Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:44, курсовая работа
Психологу часто приходиться иметь дело с детьми, которые значительно отличаются (со знаком минус) от других детей. Просьба к психологу "как-то воздействовать" на того или иного "трудного" ребёнка - одна из наиболее частых со стороны родителей или учителей. При этом в категорию "трудных" попадают самые разные дети: неуспевающие, недисциплинированные, дети с разного рода нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних, наконец, просто дети из так называемых неблагополучных семей.
Введение.
3 Трудновоспитуемость и делинквентное поведение.
5 Выявление причин отклоняющегося поведения у детей.
8 1.2. Психокоррекционная работа с трудными детьми.
10 Постановка цели диагностики.
13 2.1. Используемые методы, особенности их применения в диагностике. 14 2.2. Построение диагностики.
15 2.3. Результаты исследования.
16 Заключение.
27 Литература.
План
Введение.
3 Трудновоспитуемость и делинквентное
поведение.
5 Выявление причин отклоняющегося поведения
у детей.
8 1.2. Психокоррекционная работа с трудными
детьми.
10 Постановка цели диагностики.
13 2.1. Используемые методы, особенности
их применения в диагностике. 14 2.2. Построение
диагностики.
15 2.3. Результаты исследования.
16 Заключение.
27 Литература.
29 Приложения.
30
Введение
Психологу часто приходиться иметь дело
с детьми, которые значительно отличаются
(со знаком минус) от других детей. Просьба
к психологу "как-то воздействовать"
на того или иного "трудного" ребёнка
- одна из наиболее частых со стороны родителей
или учителей. При этом в категорию "трудных"
попадают самые разные дети: неуспевающие,
недисциплинированные, дети с разного
рода нервными и психическими расстройствами,
подростки, состоящие на учёте в комиссиях
по делам несовершеннолетних, наконец,
просто дети из так называемых неблагополучных
семей.
Вторую группу "трудных" детей составляют
дети, которых иногда называют трудновоспитуемыми,
иногда социально-дезадаптированными,
или педагогически запущенными, иногда
дети с отклоняющимся, или преступным
поведением. Во всех этих случаях речь
идёт о таких детях, поведение которых
значительно выходит за границы социальной
нормы и активно сопротивляются воспитательным
воздействиям со стороны учителей и родителей.
Такие дети, как правило, составляют "группу
риска" с точки зрения возможности совершения
ими правонарушений.
Обычно в школе имеются сведения о трудновоспитуемых
детях, в первую очередь о тех, которые
состоят на учёте в инспекции по делам
несовершеннолетних, и часто администрация
школы ждёт от психолога решения проблемы
этих детей как первоочерёдной. В настоящее
время большинство таких запросов касается
детей, которых подозревают в токсикомании,
наркомании и алкоголизме, ведущих раннюю
половую жизнь, участвующих в неформальных
объединениях анти- и асоциального характера.
Много запросов и относительно детей,
замеченных в воровстве, хулиганских действиях.
Прежде всего, задача психолога состоит
в том, чтобы в каждом конкретном случае
выявить причины отклоняющегося поведения.
В ходе решения этой проблемы необходимо
в первую очередь выделить те случаи анти-
и асоциального поведения, которые имеют
патопсихологическую природу. Исследования
показывают, что многие виды психических
заболеваний проявляются в школьных возрастах
именно в хулиганстве, различных девиантных
формах поведения. Такие случаи, которые
внешне проявляются как трудновоспитуемость,
по существу относятся к области медицины.
1. Трудновоспитуемость и делинквентное
поведение
При неблагоприятных условиях в семье
и отсутствии контроля со стороны школы,
когда ребёнок сам определяет, что ему
делать и чем заниматься, у него могут
выработаться отрицательные черты поведения,
от которых в дальнейшем трудно освободиться.
Чтобы он включился в здоровую и организованную
среду, необходимы, будут специальные
меры. Даже в этих случаях ребёнок нередко
стремиться вновь, вернуться к прежнему
образу жизни: стремление быть независимым,
безнадзорным превратиться в потребность.
Ребёнок сам находит группу "друзей",
нередко отличающихся аморальным поведением.
Роль педагога берёт в свои руки вожак
группы, авторитет родителей заменяется
авторитетом физически наиболее крепких
ребят.
Такое окружение по-своему воспитывает
нового участника группы: путём материальных
подачек, подкупом, запугиванием или даже
физическим наказанием. Влияние групп
всё больше сказывается на характере и
поведении нового участника группы.
Слабый контроль родителей и школы способствует
усилению отрицательного влияния "улицы",
что приводит к дезорганизации, неустойчивости
характера, сопротивлению всякому организованному
влиянию. У безнадзорных детей, ставших
трудновоспитуемыми, проявления даже
имеющихся положительных качеств приобретает
отрицательный характер.
Так правдивость превращается в грубую
прямоту и упрямство, бестактность. Чтобы
исправить создавшееся положение педагогу
следует на основе изучения причин возникновения
трудновоспитуемости провести беседы
с родителями, дать им конкретный совет
по воспитанию ребёнка.
Одним из проявлений трудновоспитуемого
ребёнка является делинквентное поведение.
