Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:53, контрольная работа
В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа -- это тугой узел, который невозможно развязать, и 3. Фрейд -- первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел.
Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которые стали основой психологической системы.
Теория
Зигмунда Фрейда
В одной из старых книг о психоанализе
приводятся слова А. Шопенгауэра о том,
что человеческая душа -- это тугой узел,
который невозможно развязать, и 3. Фрейд
-- первый ученый, сделавший попытку распутать
этот узел.
Психоанализ возник как метод лечения,
но почти сразу же был воспринят как средство
получения психологических фактов, которые
стали основой психологической системы.
Анализ свободных ассоциаций пациентов
привел 3. Фрейда к выводу, что болезни
взрослой личности сводятся к переживаниям
детства. Детские переживания, по 3. Фрейду,
имеют сексуальную природу. Это чувство
любви и ненависти к отцу или матери, ревность
к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал,
что этот опыт оказывает неосознанное
влияние на последующее поведение взрослого.
Несмотря на то, что метод психоанализа
был разработан на взрослых испытуемых
и требует существенных дополнений для
исследования детей, полученные 3. Фрейдом
данные указывают на определяющую роль
детского опыта в развитии личности. Проводя
исследования, 3. Фрейд был удивлен неспособностью
пациентов понимать значение своих воспоминаний,
свободных ассоциаций и сновидений. То,
что было ясно для самого 3. Фрейда, пациенты
решительно отрицали. Пациенты думали
и жили в одной системе координат, в то
время как другой пласт их жизни -- уровень
бессознательного -- крайне важный детерминант
их поведения, отвергался ими как не существующий.
Только после многих психоаналитических
сеансов пациенты начинали понимать неосознанное
значение того, что они говорят и делают.
Именно эти крайне важные, неосознанные
детерминанты поведения стали для 3. Фрейда
предметом исследования. Два открытия
3. Фрейда -- открытие бессознательного
и открытие сексуального начала -- составляют
основу теоретической концепции психоанализа.
В первые годы своей работы 3. Фрейд представлял
психическую жизнь состоящей из трех уровней:
бессознательного, предсознательного
и сознательного. Источником инстинктивного
заряда, придающего поведению мотивационную
силу, он считал бессознательное, насыщенное
сексуальной энергией. 3. Фрейд обозначил
ее термином "либидо". Эта сфера закрыта
от сознания в силу запретов, налагаемых
обществом. В предсознательном теснятся
психические переживания и образы, которые
без особого труда могут стать предметом
осознания. Сознание не пассивно отражает
процессы, которые содержатся в сфере
бессознательного, но находится с ними
в состоянии постоянного антагонизма,
конфликта, вызванного необходимостью
подавлять сексуальные влечения. Первоначально
эта схема и была приложена к объяснению
клинических фактов, полученных в результате
анализа поведения невротиков.
Позднее в работах ""Я" и "Оно"",
"По ту сторону удовольствия" 3. Фрейд
предложил иную модель человеческой личности.
Он утверждал, что личность состоит из
трех основных компонентов:
"Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно"
-- наиболее примитивный компонент, носитель
инстинктов, "бурлящий котел влечений".
Будучи иррациональным и бессознательным,
"Оно" подчиняется принципу удовольствия.
Инстанция "Я" следует принципу реальности
и учитывает особенности внешнего мира,
его свойства и отношения. "Сверх-Я"
служит носителем моральных норм. Эта
часть личности выполняет роль критика
и цензора. Если "Я" примет решение
или совершит действие в угоду "Оно",
но в противовес "Сверх-Я", то оно
испытает наказание в виде чувства вины,
укоров совести.
Поскольку требования к "Я" со стороны
"Оно", "Сверх-Я" и реальности
несовместимы, неизбежно его пребывание
в ситуации конфликта, создающего невыносимое
напряжение, от которого личность спасается
с помощью специальных "защитных механизмов"
-- таких, например, как вытеснение, проекция,
регрессия, сумбимация. Вытеснение означает
непроизвольное устранение из сознания
чувств, мыслей и стремлений к действию.
Проекция -- это перенос на другое лицо
своих аффективных переживаний любви
или ненависти. Регрессия -- соскальзывание
на более примитивный уровень поведения
или мышления. Сублимация -- один из механизмов,
благодаря которому запретная сексуальная
энергия переносится на виды деятельности,
приемлемые для индивида и общества, в
котором он живет.
Личность, по 3. Фрейду,-- это взаимодействие
взаимно побуждающих и сдерживающих сил.
В психоанализе изучается природа этих
сил и структуры, в соответствии с которыми
это реципрокное взаимодействие осуществляется.
Динамика личности определяется действием
инстинктов. Они состоят из четырех компонентов:
побуждение; цель, т.е. достигнутое удовлетворение;
объект, с помощью которого цель может
быть достигнута; источник, в котором побуждение
порождается. Одно из основных положений
психоаналитического учения о развитии
личности заключается в том, что сексуальность
и есть основной человеческий мотив. Важно
подчеркнуть, что 3. Фрейд трактовал сексуальность
очень широко. По его мнению, это все то,
что доставляет телесное удовольствие.
