Психологические основы познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 21:43, реферат

Описание работы

Любой человек находится в перманентном процессе познания мира: он думает, рефлексирует, говорит и понимает речь других людей, чувствует, делится ощущениями. Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельности.
Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Работа содержит 1 файл

1 вопрос.docx

— 16.98 Кб (Скачать)

Психологические основы познавательной деятельности детей дошкольного  возраста

 

Любой человек находится  в перманентном процессе познания мира: он думает, рефлексирует, говорит и  понимает речь других людей, чувствует, делится ощущениями. Все эти способности  развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельности.

 

Дошкольное детство –  период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в  сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

 

Это также период творчества. Ребёнок осваивает речь, у него появляется воображение. У дошкольника  своя, особая логика мышления, подчиняющаяся  динамике образных представлений. Это  период первоначального становления  личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнения и  осознавания переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, эмоционально-потребностной  сферы. Центральное новообразование  этого возраста – развитие внутренней позиции и са-мосознания3.

 

Проблема познавательной деятельности детей этого возраста чрезвычайно важна для системы  дошкольного образования. Необходимость  компетентно ориентироваться в  возрастающем объёме знаний предъявляет  новые требования к воспитанию подрастающего  поколения. На первый план выдвигаются  задачи развития способности к активной познавательной деятельности.

 

Умственное развитие –  это совокупность качественных и  количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи  с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий  и собственного опыта ребёнка. Умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди  которых направляющую, обогащающую  и систематизирующую роль выполняют  умственное воспитание и обучение4.

 

Развитие личности осуществляется как присвоение ребёнком многовекового  опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и  т.п., в ходе которого ребёнок обретает самосознание. Основная функция умственного  воспитания детей дошкольного возраста – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой  ребёнок учится познавать окружающий мир. Умственное воспитание – планомерное  целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью  сообщения знаний, необходимых для  разностороннего развития, для адаптации  к окружающей жизни, формирования на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в дея-тельности5.

 

Познавательные процессы – психические процессы, с помощью  которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К таким  процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания. Умственное воспитание детей дошкольного  возраста направлено на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из задач – воспитание любознательности и познавательных интересов6.

 

Результатом познавательной деятельности, независимо от того, в  какой форме познания она осуществлялась (с помощью мышления или восприятия), являются знания. Исходя из этого, А.В. Запорожец выделил отдельную  задачу умственного воспитания –  формирование системы элементарных знаний и явлений окружающей жизни, как условие умственного роста7.

 

Для полноценного умственного  развития важно не только своевременное  формирование познавательных процессов, но и их произвольность – умение сосредотачивать внимание на объекте  познания, не отвлекаться, вовремя припоминать, не пасовать перед трудностями, не падать духом, если сразу не удаётся правильно  решить практическую или умственную задачу.

 

Мыслительная деятельность не возможна без речи. В своих  исследованиях М.М. Алексеева, В.И. Яшина8 справедливо отмечают: овладевая  речью, ребёнок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях  и отношениях, запечатленными в соответствующих  словах. При этом он не только приобретает  знания, но и учится мыслить, поскольку  думать – это значит говорить про  себя или вслух, а говорить – значит думать.

 

Дети – пытливые исследователи  окружающего мира. Эта особенность  заложена в них от рождения. В  своё время И.М. Сеченов говорил  о «прирождённом и крайне драгоценном  свойстве нервно-психической организации  ребёнка – безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь». И.П. Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». Под влиянием этого рефлекса ребёнок знакомится с качествами предметов, устанавливает новые  для себя связи между ними. Предметная исследовательская деятельность, свойственная ребёнку уже с раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью  их познавательная деятельность поднимается  на новую качественную ступень. С  помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической  деятельности не только на основе непосредственного  восприятия предметов, но и на базе представлений.

Познавательная активность и познавательный интерес детей  старшего дошкольного возраста

 

Все познавательные процессы связаны с общей структурой и  функционированием когнитивной (познавательной) сферы ребёнка. Перед психологами  и педагогами стоит особая задача: сформировать у детей не только ясные и чёткие знания, но и раскрыть перед ними расширяющие горизонты познания. Процессы экспериментирования играют важную роль, как во взаимодействии компонентов когнитивной сферы, так и в их обновлении и развитии. Именно такое строение и функционирование когнитивной сферы создаёт внутренние противоречия: единство устойчивости и неустойчивости, упорядочности и беспорядка, лежащее в основе познавательного саморазвития детей. Структура когнитивной сферы складывается к пяти-шести годам. Н.Н. Поддьяков, в соответствии с изложенными выше принципами, разработал структуру мотивационно-потребностной сферы дошкольника. Центральное ядро в ней включает в себя устоявшиеся, стабильные потребности и мотивы, а вокруг него функционируют зарождающиеся новые по­требности, ещё не нашедшие своего предмета. В такой активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. Совсем далеко, из центрального ядра намечаются психические образования, из которых затем разовьются принципиально новые потребности и мотивы личности ребёнка9.

 

После овладения детьми речью  их познавательная деятельность поднимается  на новую качественную ступень. С  помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической  деятельности не только на основе непосредственного  восприятия предметов, но и на базе представлений. Меняется характер общения  ребёнка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь  с родителями, другими членами  семьи, педагогом ребёнок приобретает  новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

 

Познавательный интерес  ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах  творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды  знаний.

 

Одним источником развития познавательного  интереса старших дошкольников, как  справедливо доказывают в своих  исследованиях В.В. Давыдов и Н.Е. Веракса10, выступает творческое начало в личности творческого человека. Творчество рассматривается как  деятельность человека, создающего новые  материальные и духовные богатства, обладающие общественной значимостью, где новизна и общественная значимость выступают основными критериями творчества.

 

С.В. Кожакарь и С.А. Козловой11 выявлены педагогические условия, обеспечивающие достаточно устойчивые интересы дошкольников: создание обогащенной предметно-пространственной среды начала развития интереса; организация  познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки  предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение  занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.

 

На протяжении дошкольных лет ребёнок, посещающий детский  сад, овладевает двумя категориями  знаний. Первую категорию составляют те знания, которые он усваивает  без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь со взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблюдений. Они нередко  хаотичны, бессистемны, случайны, а  порой и искаженно отражают действительность. Более сложные знания, относящиеся  ко второй категории, могут быть усвоены  только в процессе специального обучения на занятии. На занятиях уточняются, систематизируются, обобщаются знания, которые дети приобретают  самостоятельно.

 

Условно средства развития познавательной активности и познавательного интереса распределяются на две группы: деятельность детей и произведения духовной и  материальной культуры. На ранних ступенях развития ребёнка личный опыт –  важнейший путь познания окружающего  мира. Но очень скоро его становится недостаточно.

 

Деятельность детей дошкольного  возраста отличается по видам и содержанию, а следовательно, по возможностям оказывать  влияние на умственное развитие. В  различных видах деятельности перед  ребёнком возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой  деятельности, в специально созданных  взрослыми подвижных, дидактических  играх заключены разнообразные  знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе  отобразительны: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый  уровень – переводятся в речевой  план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются.

 

В последние годы все активнее в качестве условий для развития умственных способностей, познавательной деятельности выступают разнообразные  формы повышения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста. Например, такие формы как развлечения  познавательного характера (культурно-досуговая  деятельность), самообразование ребёнка.


Информация о работе Психологические основы познавательной деятельности детей дошкольного возраста