Под делинквентным поведением подразумевается
цепь проступков, лёгких правонарушений,
отличающихся от криминала, то есть ненаказуемых
уголовным кодексом.
Делинквентность обычно начинается со
школьных прогулов. За этим следует приобщение
к асоциальной группе сверстников, мелкое
хулиганство, издевательство над младшими
и слабыми, отнимание карманных денег,
угон велосипедов, мотоциклов, которые
потом бросают где попало, с целью покататься.
Реже встречаются мошенничество, лёгкие
противозаконные спекулятивные сделки,
вызывающее поведение в общественных
местах. К этому могут присоединиться
"домашние кражи" небольших сумм
денег.
Детская делинквентность в подавляющем
большинстве имеет чисто социальные причины,
- прежде всего недостатки воспитания.
Делинквентность не всегда связана с аномалиями
характера, однако, при акцентуациях характера
имеется меньшая устойчивость в отношении
неблагоприятного воздействия непосредственного
окружения. Склонность к делинквентности
связана как со степенью аномалиями характера
(психопатии, акцентуации) так и в ещё большей
степени с её типом. Сензитивному и психоастеническому
типам делинквентность совсем не свойственна.
Циклоиды способны на эпизодические делинквентные
поступки. Делинквентность шизоидов проявляется,
когда отклонения характера от нормы достигает
степени психопатии. У неустойчивых два
возрастных пика делинквентности: 4-5 классы
и 8 класс. Делинквентность неустойчивых
в 90% сочетается с ранней алкоголизацией.
У гипертимных начало делинквентности
в 50% падает на подростковый возраст 10-12
лет. Делинквентность истероидных начинается
в 10-15 лет - выявляется особая склонность
к мелкому воровству, мошенничеству, вызывающей
манере вести себя в общественных местах.
Возрастная особенность начала делинквентности
у эпилептоидов сходна с таковой у неустойчивых,
обычно драки и жестокие избиения не уступают
воровству. Начало делинквентного поведения
у шизоидов в 60% относится к старшему подростковому
возрасту к 15-16 годам. У них часто приходится
сталкиваться с сексуальными девиациями.
Мотивы одних и тех же делинквентных поступков
могут быть самыми различными при разных
типах акцентуации. Кражи неустойчивых
детей - путь раздобыть средства для развлечения.
Кражи гипертимных детей предназначаются
показать сверстникам смелость.
1.1. Выявление причин отклоняющегося поведения
у детей
Традиционно причины трудновоспитуемости
и противоправного поведения ищут, выясняя
особенности семейного окружения, работы
школы, влияние "улицы", неформальных
сообществ. Не отрицая важности анализа
этих факторов, для психолога первоочерёдное
значение должна иметь соответственно
психодиагностика. Необходимо выяснить
и субъективное отношение ребёнка к себе,
своему поведению, окружению.
Одним из главных факторов семейного воспитания,
обуславливающих трудновоспитуемость
детей, является низкий уровень культуры
родителей. Попытка классифицировать
семьи трудных детей с точки зрения негативного
влияния родителей на поведение собственных
детей позволяет выделить три группы неблагополучных
семей.
Семьи с остроконфликтными взаимоотношениями
и низкой социально значимой направленностью
как в сфере труда, так и в сфере организации
досуга.
Для этой группы типичны благопристойность
внутренних отношений и довольно высокая
деловая активность родителей. Вместе
с тем их повседневная семейная жизнь
часто бывает, неупорядочена или из-за
постоянной занятости или из-за взаимного
безразличия супругов друг к другу. Семейные
отношения поддерживаются либо убеждённостью
родителей в необходимости сохранить
семью "ради детей", либо из-за боязни
испортить репутацию. Дети испытывают
в этих семьях острый дефицит любви, ласки
и внимания.
Характеризуется низкой общественной
ориентацией супругов при положительных
отношениях между собой. Родители безразличны
к социальным сферам жизнедеятельности
ребёнка, прежде всего к тому, как он проводит
своё свободное время. Нередко в таких
семьях растут дети, мораль и поведение
которых пронизаны меркантилизмом, "деловыми"
(не по возрасту) интересами.
Типичной педагогической ошибкой является
другая крайность - авторитарный подход
родителей к воспитанию детей, когда поведение
ребёнка, подростка становиться в полную
зависимость от воли и требований взрослых.
Потеря самостоятельности, инициативы,
свободы действий оскорбляет личность.
Детей в таких семьях сдавливает кольцо
правил, запретов, угроз. Ребёнок не может
остаться самим собой ни на минуту. Его
на каждом шагу преследует недоверия взрослых.
Жизнь в представлении таких детей зачастую
теряет всякий смысл, что может привести
к драматической развязке. Результат изучения
"трудных" подростков показывает,
что они часто страдают нервно-психическими
расстройствами.
Состояния, в которых главная проблема
заключается в появлении социально не
одобряемых форм поведения называются
нарушениями поведения или социальной
дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны
эти формы, они всегда характеризуются
плохими отношениями с детьми, которые
проявляются в драках ссорах или агрессивностью,
демонстративным неповиновением, разрушительными
действиями или лживостью. Они так же могут
включать антиобщественные поступки,
такие как воровство, прогулы школы и поджоги.
Первое, что бросается в глаза - это тот
факт, что синдром социальной дезадаптации
гораздо чаще встречается среди мальчиков.
Отдельные антиобщественные поступки
слишком часто совершаются детьми и поэтому
не имеют большого значения. Даже среди
совершеннолетних, которые были осуждены
за антиобщественные поступки, около половины
никогда более не привлекались к судебной
ответственности. Большинство из этих
ребят в принципе нормальны и не имеют
расстройств поведения в том смысле, в
каком мы будем использовать этот термин.
И всё-таки прогноз в случаях диагностированных
нарушений поведения плохой, особенно
в тех случаях, когда они возникают в раннем
детстве.
Известна роль многочисленных факторов
в происхождении антиобщественного поведения.
Среди них:
импульсивность
непослушание
агрессивность
самоуверенность
недостаток внимания к чувствам окружающих.
Дети с нарушениями поведения в основном
происходят из семей, имеющих по крайней
мере четырёх или пяти детей. Причины того,
почему в таких случаях дети особенно
подвержены риску, пока недостаточно ясны.
Это риск, видимо, обусловлен усложнением
проблем воспитания сразу нескольких
детей и в какой-то степени большей вероятностью
разногласия в большой семье. К этому можно
добавить, что, как показано в целом ряде
исследований, большие семьи чаще всего
живут в плохих условиях, в тесных домах
и сталкиваются с финансовыми трудностями.
Очень часто у таких детей нет отцов, поэтому
у мальчиков отсутствует адекватный образец
мужского поведения для идентификации,
им не хватает обеспечиваемого отцом опыта
мужских форм взаимоотношения.
В семьях со слабой дисциплиной у детей
не образуется последовательной системы
ценностной ориентации. В результате эти
дети довольно рано начинают проявлять
склонность к антиобщественному поведению,
причём типы этого поведения разнообразны
и не всегда сводятся только к деструктивным
или агрессивным формам активности. Стремление
к уклонению под любым предлогом от совершения
неприятных дел или различные формы воровства
составляют основную часть антиобщественных
поступков.
1.2. Психокоррекционная работа с трудными
детьми
В литературе описаны общие принципы и
некоторые конкретные методы психокоррекционной,
психотерапевтической работы с трудными
детьми и подростками. В качестве примера
можно привести программу психокоррекционной
и воспитательной работы, предлагаемую
немецким исследователем Клюге для школьников
характеризуемых как трудновоспитуемые.
(таблица 1)
Достоинство этой программы состоит в
том, что в ней выделены основные структурные
компоненты тренинга, рассчитанного на
достаточно длительный период времени
и включающего как собственно психологическую,
так и педагогическую коррекцию. Эта программа
ориентированна на наиболее "сложных"
учащихся массовой школы, находящихся
по характеристике своего поведения в
"группе риска". Выделенные компоненты,
с одной стороны, являются достаточно
общими, а с другой - не выступают, как жёстко
заданные и могут быть видоизменены и
конкретизированы в зависимости от возраста
детей и условий реализации программы.
Профессиональная работа психолога с
трудновоспитуемыми детьми не должна
и не может подменить собой собственно
педагогическую работу с ними. И не только
по тому, что психолог в принципе не лучший
воспитатель, чем учитель. А потому, что
в подходе к трудному ребёнку или подростку
каждый из них действует своими средствами
и реализует свою задачу: педагог задаёт
систему общественных ценностей, нравственных
идеалов, определяет направление, содержательные
"перспективные линии" личного развития;
психолог обеспечивает формирование и
оптимальное функционирование соответствующих
психологических механизмов. Смешение
этих задач, подмена одна другой оказываются
малоэффективными для воспитания "трудных"
детей и создаёт условия для возникновения
чувства профессиональной неполноценности,
как у педагога, так и у психолога для профессиональных
конфликтов между ними.
Таблица 1. Коррекционная программа для
трудновоспитуемых школьников Исходный
уровень Не готов к учебному процессу,
нет готовности к сотрудничеству в рамках
совместной программы, демонстрация диссоциального
поведения в педагогических ситуациях:
никакого согласия на предложения педагога,
обход учебных заданий, отказ от всякого
контакта с педагогами, игнорирование
необходимости помогать окружающим. Требуемое:
специ-альные педагогичес-кие ожидания
Привить готовность к учёбе в отдельных
групповых мероприятиях: привить социальную
способность к групповой активности в
школьно-педагогических ситуациях. Просветительная
программа Содержание Фаза подготовки
учёбы: снижение требований к ребёнку,
пока они будут соответствовать его актуальному
уровню; наблюдение за развитием проектов,
содействие или подготовка средств работы.
Смена педагогической установки с "ориентированной
на преподавание" на "ориентированную
на учащегося", содействие индивидуальной
работе, развитию интересов. Разрешение
ребёнку посещать уроки только 2 часа в
день, выполнить задание в размере только
1 задачи в день. Принцип Постепенность,
педагогический ритм, внимание к ручной
работе, ориентации на самодеятельность
учащегося. Форма Индивидуальная работа
с учащимся Средства Словесная информация,
рабочая карта, игры, книги. Стиль Обращение
на учащегося. Воспитательная программа
Содержание Подготовительная групповая
фаза: создание товарищеских контактов,
сообщения учащихся о собственном опыте
и знаниях, ограничения вульгарного стиля
разговора, специальные формы поощрения
каждого, организация свободного времени
в классе, организация помощи каждому
члену группы в любое время. Специальная
форма Отдельные педагогические мероприятия,
поиск собственного помещения для групповых
занятий, проведение досуга и т.п. Способ
Узнавать, упражняться, повторять положительные
элементы поведения. Стиль Преимущественно
по-товарищески
В работе психолога с детьми, входящими
в "группу риска", большое значение
имеет профилактика возможных правонарушений.
Поэтому важно уделить внимание тем особенностям
поведения, которые могут предшествовать
правонарушениям.
Правонарушению, как правило, предшествуют
прогулы. Ранее их выявление и правильная
работа по их ликвидации могут явиться
одним из наиболее ценных методов профилактики.
2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ ДИАГНОСТИКИ
Целью исследования является диагностика
причин нарушения развития и поведения
у детей и подростков и планирование коррекции
этих нарушений. Исследовались учащиеся
10-14 лет 4-7 класса общеобразовательной
школы №... города Москвы. Исследование
проводилось по просьбе администрации.
Отбор подростков производился по спискам
"трудных" детей.
В исследовании мы опирались на положение
о том, что нарушения у подростков возникают
под влиянием:
Особенности возраста.
Ошибок семейного воспитания.
Ошибок учебно-воспитательного процесса.
2.1. Используемые методы, особенности их
применения в диагностике
Наблюдение. Этот метод применялся как
дополнительный, наблюдение за учениками
проводилось во время уроков, бесед, тестирования,
а также при посещении семей.
Беседа. Проводились беседы с классным
руководителем, некоторыми учителями
и самим ребёнком. Беседа с подростками
строилась на выявлении отношений с детьми,
сверстниками и товарищами более старшего
возраста. Отношения к классу и школе,
отношения к учителям, к семье, к будущему,
к себе. Кроме того, выявлялось наличие
страха и опасений.
Психодиагностические методики.
Социометрия. Социометрическая процедура
проводилась для измерения статуса подростка
в классе, показывающего его популярность
среди одноклассников, выявлялась, удовлетворенность
подростка общением.
Методика незаконченных предложений.
Она позволила выявить отношения подростка
к различным сторонам его жизни:
отношение к матери: 10, 21, 29, 39
отношение к отцу: 1, 12, 23, 30
отношение к семье: 8, 20, 38
отношение к девушкам: 19
отношение к товарищам и знакомым: 16, 18,
28, 36
отношение к старшим и учителям: 16, 4l
отношение к подчиненным: 32
отношение к одноклассникам: 9
страхи и опасения: 5, 17, 27, 32
сознание вины: 11, 22, 40
отношение к себе: 2, 13, 24, 31
отношение к прошлому: 7, 37
отношение к будущему: 4, 15, 26, 34
цели: 3, 14, 25, 33
Анализ проводится по разделам (выискиваются
конфликты). При проведении методики подростку
даётся бланк и предлагается закончить
предложения. (Приложение 1)
Работа с методикой неоконченных предложений
наталкивается на следующую трудность:
ПОДРОСТКИ часто отказываются заканчивать
некоторые предложения, считая их нецелесообразными,
не относящимися к ним. Вероятно, необходимо
доработать наш вариант этой методики,
сделав предложения более понятными и
немногочисленными.
Подростковый психодиагностический опросник
(ПДО). ПДО используется с целю выявить:
наличие акцентуаций характера
наличие конфликтов в некоторых отношениях
(согласно шкалам)
степень алкоголизации
склонность к делинквентности
степень эмансипации
степень конформности
При использовании ПДО возникают трудности
процедурного характера, в частности:
ПДО является слишком громоздким и испытуемые,
со слабой тенденцией к самопознанию и
самоанализу, как правило, испытывая трудности
с ответами, не выдерживают, и отказываются
от опроса. Мы попробовали проводить тестирование
в несколько приёмов, однако это не очень
существенно улучшает работу. (Приложение
2).
2.2. Построение диагностики
Первый этап. Сбор информации в нашем исследовании
начинался со знакомства со школьным журналом.
Что позволяет провести объективное знакомство
с успеваемостью, наличием прогулов уроков,
возрастом детей, занятиями в секциях
и кружках, наличием общественных поручений.
Второй этап. На этом этапе сбор информации
производится путем проведения беседы
с классным руководителем и некоторыми
учителями. По мере знакомства с подростками
проводилась беседа с любимыми и нелюбимыми
учителями этих подростков.
Третий этап. На этом этапе проводится
социометрическое измерение, что дает
представление о положении подростка
в коллективе класса.
Четвертки этап. На этом этапе проводится
беседа с самим подростком и параллельно
наблюдение за ним.
Пятый этап. На этом этапе проводится тестирование
по Методике неоконченных предложений.
Шестой этап. На этом этапе проводится
тестирование по ПДО (иногда в два приема).
