Работа
педагогического
коллектива над единой
методической темой
1. Значение
Работа
над единой методической темой
- является одним
из связующих звеньев творческих интересов
учителей,
- позволяет наиболее
активно влиять на развитие различных
форм самообразования.
2. Задачи
- повышение уровня
научно-теоретической подготовки и мастерства
учителя;
- повышение качества
образования.
3. Особенности
- носит циклический
характер
- в ее разработке
участвуют все члены администрации школы,
методический актив;
- должна охватывать
как учебную, так и внеурочную работу.
4.
Управление
- сочетание коллегиальности
и единоначалия;
- планирование
с участием всех членов образовательного
процесса (педагоги, учащиеся, родители);
- организация
контроля.
5. Технология
действия
- определение
научно-методической темы;
- изучение разработанности
данной темы;
- определение
этапов работы и подтем на каждом этапе;
- создание проблемных,
творческих групп, ВНИКов, подборка и распределение
заданий;
- подготовка картотеки
статей научно-методической литературы,
электронного Банка информации;
- подготовка рекомендаций
вариантов тем для самообразования;
- разработка тем,
вопросов и заданий для теоретических
семинаров, педсоветов, практикумов и
т.д.;
- план-график
контроля за ходом работы над общей проблемой;
- индивидуальные
и групповые консультации.
6.
Сроки
3-5
лет
- с разбивкой
по годам;
- с проведением
промежуточных итогов;
- с внесением
коррективов.
7. Определяется
- интересами и
возможностями педагогического коллектива;
- актуальностью
в современных условиях;
- региональными
особенностями;
- степенью разработанности
данной проблемы в теории и методике.
Планирование
работы над единой методической темой
Этапы,
цели, задачи каждого этапа |
Содержание
работы |
Педсоветы,
методсоветы |
ШМО |
Деятельность педагога |
Контрольные мероприятия |
|
|
|
|
|
На 1
этапе (соответствует 1 году работы
над темой) осуществляется большая организационная
работа:
- изучение документации,
методической литературы;
- выбор тематики
работы методической службы;
- определение
состава проблемных и творческих групп
учителей, классных руководителей;
- определение
тематики педсоветов, теоретических семинаров
и психологических практикумов;
- обзор-презентация
литературы по методике самообразования;
- пропаганда материалов
и разъяснение преимуществ новых подходов
и методов {с учетом темы школы);
- разработка индивидуальных
тем самообразования;
- составление
плана-графика контроля.
На 2
этапе (соответствует второму году
работы над темой) осуществляется оказание
помощи по внедрению новых идей:
- практическое
обучение учителей, классных руководителей
по использованию рекомендаций;
- апробация новых
методов и приемов (членами творческих,
проблемных групп);
- новые формы
повышения квалификации (организационно-деятельностные
игры, круглые столы, коллективное обсуждение
докладов, выступлений, опережающее моделирование
уроков, дел и т.д.);
- реализация плана-графика
контроля (изучение уровня внедрения новых
подходов и путей реализации темы в опыте
работы) – диагностика.
- сбор обработанной
информации (членами администрации, руководителями
ШМО классных руководителей);
- обработка информации
для дальнейшего управления - мониторинг;
- принятие конкретных
решений и разработка конкретных рекомендаций
на основе полученной информации;
- реализация плана-графика
контрольных мероприятий (открытое мероприятие,
подготовленное членами проблемных, творческих
групп, мероприятия в рамках «методической
недели, творческие отчеты педагогов,
собеседования с учащимися, научно-методический
семинар).
4
этап: обобщение
и оценка результатов
опыта с учетом мастерства учителей
и воспитателей («Школа педагогического
мастерства» и «Педагогические мастерские»,
«Мастер-классы» и др. группы). На этом
этапе (по группам, с учетом возможностей
и профессионального мастерства) идёт
активное внедрение результатов педагогических
исследований, использование передового
опыта коллег, опыта работы проблемных,
творческих групп учителей, классных руководителей
школы, выпуск методических бюллетеней,
методических сборников, методических
рекомендаций и т.д.
В этот
период рекомендуются следующие
формы работы;
- творческие отчеты;
- проведение максимального
количества открытых уроков и мероприятий;
- оформление выставки,
лаборатории, материалов, наработанных
классными руководителями по теме;
- самообобщение
опыта и помощь в его оформлении;
- индивидуальная
работа (организация стажировок, школы
ППО, тематические консультации и др.).
- анализ работы
педагогического коллектива над научно-методической
темой (педсовет, научно-практическая
конференция, методсовет, заседание ШМО
классных руководителей);
- организацию
тематических выставок;
- оценка уровня
профессионального мастерства педагогов;
- подготовка и
проведение конкурсов: «Учитель года»,
«Урок года», «Классный руководитель года»
и т.д.
- сбор и накопление
материалов из опыта работы классных руководителей
(картотека педагогической, методической
литературы, образцы планов самообразования
и конспекты-разработки открытых мероприятий,
пополнение Банка ППО). Собранный материал
является содержанием методического кабинета
(или кабинета воспитательной работы);
- определение
перспектив дальнейшего развития.