Психологические основы Вальдорфской педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:17, контрольная работа

Описание работы

Вальдорфская педагогика - это международное культурно-образовательное движение.
Первая Свободная вальдорфская школа была открыта известным философом Рудольфом Штейнером в 1919 г. в Штутгарте для детей рабочих фабрики "Вальдорф-Астория", (отсюда название).

Работа содержит 1 файл

Вальдорфский д.с.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Костромской  государственный университет имени Н. А. Некрасова» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа  

По  педагогической психологии 
 

«Психологические основы Вальдорфской педагогики» 
 
 
 
 

                  Выполнил: слушатель (ца) курсов профессиональной переподготовки

                  программа ДПО «Психология» 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

2011

    Вальдорфская  педагогика - это международное культурно-образовательное  движение.

    Первая Свободная вальдорфская школа была открыта известным философом Рудольфом Штейнером в 1919 г. в Штутгарте для детей рабочих фабрики "Вальдорф-Астория", (отсюда название).

    Применялась в вальдорфских детских садах  и в лечебно-педагогических учреждениях "Кемпхилл".

    В 1933-1945 гг. на территории фашистского  рейха вальдорфские воспитательные учреждения были закрыты, педагоги подверглись  репрессиям. Движение за открытие вальдорфских школ возобновилось после Второй мировой войны, особенно после 60-х  гг. ХХ в., охватив многие страны. К 1990 г. в мире насчитывалось около 500 вальдорфских школ, около 1000 детских садов. Это частные учреждения, иногда с частичным государственным субсидированием (в разных странах - от 30 до 80 %). Вальдорфские школы дают полное среднее образование (12 лет обучения, для поступающих в университеты есть 13-й, так называемый абитуриентский класс).

    Рудольф Штейнер – ученый, философ, социальный практик – интенсивно содействовал становлению новых общественных форм. Он разработал методы познания душевного и духовного мира и внес в область культуры импульс самопознания и развития, по-новому  ориентирующий мышление. Р. Штейнер явился основателем антропософии (от греч. «антропос» – человек и «софия» – мудрость). 

    Рудольфу  Штейнеру (1861-1925) с детства, как отмечают биографы, была свойственна страсть к учебе, переходящая в одержимость, и способность к самообразованию. На протяжении всей жизни он развивал, проверял и пропагандировал идею о существовании сверхчувственной действительности, которая может быть изучена при помощи органов чувств, иных, чем органы чувств физического тела.

    Штейнер предлагает ученикам путь самопознания. Овладеть способами самопознания и  получить первые результаты по саморазвитию нелегко. Вместе с тем, благодаря  самопознанию, человек знает или может научиться понимать, что ему необходимо и как при столкновении с проблемами или трудностями суметь их преодолеть. Первый шаг – упражнения. Овладение техникой и регулярное их использование имеют цель «вывести на уровень сознания скрытые внутренние силы и все больше укреплять эти силы при помощи регулярно возобновляемой активации». Способность, которую можно достичь таким путем, Штейнер назвал «свободным от тела мышлением». Медитативные упражнения, рекомендуемые Штейнером, развивают более интенсивное мышление, и тогда начинаешь более зорко смотреть на окружающее, чем прежде. Различные явления в органическом мире, факты окружающей действительности, обратный просмотр дня могут стать предметом наблюдений во время упражнений.

    Существует  шесть качеств, которые выделяются Штейнером как особенно важные для упражняющегося человека: мыслительный контроль, волевой контроль, хладнокровие (контроль эмоции), положительность (позитивность), непредвзятость, внутреннее равновесие.

    Овладение антропософскими основами познания приводит к осмысленной взаимосвязи трех человеческих душевных способностей: мышления, чувствования и воли. Основополагающее представление о сущности человека, по Штейнеру, заключается в единстве между названными психическими способностями и физиологическими процессами: нервно-сенсорными, ритмическими и процессами обмена веществ.

    Эти представления о  человеке составляют основу вальдорфской педагогики.

