Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 12:36, доклад
Люди с отставанием в умственном развитии были во все времена. Социальная история – это также история различных положений, которое общество отводило этим людям, считая либо их необычными и достойными внимания, либо бесполезными и недостойными жить
& МОУ «Ныробская СОШ»
Психологические особенности детей с особыми образовательными потребностями.
Люди с отставанием в умственном развитии были во все времена. Социальная история – это также история различных положений, которое общество отводило этим людям, считая либо их необычными и достойными внимания, либо бесполезными и недостойными жить
Для эффективной работы, а также подбора адекватных способов и приёмом педагогического воздействия, понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, учителю необходимо знать особенности психической деятельности учеников с особыми образовательными потребностями. В свете современных гуманистических тенденций термин «умственно отсталый ребенок» в педагогической литературе не используется. Также исключен из Международной классификации заболеваний термин «олигофрения». Олигофрению, как отклоняющееся развитие, предпочтительнее называть «общее психическое недоразвитие».
Итак, понятие общее психическое недоразвитие ребенка включает в себя определение весьма разнородной массы детей, которых объединяет наличие повреждения мозга, имеющего диффузный (широко распространенный) характер.
Основная масса детей, обучающихся в специальной коррекционной школе или в коррекционных классах – это дети олигофрены (от греческого oligos – немногий, незначительный, phren – ум). Олигофрения может быть вызвана различными причинами: генетическими, органическими, интоксикационными. Наиболее часто она возникает вследствие разнообразных внешних факторов, влияющих на внутриутробное развитее плода. Это инфекционные заболевания матери во время беременности (вирусный грипп, краснуха, тиф, дистрофия и др.) Также причиной олигофрении могут быть природовые травмы: наложение шприцов, «стремительные» или, наоборот, затяжные роды, воспалительные заболевания мозга - менингиты. Травматические поражения центральной нервной системы на самых ранних стадиях ( до одного года) этапах жизни ребенка также могут стать причиной возникновения олигофрении. В редких случаях олигофрения возникает наследственно, например при нарушениях белкового обмена в организме и при несовместимости состава крови матери и ребенка (резус-фактор).
Олигофрения имеет три степени выраженности:
глубокая – идиотия, при которой дети
не могут овладеть даже элементарными
бытовыми навыками; также тяжелая степень
– имбецильность, при которой дети
могут освоить самые несложные виды труда
и элементы грамоты; третья степень –
дебильность, при которой дети способны
овладеть элементарными учебными знаниями
и навыками по программе специальной (коррекционной)
школы и получить профессиональную подготовку
по несложным видам труда. Учениками специальной
(коррекционной)
Выделяя характерные психологические особенности этих школьников, следует отметить, что структура психики такого ребенка чрезвычайно сложна. Возникшие изменения оказывают влияние на весь дальнейший ход развития ребенка. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это симптомы протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга. Отмечаются сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы.
Для данной категории детей свойственна недостаточность внимания, особенно произвольного. А ведь именно вниманием определяются точность восприятия, прочность запоминания, направленность и продуктивность мышления, воображение. Внимание наших детей пассивное, непроизвольное, с чрезмерной отвлекаемостью, причем у одних детей через 10-15 минут работы наблюдается двигательное беспокойство, у других, наоборот, проявляется пассивность и вялость. Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств (нетерпение, выкрикивание отдельных реплик, задавание не относящихся к теме вопросов). На занятиях часто возникают ситуации, когда учащиеся должны выполнить несколько действий одновременно. Для этого необходимо распределить свое внимание, что является особо трудным для этих детей. По мере обучения выполнение двух и более заданий одновременно становится более доступным, однако устойчивость внимания при этом снижается.
Неточное распознавание близких цветовых оттенков и цветов, отсутствие возможности выделить характерные черты и особенности объектов – всё это характеризует недостаточную дифференцированность зрительного восприятия.
Одним из основных видов восприятия – это осязание, основным органом которого является рука. В процесс включается кожный и кинестетический анализаторы. Осязательная деятельность учеников пассивна и недостаточно целенаправленна. Часто можно наблюдать асинхронность, несогласованность движений рук учащихся, импульсивность, поспешность, недостаточную сосредоточенность всей деятельности.
Память. Точность и прочность запоминания словесного и наглядного материала достаточно низкая. При воспроизведении они многое пропускают; переставляют местами элементы, нарушая логику; часто повторяются; привносят новые элементы, основываясь на случайных ассоциациях. Объем запоминаемого очень ограничен. У заторможенных объем запоминания еще меньше, но меньше и привнесений. На протяжении всех лет обучения можно отметить особые сложности при запоминании абстрактного материала. Чем более абстрактен материал, тем меньше он запоминается. Ряд даже хорошо знакомых слов запомнить школьнику значительно сложнее, чем ряд картинок, а картинки запомнятся хуже, чем реальные предметы. В памяти учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида всегда откладывается лишь часть предложенного материала новое всегда уподобляется хорошо известному и быстро претерпевает изменения. Запоминание будет прочным при условии доступности и понимания запоминаемого.
Постоянные требования «запомни», «запомните» не помогут учителю организовать мнемоническую деятельность учащихся. Некоторые ученики, узнав, что им нужно что-то запомнить, проявляют беспокойство и растерянность. И результаты получаются ниже. Чем при непроизвольном запоминании.
Если в младших классах ученики запоминают лучше при прослушивании голоса учителя, то в старших классах – при самостоятельном прочтении текста ( здесь включается зрительное восприятие).
Неспособность к отвлеченным обобщениям, к установлению взаимосвязи между предметами и явлениями окружающей действительности. К их анализу и синтезу. Их мышление стереотипно и тугоподвижно, имеет наглядно- образный ситуационный характер.
Отличительная черта учащихся 8 вида – недостаточно критическое отношение к результатам своей деятельности, отсутствие сомнений, желания проверить себя или улучшить достигнутое. Безынициативность, неумение сосредоточить усилия для преодоления препятствий и противостоять воле другого человека, неумение самостоятельно руководить своей деятельностью указывают на слабое развитее волевых процессов. Однако в отдельных случаях для достижения желаемого результата, связанного с удовлетворением житейских потребностей, они могут проявит целеустремленность, настойчивость и даже хитрость. У старшеклассников и выпускников всё же можно обнаружить черты волевого поведения.
Педагогу нужно хорошо знать потенциальные возможности каждого учащегося, его трудности, чтобы умело организовать обучение, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход с целью возможно большего продвижения в обучении каждого школьника. Основными показателями обучаемости для данных учащихся следует считать обобщенность мыслительной деятельности, в том числе перенос знаний и умений в относительно новые условия, осознанность. Определяемую соотношением словесно-логических и практических компонентов мыслительной деятельности, а также самостоятельность в решений заданий. Значительным показателем является восприимчивость учащихся к помощи, их реакция на характер и объем помощи со стороны взрослого.
Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей самостоятельностью на практике с этой целью используются методы и приёмы обучения в различных модификациях.
Информация о работе Психологические особенности детей с особыми образовательными потребностями