Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 11:10, практическая работа
Цель: помочь воспитателям в разработке групповых проектов на основе игровой деятельности.
Задачи:
Расширение знаний педагогов о проектной деятельности с дошкольниками;
Ознакомление педагогов с педагогическими принципами организации сюжетно-ролевой игры в детском саду;
Обучение педагогов самостоятельно разрабатывать групповые проекты на основе игровой деятельности;
Сформировать у педагогов умение включаться в общий информационный поток.
Регламент проведения областного семинара – практикума для педагогических работников образовательных учреждений по теме:
«Разработка групповых проектов на основе игровой деятельности в свете новых ФГТ»
Цель: помочь воспитателям в разработке групповых проектов на основе игровой деятельности.
Задачи:
Дата проведения: 22 марта 2012г.
Время проведения: 13.30 – 15.00 (начало регистрации – 13.00)
Место проведения: МДОУ ЦРР д/с №9 «Айболит»
Электронный адрес: dou_aibolit@mail.ru
Категория участников: педагоги ДОУ, старшие воспитатели.
№ п/п |
Мероприятие |
Форма проведения |
Время |
Ф.И.О. специалиста, должность |
1. |
Ознакомление с основами проектной деятельности дошкольников через игру |
Сообщение + презентация |
13.30 – 13.45 |
Е.В. Пряхина, Старший воспитатель МДОУ ЦРР д/с №9 «Айболит» |
2. |
Педагогические принципы организации сюжетно – ролевой игры в детском саду |
Сообщение |
13. 45 – 13.50 |
Э.А. Баранова, Педагог-психолог МДОУ ЦРР д/с №9 «Айболит» |
3. |
Упражнение на умение включаться в общий информационный поток. |
Ассоциативный тренинг |
13.50 – 14.00 |
Е.В. Пряхина, Старший воспитатель МДОУ ЦРР д/с №9 «Айболит» |
4. |
Представление игрового проекта воспитателем средней группы
|
Сообщение |
14.00 -14.10 |
О.Н. Самойлова Воспитатель средней группы МДОУ ЦРР д/с №9 «Айболит» |
5. |
Представление игрового проекта воспитателем старшей группы |
Сообщение |
14.10 – 14.25 |
Е.Н. Ларионова Воспитатель старшей группы МДОУ ЦРР д/с №9 «Айболит» |
6. |
Самостоятельная разработка группового проекта на основе игровой деятельности |
Практическая работа воспитателей |
14.25 – 14.40 |
Е.В. Пряхина, Старший воспитатель МДОУ ЦРР д/с №9 «Айболит» |
7. |
Рефлексия |
|
14.40 – 14.50 |
Е.В. Пряхина, Старший воспитатель МДОУ ЦРР д/с №9 «Айболит» |
8. |
Подведение итогов семинара практикума |
14.50 – 15.00 |
Е.В. Пряхина, Старший воспитатель МДОУ ЦРР д/с №9 «Айболит» |
Здравствуйте уважаемые педагоги. Мы рады Вас приветствовать в нашем дошкольном учреждении. Сегодняшний семинар буду вести я, старший воспитатель, Пряхина Елена Валентиновна. Наш семинар посвящён разработки групповых проектов на основе игровой деятельности в свете новых ФГТ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогаем мы - педагоги.
Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная
и коллективная творческая завершенная
работа, имеющая социально значимый
результат. В основе проекта лежит
проблема, для ее решения необходим
исследовательский поиск в В начале года, в октябре, мы проводили диагностику дошкольников, которая показала, что дошкольники не умеют сами организовать свою игровую деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления.
А ведь дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Все эти важнейшие качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно.
В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в д/с. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.
Мы уже знаем: игре дошкольника обязательно нужен сюжет, "тема". Иногда ребенок предлагает тему сам, почерпнув ее из того, что увидел, понял, запомнил. Но чаще обращается к нам, взрослым. На основе данной проблемы возникла актуальность применения метода проектов. Метод проектов актуален и
очень эффективен. Он дает ребенку
возможность
Проектная деятельность активизирует у детей творческое мышление, формирует умение решать различные проблемы, способствует более продуктивной умственной деятельности; интегрирует в себе элементы познавательной, игровой, коммуникативной и образовательной деятельности, дети приобретают позитивный опыт проектирования, пробных поисковых действий, опыт разных способов сотрудничества (воспитатель - дети, ребенок – ребенок, ребенок – родители, разновозрастное сотрудничество)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Я хочу Вас ознакомить с алгоритмом создания проектов:
1-й шаг – выделение проблемы
(детьми либо взрослыми)
Выделяют 4 основных этапа проекта – каждый этап состоит из нескольких взаимосвязанных частей. 1этап – подготовительный
2-й этап – исследовательский:
3 –й этап – практический Дети, воспитатель,
родители работают над 4-й этап – обобщающий:
2. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду.
