Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:06, реферат
Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Психика............................................................................................................4
1.1 Мозг и психика.............................................................................................4
1.2 Развитие психики.........................................................................................5
1.3 Психика и среда...........................................................................................6
2. Теория отражения..........................................................................................7
3.Понятие о сознании.........................................................................................8
4.Бессознательное проявление в психике и поведении человека.................10
Заключение……………………………………………………………………….16
Литература………………………………………………………………………..18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Психика.....................
1.1 Мозг и психика.......................
1.2 Развитие психики.......................
1.3 Психика и среда.........................
2. Теория отражения.....................
3.Понятие о сознании......................
4.Бессознательное проявление в психике и поведении человека.................10
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Психика - от греческого psychikos - душевный, свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения действительности; результат специфических взаимодействий живых систем с окружающей средой.
Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.
Сознание
- высшая форма отражения действительного
мира; свойственная только людям и связанная
с речью функция мозга, заключающаяся
в обобщенном и целенаправленном отражении
действительности, в предварительном
мысленном построении действий и предвидении
их результатов, в разумном регулировании
и самоконтролировании поведения человека.
“Ядром” сознания, способом его существования
является знание. Сознание принадлежит
субъекту, человеку, а не окружающему миру.
Но содержанием сознания, содержанием
мыслей человека является этот мир, те
или иные его стороны, связи, законы. Поэтому
сознание можно охарактеризовать как
субъективный образ объективного мира.
1.Психика
1.1.Мозг
и психика
Психика
является свойством мозга. “Ощущение,
мысль, сознание есть высший продукт
особым образом организованной материи”.
Психическая деятельность организма осуществляется
посредством множества специальных телесных
устройств. Одни из них воспринимают воздействия,
другие - преобразуют их в сигналы, строят
план поведения и контролируют его, третьи
- придают поведению энергию и стремительность,
четвертые - приводят в движение мышцы
и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает
активную ориентацию организма в среде
и решение жизненных задач.
Головной мозг человека, обеспечивающий прием и переработку информации, создание программ собственных действий и контроль за их успешным выполнением, всегда работает как единое целое. Однако это сложный и высокодифференцированный аппарат, состоящий из ряда частей, и нарушение нормального функционирования любой из них неибежно сказывается на его работе. В головном мозгу обычно выделяют три основных блока, каждый их которых играет свою особую роль в обеспечении психической деятельности. Первый из них поддерживает тонус коры, необходимый для того, чтобы как процессы получения и переработки информации, так и процессы формирования программ и контроля за их выполнением протекали успешно. Второй блок обеспечивает сам процесс приема, переработки и хранения информации, доходящей до человека из внешнего мира (от аппаратов его собственного тела). Третий блок вырабатывает программы поведения, обеспечивает и регулирует их реализацию и участвует в контроле за их успешным выполнением. Все три блока размещаются в отдельных аппаратах головного мозга, и лишь сложенная работа приводит к успешной организации сознательной деятельности человека.
1.2.Развитие психики
Возникновение
и развитие психики человека является
одной из самых сложных проблем,
встававших когда-либо перед исследованиями,
стремившимися осмыслить законы
природы. Ученые материалистического
направления объясняют
Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей – человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством материального мира – качеством отражения, т. е. способностью отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.
В
неживой природе движение может
выступать в виде механического,
физического или химического
взаимодействия тел или веществ.
Простейшие примеры движения в неорганической
природе: скала, омываемая морем, оказывает
воздействию воды определенное сопротивление
– волны разбиваются о скалу, но и скала
постепенно разрушается; солнечный луч,
отражаемый от поверхности воды; появившийся
в результате электрических зарядов озон.
При переходе к живой материи качественно
изменяются и формы ее движения. Живой
материи присущи биологические формы
отражения, а на определенном этапе живой
материи возникает психика как качественно
новая форма отражения. Биологическая
форма движения материи – жизнь – качественно
новая ступень развития природы.
