Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:17, контрольная работа
Вальдорфская педагогика - это международное культурно-образовательное движение.
Первая Свободная вальдорфская школа была открыта известным философом Рудольфом Штейнером в 1919 г. в Штутгарте для детей рабочих фабрики "Вальдорф-Астория", (отсюда название).
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Костромской
государственный университет имени Н.
А. Некрасова»
Контрольная
работа
По
педагогической психологии
«Психологические
основы Вальдорфской педагогики»
Выполнил: слушатель (ца) курсов профессиональной переподготовки
программа
ДПО «Психология»
2011
Вальдорфская
педагогика - это международное культурно-
Первая Свободная вальдорфская школа была открыта известным философом Рудольфом Штейнером в 1919 г. в Штутгарте для детей рабочих фабрики "Вальдорф-Астория", (отсюда название).
Применялась в вальдорфских детских садах и в лечебно-педагогических учреждениях "Кемпхилл".
В 1933-1945 гг. на территории фашистского рейха вальдорфские воспитательные учреждения были закрыты, педагоги подверглись репрессиям. Движение за открытие вальдорфских школ возобновилось после Второй мировой войны, особенно после 60-х гг. ХХ в., охватив многие страны. К 1990 г. в мире насчитывалось около 500 вальдорфских школ, около 1000 детских садов. Это частные учреждения, иногда с частичным государственным субсидированием (в разных странах - от 30 до 80 %). Вальдорфские школы дают полное среднее образование (12 лет обучения, для поступающих в университеты есть 13-й, так называемый абитуриентский класс).
Рудольф Штейнер – ученый, философ, социальный практик – интенсивно содействовал становлению новых общественных форм. Он разработал методы познания душевного и духовного мира и внес в область культуры импульс самопознания и развития, по-новому ориентирующий мышление. Р. Штейнер явился основателем антропософии (от греч. «антропос» – человек и «софия» – мудрость).
Рудольфу Штейнеру (1861-1925) с детства, как отмечают биографы, была свойственна страсть к учебе, переходящая в одержимость, и способность к самообразованию. На протяжении всей жизни он развивал, проверял и пропагандировал идею о существовании сверхчувственной действительности, которая может быть изучена при помощи органов чувств, иных, чем органы чувств физического тела.
Штейнер предлагает ученикам путь самопознания. Овладеть способами самопознания и получить первые результаты по саморазвитию нелегко. Вместе с тем, благодаря самопознанию, человек знает или может научиться понимать, что ему необходимо и как при столкновении с проблемами или трудностями суметь их преодолеть. Первый шаг – упражнения. Овладение техникой и регулярное их использование имеют цель «вывести на уровень сознания скрытые внутренние силы и все больше укреплять эти силы при помощи регулярно возобновляемой активации». Способность, которую можно достичь таким путем, Штейнер назвал «свободным от тела мышлением». Медитативные упражнения, рекомендуемые Штейнером, развивают более интенсивное мышление, и тогда начинаешь более зорко смотреть на окружающее, чем прежде. Различные явления в органическом мире, факты окружающей действительности, обратный просмотр дня могут стать предметом наблюдений во время упражнений.
Существует шесть качеств, которые выделяются Штейнером как особенно важные для упражняющегося человека: мыслительный контроль, волевой контроль, хладнокровие (контроль эмоции), положительность (позитивность), непредвзятость, внутреннее равновесие.
Овладение антропософскими основами познания приводит к осмысленной взаимосвязи трех человеческих душевных способностей: мышления, чувствования и воли. Основополагающее представление о сущности человека, по Штейнеру, заключается в единстве между названными психическими способностями и физиологическими процессами: нервно-сенсорными, ритмическими и процессами обмена веществ.
Эти представления о человеке составляют основу вальдорфской педагогики.
В дошкольном возрасте развитие происходит, прежде всего, через подражание. В раннем школьном возрасте центральное значение для ребенка приобретает эмоциональная жизнь, и занятия в вальдорфской школе с 1 по 7 классы совершенно умышлено обращаются преимущественно к чувствам и тем самым задействуют ритмические процессы. Лишь в пубертатный период (переходный возраст) у ребенка появляется способность самостоятельного мышления. Занятия в старших классах строятся на особых заданиях, формирующих мыслительные способности.
Цель вальдорфской педагогики – создание равных условий для детей с различными способностями и социальным происхождением. Привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.
Подход к человеку как единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях вальдорфвской школы.
Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями ребенка и существенно изменяется при переходе от первого семилетия ко второму и от второго – к третьему.
Глубокое понимание развития ребенка в детстве и юности показывает, что это не просто процесс непрерывно прогрессирующего расширения знаний и умений. Происходят и метаморфозы, в результате которых ребенок приобретает новое отношение к миру; прежние стимулы, доминанты учебы и развития отходят на задний план, на их месте появляются новые.
Сознание ребенка и его переживания зависят от того, какие впечатления из окружающей жизни он воспринимает своими чувствами, ведет к повторению, подражанию соответствующим движениям, жестам, мимике, высказываниям. Эта подражательная деятельность влияет на развитие элементарных навыков, на формирование ориентировок в окружающем.
Еще один принцип вальдорфской школы – принцип авторитета.
Дети учатся в диалоге, но подражают тому, кому хотят, кто завоюет их доверие. Других среди воспитателей не может быть. Ведь основное назначение воспитания – свободное самоопределение ребенка.