Для маленького ребенка -- это ласки, прикосновения,
поглаживания тела, обнимания, поцелуи,
удовольствие от сосания, от освобождения
кишечника, от теплой ванны и многое другое,
без чего невозможна жизнь и что каждый
младенец постоянно в той или иной мере
получает от матери. В детстве сексуальные
чувства очень общи и диффузны. Инфантильная
сексуальность предшествует взрослой
сексуальности, но никогда не определяет
полностью сексуальные переживания взрослого.
Сексуальные влечения по 3. Фрейду носят
амбивалентный характер. Существуют инстинкты
жизни и смерти, следовательно, личности
изначально свойственны конструктивные
и деструктивные тенденции.
В соответствии со своей сексуальной теорией
психики З.Фрейд все стадии психического
развития человека сводит к стадиям преобразования
и перемещения по разным эрогенным зонам
либидонозной иди сексуальной энергии.
Эрогенные зоны -- это области тела, чувствительные
к стимулу; будучи стимулированы, вызывают
удовлетворение либидонозных чувств.
Каждая стадия имеет свою либидонозную
зону, возбуждение которой создает либидонозное
удовольствие. Перемещение этих зон создает
последовательность стадий психического
развития. Таким образом, психоаналитические
стадии -- это стадии психического генеза
в течение жизни ребенка. В них отражено
развитие "Оно", "Я", "Сверх-Я"
и взаимовлияние между ними.
Оральная стадия (0-1 год). Оральная стадия
характеризуется тем, что основной источник
удовольствия, а, следовательно, и потенциальной
фрустрации, сосредоточивается на зоне
активности, связанной с кормлением. Оральная
стадия состоит из двух "фаз -- ранней
и поздней, занимающих первый и второй
полугодия жизни. Она характеризуется
двумя последовательными либидонозными
действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная
область на этой стадии -- рот, орудие питания,
сосания и первичного обследования предметов.
Сосание, по 3. Фрейду, это тип сексуальных
проявлений ребенка. Если бы младенец
мог выразить свои переживания, то это
было бы, несомненно, признание, что "сосание
материнской Груди есть самая важная вещь
в жизни".
Сначала сосание связано с пищевым наслаждением,
но после некоторого времени сосание становится
либидонозным действием, на почве которого
закрепляются инстинкты "Оно": ребенок
иногда сосет в отсутствии пищи и даже
сосет свой большой палец. Этот тип наслаждения
в трактовке 3. Фрейда совпадает с сексуальным
наслаждением и находит предметы своего
удовлетворения в стимуляции собственного
тела. Поэтому эту стадию он называет аутоэротичной.
В первое полугодие жизни, считал 3. Фрейд,
ребенок еще не отделяет свои ощущения
от объекта, которым они были вызваны.
Можно предположить, что мир ребенка --
это мир без объектов. Ребенок живет в
состоянии первичного нарциссизма, при
котором он не осознает существования
других объектов в мире. Глобальное базисное
нарциссическое состояние -- это сон, когда
младенец ощущает тепло и не имеет никакого
интереса к внешнему миру. Во второй фазе
младенческого возраста у ребенка начинает
формироваться представление о другом
объекте (матери) как существе, независимом
от пего. Можно заметить, что ребенок испытывает
беспокойство, когда мать уходит или вместо
нее появляется незнакомый человек.
Внутриутробное существование человека,
по 3. Фрейду, в противоположность большинству
животных, относительно укорочено; на
свет он появляется менее подготовленным,
чем они. Тем самым усиливается влияние
реального внешнего мира, развивается
дифференциация "Я" и "Оно", повышаются
опасности со стороны внешнего мира и
чрезмерно вырастает значение объекта,
который один может защитить от этих опасностей
и как бы возместить потерянную внутриутробную
жизнь. И этот объект -- мать. Биологическая
связь с матерью вызывает потребность
быть любимым, которая уже больше никогда
не покидает человека. Разумеется, мать
не может по первому требованию удовлетворять
все желания младенца, при самом лучшем
уходе неизбежны ограничения. Они и есть
источник дифференциации, выделения объекта.
Таким образом, в начале жизни различение
между внутренним и внешним, согласно
взглядам З.Фрейда, достигается не на основе
восприятия объективной реальности, а
на основе переживания удовольствия и
неудовольствия, связанных с действиями
другого человека.
Во второй половине оральной стадии с
появлением зубов к сосанию добавляется
укус, который придает действию агрессивный
характер, удовлетворяя либидонозную
потребность ребенка. Мать не позволяет
ребенку кусать свою грудь. Таким образом,
стремление к наслаждению начинает вступать
в конфликт с реальностью. По 3. Фрейду,
у новорожденного нет "Я". Эта психическая
инстанция постепенно дифференцируется
от его "Оно". Инстанция "Я" --
часть "Оно", модифицированная под
прямым влиянием внешнего мира. Функционирование
инстанции "Я" связано с принципом
"удовлетворение -- отсутствие удовлетворения".
Как только что отмечалось, первое познание
ребенком предметов внешнего мира происходит
через мать. При ее отсутствии ребенок
испытывает состояние неудовлетворенности
и благодаря этому начинает различать,
выделять мать, так как отсутствие матери
для него есть, прежде всего, отсутствие
наслаждения. На этой стадии не существует
еще инстанции "Сверх-Я", и "Я"
ребенка находится в постоянном конфликте
с "Оно". Недостаток удовлетворения
желаний, потребностей ребенка на этой
стадии развития как бы "замораживает"
определенное количество психической
энергии, происходит фиксация либидо,
что составляет препятствие для дальнейшего
нормального развития. Ребенок, который
не получает достаточно удовлетворения
своих оральных потребностей, вынужден
продолжать искать замещение для их удовлетворения
и не может поэтому перейти на следующую
стадию генетического развития.
Эти идеи 3. Фрейда послужили толчком к
изучению критических периодов, в течение
которых складываются благоприятные условия
для решения свойственной возрасту генетической
задачи. Если она не решается, то ребенку
гораздо труднее решать задачи следующего
возрастного периода.
На оральной стадии фиксации либидо у
человека, по мнению 3. Фрейда, формируются
некоторые черты личности: ненасытность,
жадность, требовательность, неудовлетворенность
всем предлагаемым. Уже на оральной стадии,
согласно его представлениям, люди делятся
на оптимистов и пессимистов.
Анальная стадия (1-3 года), как и оральная,
состоит из двух фаз. На этой стадии либидо
концентрируется вокруг ануса, который
становится объектом внимания ребенка,
приучаемого к опрятности. Теперь детская
сексуальность находит предмет своего
удовлетворения в овладении функциями
дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается
со многими запретами, поэтому внешний
мир выступает перед ним как барьер, который
он должен преодолеть, и развитие приобретает
здесь конфликтный характер. По отношению
к Поведению ребенка на этой стадии можно
сказать, что полностью образована инстанция
"Я", и теперь она способна контролировать
импульсы "Оно". "Я" ребенка научается
разрешать конфликты, находя компромиссы
между стремлением к наслаждению и действительностью.
Социальное принуждение, наказания родителей,
страх потерять их любовь заставляют ребенка
мысленно представлять себе, интериоризировать
некоторые запреты. Таким образом, начинает
формироваться "Сверх-Я" ребенка
как часть его "Я", где в основном
заложены авторитеты, влияние родителей
и взрослых людей, которые играют очень
важную роль в качестве воспитателей в
жизни ребенка. Особенности характера,
формирующиеся на анальной стадии, по
мнению психоаналитиков,-- аккуратность,
опрятность, пунктуальность; упрямство,
скрытность, агрессивность; накопительство,
экономность, склонность к коллекционированию.
Все эти качества -- следствие разного
отношения ребенка к естественным, телесным
процессам, которые были объектом его
внимания во время приучения к опрятности
еще на доречевом уровне развития.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует
высшую ступень детской сексуальности.
Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные
органы. До сих пор детская сексуальность
была аутоэротичной, теперь она становится
предметной, то есть дети начинают испытывать
сексуальную привязанность к взрослым
людям. Первые люди, которые привлекают
внимание ребенка,-- это родители. Либидонозную
привязанность к родителям противоположного
пола 3. Фрейд назвал Эдиповым-комплексом
для мальчиков и комплексом Электры для
девочек, определив их как мотивационноаффективные
отношения ребенка к родителю противоположного
пола. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем
своего отца и женившемся на матери, скрыт,
по мнению 3. Фрейда, ключ к сексуальному
комплексу: мальчик испытывает влечение
к матери, воспринимая отца как соперника,
вызывающего одновременно и ненависть,
и страх.
Разрешение, или освобождение от Эдипова
комплекса совершается в конце этой стадии
под влиянием страха кастрации, который,
по мнению 3. Фрейда, вынуждает мальчика
отказаться от сексуального влечения
к матери и идентифицировать себя с отцом.
Посредством вытеснения этого комплекса
полностью дифференцируется инстанция
"Сверх-Я". Именно поэтому преодоление
Эдипова комплекса играет важную роль
в психическом развитии ребенка. Таким
образом, к концу фаллической стадии все
три психические инстанции уже сформированы
и находятся в постоянном конфликте друг
с другом. Главную роль играет инстанция
"Я". Она сохраняет память прошлого,
действует на основе реалистического
мышления. Однако эта инстанция должна
теперь бороться на два фронта: против
разрушительных принципов "Оно" и
одновременно против строгости "Сверх-Я".
