Разработка групповых проектов на основе игровой деятельности в свете новых ФГТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 11:10, практическая работа

Описание работы

Цель: помочь воспитателям в разработке групповых проектов на основе игровой деятельности.
Задачи:
Расширение знаний педагогов о проектной деятельности с дошкольниками;
Ознакомление педагогов с педагогическими принципами организации сюжетно-ролевой игры в детском саду;
Обучение педагогов самостоятельно разрабатывать групповые проекты на основе игровой деятельности;
Сформировать у педагогов умение включаться в общий информационный поток.

Работа содержит 1 файл

Семинар.docx

— 40.50 Кб (Скачать)

Регламент проведения областного семинара – практикума для педагогических работников образовательных учреждений по теме:

 

«Разработка групповых  проектов на основе игровой деятельности в свете новых ФГТ»

 

 Цель: помочь воспитателям в разработке групповых проектов на основе игровой деятельности.

 

Задачи:

 

  1. Расширение знаний  педагогов о проектной деятельности с дошкольниками;
  2. Ознакомление  педагогов с педагогическими принципами организации сюжетно-ролевой игры в детском саду;
  3. Обучение педагогов самостоятельно разрабатывать групповые проекты на основе игровой деятельности;
  4. Сформировать у педагогов умение включаться в общий информационный поток.

 

Дата проведения: 22 марта 2012г.

 

Время проведения: 13.30 – 15.00 (начало регистрации – 13.00)

Место проведения: МДОУ ЦРР д/с №9 «Айболит»

                                    Г. Ивантеевка, ул. Адмирала Жильцова, дом 5-а

                                    Тел. 536-03-55

Электронный адрес: dou_aibolit@mail.ru

Категория участников: педагоги ДОУ, старшие воспитатели.

 

№ п/п

Мероприятие

Форма

проведения

Время

Ф.И.О. специалиста,

должность

1.

Ознакомление с основами проектной  деятельности дошкольников через игру

Сообщение + презентация

13.30 – 13.45

Е.В. Пряхина,

Старший воспитатель МДОУ ЦРР

 д/с №9 «Айболит»

2.

Педагогические принципы организации сюжетно – ролевой игры в детском саду

Сообщение

13. 45 – 13.50

Э.А. Баранова,

Педагог-психолог

МДОУ ЦРР

 д/с №9 «Айболит»

3.

Упражнение на умение включаться в общий информационный поток.

Ассоциативный тренинг

13.50 – 14.00

Е.В. Пряхина,

Старший воспитатель МДОУ ЦРР

 д/с №9 «Айболит»

4.

Представление игрового проекта воспитателем средней группы

 

Сообщение

14.00 -14.10

О.Н. Самойлова

Воспитатель средней группы

МДОУ ЦРР

 д/с №9 «Айболит»

5.

Представление игрового проекта воспитателем старшей группы

Сообщение

14.10 – 14.25

Е.Н. Ларионова

Воспитатель старшей группы

МДОУ ЦРР

 д/с №9 «Айболит»

6.

Самостоятельная  разработка группового проекта на основе игровой деятельности

Практическая работа воспитателей

14.25 – 14.40

Е.В. Пряхина,

Старший воспитатель МДОУ ЦРР

 д/с №9 «Айболит»

7.

Рефлексия

 

 

14.40 – 14.50

Е.В. Пряхина,

Старший воспитатель МДОУ ЦРР

 д/с №9 «Айболит»

8.

Подведение итогов семинара практикума

 

14.50 – 15.00

Е.В. Пряхина,

Старший воспитатель МДОУ ЦРР

 д/с №9 «Айболит»


 

 

 

 

                                      

  • 1. Ознакомление основам проектной деятельности дошкольников через игру

 

Здравствуйте уважаемые  педагоги. Мы рады Вас приветствовать в нашем дошкольном учреждении. Сегодняшний  семинар буду вести я, старший  воспитатель, Пряхина Елена Валентиновна. Наш семинар посвящён разработки групповых проектов на основе игровой  деятельности в свете  новых ФГТ.

 

С самого рождения ребёнок  является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и  дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ  на все интересующие его вопросы  – ему помогаем мы - педагоги.

 

Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

 

Под проектом понимается самостоятельная  и коллективная творческая завершенная  работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит  проблема, для ее решения необходим  исследовательский поиск в различных  направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. 

В начале года, в октябре, мы проводили диагностику дошкольников, которая показала, что дошкольники не умеют сами организовать свою игровую деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления.

