Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Агрессия - одно из наиболее ярких проявлений эмоции, характерных для всех возрастных групп, включая детей. Важнейшими факторами формирования агрессивных действий детей являются культурный контекст, родители и сам ребенок.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Проблема агрессии у детей школьного возраста в психолого-педагогических исследованиях. 6
1.1. Теоретические представления об агрессии у детей. 6
1.2. Особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 17
1.3. Коррекционная работа с агрессивными детьми младшего школьного возраста 29
Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи семейного общения и появления агрессии у младших школьников. 35
2.1. Констатирующий эксперимент. 35
2.2. Формирующий эксперимент. 42
2.3. Контрольный эксперимент. 49
Заключение. 52
Список литературы.. 55
Приложение

Работа содержит 1 файл

Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения  у детей младшего школьного возраста 
Содержание 
Введение. 3 
Глава I. Проблема агрессии у детей школьного возраста в психолого-педагогических исследованиях. 6 
1.1. Теоретические представления об агрессии у детей. 6 
1.2. Особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 17 
1.3. Коррекционная работа с агрессивными детьми младшего школьного возраста 29 
Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи семейного общения и появления агрессии у младших школьников. 35 
2.1. Констатирующий эксперимент. 35 
2.2. Формирующий эксперимент. 42 
2.3. Контрольный эксперимент. 49 
Заключение. 52 
Список литературы.. 55 
Приложение

Введение

 
Актуальность исследования. 
Агрессия - одно из наиболее ярких проявлений эмоции, характерных для всех возрастных групп, включая детей. Важнейшими факторами формирования агрессивных действий детей являются культурный контекст, родители и сам ребенок. 
Агрессия в работах А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского рассматривается как индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба объектам нападения. Агрессивностью эти авторы считают относительно устойчивую черту личности, проявляющуюся в готовности к агрессивному нападению. 
Так, российскими учеными (С.В. Ильиной, А.Д. Кошелевой, О.С. Лобза, Е.Т. Соколовой и др.) выявлены «сензитивные к насилию» периоды развития ребенка, когда анатомо-физиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосоциальные изменения делают его легко травмируемым. Такими считаются, прежде всего, школьный и подростковый периоды. 
Издавна проблема агрессивного поведения людей была одной из самых сложных и интересных проблем психологии и педагогики. В одних и тех же жизненных ситуациях люди реагируют по-разному, иногда с некоторой долей агрессии. Поэтому важно выявить своевременно причины агрессивного поведения и учитывать эти причины в практике общения.  
Агрессивность как психологический феномен включает в себя такие личностные особенности, как мстительность, нетерпимость к чужому мнению, подозрительность, вспыльчивость, обидчивость, неуступчивость, наступательность, бескомпромиссность и др. Существующее мнение о том, что мужчины более агрессивны, сейчас подвергается жёсткой критике. Оказывается, различия полов проявляются не на уровне агрессии, а в формах её проявления. Мужчинам более свойственна прямая вербальная и физическая агрессия (сразу выражает своё недовольство словом и делом), в то время как женщинам свойственна прямая и косвенная вербальная агрессивность (скандалить, жаловаться или ругать «за глаза» - и кто скажет, что это не так?!). Кроме того, у мальчиков и юношей в большей степени выражена неуступчивость и мстительность, а у девочек - обидчивость и вспыльчивость. 
Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно - они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. Как показывают исследования (Семенюк Л.М., 1996), уже в возрасте 12-13 лет как у мальчиков, так и у девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии как негативизм. 
В современной психологической литературе достаточно разработаны вопросы определения сущности агрессии, факторы становления агрессивного поведения, но недостаточно разработаны вопросы: почему возникает агрессивность, каковы факторы возникновения агрессивного поведения и каковы гендерные различия в уровне проявления агрессии, каковы эффективные методы преодоления агрессивных тенденций в поведении детей. Это и составляет основную проблему настоящего исследования. 
Объект исследования: агрессивное поведение в младшем школьном возрасте. 
Предмет исследования: процесс организации психолого-педагогической коррекции агрессивности младших школьников. 
Цель исследования: определить пути психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 
Задачи: 
1. Изучить проблему агрессии в современных исследованиях. Определить сущность агрессии и основные психологические подходы к определению агрессивности;  
2. Определить особенности агрессивности в младшем школьном возрасте.

Заключение

 
Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Внутривидовая агрессия связывается с причинением ущерба другому человеку или группе людей. Э. Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще любому объекту. 
Сегодня существует три подхода к объяснению причин агрессии. Основоположником первого - теории влечения - является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у З. Фрейда связывается со стадиями детского развития. Новый подход изложен вработах К.Лоренца, который считал, что агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Фрустрационная теория, предложенная Д. Доллардом рассматривает агрессивное поведение как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме, а агрессия всегда является результатом фрустрации. Теория социального научения гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление.  
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Агрессивное поведение уже в школьном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. проявления агрессивности у школьника является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются: 
1) неудовлетворенность ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками; 
2) низкий социальный статус ребенка в группе; 
3) неуспех в совместной со сверстниками деятельности, обусловленный как трудностями операционального характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности; 
4) неудовлетворенность потребности в признании. 
Одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у школьника являются дефекты семейного воспитания. 
Взрослый всегда является для ребенка не только носителем средств и образцов действия, но и живой, уникальной личностью, воплощающей свои индивидуальные мотивы и смыслы. Он является для ребенка как бы олицетворением тех ценностных и мотивационных уровней, которыми ребенок еще не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым — через общение, совместную деятельность и общие переживания. 
Формирование агрессивных тенденций у детей происходит несколькими путями: 
Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.  
Родители наказывают детей за проявление агрессивности.  
Родители, которые очень редко подавляют агрессивность у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность.  
Родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность.  
Родителям, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение. 
Таким образом, формирование агрессивности в детском возрасте обусловлено многими факторами. На агрессивность в детском возрасте оказывают влияние: особенности взаимоотношений в семье, стили семейного воспитания, возрастные особенности, социально-культурный статус семьи, индивидуальные особенности человека, а так же примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками и телевидением. Но одним из главных факторов возникновения агрессии является стиль семейного воспитания. 
В процессе экспериментального исследования на первом его этапе, в ходе пилотажного изучения уровня агрессивности у детей мы выявили, что дети в классе не отличаются высоким уровнем агрессивности, как по оценкам родителей и педагогов, так и по результатам анализа проективной выполнения методики.  
Таким образом, мы видим, что действительно, уровень агрессивности у детей зависит от особенностей семейного общения, в частности, от стиля семейного воспитания. 
Следовательно, гипотеза подтвердилась.

Список  литературы

 
1. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. Под ред.  Р.Р. и С.А. Римских., М.,1997. 
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1988. 
3. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности : учеб. пособие для специалистов и дилетантов / Г. Э. Бреслав. - СПб. : Речь, 2004 
4. Бэрон Р, Ричардсон Д. Агрессия. - СПб, 1997 
5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Просвещение, 1991. 
6. Вагенас Э. Динамика агрессивности у младших школьников в условиях разных стилей воспитания. - Моск. пед. гос. университет им. Ленина, 1995. 
7. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи - Возрастные особенности психического развития детей. - М.: Просвещение,1982. 
8. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988. С. 248. 
9. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65 –75. 
10. Колосова С.И. Особенности дезадаптации детей 6 – 7 летнего возраста с агрессивным поведением// Вопросы психологии. - 2006. - №2. - С.50-58 
11. Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка. - Новосиб. гос. пед. университет. – Новосибирск, 2000. – 23с. 
12. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. С. 21 – 69. 
13. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте.—Прага, 1984. 
14. Люблинская А. А. Очерки психического развития ребёнка. - М.: Учпедгиз,1959. 
15. Мид М. Развитие ребенка. – М.: Учпедгиз, 1968. 
16. Нравственность, агрессия, справедливость//Вопр. Психологии. – 1992, N 1-2.-С. 4-97. 
17. Реан А.А. Социализация агрессии// Реан АА., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999. 
18. Peaн А.А. Изучение агрессивности личности// Реан АА. Психология изучения личности. – СПб, 1999. 
19. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и воспитания родителями своих детей: [Данные психол. исслед.]/ Н.А. Рождественская, А.В. Разумова // Вестн. Моск. университета. Сер.14, Психология. –2001. –№2. – С 48-55 
20. Романов А. А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: Альбом диагност.и коррекц.методик / А.А. Романов. - М.: Романов, 2001 
21. Романов А. А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей: Диагност.и коррекц.методики: Пособие для дефектологов, воспитателей и родителей / А.А. Романов. - М.: Шк.пресса, 2003 
22. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Просвещение, 1994 
23. Фурманов И.А. Детская агрессивность. - Минск, 1996 
24. Чижова С. Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родит. «почему?» / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль: Акад. развития [и др.], 2001.

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста