Учитель показывает несколько вариантов композиции на тему.

- Композиция- это расположение отдельных предметов на нашем цветном листе.

Вначале мы определим, сколько места на рисунке будет занято небом, а сколько землёй. Рисуем мы сегодня необычным способом - не кистью, а губкой. Наберите краску на губку и посмотрите на пробном листе бумаги, какой отпечаток получится.

Линия земли будет не прямой, а волнообразной. Зимой часто наметаются сугробы или даже целые снежные горы.

Наметьте снежные сугробы и заполните пространство листа изображениями- елями, соснами и др. Для этого воспользуйтесь трафаретами. Постарайтесь расположить эти элементы на разных уровнях - ближе и дальше. Не забывайте, что предметы, которые находятся ближе к нам, будут больше (крупнее), чем те, что находятся дальше от нас. Обратите внимание на тональность снега. Это зависит от силы нажима. Чем сильнее мы нажимаем губкой на лист, тем белее и плотнее будет снег.

В завершение работы учащиеся наносят тонкие декоративные дополнения в виде веточек, припорошенных снегом: работают кончиком кисточки, чтобы не нарушать «хрупкость» работы. И лес становится сказочным.

 

4. Самостоятельная работа.

В ходе самостоятельной работы учитель оказывает помощь, сохраняя при этом замысел каждого ученика.

 

5.Подведение итогов.

Совместное обсуждение результатов работы, представленных на классной доске.


Приложение 2

 

 

Урок изобразительного искусства

5 класс

 

Тема: « Русское зодчество»

Задачи:

1.                 Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища.

2.                 Воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.

3.                 Развивать творческую и познавательную активность.

4.                 Формировать интерес учащихся через практические навыки работы в конкретном материале  (гофрированный картон), умение передавать единство формы и декора избы.

5.                 Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Оборудование:

для учителя- репродукции, методические таблицы; для учащихся - гофрированный картон, бумага.

Зрительный ряд:

1. Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема.

2. Схема – таблица с изображением русской избы.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Ход урока

1.         Организационная часть

2.         Игра «Экзамен»

С каждого ряда к столу учителя подходит по одному ученику, каждый берёт по одному билетику из тех, что разложены на столе. В билете по одному вопросу.

1. Что мы называем архитектурой, или зодчеством?

2. Как называется рисунок, если у него есть центр и от центра на равном расстоянии располагаются одинаковые узоры?

3. Что мы называем графикой?

3.         Заочное путешествие

А сейчас, ребята, мы с вами заочно попутешествуем.

1. Когда-то люди жили

Без крыш над головой,

Защитой скалы были

И леса кров живой.

Надёжней дом в пещере,

Чтоб зверь не мог пройти,

Был камень вместо двери

Поставлен на пути.

 

2. Мелькает год за годом,

    Идёт за веком век,

    Зависеть от природы

    Не хочет человек.

    Полезные орудия

    Создав своим трудом,

    Сильнее стали люди,

    И вот-построен дом!

 

3. Но долгий путь лишь начат,

    Дом прост ещё, суров,

    Пока одна задача-

    Иметь надёжный кров.

    Пройдут тысячелетия,

    И люди разных стран

    Внесут в постройки эти

    Уменье и талант.

    Народные мотивы,

    Обычаи, уклад

    Дом сделали красивым

    На свой особый лад.

 

4.         Из брёвен рубили избу мужики,

Один лишь помощник-топор,

Но древние избы и нынче крепки,

И тонок на ставнях узор.

Рубили тем же топором

И стены княжеских хором.

Был разукрашен, как ларец,

В селе Коломенском дворец.

4. Слово учителя.

Как вы догадались, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о русском зодчестве. Русские мастера славятся богатыми художественными традициями в резьбе по дереву. Дерево было доступными практичным материалом, из которого строили дома, делали посуду и орудия труда. Ярким примером искусства народных мастеров могут служить крестьянские избы.

«Мой дом - моя крепость», - говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого – в преданиях наших далеких предков.

После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или – всего хуже – пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в «худом» месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить – и подавно!

После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг – замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны приносил матерый камень – валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкладываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.

Фасад избы чётко разделён на два геометрических объёма - сруб и кровлю. Вдоль сруба, в верхней половине, расположены красные окна. Наличники красных окон с раскрытыми ставнями образуют на фасаде дома пышный декоративный пояс. Орнаментальное украшение фасада завершается узором на карнизе и лобовой доске. Последние два элемента не только украшают, они служат практической цели - закрывают место соединения сруба и кровли.

Верхняя часть фасада, ограниченная двухскатной крышей, имеет треугольную форму-фронтон. Фронтон заполняется резными украшениями так, чтобы зрительно уравновесить богатство кружевного узора сруба. Выразительный орнамент выносится на доски, обрамляющие треугольник фронтона. Центр фронтона выделяет окно светёлки, окружённое богатыми наличниками.

Невозможно не вспомнить на нашем уроке великого русского художника В.М.Васнецова.

В.М. Васнецов начал свою творческую деятельность как художник-жанрист, но подлинное своё призвание обрёл, обратившись к сюжетам русских сказок и былин. Русь с её легендами, былинами - вот что постоянно манило к себе, волновало художника. Новый, оригинальный язык его прозвучал в русской живописи свежо, сильно.

«Я только хочу сохранить родную старину, какой она живёт в поэтическом мире народа».

Настоящие чудеса творили умелые мастера из дерева. На Руси рубили деревянные крепости, храмы, избы, нарядные палаты.

 

Глаголем, кошелём и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным изящным вкусом

И каждый со своим лицом.

5. Практическая работа.

Рассмотрите старинные деревянные постройки там, где ты живешь, рисунки и прочее.

