Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 03:37, курсовая работа
Цель: Изучить методы развития фонематического восприятия у детей с ФФНР .
Объект исследования: Фонематическое восприятие у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: фонематические процессы у дошкольников с ФФНР .
Наряду с
нарушенным звукопроизношением у детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи наблюдаются ошибки в слоговой
структуре слова и
Слоговая структура слова — это количество и порядок слогов внутри слова.
Звуконаполняемость — количество и порядок звуков внутри каждого слога.
Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова (это относится в первую очередь к малознакомым и трудным словам). При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и наменяют, могут пропустить или, наоборот, добавить звук внутри слога и т.д. Например: каркадил — крокодил, батуретка — табуретка, голопед — логопед, киртити — кирпичи, тоита — строительство, вадавося — водопроводчик и т.п.
Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН. Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.
Глава 2. Методика развития фонематического восприятия
2.1 Основные
направления логопедической
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. «Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1978, 1974 г.). Дети, поступающие в группы с фонетико-фонематическим недоразвитием должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. Предусмотрены специальные разделы по формированию произношения и обучению грамоте.
Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе ( Т.В.Филичева, Г.В. Чиркина).
Коррекционное логопедическое
воздействие осуществляется в двух
возрастных группах: старшей — для
детей шестого года жизни и
подготовительной — для детей
седьмого года жизни, в соответствии
со специальной программой обучения
и воспитания детей с фонетико-
2.2 Логопедическая работа по преодолению фонетико- фонематического недоразвития у детей в старшей группе детского сада
Индивидуальные подгрупповые занятия
Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:
а) закрепление и автоматизацию
навыков правильного
б) постановку отсутствующих
у ребенка звуков, которая осуществляется
общепринятыми в логопедии
Постановке звуков предшествует работа по выработке подвижности и дифференцированности органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому логопед не только показывает, но и описывает каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы.
В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками в слогах, словах. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для отдельного случая. Постановке звуков предшествуют, как правило, подготовительные артикуляционные упражнения для выработки дыхательной струи. При этом максимально используются зрение, осязание и кинестетические ощущения.
При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется придерживаться определенной системы: учим произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:
а) в открытых слогах (звук в ударном слоге):
са – сани
су – сук
со – совы
сы - сын
б) в обратных слогах: ос — нос;
в) в закрытых слогах: сас — сосна;
г) в стечении с согласными: ста — станок, сту — стук, ска -миска;
д) в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге: маска, киска, миска.
Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности.
Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.
Дифференциация звуков
осуществляется в следующей
Например:
са — ша ша—са
саша шаса саш сош сашаса
саша шаса шас шос шасаша
В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.
Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может. Концентрация внимания детей на звуковой стороне языка, на отрабатываемых звуках воспитывает активность и осознанность фонематического восприятия.
К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных занятиях изучаются звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях.
Фронтальное занятие включает в себя несколько этапов. Все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
I этап закрепления правильного произношения изучаемого звука. При подборе лексического материала необходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки.
Рекомендуется включать упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и числительных с существительными, приставочные глаголы и т.д.), а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.
II этап дифференциации звуков (на слух и в произношении). Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивационно насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами.
Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звуко-слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты.
2.3 Логопедическая
работа по преодолению
В подготовительной группе, в отличие от старшей, гораздо больше внимания уделяется навыкам аналитико-синтетической деятельности, что определяется непосредственной подготовкой детей к школьному обучению. Так, если перед детьми шестого года жизни ставятся задачи анализа и синтеза ряда звуков, обратного и прямого слога, односложного слова (типа лак), а также задача выделения первого и последнего звука в слове, первого ударного гласного и т.д., то для детей седьмого года жизни эти задачи значительно усложняются.
Помимо вышеперечисленных навыков, дошкольники изучают слова двусложной слоговой структуры с открытыми слогами (косы), двусложные слова с закрытым слогом и со стечением согласных звуков (сумка).
Начиная с ноября дети в подготовительной группе уже овладевают полной звуко-слоговой схемой слова со следующими обозначениями: длинная полоска — слово, короткая — слог, красный кружок — гласный звук, синий — твердый согласный звук, зеленый — мягкий согласный.
Уже со второго периода логопед знакомит детей с буквами и начинает занятия по обучению грамоте. К концу учебного года дошкольники должны правильно произносить и различать все звуки родного языка, уметь читать и «печатать» слоги и слова, работать с разрезной кассой букв, составлять короткие предложения. Такие умения сформировались не только благодаря овладению детьми элементами грамоты, но и развитию определенных графо-моторных навыков (т.е. навыков удержания карандаша, ориентировки на листе бумаги, проведения прямых, косых и закругленных линий и т.п.).
Помимо такого планирования, в разделе содержатся рекомендации и указания методического плана, которые помогают правильно организовать изучение нового материала. К подобным рекомендациям относятся и требования к структуре фронтальных занятий:
1) фронтальное занятие должно иметь четко сформулированные тему и цель, взаимосвязанные между собой и соответствующие содержанию программы обучения;
2) занятие
должно состоять из
Г.В.Чиркина в своей работе дает подробную характеристику каждого из этих этапов.
Организационный этап служит для концентрации внимания детей и подготовки их к усвоению нового материала.
Этап повторения пройденного материала не является строго обязательным.
Обучающий этап. Логопед учит детей правильно произносить и различать изучаемый звук с опорой на словесное объяснение и на работу нескольких анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического и др. Важным компонентом данного этапа является использование карточек-символов звуков. Такой разносторонний подход к изучению звука позволяет ребенку выделить его дифференциальные признаки и четко овладеть заданной фонемой.
Этап закрепления нового материала содержит несколько упражнений, выстроенных в порядке нарастающей сложности: повторение звука изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи. Эти задания, как правило, попутно развивают внимание, память, мыслительные операции.
Информация о работе Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе