ПРОГРАММА
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРАКТИКУМ»
РАЗДЕЛ
I.
СОЦИАЛЬНЫЙ
ПЕДАГОГ И ЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема
1. Самодиагностика и саморазвитие личности
социального педагога Педагогическая
рефлексия и совершенствование профессиональной
деятельности социального педагога.
Комплексные
методики диагностики личности. Тест
ММРI, Р. Кеттелла, Д. Кейрси – особенности
применения, обработки, интерпретации.
Понятие
саморазвития личности. Самоактуализационный
тест Гозмана.
Основная
литература:
- Бодалев А.А.,
Столин В.В. Общая психодиагностика. М.,
1985 г.;
- Гильманов
С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности
педагога. Тюмень, 1998 г.;
- Рогов Е. И.
Настояльная книга практического психолога
в образовании. М., 1995 г.
- Собчик Л.Н.
Методы психологической диагностики.
Вып. 1. Стандартизированный многофакторный
метод исследования личности. Методическое
руководство к адаптированному тесту.
ММРI. М., 1990 г
РАЗДЕЛ
II
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДИАГНОСТИКА
Тема
2. Диагностика социально-педагогической
запущенности детей и подростков.
Метод
комплексной экспресс-диагностики
состояния социально-педагогической запущенности
детей (МЭДОС).
Вспомогательные
психодиагностические методы, позволяющие
выявить дисгармонии личности ребёнка,
вызванные социально-педагогической
запущенностью.
Детские
варианты опросника Р. Кеттела, шкала
измерения интеллекта Д. Векслера, методы
рисуночных проб – тест «Дом-Дерево-Человек»
и «Рисунок несуществующего животного».
Метод
экспресс-диагностики педагога, особенностей
семейной атмосферы, семейного воспитания
и отношения родителей к детям
(Овчарова Р. В,).
Основная
литература:
- Овчарова
Р. В. Справочная книга социального педагога.
М., 2011 г.;
- Рогов Е. И.
Настольная книга практического психолога
в образовании. М., 1995 г.;
- Филимоненко
Ю.И., Тимофеев В. Руководство к методике
исследования интеллекта у детей Д. Векслера.
СПб., 1992 г.;
- Шмелёв А.Г.
Основы психодиагностики. М., 1995 г.;
- Практикум
по психодиагностике. Руководство по интерпретации.
М., 1995 г.
Тема
3. Исследование межличностных отношений
детей и подростков
Типология
методик исследования межличностных
отношений детей и подростков.
Методика
исследования самоотношения (МИС) С. Р.
Пантилеева, уровня субъективного контроля
(УСК).
Методика
Р. Жиля «Диагностика межличностных
отношений».
Основная
литература:
- Гильяшева.
Методика исследования межличностных
отношений Р. Жиля. М., 1994 г.;
- Леонтьев
Д. А. Уровень субъективного контроля.
М., 1992 г.;
- Овчарова
Р. В. Справочная книга социального педагога.
М., 2001 г.;
- Пантилеев
С. Р. Методика исследования самоотношения.
М., 1993 г.;
- Рогов Е. И.
Настольная книга практического психолога
в образовании. М., 1995 г.
Тема
4. Диагностика семьи и семейного воспитания
Тест
«Кинетический рисунок семьи» Г.
Хоментаускаса.
Тест
«Опросник родительского отношения»,
«Анализ семейного воспитания»
Э. Эйдемиллера, PARY «Опросник родительских
установок» Шеффера.
Основная
литература:
- Рогов Е. И.
Настольная книга школьного психолога.
М., 1995 г.;
- Хоментаускас
Т. Г. Семья глазами ребёнка.
- Эйдемиллер
Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия
семьи.
РАЗДЕЛ
III
ТЕХНОЛОГИЯ
И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО
ПЕДАГОГА
Тема
5. Социально-психологические технологии
в работе социального педагога с детьми.
Социально-педагогическая
профилактика отклонений в поведении
детей и подростков.
Методика
диагностики склонности к отклоняющемуся
поведению.
Технологии
социально-педагогической поддержки
детей и подростков в кризисных
ситуациях.
Общая
технология кризисного вмешательства.
Методика
социально-психологической помощи
детям и подросткам в кризисных
ситуациях В. Г. Балакирева и Л. Додсона.
Основная
литература:
- Беличева
С. А. Превентивная психология. М., 1993 г.;
- Лидерс А.
Г. Психологический тренинг с подростками.
М., 2000 г.;
- Психосоциальная
коррекция и реабилитация несовершеннолетних
с девиантным поведением. /Под ред. Беличевой
С. А./ М., 1999 г.;
- Руководство
практического психолога. Психологические
программы развития личности в подростковом
и старшем школьном возрасте /Под ред.
И. В. Дубровиной/ М., 1995 г.;
- Технология
социально-психологических тренингов.
/под ред. Беличевой С.А./ М., 2001 г.;
- Формирование
личности старшеклассника /Под ред. И.
В. Дубровиной/ М., 1989 г.
