Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:27, аттестационная работа
Главная цель образования определялась раньше как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук. Сейчас эта цель видится в том, чтобы сделать акцент на воспитании личности творческой, активной, осознающей глобальные проблемы человечества и готовой посильно участвовать в их решении.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Работа с одарёнными и способными детьми
в начальной школе
I. Актуальность проблемы.
Главная цель образования определялась раньше как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук. Сейчас эта цель видится в том, чтобы сделать акцент на воспитании личности творческой, активной, осознающей глобальные проблемы человечества и готовой посильно участвовать в их решении.
Данная тема соответствует современным тенденциям развития образования. Президентом РФ Д.А. Медведевым утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система выявления и поддержки талантливых детей провозглашена приоритетной государственной задачей, т.к. от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене.
Современному обществу необходимы люди, мыслящие нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать талантливого ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить к пониманию того, что его способности должны быть реализованы.
II. Ведущая педагогическая идея.
Учитель является координатором усилий для оптимального развития одарённых и способных детей.
Цель: создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.
Задачи:
III. Принципы работы с одарёнными и способными детьми.
Формы работы с одарёнными детьми:
IV. Теоретическое обоснование опыта.
Теоретическую основу опыта составляют труды известных отечественных и зарубежных учёных, таких, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд и др.
Одарённость по-прежнему остаётся загадкой для большинства людей. Это не врождённое, а приобретённое качество, которое может как проявиться и развиться, так и исчезнуть. Для поддержания одарённости необходима целенаправленная систематическая работа. Одарённость может проявляться как явная, которая «у всех на виду»; возрастная, которая по истечении нескольких лет может исчезнуть; скрытая, которая не проявилась, но существует.
С точки зрения психологии, одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Выделяются следующие
Как правило, у одарённых детей проявляются такие способности, как высокая любознательность, владение большим объёмом информации, богатый словарный запас, высокая концентрация внимания, богатое воображение, высокая продуктивность мышления, а также умение замечать тонкие различия, способность высказывать оригинальные идеи, критичность в мышлении, использование альтернативных путей поиска информации, умение строить гипотезы и предвидеть последствия. Одарённые дети обладают доминирующей активной познавательной потребностью, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
V. Оптимальность и эффективность средств.
Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе началась с их выявления с момента поступления в 1-ый класс. Этот процесс осуществлялся на основе наблюдений, изучения психологических особенностей речи, памяти, мышления, внимания, воображения. Кроме того, использовались анкетирование и тестирование учащихся и их родителей, изучалась медицинская карта ребёнка. Основная задача на этом этапе – собрать разнообразную информацию об учащемся. К концу 1-го полугодия 1-го класса с участием школьного психолога была составлена «Карта интересов» младшего школьника. С помощью методик Д. Векслера, Дж. Равенна, Дж. Гилфорда, Е. Торранса определены уровни интеллектуального развития, творческого мышления, психосоциального развития, направленности личности. В результате выявлены дети с опережающим развитием и склонностями к той или иной сфере деятельности. Таким образом, по данным исследований, проведённых в 1-ом классе, было выявлено 9 человек, относящихся к разным категориям одарённых детей (что составило 30% учащихся класса).
Следующий этап работы с одарёнными и способными детьми – создание мотивации и условий для их оптимального развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. Для создания мотивации используются следующие приёмы:
- рейтинг учащихся
- «почётное место» в классе, в классном уголке
- классные часы по
- создание портфолио с последующей презентацией
На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Совершенствуются групповые формы работы, ученики начинают проявлять склонность к тому или иному учебному предмету, самостоятельность и творчество при выполнении заданий. В учебной работе используются словари, детские энциклопедии, справочники, Интернет. Со 2-го класса вводится факультатив «Информатика», который не только способствует развитию логического мышления, но также позволяет развивать и проявлять личностные качества.
Именно в этот период дети активнее начинают посещать кружки, секции, художественную и музыкальную школы. Со 2-го класса участвуют в конкурсах чтецов, рисунков, поделок. Дети пробуют сочинять стихи, сказки, загадки, придумывают сценки, ставят танцевальные номера. Участвуют в соревнованиях по шахматам, лыжным гонкам, борьбе.