В этих условиях появляется состояние
тревоги как сигнал для ребенка, предупреждающий
о внутренних или внешних опасностях.
В этой борьбе механизмами защиты "Я"
становятся вытеснение и сублимация. По
3. Фрейду, самые важные периоды в жизни
ребенка завершаются до пяти лет; именно
в это время формируются главные структуры
личности. По мнению 3. Фрейда, фаллической
стадии соответствует зарождение таких
черт личности, как самонаблюдение, благоразумие,
рациональное мышление, а в дальнейшем
утрирование мужского поведения с усиленной
агрессивностью.
Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется
снижением полового интереса. Психическая
инстанция "Я" полностью контролирует
потребности "Оно"; будучи оторванной
от сексуальной цели, энергия либидо переносится
на освоение общечеловеческого опыта,
закрепленного в науке и культуре, а также
на установление дружеских отношений
со сверстниками и взрослыми за пределами
семейного окружения.
Генитальная стадия (12- I8 лет) -- характеризуется
возвращением детских сексуальных стремлений,
теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются,
и подросток, с точки зрения З.Фрейда, стремится
к одной цели -- нормальному сексуальному
общению. Однако, осуществление нормального
сексуального общения может быть затруднено,
и тогда можно наблюдать в течение генитальной
стадии феномены фиксации или регрессии
к той или другой из предыдущих стадий
развития со всеми их особенностями. На
этой стадии инстанция "Я" должна
бороться против агрессивных импульсов
"Оно", которые вновь дают о себе знать.
Так, например, на этом этапе может вновь
возникнуть Эдипов комплекс, который толкает
юношу к гомосексуальности, предпочтительному
выбору для общения лиц своего пола. Чтобы
бороться против агрессивных импульсов
"Оно", инстанция "Я" использует
два новых механизма защиты. Это аскетизм
и интеллектуализация. Аскетизм с помощью
внутренних запретов тормозит этот феномен,
а интеллектуализация сводит его к простому
представлению в воображении и таким путем
позволяет подростку освободиться от
этих навязчивых желаний.
Когда ребенок становится взрослым, его
характер определяется процессом развития
его "Оно", "Я" и "Сверх-Я"
и их взаимодействиями. Нормальное развитие,
по 3. Фрейду, происходите помощью механизма
сублимации , а развитие, которое происходит
посредством механизмов вытеснения, регрессии
или фиксации, рождает патологические
характеры.
Описаны два наиболее ярких типа характера,
формирующихся на этой стадии; психическая
гомосексуальность и нарциссизм. В психоанализе
психическую гомосексуальность не всегда
рассматривают как грубое половое извращение.
Это могут быть такие формы поведения,
в которых любовь к другому полу замещается
товарищеской привязанностью, дружбой,
общественной деятельностью в обществе
лиц своего пола. Такие люди строят свою
жизнь и поступки на основе предпочтения
общества семье и создают тесные социальные
связи в компаниях лиц своего пола. Второй
тип сексуального характера -- нарциссизм.
Он характерен тем, что либидо личности
как бы отнимается от объекта и направляется
на самого себя. Нарциссическая личность
рассматривает себя как объект своих сексуальных
стремлений; для нее внешние объекты удовольствия
отступают на задний план, а главное место
занимают самоудовлетворенность и самодовольство.
Подобные характеры направляют свое внимание
преимущественно на себя, свои действия,
свои переживания.
В чем же секрет огромного влияния 3. Фрейда
на всю современную психологию вплоть
до наших дней? Во-первых, это динамическая
концепция развития, во-вторых, это теория,
которая показала, что для развития человека
главное значение имеет другой человек,
а не предметы, которые его окружают. По
словам современных американских психологов
Дж. Уотсона и Г. Лидгрена, 3. Фрейд был впереди
своего века и, подобно Ч. Дарвину, разрушил
узкие, ригидные границы здравого смысла
своего времени и расчистил новую территорию
для изучения человеческого поведения.
"Необычайное развитие учения 3. Фрейда
-- мы не ошибемся, если назовем этот успех
необычайным,-- писал современник 3. Фрейда
Освальд Бюмке,-- стало возможным только
потому, что официальная наука была так
далека от действительности; она, повидимому,
так мало знала о действительных душевных
переживаниях, что желающему узнать чтонибудь
о "душевной жизни" подавала камень
вместо хлеба". "Старая "мозаичная"
экспериментальная психология исследовала
лишь отдельные элементы душевной жизни
и мало занималась их функциональным единством
в реальной человеческой личности; она
почти не изучала ее поступков, поведения,
сложных переживаний и динамики," --
писал А. Р. Лурия.
Л. С. Выготский так оценивает историю
психоанализа: "Идеи психоанализа родились
из частных открытий в области неврозов;
был с несомненностью установлен факт
подсознательной определяемое™ ряда
психических явлений и факт скрытой сексуальности...
Постепенно это частное открытие, подтвержденное
успехом терапевтического воздействия,
...было перенесено на ряд соседних областей
-- на психопатологию обыденной жизни,
на детскую психологию... Эта идея подчинила
себе самые отдаленные ветви психологии...
психологию искусства, этническую психологию...
Сексуальность превратилась в метафизический
принцип... Коммунизм и тотем, церковь и
творчество Достоевского... -- все это переодетый
и замаскированный пол, секс и ничего больше".
Л. С. Выготский показал полезное и ценное,
что есть в психоанализе, и то, что в нем
лишнее и вредное. Так, он писал: "Найденное
Фрейдом решение... я не объявил бы большим
трактом в науке или дорогой для всех,
но альпийской тропинкой над пропастями
для свободных от головокружения". В
России такие люди были: И. Д. Ермаков, С.
Н. Шпильрейн, В. Г. Шмидт и другие
На сегодняшний
день не существует единой теории, способной
дать всеобъемлющее представление
о психическом развитии ребенка.
Чтобы получить более или менее
полную картину развития, поведения
и воспитания детей, нужно познакомиться
с несколькими теориями, которые
выражаются в типе периодизации.
Психоаналитическая теория
Ее предмет – человеческие эмоции и межличностные
отношения. Наиболее известны две периодизации
представителей психоаналитической теории:
Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона.
З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности
действием биологических факторов и опытом
раннего семейного общения. Он полагал,
что дети проходят 5 стадий психического,
точнее, психосексуального развития. На
каждой стадии интересы ребенка сосредоточены
вокруг определенной части тела, служащей
источником получения удовольствия: оральная
стадия (0 – 2 года); анальная стадия (2 –
3 года); фаллическая стадия (4 – 5 лет); латентная
стадия (6 – 12 лет); генитальная стадия
(12 – 18 лет).
Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального
развития личности. На каждой человек
испытывает специфический кризис, суть
которого составляет конфликт между противоположными
состояниями сознания, психики: доверие
– недоверие к окружающему миру (0 – 1 год);
чувство независимости – ощущение стыда
и сомнения (1 – 3 года); инициативность
– чувство вины (4 – 5 лет); трудолюбие –
чувство неполноценности (6 – 11 лет); понимание
принадлежности к определенному полу
– непонимание форм поведения, соответствующего
данному полу (12 – 18 лет); стремление к
интимным отношениям – изолированность
от окружающих (раннее взросление); жизненная
активность – сосредоточенность на себе,
возрастные проблемы (нормальное взросление);
ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее
взросление).
Когнитивная теория
Касается главным образом проблем становления
и развития мышления, процесса усвоения
знаний. Наиболее полно процессы умственного
развития были разработаны швейцарским
ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек,
по Пиаже, в своем умственном развитии
проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный
(сенсомоторный) – от рождения до 2 лет;
2) дооперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного
мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического,
абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).
Теория поведения Пытается объяснить,
почему, когда и каким образом дети и взрослые
обучаются вести себя так, а не иначе. Эту
теорию называют также бихевиористской
(от англ. behavior – поведение). Основоположником
бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958).
Большой вклад в практическое осуществление
теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы
подчеркивают влияние среды на поведение
и развитие детей и выделяют 3 типа социального
обучения: классическое и оперантное обусловливание
и подражание.
Биологическая теория Сравнивает поведение
людей и животных в естественных условиях
и акцентирует внимание на определении
общего и специфического в их поведении.
Научное направление, занимающееся этими
проблемами, носит название этология .
Конрад Лоуренц (1903-1988), известный этолог,
ввел в психологию понятие импринтинга
(запечатлевания). По мнению этологов,
человек рождается с определенными фиксированными
образцами действий, генетически детерминированными
формами поведения – инстинктами.
Гуманистическая теория
Рассматривает человека как уникального
индивида, целостную личность, стремящуюся
к самореализации. Наибольший вклад в
развитие гуманистической теории внес
Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Согласно его
теории, каждый человек обладает мотивационным
набором, который помогает ему удовлетворять
потребности пяти уровней: выживание,
или биологические потребности; безопасность
и уверенность в будущем; любовь и принадлежность
к конкретной социальной группе (социальный
статус); самооценка; самореализация.
Удовлетворив их, человек может стать
творческим и независимым существом.
Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
Основывается на том, что "всякая функция
в культурном развитии ребенка появляется
на сцену дважды, в двух планах, сперва
социальном, как категория интерпсихическая,
потом – психологическом, как категория
интрапсихическая, сперва между людьми,
затем внутри ребенка". Все внутренние
процессы, по Выготскому, являются продуктом
интериоризации: они зарождаются в прямых
социальных контактах ребенка со взрослыми,
а затем "вращиваются" в его сознание.
Все эти теории взаимодополнительны, так
как их авторы используют различные "инструменты"
при изучении психического развития человека
и акцентируют внимание на различных уровнях
и сторонах развития ребенка. В данном
пособии в качестве основной используется
концепция Л.С.Выготского.
Периодизация и закономерности асихического
развития ребенка
Большинство психологов делит детство
на периоды.
В основу периодизации психического развития
ребенка Л.С.Выготский положил понятие
ведущей деятельности, которая характеризуется
тремя признаками: она должна быть смыслообразующей
для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные
ранее вещи приобретают для ребенка смысл
в контексте игры. Следовательно, игра
и есть ведущая деятельность и средство
смыслообразования. В контексте этой деятельности
складываются базовые отношения со взрослыми
и сверстниками.
В связи с освоением ведущей деятельности
возникают основные новообразования возраста
(круг способностей, которые позволяют
эту деятельность реализовывать, например,
речь).
На каждом из этапов психического развития
ведущая деятельность имеет решающее
значение. При этом другие виды деятельности
не исчезают. Они есть, но существуют как
бы параллельно и не являются главными
для психического развития. Например,
игра является ведущей деятельностью
дошкольников. Но она не исчезает у школьников,
хотя уже и не является ведущей деятельностью.
Кризисы и стабильные периоды Ребенок
развивается неравномерно. Есть периоды
относительно спокойные, или стабильные
, а есть так называемые критические .
Критические периоды Кризисы открыты
эмпирическим путем, причем, не по очереди,
а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время
критических периодов ребенок за очень
короткий срок меняется весь в целом, в
основных чертах личности. Это революционное,
бурное, стремительное течение событий
как по темпу, так и по смыслу совершающихся
перемен. Для критических периодов характерны
следующие особенности:
Границы, отделяющие начало и конец кризиса
от смежных периодов, крайне неотчетливы.
Кризис возникает незаметно, очень трудно
определить момент его наступления и окончания.
Резкое обострение (кульминация) наблюдается
в середине кризиса. В это время кризис
достигает апогея.
Трудновоспитуемость детей в критические
периоды в свое время послужила отправной
точкой их эмпирического изучения. Наблюдается
строптивость, падение успеваемости и
работоспособности, возрастание количества
конфликтов с окружающими. Внутренняя
жизнь ребенка в это время связана с мучительными
переживаниями.
Негативный характер развития. Отмечено,
что во время кризисов, в отличие от стабильных
периодов, совершается скорее разрушительная,
нежели созидательная работа. Ребенок
не столько приобретает, сколько теряет
из приобретенного прежде. Однако возникновение
нового в развитии непременно означает
отмирание старого. Одновременно в критические
периоды наблюдаются и конструктивные
процессы развития. Выготский назвал эти
приобретения новообразованиями .
Новообразования критических периодов
носят переходный характер, то есть они
не сохраняются в том виде, в котором возникают,
например, автономная речь у годовалых
детей.
Стабильные периоды
Во время стабильных периодов ребенок
накапливает количественные изменения,
а не качественные, как во время критических.
Эти изменения накапливаются медленно
и незаметно.
Последовательность развития определяется
чередованием стабильных и критических
периодов. К началу каждого периода складывается
неповторимое отношение ребенка с окружающей
действительностью – социальная ситуация
развития . Она закономерно определяет
его образ жизни, что ведет к возникновению
новообразований . Новообразования влекут
за собой новую структуру сознания ребенка,
изменение отношений. Следовательно, изменяется
социальная ситуация развития. Наступает
связанный с этим критический период.
Сензитивные периоды
Каждый ребенок сензитивен к определенным
воздействиям, к освоению реальности и
развитию способностей в различные периоды.
Сензитивные периоды связаны, во-первых,
с ведущей деятельностью, во-вторых, с
актуализацией в каждом возрасте тех или
иных базальных потребностей.
Зона ближайшего развития
Взаимодействие ребенка с социальной
средой является не фактором, а источником
развития. Иначе говоря, все, чему научится
ребенок, должны дать ему окружающие его
люди. Важно при этом, чтобы обучение (в
самом широком смысле) шло с опережением.
У ребенка есть некий уровень актуального
развития (например, он может решить задачу
самостоятельно, без помощи взрослого)
и уровень потенциального развития, то
есть в сотрудничестве со взрослым.
Зона ближайшего развития – это то, на
что ребенок способен, но не умеет без
помощи взрослых. Все обучение строится
на принципе учета зоны ближайшего развития,
с опережением актуального развития.
Источник: Анцыферова Л.И. Эпигенетическая
концепция развития личности Эрика Г.
Эриксона. // Принцип развития в психологии.
– М., 1978. ;
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди,
которые играют в игры. – М., 1988. ; Валлон
А. Психическое развитие ребенка. – М.,
1967. ;
Возрастная и педагогическая психология.
– М., 1979. ; Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи
и упражнения по детской психологии.–
М., 1991. ;
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.
Т. 4 – М., 1984. ; Годфруа Ж. Что такое психология.:
В 2-х т.: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. ; Зейгарник
Б.В. Теории личности в зарубежной психологии.
– М., 1982. ; Кон И.С. Психология ранней юности.
– М., 1989. ; Муссен П. и др. Развитие личности
ребенка. Пер. с англ. – М., 1987. ; Никольская
А.А. Возрастная и педагогическая психология
в дореволюционной России. – Дубна, 1995.
; Обухова Л.Ф. Детская психология: теории,
факты, проблемы. – М., 1995. ; Обухова Л.Ф.
Концепция Жана Пиаже: за и против. – М.,
1981. ; Пиаже Ж. Избранные психологические
произведения. – М., 1986. ; Пиаже Ж. Теория
Пиаже. //История зарубежной психологии
(30 – 60 гг ХХ в.). Тексты. – М., 1986. ; Поливанова
К.Н. Психологический анализ кризисов
возрастного развития. / Вопр. психол. –
1994 – №1. ; Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность
и личностный рост. – Нью-Йорк, служебный
перевод. ; Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е.,
Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка
и его отношений с окружающими. – М., 1992.
; Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции.
– М., 1989. ; Цукерман Г.А. Психология саморазвития:
задачи для подростков и их педагогов.
– М., 1994. ; Эльконин Д.Б. Избранные психологические
труды. – М., 1989. ;
Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности.
/Архетип – 1995 – №1. ; Ярошевский М.Г. История
психологии.– М., 1985.
Теория
Зигмунда Фрейда
В одной из старых книг о психоанализе
приводятся слова А.Шопенгауера о том,
что человеческая душа – это тугой узел,
который невозможно развязать, и Зигмунд
Фрейд – первый ученый, сделавший попытку
рас¬путать этот узел.
Психоанализ возник как метод лечения,
но сразу же был воспринят как средство
получения психологических фактов, которые
и стали основой психологической системы.
Детские переживания по З.Фрейду имеют
сексуальную природу. Это чувство любви
и ненависти к отцу или матери, ревность
к брату или сестре, что оказывает влияние
на последующее поведение взрослого.
Личность, по Фрейду – это взаимодействие
взаимно пробуждающих и сдерживающих
сил. В психоанализе изучается природа
этих сил и структура в соответствии с
которыми это взаимодействие осуществляется.
По мнению Фрейда сексуальность – это
все то, что доставляет телесное удовольствие.
Таким образом, психоаналитические стадии
(перемещение эрогенных зон) – это стадии
генеза психического в течение жизни ребенка.
Оральная стадия (0-1 год) имеет две фазы:
ранняя и поздняя. Сосание – это тип сексуальных
проявлений ребенка. Ведущая эрогенная
зона – рот. Во второй половине оральной
стадии с появлением зубов, к сосанию добавляется
укус. Мать не позволяет ребенку кусать
грудь. Таким образом, стремление к наслаждению
начинает вступать в конфликт с реальностью.
На оральной стадии формируются черты
личности: ненасытность, жадность, требовательность,
неудовлетворенность предлагаемым. Уже
здесь люди делятся на оптимистов и писсимистов.
Развивается дефференциация ”Я” и ”Оно”,
которые находятся в конфликте.
Анальная стадия (1-3 года) имеет две фазы.
Либидо концентрируется вокруг ануса.
Особенности характера формирующиеся
на анальной стадии: аккуратность, опрятность,
пунктуальность, упрямство, скрытность,
агрессивность, накопительство, экономность,
склонность к коллекционированию. Эти
качества, следствие разного отношения
ребенка к естественным процессам, которые
были объектом его внимания во время приучения
к опрятности. Начинает формироваться
“Сверх-Я” как часть “Я”.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует
высшую ступень детской сексуальности.
Ведущая эрогенная зона – генитальные
органы. Либидонозную привязанность к
родителям противоположного пола Фрейд
называл Эдиповым комплексом для мальчиков,
и комплексом Электры для девочек. Освобождение
от этого комплекса завершается в конце
этой стадии. Самые важные периоды в жизни
ребенка завершаются до пяти лет, формируются
главные структуры личности. По мнению
З.Фрейда, фаллической стадии совершенствуют
зарождение таких черт личности, как самообладание,
благоразумие, рациональное мышление,
а в дальнейшем утрирование мужского поведения
с усиленной агрессивностью.
Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется
снижением полового интереса. Психическая
инстанция “Я” полностьюконтролирует
потребности ”Оно”; будучи оторванной
от сексуальной цели, энергия либидо переносится
на освоение общечеловеческого опыта,
закрепленного в науке и культуре, а также
на установление дружеских отношений
со сверстниками и взрослыми за пределами
семейного окружения.
Генитальная стадия (12-18 лет) – характеризуется
возвышением детских сексуальных стремлений,
теперь все эрогенные зоны объединяются,
и подросток стремиться к одной цели –
нормальному сексуальному общению. На
этой стадии инстанция ”Я” должна бороться
против агрессивных импульсов ”Оно”,
которые вновь дают о себе знать. Например,
на этом этапе может возникнуть Эдипов
комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности,
предпочтительному выбору для общения
лиц своего пола. Чтобы бороться против
агрессивных импульсов “Оно”, инстанция
”Я” использует два новых механизма защиты.