 

А ведь дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Все эти важнейшие качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно.

 

В свете современных требований выделяются два возможных  пути  организации игры в д/с. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.

 

 

Мы уже знаем: игре дошкольника  обязательно нужен сюжет, "тема". Иногда ребенок предлагает тему сам, почерпнув ее из того, что увидел, понял, запомнил. Но чаще обращается к  нам, взрослым.

На основе данной проблемы возникла актуальность  применения метода проектов.

Метод проектов актуален и  очень эффективен. Он дает ребенку  возможность экспериментировать, синтезировать  полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные  навыки, что позволяет ему успешно  адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

 

Проектная деятельность активизирует у детей творческое мышление, формирует умение решать различные проблемы,  способствует более продуктивной умственной деятельности;

интегрирует в себе элементы познавательной, игровой, коммуникативной и образовательной деятельности, дети приобретают позитивный опыт проектирования, пробных поисковых действий, опыт разных способов сотрудничества (воспитатель - дети, ребенок –  ребенок, ребенок – родители, разновозрастное сотрудничество)

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Я хочу Вас ознакомить с алгоритмом создания проектов:

  1. Проектная деятельность требует создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Развивающая среда в группе организуется таким образом, чтобы побуждать детей к творчеству, к исследованию, к саморазвитию. Дети должны иметь возможность реализовать свои интересы во всех видах деятельности.
  2. Проектная деятельность у детей развивается поэтапно. Можно выделить 3 возрастных этапа развития детской проектной деятельности
  • До 5-ти лет ребенок развивается на подражательно – исполнительском уровне. Отсутствие опыта не позволяет ребенку проявлять самостоятельность в выборе проблем и способов решения. Активная роль принадлежит взрослому. Дети с удовольствием выполняют задания предлагаемые взрослым. Очень важно, чтобы в основе проекта лежал интерес детей.
  • К концу пятого года жизни дети накапливают социальный опыт, что позволяет перейти на новый этап проектирования (развивающий). В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивают педагога и сверстников. Дети реже обращаются к педагогу с просьбами. Активно организуют совместную деятельность со сверстниками. 
    Дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата. Активность педагога снижается. Важно увлечь ребенка тем, что интересно.
  • К концу 6-го начало 7-го года жизни интенсивно формируются все стороны жизни ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоциональная, действенно-практическая. Роль взрослого – это развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельного определения целей и содержание предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом, ее организация, определение перспективы, развитие опыта
  1. Предлагается  пошаговый алгоритм действий проекта.

1-й шаг – выделение проблемы (детьми либо взрослыми) отвечающей  потребностям детей; 
2-й шаг – самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозируемого результата; 
3-й шаг – планирование деятельности детьми (при участии взрослого); 
4-й шаг – выполнение детьми проекта (творческие споры, достижение договоренности, помощь друг другу); 
5-й шаг – обсуждение результата хода работы, действия каждого, выяснение причин успехов и неудач; 
6-й шаг – определение перспективы развития проекта.

 

  1. Проектный метод используется как вариант интеграции разных видов деятельности детей. 
    Основа интеграции — единая проблема или тема образовательной области; серии образовательных областей. 
  2. Для каждого возраста алгоритм действий будет повторяться, отличие состоит в характере участия ребенка в проекте.

Выделяют 4 основных этапа проекта – каждый этап состоит из нескольких взаимосвязанных частей.

1этап – подготовительный

  • выбирается тема, при этом учитываются задачи программы воспитания и обучения, жизненное событие, особые события в семьях воспитанников, интересы детей, пробелы в знаниях;
  • ставится цель, задачи;
  • определяются методы исследования;
  • осуществляется предварительная работа с педагогами, детьми, родителями;
  • выбор оборудования и материалов.

2-й этап – исследовательский:

  • где осуществляется поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3 –й этап – практический

   Дети, воспитатель,  родители работают над  проектом

4-й этап – обобщающий:

  • подведение итогов в самой различной форме, их анализ. Этот этап самый зрелищный. На защиту проекта можно пригласить родителей, гостей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, ее необходимо усилить социальной значимостью проекта, следует объяснить, для чего он создавался, кому нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной, продуманной, такой чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителей и педагога.

 

 

2. Педагогические принципы

организации сюжетно-ролевой игры

в детском саду.

 

А сейчас наш  психолог Баранова Элла Александровна  расскажет о педагогических принципах  организации сюжетно – ролевой игры в детском саду

 

           3. Упражнение на умение включаться в общий информационный поток

 

Уважаемые педагоги предлагаю  Вам провести ассоциативный тренинг «Телеграмма».