Седьмой этап. На этом этапе выявляется
проблемы и отклонения в различных сферах
отношений (на основе проведённого сбора
информации).
Восьмой этап. На этом этапе проводится
первичный анализ причин этих отклонений.
Девятый этап. На этом этапе на основе
первичного анализа планируется коррекция
отклонений в развитии и поведении.
Десятый этап. На этом этапе исследователь
выделяет проблемы и отклонения, причины,
которых остались нераскрытыми или являются
раскрытыми частично. Намечает дальнейшие
пути их диагностики и коррекции.
2.3. Результаты исследования
Результаты диагностики представлены
в соответствии с планом исследования
отдельно по каждому ученику.
Коля К. 1-ый этап 12,5 лет. Успеваемость удовлетворительная
(3) поведение удовлетворительное, пропуски
уроков незначительны, имеет общественное
поручение. Занимается в лыжной секции.
Обучается в 7 классе.
2-ой этап. Из беседы с классным руководителем
выявлены следующие особенности развития:
слабое умственное развитие;
слабое физическое развитие;
нежелание учится;
пропуски уроков без причин;
суицидальная попытка (вешался из-за того,
что остался в 6 классе на второй год, после
суицида лежал в больнице, решением педсовета
был все же переведён в 7 класс);
отношение к нему в классе не очень хорошее,
так как он мешает другим детям заниматься,
разговаривает на уроках, друга в классе
нет;
дружеские отношения с братом, который
учится в 6 классе;
учителям старается понравиться ("подлизывается"),
но бывает, избегает учителей.
3-ий этап. Социометрический статус - "отверженный",
удовлетворенность общением должна быть
низкой.
4-ый этап. При проведении беседы выявлены
следующие моменты:
удовлетворен отношениями с одноклассниками;
удовлетворен отношениями с учителями,
к школе относится хорошо;
главные интересы сосредоточены в семье;
положительно относится к спорту;
отношение к будущему неопределенно;
выделяет у себя такие личностные особенности,
как хорошая память, аффективные вспышки,
выражающиеся в попытках ломать вещи.
5-ый этап. При тестировании по методике
незаконченных предложений выявляется
слабое умственное развитие: неумение
формировать мысль в связанное предложение
непонимание смысла некоторых предложений.
При анализе выявлены следующие дополнительные
особенности и проблемы:
хорошее отношение к матери;
отношение к отцу не выявлено, вследствие
ухода;
выявлен страх ("Не люблю людей, которые
хулиганят");
аффективные вспышки при невезении ("Злюсь");
надежда на лучшее хорошее будущее.
6-ой этап. Получены следующие результаты
при обследовании по ПДО:
Шкала 10. Отношение к родителям носит психастенические
черты - любовь к родителям.
Шкала 11. Тенденция к обладанию друзьями,
особенно важен дружный коллектив. Выделяет
наличие отсутствия друга по душе.
Шкала 12. В отношении к окружающим выделена
следующая особенность - легко ссорится,
но быстро мирится.
Шкала 14. Выявлена непереносимость одиночества
и осознанность своего одиночества (ЭЭННГИ).
Шкала 17. Выявлено психоастеническое отношение
к неудачам - угнетение при неудачах, обвинение
самого себя, стремление убежать подальше.
Шкала 24. В отношении к школе выявлены
эпилептоидные черты - занятия не утомляют,
школьная обстановка не тяготит.
Шкала 25. Выявлено, что в самооценке проявляются
следующие качества - не видит у себя больших
недостатков, считает, что ничем не отличается
от большинства людей (ЭИГ).
7-ой этап. На основе собранной информации
выявлены следующие отклонения развития
и поведения:
умственное развитие ниже нормы;
тревожность по отношению к взрослым (преувеличено
добивается любви);
тревожность и некоторая враждебность
по отношению к детям;
нарушение отношений со сверстниками,
низкий социометрический статус;
непереносимость одиночества;
эмоциональная незрелость;
аффективные вспышки;
возможность суицида;
угнетение при неудачах;
несформированность самооценки.
8-ой этап. Наиболее вероятно предположение
о развитии личности по типу эпилептоидной
акцентуации характерa. Этим объясняется:
низкий уровень умственного развития
- вязкость, тугоподвижность и эмоциональность
мыслительных процессов, медлительность
в действиях и рассуждениях, возможные
трудности переключения;
возможность суицида, - скорее всего это
аффективное суицидальное поведение,
но, возможно, и демонстративное;
аффективность
тревожность по отношению к взрослым и
детям;
непереносимость одиночества;
однобокий характер самооценки.
Однако присутствуют и качества, присущие
несовместимому психастеническому типу,
которые проявляйся в отношении к родителям.
Кроме этого, выражена реакция группирования
со сверстниками, желание иметь друга.
9-ый этап. Можно наметить следующие направления
коррекции:
При дальнейшем формировании эпилептоидного
типа будут нарушаться семейные отношения.
Следовательно, необходимо провести беседу
с родителями и раскрыть перед ними сложность
создавшегося положения, выработать комплекс
мер по преодолению нарушений семейных
отношений, в частности, поощрять стремление
к самостоятельности у подростка (реакция
эмансипации должна получить свое выражение),
учитывать возможность аффектов и депрессий.