    В дошкольном возрасте развитие происходит, прежде всего, через подражание. В  раннем школьном возрасте центральное значение для ребенка приобретает эмоциональная жизнь, и занятия в вальдорфской школе с 1 по 7 классы совершенно умышлено обращаются преимущественно к чувствам и тем самым задействуют ритмические процессы. Лишь в пубертатный период (переходный возраст) у ребенка появляется способность самостоятельного мышления. Занятия в старших классах строятся на особых заданиях, формирующих мыслительные способности.

    Цель  вальдорфской педагогики – создание равных условий для детей с  различными способностями и социальным происхождением. Привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.

    Подход  к человеку как  единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях вальдорфвской  школы.

    Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями ребенка и существенно изменяется при переходе от первого семилетия ко второму и от второго – к третьему.

    Глубокое  понимание развития ребенка в  детстве и юности показывает, что  это не просто процесс непрерывно прогрессирующего расширения знаний и умений. Происходят и метаморфозы, в результате которых ребенок приобретает новое отношение к миру; прежние стимулы, доминанты учебы и развития отходят на задний план, на их месте появляются новые.

    Сознание  ребенка и его переживания зависят от того, какие впечатления из окружающей жизни он воспринимает своими чувствами,  ведет к повторению, подражанию соответствующим движениям, жестам, мимике, высказываниям. Эта подражательная деятельность влияет на развитие элементарных навыков, на формирование ориентировок в окружающем.

    Еще один принцип вальдорфской школы – принцип  авторитета.

    Дети  учатся в диалоге, но подражают тому, кому хотят, кто завоюет их доверие. Других среди воспитателей не может  быть. Ведь основное назначение воспитания – свободное самоопределение ребенка.

    Педагог не слуга общества, а слуга ребенка. Поэтому еще один принцип вальворфской школы – свобода.

    Свобода – не в смысле асоциальности. Человек живет в социуме, в мире: школа и готовит ребенка к контакту с миром. Но она не ориентирует детей в сторону той или иной мировоззренческой тенденции, касается ли это политики или религии. Принцип свободы проявляется в отсутствии страха. В школе и детском саду нет оценок.

    Что полностью соответствует принципам  Р.Штейнера – работать со всеми детьми, не разделяя их на одаренных и на отстающих. К каждому ребенку проявляется дифференцированный подход, делается это настолько деликатно, что никто этого не замечает. Процесс благотворного превращения того или иного ребенка протекает неспешно, порой завершается уже в школе.

    Вальдорфские  школы и детские сады открываются  по инициативе родителей, которые в значительной мере оплачивают их содержание. Менее состоятельные родители вносят меньшую плату, чем более состоятельные, последние выступают как бы спонсорами.

    Вальдорфская  школы и детский сад существуют на началах самоуправления: все важнейшие организационные вопросы решаются учительской коллегией. В школе нет директора. В организационной работе учительской коллегии участвуют и родители. Над учреждением нет верхних управляющих инстанций. Одна из особенностей функционирования учреждений – роль родителей. Инициативная родительская группа должна действовать ответственно. Все родители знают свои обязанности и суть работы в рабочих группах и комитетах. Вальдорфская педагогика всегда «вырастает снизу, а не строится сверху». Учителя и родители совместно решают вопросы строительства, проведения совместных праздников, отношения с государственными организациями. Один день – родительский, когда родители вместе с детьми занимаются ручным трудом, эвритмией, рисованием, участвуют в концертах.

    В Вальдорфский детский сад принимаются дети 3-7 лет. Занятия проводятся с группой 12-20 детей. Продолжительность пребывания детей в детском саду – 4-5 часов, т.е. половина дня. По мнению Р.Штейнера, более длительное пребывание ребенка в обществе других детей  и в отрыве от мамы чрезвычайно утомляет его. А именно такая продолжительность пребывания ребенка в детском саду ему подходит больше всего. Это, правда, не всегда устраивает родителей. Важны те часы, то время, когда ребенок в обществе родителей или одного из них, так как необходимо, чтобы ребенок осознавал свой собственный мир, где в центре находится семья, в центре семьи – родители и он. Существование собственного мира вселяет в ребенка уверенность в себе, которую в дальнейшей его жизни ничто не заменит.