Предлагаю разделиться на три  команды.

Цель: формирование навыков  вербального взаимодействия.

В ходе выполнения данного упражнения развивается восприятие, умение включаться в общий информационный поток.

Задание:

- каждой команде предлагается составить телеграммы (в конвертах для каждой команды даётся свой набор слов, которые нужно объединить по смыслу в предложение по теме нашего семинара)

Важно настроится на общую  волну, и составить близкое по смыслу  темы семинара предложение.

Педагоги составляют телеграмму и зачитывают их.

 

4. Представление  игрового проекта воспитателем  средней группы

Уважаемые педагоги  наши молодые воспитатели представят Вам свои проекты по игровой деятельности.

 

Наш молодой воспитатель  Самойлова О.Н., работает в нашем  учреждении год с детьми средней группы. Разработала игровой проект  «День Рождение», о создании котором она Вам сейчас и расскажет.

 

 

 

5. Представление  игрового проекта воспитателем  старшей группы

 

Ларионова Е.Н. также наш  молодой педагог, работает с детьми старшей группы, она разработала  проект сюжетно-ролевой игры «Космос».

 

 

 

7. Самостоятельная  разработка

группового проекта на основе игровой деятельности

 

Исходя из теоретической  части и представленных педагогами проектов предлагается Вам разделиться на две команды: Команда младших дошкольников и команда старших дошкольников и самостоятельно  попытаться разработать групповой проект на основе игровой деятельности по сказке «Колобок». В помощь Вам у Вас на столах лежат алгоритмы схем по теме нашего семинара. ( педагогам даётся время на разработку проекта ) Затем каждая команда рассказывает о своём проекте. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

 

ИТАК, ПОДВЕДЁМ ИТОГИ.

 

 

 

В младшем дошкольном возрасте формирование проектных навыков осуществляется по следующему алгоритму:

  1. осознание поставленной цели;
  2. овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. поиск различных средств достижения цели.

 

А в старшем дошкольном возрасте на первом месте стоит такая задача:

  1. выявить проблему;
  2. самостоятельно искать нужное решение;
  3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

 

 

 

                                              

8. Рефлексия настроения  и эмоционального состояния.

 

Уважаемые педагоги у меня на столе стоят цветы, которые сделали наши дети.

На столике стоит три  вазы с цветами. Каждый участник берёт  из вазы бумажный цветок такого цвета, который соответствует его настроению на данный момент.

Ведущий семинара просит поднять  и показать  свои цветочки.

Розовый – восторженное, отличное настроение.

Оранжевый – хорошее, радостное.

Жёлтый -  спокойное, удовлетворительное.

Вывод: Судя по большинству ярких цветов ваш психологический настрой хороший, у некоторых даже отличный

 

 

9.Подведение итогов  семинара практикума

Я с удовольствием отмечаю, что  цель семинара-практикума достигнута. Научившись разрабатывать групповые  проекты на основе игровой деятельности, вы решили важную задачу: исходить из интересов  ребенка и перспектив его развития. В какие бы игры не играли ваши воспитанники, будьте не рядом, а вместе с ними. Только партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 1


 

Основные  этапы метода проектов

 

 

 

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор  критериев оценки результатов. Распределение  ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и  анализ идей.

Наблюдение. Консультации.

Выполнение  

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых  результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта  и самооценке

Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта 

Подготовка к защите. Обоснование  процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и  оценке результатов проекта.


 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Типы проектов в ДОУ

 

Тип проекта

Содержание

Возраст детей

1

Исследовательско- творческий

Дети экспериментируют, а затем  оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна.

 

2

Ролево - игровой

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы.

 

3

Информационно-практико- ориентированный

Дети собирают информацию и реализуют  её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи  и др.)

 

4

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна  и т.д.

 

 

 

Продолжительность проектов в ДОУ

 

Вид проекта

Продолжительность

1.

Краткосрочный проект

Одно или несколько занятий:

1-2 недели - месяц

2.

Проект средней продолжительности

2-4 месяца

3.

Долгосрочный проект

Учебный год


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

Проект  для детей средней группы:

ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ У ЗАЙЧИКА

1. Моделирование  игровой ситуации.

Воспитатель сообщает детям, что видела зверушку, отгадайте кого – мягкий, пушистый, длинноухий? (зайчик) Он сидел  и плакал, у него сегодня День рождения, а он заблудился и не может  попасть к себе домой, где его  ждут друзья.