Тема 6. Социально-психологические
технологии в работе социального педагога
с подростками и молодёжью.
Социально-педагогическая
профилактика отклонений в поведении
детей и подростков.
Методика
диагностики склонности к отклоняющемуся
поведению.
Технологии
социально-педагогической поддержки
детей и подростков в кризисных
ситуациях.
Общая
технология кризисного вмешательства.
Методика
социально-психологической помощи
детям и подросткам в кризисных
ситуациях. В. Г. Балакирева и Л. Додсона.
Основная
литература:
- Беличева
С. А. Превентивная психология. М., 1993 г.;
- Лидерс А.
Г. Психологический тренинг с подростками.
М., 2000 г.;
- Психосоциальная
коррекция и реабилитация несовершеннолетних
с девиантным поведением. /Под ред. Беличевой
С. А./ М., 1999 г.;
- Руководство
практического психолога. Психологические
программы развития личности в подростковом
и старшем школьном возрасте /Под ред.
И. В. Дубровиной/ М., 1995 г.;
- Технология
социально-психологических тренингов.
/под ред. Беличевой С.А./ М., 2001 г.;
- Формирование
личности старшеклассника /Под ред. И.
В. Дубровиной/ М., 1989 г.
Тема 7.
Технологии работы социального педагога
с семьёй.
Модель
помощи современной семье.
Техника
семейного консультирования.
Основные
направления и задачи семейной психотерапии
(А. В, Черников, Э. Г. Эйдемиллер, В. Сатир).
Основная
литература:
- Варга А. Я,
Системная семейная психотерапия. М., 2002
г.;
- Сатир В. Как
строить себя и свою семью. М., 1994 г.;
- Торохтий
В. С. Основы психолого-педагогического
обеспечения социальной работы с семьей.
М., 2000 г.;
- Черников
А. В. Интегративная семейная терапия.
М., 1997 г.;
- Эйдемиллер
Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия
семьи.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРАКТИКУМ»
ОСНОВНАЯ
ЛИТЕРАТУРА:
- Антология
социальной работы /Сост. М. В. Фирсов: в
5-ти т. М., 1995;
- Галогузова
М. Н. Социальная педагогика. М., 1999;
- Гильяшева.
Методика исследования межличностных
отношений Р. Жиля. М., 1994;
- Лидерс А.
Г. Психологический тренинг с подростками.
М., 2000;
- Практикум
по психодиагностике. Руководство по интерпретации.
М., 1995;
- Технологии
социально-психологических тренингов./Под
ред. Беличевой С. А./ М., 2001;
- Эйдемиллер
Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия
семьи.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ЛИТЕРАТУРА:
- Беличева
С.А. Превентивная психология. М., 1993;
- Бодалёв А.А.,
Столин В.В. Общая психодиагностика. М.,
1985;
- Бочарова
В. Педагогика социальной работы. М., 1994;
- Варга А. Я.
Системная семейная психотерапия. М., 2002;
- Гильманов
С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности
педагога. Тюмень, 1998;
- Лентьев Д.
А. Уровень субъективного контроля. М.,
1992;
- Овчарова
Р. В. Справочная книга социального педагога.
М., 2001;
- Пантилеев
С. Р. Методика исследования самоотношения.
М., 1993;
- Пинкус А.,
Минахан Т. Практика социальной работы.
М., 1993;
- Психосоциальная
коррекция и реабилитация несовершеннолетних
с девиантным поведением. /Под ред Беличевой
С.А./ М., 1999;
- Рабочая
книга социального педагога /Под ред. Н.
Ф. Масловой в 2-х ч. Орел, 1994;
- Рогов Е.
И. Настольная книга школьного психолога.
М., 1995;
- Российская
энциклопедия социальной работы /Под
ред. А. М. Пановой, Е. И. Холостовой/ в 2-х
т. М., 1997;
- Руководство
практического психолога. Психологические
программы развития личности в подростковом
и старшем школьном возрасте. /Под ред.
И. В. Дубровиной/ М., 1995;
- Сатир В.
Как строить себя и свою семью. М., 1994;
- Собчик Л.
Н. Методы психологической диагностики.
Вып. 1. Стандартизированный многофакторный
метод исследования личности. Методическое
руководство к адаптированному тесту
ММРI, М., 1990;
- Торохтий
В. С. Основы психолого-педагогического
обеспечения социальной работы с семьей.
М., 2000;
- Фетискин
Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая
диагностика развития личности и малых
групп. М., 2002;
- Филимоненко
Ю. И., Тимофеев В. Руководство к методике
исследования интеллекта у детей Д. Векслера.
СПБ, 1992;
- Формирование
личности старшеклассника /Под ред. И.
В. Дубровиной/ М., 1989;
- Хоментаускас
Т. Г. Семья глазами ребёнка;
- Черников
А. В. Интегративная семейная терапия.
М., 1997;
- Шмелёв А.
Г. Основы психодиагностики. М., 1995;
- Энциклопедия
социальной работы /Пер. с англ. С. И. Григорьева.
М., 1994.