1.3.Психика и среда
Если бы среда обитания живых существ была повсюду совершенно одинаковой, то Земля, по всей вероятности, была бы населена одним видом живых организмов. Поскольку в действительности среда чрезвычайно разнообразна как в отношении климата, так и в отношении условий обитания, то это вызвало дифференциацию организмов. Землю населяет больше миллиона различных видов животных. При всем многообразии явлений на земле существуют их циклические смены – годовые циклы, смена дня и ночи, смена температур и т.д. Все живое приспосабливается к существующим условиям. Саморегулирование, начинаясь с элементарной раздражимости, находит свое высшее развитие в творческом разуме человека.
Чем выше способы отражения, тем более освобождается данный вид животных от непосредственного влияния среды. Одноклеточный организм, реагирующий на изменения среды тропизмами, целиком и полностью непосредственно зависит от условий среды. Так, например, при изменении температуры среды меняется скорость химических реакций в организме: при повышении температуры скорость реакции увеличивается, при понижении - уменьшается, а при большом повышении или понижении температуры одноклеточный организм погибает. Безусловно, то же самое произойдет с любым живым организмом, если его поместить в условия с очень низкой температурой. Однако есть существенная разница в поведении высших животных в подобных условиях. Давно известно, что резкое изменение условий обитания побуждает животное к перемещению. Эти движения животных могут быть более адекватными и менее адекватными. Степные черепахи и мелкие грызуны к периоду жары и зимних холодов закапываются глубоко в землю, где температура более соответствует условиям их нормального существования. Здесь действуют инстинкты. Слон будет обливаться водой, прятаться в густой тени, обезьяна так же будет подготавливать место, позволяющее ей лучше перенести жару. Помимо инстинктов, здесь действуют условные связи – приобретенный в индивидуальной жизни опыт животных.
Таким
образом, животные организмы постепенно
освобождаются от непосредственной зависимости
среды. Однако на любом уровне развития
живые существа до конца никогда не освободятся
от этой зависимости. Среда – условие
существования живого организма, главный
фактор, определяющий жизнь живых существ,
иначе: существование живых организмов
детерминировано (причинно обусловлено)
условиями среды.
2. Теория отражения
Психология - наука, изучающая психику. Психика – это отражение мозгом реальной действительности.
Вся материя обладает свойством отражения. Различают три его основные формы: физическое отражение, примером которого, помимо отражения света и звука, является радиолокация; физиологическое отражение как функция живой материи; психическое отражение, отдельные формы которого и изучает психология.
В основе работы мозга лежит рефлекс (лат. - отражение), т.е. закономерно возникающий ответ организма на раздражение, идущее из внешней среды или внутренних органов. По способу рефлекса происходят все акты неосознанной и осознанной психической жизни.
Всем животным свойственны два вида рефлексов: безусловные – врожденные ответы организма на раздражители и условные – ответы организма на раздражители, формирующиеся в результате неоднократных повторений раздражителей, однотипных реакций организма на них и обратной информации. Безусловные рефлексы являются постоянными и составляют низшую нервную деятельность, а условные – временными, из которых складывается высшая нервная деятельность.
Посредством безусловных и условных рефлексов любое животное беспрерывно взаимодействует с окружающей средой, но это взаимодействие осуществляется в различных формах. Даже самому простейшему живому организму свойственна простейшая форма отражения среды – раздражимость, которая свойственна и растениям, являясь физиологической формой отражения, на основе которой и развилась его психическая форма, принявшая у человека его высшую форму – сознание, высшей формой которого является самосознание.
Обладающий сознанием человек отражает окружающий мир активно, познает действительность, воздействуя на внешнюю среду. При этом внешнее преломляется через его внутренний мир, через его психику: чувства, знания, опыт, отношения, стремления.
Особым видом отражения является опережающее отражение как предвосхищение каких-либо сигналов. Оно дает возможность животному заранее готовиться, например, к зиме, заготовляя запасы пищи, а человеку – предвидеть результаты не только осуществляемых, но и намечаемых на будущее действий, поступков и даже длительной деятельности.