Это аскетизм и интеллектуализация.
Описаны два наиболее ярких типа характера,
формирующихся на этой стадии: психическая
гомосексуальность и нарциссизм. В психоанализе
психическую гомосексуальность не всегда
рассматривают как грубое извращение.
Это могут быть формы поведения, в которых
любовь к другому полу замещается товарищеской
привязанностью, дружбой… Второй тип
– нарциссизм. Он характерен тем, что либидо
личности как бы отнимается от объекта
и направляется на самого себя.
Теории детского развития
На сегодняшний
день не существует единой теории, способной
дать всеобъемлющее представление
о психическом развитии ребенка.
Чтобы получить более или менее
полную картину развития, поведения
и воспитания детей, нужно познакомиться
с несколькими теориями, которые
выражаются в типе периодизации.
Психоаналитическая теория
Ее предмет – человеческие эмоции и межличностные
отношения. Наиболее известны две периодизации
представителей психоаналитической теории:
Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона.
З.Фрейд (1856–1939) объяснял развитие личности
действием биологических факторов и опытом
раннего семейного общения. Он полагал,
что дети проходят 5 стадий психического,
точнее, психосексуального развития. На
каждой стадии интересы ребенка сосредоточены
вокруг определенной части тела, служащей
источником получения удовольствия:
оральная стадия (0 – 2 года);
анальная стадия (2 – 3 года);
фаллическая стадия (4 – 5 лет);
латентная стадия (6 – 12 лет);
генитальная стадия (12 – 18 лет).
Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального
развития личности. На каждой человек
испытывает специфический кризис, суть
которого составляет конфликт между противоположными
состояниями сознания, психики:
доверие – недоверие к окружающему миру
(0 – 1 год);
чувство независимости – ощущение стыда
и сомнения (1 – 3 года);
инициативность – чувство вины (4 – 5 лет);
трудолюбие – чувство неполноценности
(6 – 11 лет);
понимание принадлежности к определенному
полу – непо-нимание форм поведения, соответствующего
данному полу (12 – 18 лет);
стремление к интимным отношениям – изолированность
от окружающих (раннее взросление);
жизненная активность – сосредоточенность
на себе, возрастные проблемы (нормальное
взросление);
ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее
взросление).
Когнитивная теория
Касается главным образом проблем становления
и развития мышления, процесса усвоения
знаний. Наиболее полно процессы умственного
развития были разработаны швейцарским
ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек,
по Пиаже, в своем умственном развитии
проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный
(сенсомоторный) – от рождения до 2 лет;
2) дооперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного
мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического,
абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).
Теория поведения
Пытается объяснить, почему, когда и каким
образом дети и взрослые обучаются вести
себя так, а не иначе. Эту теорию называют
также бихевиористской (от англ. behavior –
поведение). Основоположником бихевиоризма
является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад
в практическое осуществление теории
внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают
влияние среды на поведение и развитие
детей и выделяют 3 типа социального обучения:
классическое и оперантное обусловливание
и подражание.
Биологическая теория
Сравнивает поведение людей и животных
в естественных условиях и акцентирует
внимание на определении общего и специфического
в их поведении. Научное направление, занимающееся
этими проблемами, носит название этология.
Конрад Лоуренц (1903-1988), известный этолог,
ввел в психологию понятие импринтинга
(запечатлевания). По мнению этологов,
человек рождается с определенными фиксированными
образцами действий, генетически детерминированными
формами поведения – инстинктами.
Гуманистическая теория
Рассматривает человека как уникального
индивида, целостную личность, стремящуюся
к самореализации. Наибольший вклад в
развитие гуманистической теории внес
Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Согласно его
теории, каждый человек обладает мотивационным
набором, который помогает ему удовлетворять
потребности пяти уровней:
выживание, или биологические потребности;
безопасность и уверенность в будущем;
любовь и принадлежность к конкретной
социальной группе (социальный статус);
самооценка;
самореализация.
Удовлетворив их, человек может стать
творческим и независимым существом.
Основывается на том, что «всякая функция
в культурном развитии ребенка появляется
на сцену дважды, в двух планах, сперва
социальном, как категория интерпсихическая,
потом – психологическом, как категория
интрапсихическая, сперва между людьми,
затем внутри ребенка». Все внутренние
процессы, по Выготскому, являются продуктом
интериоризации: они зарождаются в прямых
социальных контактах ребенка со взрослыми,
а затем «вращиваются» в его сознание.
Все эти теории взаимодополнительны, так
как их авторы используют различные «инструменты»
при изучении психического развития человека
и акцентируют внимание на различных уровнях
и сторонах развития ребенка. В данном
пособии в качестве основной используется
концепция Л.С.Выготского.