Обратить внимание учителей на особенности
подростка, оказывать ему внимание, повышать
его популярность в классе путём подчёркивания
его достоинств.
Провести профконсультационную беседу
с целью формирования правильной самооценки
и осознанного отношения к будущему.
Провести беседу с целью сформировать
правильное отношение к таким свойствам
личности, как аффективность и взрывчатость,
помочь подростку овладеть методами преодоления
этих качеств.
10-ый этап. Дальнейшая диагностика личности
должна идти по пути точного выявления
акцентуации. Необходимо исследовать
мышление с целью выявления конкретных
его недостатков для того, чтобы целенаправленно
развивать некоторые его стороны.
Саша А. 1-ый этап. 15 лет. Успеваемость неудовлетворительная
(2), поведение неудовлетворительное, значительные
прогулы уроков, обучается в 7 классе.
2-ой этап. Из беседы с классным руководителем
и нелюбимой учительницей выявлены следующие
особенности и проблемы развития:
слабое умственное развитие;
нежелание учиться;
пропуски уроков без причин;
лживость;
побеги из дома;
легко поддаётся под влияние других (добрый);
дружит с психически ненормальным одноклассником;
особенности семьи: родители в разводе,
есть отчим, который не установил эмоциональный
контакт с подростком, отец занимается
воспитанием.
3-ий этап. Социометрический статус - "отверженный".
Есть взаимный выбор, так как есть друг.
4-ый этап. При проведении беседы с подростком
выявлены следующие моменты:
неудовлетворенность отношениями с одноклассниками;
неудовлетворённость отношениями с учителями;
выделяет у себя такие личностные особенности,
как, интерес к своему здоровью, к самопознанию,
к чтению, любовь к животным.
5-ый. этап. При тестировании по методике
неоконченных предложений выявлена способность
к самопознанию. При анализе выявлены
следующие дополнительные особенности
и проблемы:
хорошее отношение к матери, но "невсегда";
хорошее отношение к отцу, с которым связанны
надежды на будущее, на расположение которого
подросток надеется;
тяга к семье (однако, он чувствует себя
в ней чужим, тяготится этим);
считает, что учителя его понимают;
выявлены страхи, в том числе собак, стремление
"спрятаться" от них;
присутствуют мотивы вины за пропуски
уроков;
стремление к дружному коллективу.
6-ой этап. С интересом относится к процессу
тестирования по ПДО. Получены следующие
результаты:
Шкала 10. Отношение к родителям носит психостеничесие
черты - любовь.
Шкала 11. Выявляет наличие отсутствия
друга по душе.
Шкала 12. Отмечено умение сходиться с людьми
в любой обстановке.
Шкала 14. Выявлено спокойное отношение
к одиночеству ("не трагедия").
Шкала 15. Выявлена тревожность по отношению
к своему здоровью.
Шкала 17. В отношении к неудачам проявляет
эпилептоидные черты.
Шкала 18. Выявлена любовь к приключениям
и риску.
Шкала 20. В отношении к критике и возражениям
проявляет шизоидные качества. Говорит,
что все делает "по-своему".
Шкала 25. Не видит у себя больших недостатков,
считает, что ничем не отличается от большинства
людей.
7-ой этап. На основе собранной информации
выявлены следующие отклонения развития
и поведения:
слабая учеба, которая дает возможность
предположить низкий уровень умственного
развития, сочетается со стремление к
самопознанию;
прогулы уроков приобрели патологический
характер;
побеги из дома;
лживость;
нарушение отношений с одноклассниками,
низкий социометрический статус;
несформированность самооценки;
конфликтные отношения в семье;
конфликтные отношения с учителями.
8-ой этап. В результате обследования по
16 шкалам ПДО акцентуация характера не
выявлена. Причинами нарушения поведения
можно считать нарушение семейных отношений
(развод родителей, холодные отношения
с отчимом, отвердение со стороны матери,
физические наказания, которые являются
причиной побегов из дома, лживости), нарушение
отношений со сверстниками и учителями,
что ведёт к нежеланию посещать школу.
9-ый этап. Можно наметить следующие направления
коррекции:
Коррекция семейных отношений. Провести
беседу с матерью с целью преодоления
воспитания в условиях жестоких взаимоотношений
и эмоционального отвердения, а также
объяснить необходимость установления
эмоционального контакта между подростком
и отчимом. Провести беседу с отцом в целях
повышения его роли в воспитании сына.
Провести профконсультационную беседу
с целью формирования правильной самооценки
и осознанного отношения к будущему, а
также для переориентации на реальную
профессии (в настоящее время подросток
мечтает стать гипнотизером).
Попытаться включить подростка в работу,
в каком- либо кружке или секции.
10-ый этап. Дальнейшая диагностика должна
идти, во-первых, по пути выяснения того,
почему подросток слабее учится, является
ли это следствием нарушения мышления
или следствием педагогической запущенности.
Необходимо также выявить свойства личности,
которые явятся базой для установления
хороших отношений с одноклассниками.
Далее, необходимо изучить особенности
взаимоотношений с его другом, чтобы установить
влияние их на формирование обоих.
Алеша Ч. 1-ый этап 14,5 лет. Успеваемость
неудовлетворительная. Поведение неудовлетворительное.
Есть пропуски уроков. Имеет общественные
поручения, занимается в лыжной секции.
Обучается в 7-ом классе.
2-ой этап. Из беседы с классным руководителем
и любимой учительницей выявлены следующие
особенности и проблемы развития:
не учится, хотя развит;
иногда пропуски уроков без причин;
плохое поведение на уроках;
лжив;
любит быть в центре внимания, эгоистичен;
может посмеяться над одноклассником,
но не драчлив;
переменчив в настроении, большей частью
веселый;
агрессивен при предъявлении обвинения,
аффективен;
вульгарный язык, курит.
3-ий этап. Социометрический статус - "непопулярен".
Есть постоянный друг и по этому удовлетворённость
общением не очень низкая.
4-ый этап. При проведении беседы с подростком
выявлены следующие моменты:
потерян интерес к учёбе;
отношения к учебным предметам определяется
отношением к учителям;
средняя удовлетворенность отношениями
с одноклассниками;
неудовлетворённость отношениями с девочками
класса;
увлечение спортом;
удовлетворение семейными отношениями;
при семейных конфликтах аффективные
вспышки и детская поведенческая реакция
отказа;
выявлено наличие страха перед более сильными
сверстниками, поиск покровителя, желание
иметь старших друзей;
кoммуникативно-инфoрмaционный тип увлечения
("болтается" по улице, слушает музыку);
выделяет у себя такие личностные особенности,
как хорошая память, любовь к чтению, аффективные
вспышки;
пьет;
отношение к будущему выражается в надежде
на хорошее;
5-ый этап. При тестировании по методике
неоконченных предложений выявлены следующие
дополнительные особенности и проблемы:
при анализе отношения к семье проявляется
ностальгия по жизни в деревне, вероятно
из-за более тесных взаимоотношений с
товарищами;
выявлены страхи и опасения, выражающиеся
в боязни "плохих" ребят;
выявлена аффективность в детстве;
анализируется отношение к себе, выявляется
обидчивость и способность заниматься
лучше.
6-ой этап. Возникла трудность при обследовании
по ПДО, вероятно вследствие слабой тяги
к самопознанию. В первый день после 4-ой
шкалы последовал резкий отказ от работы,
на другой день резкий отказ последовал
после 3-ей шкалы.
Шкала 6. Выявлена психологическая склонность
к алкоголизации (+6).
Шкала 8. Выявлена тревожность в форме
беспокойства, что костюм не в порядке.
Шкала 11. Важен не один друг, а дружный,
хороший коллектив - реакция группирования
со сверстниками, выявлена потребность
в уважении.
Шкала 12. В отношении к окружающим выделена
особенность легко сориться, но быстро
мириться.
Шкала 18. Не любит риск, а приключения только
весёлые (проявляет сензитивность).
Шкала 19. Любит быть первым там, где его
любят, бороться за лидерство не любит
и не умеет.
Шкала 25. Самооценка достаточно адекватна:
не хватает устойчивости и терпения, решительности,
раздражителен, чувствителен и обидчив,
страдает оттого, что его не понимают.
7-ой этап. На основе собранной информации
выявлены следующие отклонения развития
и поведения:
аффективная взрывчатость, раздражительность;
конфликты с педагогами;
непоседливость;
потеря интереса к учебе;
чувствительность и обидчивость;
начинающаяся алкоголизация;
информационно-коммуникативные увлечения;
претензии на лидерство;
половое созревание;
страх перед хулиганами, отсюда попадание
под влияние старших.
8-ой этап. 1. Аффективная взрывчатость
и раздражительность являются проявлениями
особенностей подросткового возраста.
Из-за этих качеств, а также из-за неумения
учителями понять, что он чувствует себя
взрослым, возникают конфликты с педагогами.
Причины потери интереса к учебе могут
быть социальными, возникающими из ошибок
учебно-воспитательного процесса, вытекать
из особенностей подросткового возраста.
Начинающаяся алкоголизация происходит
в компании более старших подростков и
под влиянием желания заглушить плохое
настроение. Информационно-коммуникативные
увлечения обусловлены реакцией группирования
со сверстниками. Социальная незащищенность
ведёт к попаданию под влияние старших.
9-ый этап. Можно наметить следующие направления
коррекции:
Провести беседу с подростком с целью
объяснить причины аффектов и помочь подростку
овладеть способами преодоления взрывчатости.
Провести профконсультационную беседу
с целью формирования стремления к самопознанию
и осознанного отношения к будущему.
Провести беседу с педагогами, предложить
им особо организовывать деятельность
подростка для ликвидации пробелов в знаниях.
Повышать популярность подростка в классе
путем подчеркивания его положительных
черт, но ни в коем случае не хвалить как
маленького, так как это вызовет аффективную
реакцию.
Заключение
Для осуществления, реформы общеобразовательной
и профессиональной школы требуется качественно
новый подход к анализу работы школы и
учителей, который обеспечивает психологическая
служба, создающая комплексную ориентацию
в общей системе педагогической работы.