    Р.Штейнер придавал большое значение среде, в которой обитает ребенок. В обстановке не должно быть ничего кричащего, вульгарного, но вместе с тем она не должна быть убогой.

    Занятия и игры постоянно сменяют друг друга, чтобы создать определенный, благотворно влияющий на ребенка ритм: гармоничное чередование организованных и самостоятельных занятий.

    Занятия с детьми, в которых принимает  участие вся группа – рисование, лепка, пение, игра на музыкальных инструментах.

    Один  раз в неделю проводится эвритмия – особый вид художественных занятий, разработанный Р.Штейнером. Эвритмия построена на определенных закономерностях, которые адекватно выражают музыку в телодвижениях, пластике.

    Главное событие дня – сказка или история, которая рассказывается детям утром  или уже перед уходом детей домой. Она должна быть именно рассказана, а не прочитана, не проиграна на магнитофоне, не прослушана по радио, не просмотрена по телевизору. Особенно хороши необработанные, несокращенные сказки. В них сокровенные жизненные истины, язык народа  во всей сочности и колорите. Именно с этого начинается постижение национальной культуры.

    Поскольку сказка нечто целое, ее нельзя обрывать: разрушается структура и цельность  содержания, зло непременно должно быть наказано.

    Независимо  от того, какой вид работы запланирован для группы в целом, второй частью ежедневных занятий является свободная игра. В игре проявляется одно из важных качеств – творческая фантазия.

    Во  время прогулки можно заняться с  детьми садовыми работами, устраивать клумбы, сгребать опавшие листья и др.

    Вальдорфская  педагогика большое значение придает  ритмам, строя на этом основании  свою работу: ритмичное сочетание  игр и занятий в течение  дня; ритмичное сочетание разнообразных  занятий в течение недели, их внутреннее взаимодействие с временами года, погодой, эмоциональной обстановкой и педагогической ситуацией на настоящий момент в группе.

    Ритм  года воспринимается детьми, если устраиваются обязательные годичные праздники.

    Такая работа не может превратиться в рутину, поскольку связана со стремлением понять каждого ребенка, разобраться в его темпераменте, характере, возможностях.

    В школах обучение делится на 3 ступени: до 9 лет, до 12 лет, до выпуска. Начальное  обучение ведется медленно, с преимущественным использованием различных образных форм, которые применяются и на старших ступенях. Предметы учащиеся проходят так называемыми эпохами: в течение 3-4 недель ежедневно на первых уроках дается один и тот же предмет, во время паузы в его преподавании подобным образом изучается другой предмет. Учебники как таковые не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях "по эпохам". Значительное внимание уделяется трудовому воспитанию, в процессе которого как мальчики, так и девочки овладевают разнообразными практическими навыками от вязания до индустриального труда или полного цикла сельскохозяйственных работ. Не исключается и собственно профессиональная подготовка. По окончании учебного года классный учитель составляет подробную психолого-педагогическую характеристику каждого учащегося (общим для педагогов является критическое отношение к любым формам селекции учащихся, к тестированию и отбору одаренных). Сдаются экзамены итоговые после 8-го класса и выпускные (в присутствии государственного школьного инспектора). 

    Пост директора школы отсутствует. Общие вопросы организации воспитательного процесса и другие решаются коллегиально на еженедельных конференциях учителей.

      Вальдорфская педагогика исключает  прямые воздействия на волю; считается,  что воля развивается здоровым образом только в результате правомерных косвенных воздействий. Общий принцип их осуществления - "сначала художественное, затем из него интеллектуальное". Поэтому в вальдорфских учреждениях большое внимание уделяется художественному воспитанию, которое ориентируется на развитие именно живого мышления и прочной воли, но не на подготовку к профессионально художественной деятельности. Искусство рассматривается как наилучшее средство формирования черт личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психологические основы Вальдорфской педагогики