Посмотрите на конструкцию рубленой избы.

Этот способ укладки бревен называется «рубка в обло с остатком».

Чтобы склеить композицию, которая изображает деревянные постройки, возьми гофрированный картон, упаковочную или другую плотную бумагу.

- Как изобразить полицы?

- Причелины можно сделать по-разному.

- В каком порядке выполняется эта работа?

- Попробуйте изобразить избу сами.

В конце урока, на заранее подготовленном учителем фоне ученики строят из своих избушек деревню. Придумывают ей название.

6.Подведение итогов.


Приложение 3

 

Работы учащихся из картона с гофрировкой.

 

 

 

 


Приложение 4

 

 

Урок изобразительного искусства

6 класс

 

Тема: « Пейзаж – настроение».

 

Задачи:  расширить знания учащихся о пейзаже; познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения; учить находить красоту природы в разных ее состояниях; совершенствовать технику работы с красками; развивать творческое воображение, технику работы с кистью; воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

Оборудование:

для учителя: репродукции картин художников с изображением пейзажей;

для учащихся: гуашь, белила, 3 кусочка поролона (губка), кисть, палитра, вода.

Зрительный ряд: репродукции картин Ф.Васильева «Мокрый луг», С.Ф.Щедрина «Терраса на берегу моря»; детские рисунки, фотографии леса, отдельных деревьев;

Литературный ряд:  стихотворения И. А. Бунина; Г.Скребицкого  «Художник – осень» (отрывок из рассказа);    С.Т.Аксакова «Осень»   (Отрывок из произведения).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

- Послушайте поэтические зарисовки и скажите, к какому жанру живописи вы их отнесете.

Осыпаются астры в садах,

Стройный клен под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

И.А.Бунин. Осыпаются астры в садах…

 

Свежеют с каждым днем и молодеют сосны,

Чернеет лес, синеет мягче даль, -

Сдается, наконец, сырым ветрам февраль,

И потемнел в лощинах снег наносный.

И.А.Бунин. Свежеют с каждым днем…

 

Все лес и лес. А день темнеет;

Низы синеют, и трава

Седой росой в лугах белеет…

И.А.Бунин. Все лес и лес…

- Какие картины природы, навеянные этими строками, возникают в вашем воображении?

- Какие цвета, краски использовал автор для создания поэтического описания и как они отразятся в живописи?

Расскажите, что вам известно о пейзаже.

3. Сообщение темы урока.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

И.А.Бунин.

- Вот так очень образно, точно и метко поэт задал тему нашего сегодняшнего урока, на котором вы должны будете научиться передавать красками яркие

цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных ее состояниях.

4. Изучение нового материала.

- Осеннее время в самом расцвете, его красоту передают и художники, работающие красками, и художники, работающие словом. Давайте послушаем некоторые литературные описания осени.

«Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака. Голы и прозрачны, становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые, отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.

Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие ели и сосны.

Устлана земля сухими разновидными и разноцветными листьями, мягкими, пухлыми в сырую погоду, так, что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими хрупкими в морозы…

Еще не улетевшие дрозды, с чеканьем и визгами, собравшись в большие стаи, улетают в сады и уремы, куда манят их ягоды черемухи давно высохли и свалились, но они не пропадут даром: все будут подобраны с земли жадными гостями».  (Отрывок из произведения С.Т.Аксакова «Осень».)

- С каким настроением вы слушали этот отрывок? В следующем рассказе Г.Скребицкого  «Художник – осень» запомните цвета осени, которые упоминаются в нем.

Художник – осень покрыла березы и клены лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко – красный, весь как огонь горит. Могучий дуб в медную кованую броню одела. Стоит могучий дуб – богатырь, густой листвой потряхивает. На развесистые липы надела тяжелый убор из золотой парчи. И только иглы на ели и сосне не смогла разукрасить художник – осень. Вот и остались сосны да ели по - летнему темно – зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе.

- Природа нашей страны удивительно красива и многообразна: бескрайние моря, широкие поля, дремучие леса, полноводные реки …

- Осенью она торжественна и красива. Чередующиеся желтые, лимонные, оранжевые листья, голубое небо, яркая зелень озимых и темная синь реки – это яркий солнечный день. Но вот небо потемнело, закрылось лиловыми тучами, и от этого потемнела листва деревьев, вода, земля, покрытая пожухлой травой.

- Ребята, обратите внимание на деревья. Как устроено дерево? Теперь сравните свои наблюдения с рисунками на методических таблицах и репродукциях. Как передали художники строение деревьев и кустарников?

- Объясните зависимость расположения ветвей на стволе, характера силуэта от породы дерева. В чем отличие кустарника от дерева?

- Какое настроение природы и человека передали художники в картинах?

(демонстрация картин художников).

- Что различного в строении дерева и кустарника?

- Что у дерева выше: крона, верхние ветви или макушка ствола? Выполняя определенную роль, каждая часть дерева (корни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды) имеет свою определенную форму.

5. Практическая работа.

Выполнить рисунок осеннего пейзажа в одном из состояний природы: ветер, туман, дождь, яркое солнце и тени.

- Основной задачей при выполнении ваших рисунков должна стать передача различных состояний осенней природы.

- От чего она зависит?

- Напоминаю вам основную учебную задачу урока – создание художественного образа природы, передача настроения в рисунке с помощью цвета.

Рисуем губкой (поролоном).

6. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

Осень – щедрое на дары, праздничное, нарядное по цвету, время года – всегда радовала поэтов и художников. Помните знаменитые строки А.С.Пушкина: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые поля»?

Информация о работе Развитие интереса к изобразительному исскуству через различные виды художественной деятельности