В последние годы активно обсуждается
вопрос о создании психологической службы.
Основной целью психологической службы
является оказание помощи школе к семье
в деле все сторонне тут и гармоничного
развития личности ребенка. Одной из проблем
психологической службы является проблема
изучения личности трудновоспитуемых
детей, педагогически запущенных подростков,
несовершеннолетних правонарушителей,
а также нахождение путей направления
развития личности по восходящей линии.
В теоретической части данной работы анализируются
основные причины возникновения трудновоспитуемости
и педагогической запущенности подростков,
не которые особенности их личности, формы
нарушения поведения у подростков.
В практической части рассматриваются
примеры осуществленной диагностики нарушений
развития и поведения подростков. Сделана
попытка разработки направлений коррекции
поведения и направлений дальнейшего
изучения личности подростков.
В работе рассматриваются следующие причины
возникновения трудновоспитуемости и
педагогической запущенности у подростков:
биологические и психологические причины;
ошибки семейного воспитания;
ошибки учебно-воспитательного процесса.
Коррекция строится по следующим направлениям:
раскрытие учителям особенностей подростков;
раскрытие перед родителями особенностей
подростков, преодоление неправильного
воспитания;
способствовать улучшению отношений с
одноклассниками, подчёркивать и развивать
положительные качества личности;
проведение профконсультацоинной беседы
с целью ориентации на профессию.
Литература
Бочкарёва Г.Г. Изучение социально-психических
факторов детских правонарушений. - в сб.:
Психология и профилактика асоциального
поведения несовершеннолетних. Тюмень,
1985.
Вейнгольд-Рыбкина И.В. некоторые особенности
личности семейных взаимоотношений у
подростков-правонарушителей. В сб.: Особенности
психологии личности социально-педагогически
запущенных детей. Воронеж, 1982.
Войтко В.П. Психологические проблемы
предупреждения педагогической запущенности
и правонарушений несовершеннолетних.
М., 1984.
Горшкова Е.А. Влияние семейных конфликтов
на отклоняющее поведение несовершеннолетних.
М., 1980.
Давыдов М.Д. некоторые причины возникновения
педагогической запущенности детей и
её предупреждение. Махачкала, 1979.
Индивидуальные работы с трудновоспитуемыми
учащимися: методические рекомендации.
Киев, 1981.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера
у подростков. М., 1978.
Печенюк Л. Вместе с подростками. Хабаровск,
1989.
Рабочая книга школьного психолога. М.,
1995.
Раттер М. Помощь трудным детям. М. "Прогресс",
1987.
Трудный подросток: причины и следствия.
Киев, 1985.
Приложение 1
Методика незаконченных предложений
Думаю, что мой отец редко ...
Если все против меня, то ...
Я всегда хотел ...
Будущее кажется мне ...
Знаю, что глупо, но боюсь ...
Думаю, что настоящий друг ...
Когда я был ребёнком ...
По сравнению с большинством других семей,
моя семья ...
Лучше всего мне работается с ...
Моя мать и я ...
Сделал бы всё, чтобы забыть ...
Если бы мой отец только захотел ...
Думаю, что я достаточно способен, чтобы
...
Я мог бы быть очень счастливым, если бы
...
Надеюсь на ...
В школе мои учителя ...
Большинство моих товарищей не знает,
что я боюсь ...
Не люблю людей, которые ...
Считаю, что большинство юношей и девушек
...
Моя семья обращается со мной, как с ...
Моя мать ...
Моей самой большой ошибкой было ...
Я хотел бы, чтобы мой отец ...
Моя наибольшая слабость заключается
в том, что ...
Моим скрытным желанием в жизни ...
Наступит тот день, когда ...
Хотелось бы мне перестать боятся ...
Больше всего люблю тех людей, которые
...
Считаю, что большинство матерей ...
Думаю, что мой отец ...
Когда мне начинает не везти ...
Когда я даю другим поручение ...
Больше всего я хотел бы в жизни ...
Когда я буду старым ...
Мои опасения не раз заставляли меня ...
Когда меня нет, мои друзья ...
Моим самым живым воспоминанием детства
является ...
Когда я был ребёнком, моя семья ...
Я люблю свою мать, но ...
Самое худшее, что мне случилось совершить,
это ...
Люди, превосходство которых над собой
я признаю ...
Приложение 2
Шкалы ПДО
Самочувствие.
Настроение.
Сон и сновидение.
Пробуждение от сна.
Аппетит и отношение к еде.
Отношение к спиртным напиткам.
Сексуальные проблемы.
Отношение к одежде.
Отношение к деньгам.
Отношение к родителям.
Отношение к друзьям.
Отношение к окружающим.
Отношение к незнакомым людям.
Отношение к одиночеству.
Отношение к будущему.
Отношение к новому.
Отношение к неудачам.
Отношение к приключениям и риску.
Отношение к лидерству.
Отношение к критике и возражениям.
Отношение к опёке и наставлениям.
Отношение к правилам и законам.
Оценка себя в детстве.
Отношение к школе.
Оценка себя в данный момент.
Информация о работе Психологические особенности трудных детей и их диагностика