А сейчас наш психолог Баранова Элла Александровна расскажет о педагогических принципах организации сюжетно – ролевой игры в детском саду
3. Упражнение на умение включаться в общий информационный поток
Уважаемые педагоги предлагаю
Вам провести ассоциативный тренинг « Предлагаю разделиться на три команды. Цель: формирование навыков вербального взаимодействия. В ходе выполнения данного упражнения развивается восприятие, умение включаться в общий информационный поток. Задание: - каждой команде предлагается составить телеграммы (в конвертах для каждой команды даётся свой набор слов, которые нужно объединить по смыслу в предложение по теме нашего семинара) Важно настроится на общую волну, и составить близкое по смыслу темы семинара предложение. Педагоги составляют телеграмму и зачитывают их.
4. Представление игрового проекта воспитателем средней группы Уважаемые педагоги наши молодые воспитатели представят Вам свои проекты по игровой деятельности.
Наш молодой воспитатель Самойлова О.Н., работает в нашем учреждении год с детьми средней группы. Разработала игровой проект «День Рождение», о создании котором она Вам сейчас и расскажет.
5. Представление игрового проекта воспитателем старшей группы
Ларионова Е.Н. также наш молодой педагог, работает с детьми старшей группы, она разработала проект сюжетно-ролевой игры «Космос».
7. Самостоятельная разработка группового проекта на основе игровой деятельности
Исходя из теоретической части и представленных педагогами проектов предлагается Вам разделиться на две команды: Команда младших дошкольников и команда старших дошкольников и самостоятельно попытаться разработать групповой проект на основе игровой деятельности по сказке «Колобок». В помощь Вам у Вас на столах лежат алгоритмы схем по теме нашего семинара. ( педагогам даётся время на разработку проекта ) Затем каждая команда рассказывает о своём проекте. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
ИТАК, ПОДВЕДЁМ ИТОГИ.
В младшем дошкольном возрасте формирование проектных навыков осуществляется по следующему алгоритму:
А в старшем дошкольном возрасте на первом месте стоит такая задача:
8. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Уважаемые педагоги у меня на столе стоят цветы, которые сделали наши дети. На столике стоит три
вазы с цветами. Каждый участник берёт
из вазы бумажный цветок такого цвета,
который соответствует его Ведущий семинара просит поднять и показать свои цветочки. Розовый – восторженное, отличное настроение. Оранжевый – хорошее, радостное. Жёлтый - спокойное, удовлетворительн Вывод: Судя по большинству ярких цветов ваш психологический настрой хороший, у некоторых даже отличный
9.Подведение итогов семинара практикума Я с удовольствием отмечаю, что цель семинара-практикума достигнута. Научившись разрабатывать групповые проекты на основе игровой деятельности, вы решили важную задачу: исходить из интересов ребенка и перспектив его развития. В какие бы игры не играли ваши воспитанники, будьте не рядом, а вместе с ними. Только партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.
Приложение 1 |
Основные этапы метода проектов
Этапы |
Задачи |
Деятельность проектной группы |
Деятельность научно- |
Начальный |
Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. |
Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания |
Мотивация проектирования, объяснение цели проекта |
Планирование |
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. |
Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. |
Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение. |
Принятие решения |
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. |
Работа с информацией. Синтез и анализ идей. |
Наблюдение. Консультации. |
Выполнение |
Выполнение проекта |
Работа над проектом, его оформление. |
Наблюдение, советы (по просьбе группы) |
Оценка результатов |
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) |
Участие в коллективном анализе проекта и самооценке |
Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо) |
Защита проекта |
Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. |
Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. |
Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Приложение 2.
Типы проектов в ДОУ
№ |
Тип проекта |
Содержание |
Возраст детей |
1 |
Исследовательско- творческий |
Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. |
|
2 |
Ролево - игровой |
Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы. |
|
3 |
Информационно-практико- ориентированный |
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) |
|
4 |
Творческий |
Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т.д. |
Продолжительность проектов в ДОУ
№ |
Вид проекта |
Продолжительность |
1. |
Краткосрочный проект |
Одно или несколько занятий: 1-2 недели - месяц |
2. |
Проект средней |
2-4 месяца |
3. |
Долгосрочный проект |
Учебный год |
Приложение 3
Проект для детей средней группы:
ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ У ЗАЙЧИКА
Воспитатель сообщает детям, что видела зверушку, отгадайте кого – мягкий, пушистый, длинноухий? (зайчик) Он сидел и плакал, у него сегодня День рождения, а он заблудился и не может попасть к себе домой, где его ждут друзья.
– Как мы можем помочь зайчику?
– пригласить зайчика к нам в группу;
– устроить праздник;
– подарить подарки.
Воспитатель приглашает зайчика в группу.
– Здравствуйте, ребята, сколько вас много, а я вас не знаю. Давайте познакомимся!
Дидактическая игра “Назови ласково”
Дети стоят в кругу и называют своего соседа ласково (Танечка, Анечка, Сашенька и т.д.)
– Ребята, а меня можно назвать зайчик – побегайчик, а ещё…?
Дидактическая игра “ Слова – друзья”.
Дети называют слова – рифмы (лисичка – сестричка, лягушка – квакушка и т.д.)
Воспитатель предлагает спеть для зайчика “Каравай”.
Воспитатель: – Зайчик, дети хотят с тобой поиграть.
Игра “Сделай так”.
(Заяц выполняет движения, которые называют дети: пой, танцуй, хлопай, топай, прыгай).
Зайчик: – Ребята, как вы думаете, чего я больше всего хочу, чтобы мне подарили на мой День рождения (Ответы детей) У меня есть микрофон, и я хочу взять интервью у вас.
Игра: “Я хочу, чтобы мне …”
Воспитатель: – Давайте, дети, покажем зайчику, как мы живем.
Пальчиковая игра “Как живешь?”
– Как живешь?
– Вот так! (показывают)
– А плывешь?
– Вот так!
– Как бежишь?
– Вот так!
– В даль глядишь?
– Вот так!
– Ждешь обед?
– Вот так!
– Машешь в след?
– Вот так!
– Утром спишь?
– Вот так!
– А шалишь?
– Вот так!
Дети садятся на стульчики.
Зайчик: – Я хочу с вами поиграть. (Раздает картинки из коробочки)
Дидактическая игра “Один – много”.
У каждого ребенка картинка с изображением какого – либо предмета. Дети называют его в единственном и множественном числах.
Дидактическая игра “Жадина”.
Воспитатель показывает карточку схему, дети, используя картинки предыдущей игры, называют предметы, добавляя к ним слова: мой, моя, мое.
Зайчик: – Спасибо, дети, с вами очень весело!
Воспитатель: – А что мы еще забыли? (подарить подарки)
Садятся за столы.
Дидактическое упражнение “Рисуем слова”.
(Солнце, улыбка, стульчик, автобус, морковь). Дети рассказывают, что нарисовали и дарят зайчику.
Воспитатель обращает внимание детей на значки у них на груди. Лежат обручи, в них – круги красного, желтого, зеленого цвета.
Дидактическая игра “Найди свой домик”.
Воспитатель: – Придумайте и скажите пожелания зайцу.
Дидактическая игра “Мы желаем”.
Заяц на подносе выносит картинки.
– Ребята, возьмите такую картинку, какое у вас сейчас настроение.
Презентация.
Воспитатель: – Дети, как вы думаете, получился у нас праздник? А почему? Давайте среди картинок, которые лежат на столе, выберем те, на которых изображено, что было на празднике.
Выставляют картинки. Звучит музыка. Дети танцуют вместе с зайчиком.
Распределение деятельности по этапам проекта.
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 |
– формирует проблему: Цель: Помочь зайчику отпраздновать День рождения. – вводит в игровую ситуацию: Встретила плачущего зайчика. – формулирует задачи: 1. Пригласить в детский сад. 2. Устроить праздник. 3.Подарить подарки. |
– входят в проблему: Приглашают зайчика в детский сад. – вживаются в игровую ситуацию. |
2 |
– подводит к решению задач; – планирует деятельность (воплотить
найденное решение в – организует деятельность. |
– принятие задач – доставить зайчику и себе удовольствие от встречи. |
3 |
– организует работу над проектом поэтапно, направляет на предметно – речевую деятельность; – побуждает детей к решению проблемных ситуаций; – реализует ситуацию на равных партнерских позициях. |
– ищут решение задач с помощью воспитателя; – по образцу воспитателя |
4 |
– организация презентации; – побуждает детей выполнять движения под музыку. |
– вспоминают и находят картинки того, что было на празднике и выставляют; – танцуют с зайчиком, сочетая движения с музыкой. |
Информация о работе Разработка групповых проектов на основе игровой деятельности в свете новых ФГТ