Отражение
во всем многообразии его форм, начиная
от простейших механических следов и кончая
человеческим разумом, происходит в процессе
взаимодействия различных систем материального
мира. Это взаимодействие имеет своим
результатом взаимоотражение, которое
в простейших случаях выступает в виде
механической деформации, в общем же случае
- в виде взаимной перестройки внутреннего
состояния взаимодействующих систем:
в изменении их связей или направлений
движения, как внешняя реакция или как
взаимная передача энергии и информации.
Отражение в общем случае представляет
собой процесс, результатом которого является
информационное воспроизведение свойств
отражаемого предмета.
3.Понятие о сознании
Психика
как отражение действительности
в мозгу человека характеризуется
разными уровнями. Высший уровень психики,
свойственный человеку образует сознание.
Сознание есть высшая, интегрирующая форма
психики, результат общественно-исторических
условий формирования человека в трудовой
деятельности, при постоянном общении
(с помощью языка) с другими людьми. В этом
смысле сознание, как это подчеркивали
классики марксизма, есть “общественный
продукт”, сознание есть не что иное, как
осознанное бытие. Первая его характеристика
дана уже в самом его наименовании: сознание.
Человеческое сознание включает в себя
совокупность знаний об окружающем нас
мире. К. Маркс писал: “Способ, каким существует
сознание и каким нечто существует для
него, это - знание”. В структуру сознания,
таким образом, входят важнейшие познавательные
процессы, с помощью которых человек постоянно
обогащает свои знания. К числу этих процессов
могут быть отнесены ощущения и восприятия,
память, воображение и мышление. С помощью
ощущений и восприятий при непосредственном
отражении воздействующих на мозг раздражителей
в сознании складывается чувственная
картина мира, каким он представляется
человеку в данный момент. Память позволяет
возобновить в сознании образы прошлого,
воображение - строить образные модели
того, что является объектом потребностей,
но отсутствует в настоящее время. Мышление
обеспечивает решение задач путем использования
обобщенных знаний. Нарушение, расстройство,
не говоря уже о полном распаде любого
из указанных психических познавательных
процессов, неизбежно становятся расстройством
сознания. Вторая характеристика сознания
- закрепленное в нем отчетливое различение
субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит
“я” человека и его “не - я”. Человек,
впервые в истории органического мира
выделившийся из него и противопоставивший
себя окружающему, продолжает сохранять
в своем сознании это противопоставление
и различие. Он единственный среди живых
существ способен осуществлять самопознание,
т. е. обратить психическую деятельность
на исследование самого себя. Человек
производит сознательную самооценку своих
поступков и самого себя в целом. Отделение
“я” от “не - я” - путь, который проходит
каждый человек в детстве, осуществляется
в процессе формирования самосознания
человека. Третья характеристика сознания
- обеспечение целеполагающей деятельности
человека. В функции сознания входит формирование
целей деятельности, при этом складываются
и взвешиваются ее мотивы, принимаются
волевые решения, учитывается ход выполнения
действий и вносятся в него необходимые
коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал,
что “человек не только изменяет форму
того, что дано природой; в том, что дано
природой, он осуществляет вместе с тем
и свою сознательную цель, которая как
закон определяет способ и характер его
действий и которой он должен подчинять
свою волю”. Всякое нарушение в результате
болезни или по каким-то иным причинам
возможности осуществлять целеполагающую
деятельность, ее координацию и направленность
рассматривается как нарушение сознания.
Наконец, четвертая характеристика сознания
- включение в его состав определенного
отношения. “Мое отношение к моей среде
есть мое сознание”, - писал К. Маркс. В
сознание человека неизбежно входит мир
чувств, где находят отражение сложные
объективные и прежде всего общественные
отношения, в которые включен человек.
В сознании человека представлены эмоциональные
оценки межличностных отношений. И здесь,
как и во многих других случаях, патология
помогает лучше понять сущность нормального
сознания. При некоторых душевных заболеваниях
нарушение сознания характеризуется именно
расстройством в сфере чувств и отношений:
больной ненавидит мать, которую до этого
горячо любил, со злобой говорит о близких
людях и т.д.