Педагог не слуга общества, а слуга ребенка. Поэтому еще один принцип вальворфской школы – свобода.
Свобода – не в смысле асоциальности. Человек живет в социуме, в мире: школа и готовит ребенка к контакту с миром. Но она не ориентирует детей в сторону той или иной мировоззренческой тенденции, касается ли это политики или религии. Принцип свободы проявляется в отсутствии страха. В школе и детском саду нет оценок.
Что
полностью соответствует
Вальдорфские школы и детские сады открываются по инициативе родителей, которые в значительной мере оплачивают их содержание. Менее состоятельные родители вносят меньшую плату, чем более состоятельные, последние выступают как бы спонсорами.
Вальдорфская школы и детский сад существуют на началах самоуправления: все важнейшие организационные вопросы решаются учительской коллегией. В школе нет директора. В организационной работе учительской коллегии участвуют и родители. Над учреждением нет верхних управляющих инстанций. Одна из особенностей функционирования учреждений – роль родителей. Инициативная родительская группа должна действовать ответственно. Все родители знают свои обязанности и суть работы в рабочих группах и комитетах. Вальдорфская педагогика всегда «вырастает снизу, а не строится сверху». Учителя и родители совместно решают вопросы строительства, проведения совместных праздников, отношения с государственными организациями. Один день – родительский, когда родители вместе с детьми занимаются ручным трудом, эвритмией, рисованием, участвуют в концертах.
В Вальдорфский детский сад принимаются дети 3-7 лет. Занятия проводятся с группой 12-20 детей. Продолжительность пребывания детей в детском саду – 4-5 часов, т.е. половина дня. По мнению Р.Штейнера, более длительное пребывание ребенка в обществе других детей и в отрыве от мамы чрезвычайно утомляет его. А именно такая продолжительность пребывания ребенка в детском саду ему подходит больше всего. Это, правда, не всегда устраивает родителей. Важны те часы, то время, когда ребенок в обществе родителей или одного из них, так как необходимо, чтобы ребенок осознавал свой собственный мир, где в центре находится семья, в центре семьи – родители и он. Существование собственного мира вселяет в ребенка уверенность в себе, которую в дальнейшей его жизни ничто не заменит.
Р.Штейнер придавал большое значение среде, в которой обитает ребенок. В обстановке не должно быть ничего кричащего, вульгарного, но вместе с тем она не должна быть убогой.
Занятия и игры постоянно сменяют друг друга, чтобы создать определенный, благотворно влияющий на ребенка ритм: гармоничное чередование организованных и самостоятельных занятий.
Занятия с детьми, в которых принимает участие вся группа – рисование, лепка, пение, игра на музыкальных инструментах.
Один раз в неделю проводится эвритмия – особый вид художественных занятий, разработанный Р.Штейнером. Эвритмия построена на определенных закономерностях, которые адекватно выражают музыку в телодвижениях, пластике.
Главное событие дня – сказка или история, которая рассказывается детям утром или уже перед уходом детей домой. Она должна быть именно рассказана, а не прочитана, не проиграна на магнитофоне, не прослушана по радио, не просмотрена по телевизору. Особенно хороши необработанные, несокращенные сказки. В них сокровенные жизненные истины, язык народа во всей сочности и колорите. Именно с этого начинается постижение национальной культуры.
Поскольку
сказка нечто целое, ее нельзя обрывать:
разрушается структура и
Независимо от того, какой вид работы запланирован для группы в целом, второй частью ежедневных занятий является свободная игра. В игре проявляется одно из важных качеств – творческая фантазия.
Во время прогулки можно заняться с детьми садовыми работами, устраивать клумбы, сгребать опавшие листья и др.
Вальдорфская
педагогика большое значение придает
ритмам, строя на этом основании
свою работу: ритмичное сочетание
игр и занятий в течение
дня; ритмичное сочетание
Ритм года воспринимается детьми, если устраиваются обязательные годичные праздники.
Такая работа не может превратиться в рутину, поскольку связана со стремлением понять каждого ребенка, разобраться в его темпераменте, характере, возможностях.
В школах обучение делится на 3 ступени: до 9 лет, до 12 лет, до выпуска. Начальное обучение ведется медленно, с преимущественным использованием различных образных форм, которые применяются и на старших ступенях. Предметы учащиеся проходят так называемыми эпохами: в течение 3-4 недель ежедневно на первых уроках дается один и тот же предмет, во время паузы в его преподавании подобным образом изучается другой предмет. Учебники как таковые не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях "по эпохам". Значительное внимание уделяется трудовому воспитанию, в процессе которого как мальчики, так и девочки овладевают разнообразными практическими навыками от вязания до индустриального труда или полного цикла сельскохозяйственных работ. Не исключается и собственно профессиональная подготовка. По окончании учебного года классный учитель составляет подробную психолого-педагогическую характеристику каждого учащегося (общим для педагогов является критическое отношение к любым формам селекции учащихся, к тестированию и отбору одаренных). Сдаются экзамены итоговые после 8-го класса и выпускные (в присутствии государственного школьного инспектора).
Пост директора школы отсутствует. Общие вопросы организации воспитательного процесса и другие решаются коллегиально на еженедельных конференциях учителей.
Вальдорфская педагогика
Информация о работе Психологические основы Вальдорфской педагогики