2. Постановка  проблемы.

– Как мы можем помочь зайчику?

3. Обсуждение  проблемы.

– пригласить зайчика к нам в  группу;

– устроить праздник;

– подарить подарки.

4. Поэтапное  решение проблемы,

Воспитатель приглашает зайчика в  группу.

– Здравствуйте, ребята, сколько вас  много, а я вас не знаю. Давайте  познакомимся!

Дидактическая игра “Назови ласково”

Дети стоят в кругу и называют своего соседа ласково (Танечка, Анечка, Сашенька и т.д.)

– Ребята, а меня можно назвать  зайчик – побегайчик, а ещё…?

Дидактическая игра “ Слова –  друзья”.

Дети называют слова – рифмы (лисичка – сестричка, лягушка  – квакушка и т.д.)

Воспитатель предлагает спеть для  зайчика “Каравай”.

Воспитатель: – Зайчик, дети хотят с тобой поиграть.

Игра “Сделай так”.

(Заяц выполняет движения, которые  называют дети: пой, танцуй, хлопай, топай, прыгай).

Зайчик: – Ребята, как вы думаете, чего я больше всего хочу, чтобы мне подарили на мой День рождения (Ответы детей) У меня есть микрофон, и я хочу взять интервью у вас.

Игра: “Я хочу, чтобы мне …”

Воспитатель: – Давайте, дети, покажем зайчику, как мы живем.

Пальчиковая игра “Как живешь?”

– Как живешь?

– Вот так! (показывают)

– А плывешь?

– Вот так!

– Как бежишь?

– Вот так!

– В даль глядишь?

– Вот так!

– Ждешь обед?

– Вот так!

– Машешь в след?

– Вот так!

– Утром спишь?

– Вот так!

– А шалишь?

– Вот так!

Дети садятся на стульчики.

Зайчик: – Я хочу с вами поиграть. (Раздает картинки из коробочки)

Дидактическая игра “Один – много”.

У каждого ребенка картинка с  изображением какого – либо предмета. Дети называют его в единственном и множественном числах.

Дидактическая игра “Жадина”.

Воспитатель показывает карточку схему, дети, используя картинки предыдущей игры, называют предметы, добавляя к  ним слова: мой, моя, мое.

Зайчик: – Спасибо, дети, с вами очень весело!

Воспитатель: – А что мы еще забыли? (подарить подарки)

Садятся за столы.

Дидактическое упражнение “Рисуем  слова”.

(Солнце, улыбка, стульчик, автобус,  морковь). Дети рассказывают, что  нарисовали и дарят зайчику.

Воспитатель обращает внимание детей  на значки у них на груди. Лежат  обручи, в них – круги красного, желтого, зеленого цвета.

Дидактическая игра “Найди свой домик”.

Воспитатель: – Придумайте и скажите пожелания зайцу.

Дидактическая игра “Мы желаем”.

Заяц на подносе выносит картинки.

– Ребята, возьмите такую картинку, какое у вас сейчас настроение.

Презентация.

Воспитатель: – Дети, как вы думаете, получился у нас праздник? А почему? Давайте среди картинок, которые лежат на столе, выберем те, на которых изображено, что было на празднике.

Выставляют картинки. Звучит музыка. Дети танцуют вместе с зайчиком.

Распределение деятельности по этапам проекта. 

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

– формирует проблему:

Цель: Помочь зайчику отпраздновать  День рождения.

– вводит в игровую ситуацию:

Встретила плачущего зайчика.

– формулирует задачи:

1. Пригласить в детский сад.

2. Устроить праздник.

3.Подарить подарки.

– входят в проблему:

Приглашают зайчика в детский  сад.

– вживаются в игровую ситуацию.

2

– подводит к решению задач;

– планирует деятельность (воплотить  найденное решение в деятельности);

– организует деятельность.

– принятие задач – доставить зайчику  и себе удовольствие от встречи.

3

– организует работу над проектом поэтапно, направляет на предметно – речевую  деятельность;

– побуждает детей к решению  проблемных ситуаций;

– реализует ситуацию на равных партнерских  позициях.

– ищут решение задач с помощью  воспитателя;

– по образцу воспитателя образовывают и изменяют слова.

4

– организация презентации;

– побуждает детей выполнять  движения под музыку.

– вспоминают и находят картинки того, что было на празднике и выставляют;

– танцуют с зайчиком, сочетая  движения с музыкой.

Информация о работе Разработка групповых проектов на основе игровой деятельности в свете новых ФГТ