Начиная с 3-го класса, учащиеся принимают участие в школьном и городском туре научно-практической конференции, где имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. В подготовку и проведение этих мероприятий активно включаются и родители. Совместными усилиями идёт поиск информации, готовятся выступления, составляются презентации. Так, в 3-ем классе были представлены 4 исследовательские работы, в 4-ом классе для участия в конференции была выбрана 1 работа. Ребята выступили со своими проектами перед родителями на собрании.
В 3-ем и 4-ом классах принимали активное участие в Международных конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру», в конкурсах «Человек и природа», «Компьютеры и технологии». В этот же период пробовали свои силы во Всероссийской заочной олимпиаде «Познание и творчество» (г. Обнинск). В 2011-2012 уч. году принимали участие в школьном туре предметных олимпиад.
Во внеклассной работе используются КТД, позволяющие развивать в детях организаторские способности. Многие ребята выступают в роли ассистента учителя на уроках, помогают в организации классных мероприятий. В конце учебного года подводятся итоги достижений учащихся, составляется рейтинг, в котором учитываются успехи детей не только в учебной деятельности, но и во всех соревнованиях и конкурсах, включая эстетические, художественные, спортивные, личностные. На последнем родительском собрании отмечаются успехи и достижения учащихся, презентуются лучшие портфолио, вручаются грамоты и дипломы.
VI. Результативность опыта.
Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, повысилась познавательная активность детей, их участие в разного рода конкурсах, олимпиадах и соревнованиях. О результатах проведённой работы свидетельствуют следующие данные.
В классе высокая успеваемость – качество знаний более 75% .
Исследовательские работы, подготовленные в 3-ем классе: «Такие разные часы» (Волкова Эля), «Кто такой домовой» (Граблин Роман), «Откуда деньги к нам пришли» (Репникова Ксюша) и «Дружный ли наш класс» (Ёркин Даниил). В итоге работа Ёркина Д. была признана лучшей среди 3-их классов, и он защищал честь школы на городской научно-практической конференции «Школьники города – науке XXI века». В 4-ом классе за представление исследовательской работы «Танец – это маленькая жизнь» Волкова Эля была отмечена дипломом за творческий полёт и вдохновение.
В конкурсе знатоков английского языка «Британский бульдог» - 2012 Панкратова Женя заняла 1 место по региону и по России.
Ворожейкина Настя в 2011-2012 уч.году вошла в число 8 сильнейших участников Международной игры-конкурса по русскому языку «Русский медвежонок» по региону, получила диплом и подарок.
Во Всероссийской заочной
олимпиаде «Познание и
В школьном туре олимпиады по русскому языку учащиеся класса заняли I - III места (Ворожейкина Настя, Маньчева Яна, Волкова Эля), по математике Граблин Роман и Пелина Настя поделили III место.
Волкова Эля стала призёром в индивидуальном первенстве муниципального этапа Всероссийского интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности - 2012» для обучающихся по программе «Школа 2100»; Ворожейкина Настя, Граблин Роман и Репникова Ксюша в составе команды школы получили диплом как «самый творческий коллектив».
Стихи Фадеевой Риты и Дугачёвой Насти опубликованы в школьной газете. Маньчева Яна, Волкова Эля и Фадеева Рита занимают призовые места по танцам на региональных и межрегиональных конкурсах. Савельев Саша – призёр городских и республиканских соревнований по шахматам, Ворожейкина Настя – по карате, Курмаков Илья – призёр республиканских соревнований по лыжным гонкам и спортивному ориентированию.
Волкова Эля, Ёркин Даниил, Пелина Настя, Алёшкина Кристина имеют высокие лидерские способности, они – заводилы и первые помощники в организации мероприятий в классе.
Работа по данной теме велась в соответствии с программой «Одарённые дети», разработанной школьной методической службой на период до 2015 года и в тесном контакте с психологом школы – кандидатом педагогических наук Храмовой Г.М.
По проблеме выступала на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов с докладами: «Организация работы с одарёнными детьми» (2008 г.), «Из опыта работы с одарёнными детьми» (2011 г.).
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми, а также буду отслеживать их успехи и в дальнейшем.
Информация о работе Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе