Психологические конфликты в процессе социальной адаптации людей с ОВЗ.

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

По данным ООН, в мире насчитывается около 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями). Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.

Работа содержит 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 23.73 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.  А.И. ГЕРЦЕНА»

 

факультет коррекционной педагогики

КУРСОВАЯ    РАБОТА

 

По дисциплине: Специальная педагогика

Тема:  Психологические конфликты в процессе социальной адаптации людей с ОВЗ.

 

 Выполнила:

Студентка 1 курса

дневного отделения

группы 1

Самсонова А.Л.

Подпись____________

 

Научный руководитель:

Оценка______________

Подпись_____________

 

 

Санкт-Петербург  

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

 

По данным ООН, в мире насчитывается  около 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями). Более того,  в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.

Инвалидность у детей  означает существенное ограничение  жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена  нарушениями в развитии, затруднениями  в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными  навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения  и т.п.). но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

В настоящие время процесс  реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и  т. д. вскрывают различные аспекты  этого процесса, исследуют  механизмы, этапы и стадии, факторы реабилитации.

Социальная политика в  России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня  на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается  как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его  социальную значимость, обособляет от «нормального» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание  своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми и порождает иждивенческую установку. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим – не жить, а именно выживать.

Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными  возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно – иждивенческих жизненных  ориентаций.

Стремясь изменить эту  негативную традицию, мы используем понятие  «человек с ограниченными возможностями», которое стало все чаще использоваться в российском обществе.

Традиционный подход не исчерпывает  всю полноту проблем той категории  взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит  видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо  большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

     Однако проблемы  реабилитации инвалидов, особенно  детей-инвалидов в отечественной  литературе все еще не являются  предметом специального исследования, хотя проблема реабилитации детей,  подростков и взрослых с нарушениями  психического и физического развития  весьма актуальна,  и в теоретическом,  и в практическом  отношении.

Глава 1.История  специального образования.

Отношение общества к лицам  с отклонениями в развитии имеет  исторический характер и определяется уровнем развития общества: состоянием науки и культуры, социально-экономическими отношениями, господствующими религиозными взглядами, национальными традициями, правовыми нормами.

На протяжении многих веков  проблема аномального развития не рассматривалась  с научных позиций. На ранних этапах истории человеческого общества отношение к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым. В эпоху  античности отдельные человеческие сообщества, исповедующие культ силы, отнимали жизнь у детей с отклонениями в физическом развитии. Например, в  Спарте каждого новорожденного осматривали  старейшины, слабых и уродливых детей  бросали в пропасть. В Древнем Риме убивали уродливых и топили в воде хилых и обезображенных детей.

В период Средневековья в  Западной Европе инквизиция чинила расправу над душевнобольными людьми, считая слабоумных «детьми дьявола»; их бросали  в тюрьмы, подвергали пыткам, сжигали  на кострах.

В эпоху Возрождения зарождаются  гуманистические идеи сострадания  и милосердия к человеческим порокам  и недостаткам (Т. Мор. Э. Роттердамский, Я.А. Ко-менский, Д. Локк). Врачи начинают посещать монастыри и тюрьмы, пытаются вести наблюдения за душевнобольными, искать пути помощи и возвращения их в общество.

Впервые мысль о том, что  слабоумные дети нуждаются в особых формах обучения и воспитания, высказал швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци.

Выдающийся чешский педагог  Ян Амос Коменский выделил шесть  типов детей, отличающихся друг от друга  степенью умственного развития и  особенностями характера. Он считал, что все они имеют право  на обучение.

Первые попытки индивидуального  обучения глухих были предприняты в 1578 г. в Испании и в 1648 г. в Англии, слепых – в 1670 г. во Франции.

Гуманизация и демократизация взглядов на гражданские права лиц  с отклонениями в развитии нашли  отражение в трудах Руссо, Вольтера, Монтескье, Дидро, в «Декларации  прав человека» 1793 г. в период Великой  французской революции. Однако широкой  поддержки среди государственных  деятелей и педагогов в то время  эти идеи не получили.

Начало научных исследований слабоумия положено в XIX веке, наиболее весомый вклад внесли французские  врачи-психиатры Филипп Пинель, Жан-Этьен-Доминик-Эскироль, Жан Итар, который впервые предпринял попытку обучения и воспитания глубоко  умственно отсталого ребенка («Айверонского  дикаря»). Внимание врачей на заре развития психиатрии привлекали наиболее глубокие формы интеллектуальных нарушений. Таким образом было положено начало медико-педагогическому направлению  помощи детям с интеллектуальными  аномалиями.

 

Большой вклад в практику внес Эдуард Сеген, идеи которого не получили поддержки на родине во Франции, и  он эмигрировал в Америку. Там  под его руководством стали открываться частные школы для слабоумных детей; в этих учреждениях создавалась система педагогической помощи, предусматривающая обучение, трудовое и физическое воспитание. До сих пор педаго-гики-дефектологи широко используют пособия, разработанные Э. Сегеном. В Европе идеи Э. Сегена получили развитие благодаря Мария Монтессори, которая разрабатывала свою дидактическую систему для обучения умственно отсталых детей; ее дидактические пособия для сенсорного воспитания дошкольников до сих пор востребованы практикой.

 

Глава  2. Дети с ограниченными возможностями.

В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся  к категории лиц с ограниченными  возможностями здоровья и нуждаются  в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным  потребностям. К ним относят: детей  с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднеоглохшие); с наруше-нием зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями  речи (логопаты); с нарушением интеллектуального  развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития); с комплексным нарушением психического развития (слепоглухонемые, слепые умственно  отсталые дети и др.); с нарушением функций опорно-двигательного аппарата; детей с психопатическими формами  поведения и др.

К числу детей с проблемами в развитии относят также и  тех, у кого нарушены функции в  познавательной сфере (внимание, память); детей с заторможенными, замедленными реакциями; детей с теми или иными  Физическими дефектами, которые  не вызывают стойких нарушений психических  функций.

 

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями  – одна из наиболее важных и трудных  задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с  одной стороны, увеличение внимания к каждому из них – независимо от его физических, психических и  интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении  ценности личности и необходимости  защищать ее права, характерное для  демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это  предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

Согласно Декларации о  правах инвалидов (ООН, 1975г.) инвалид  – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью  или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в  силу недостатка, будь то врожденного  или нет, его (ее) физических или умственных возможностей .

В рекомендациях  1185 к  реабилитационным программам 44-й сессии парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным  в общество и принимать участие  в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и  другие члены общества. Общество обязано  адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.

В 1989г. ООН приняла текст  о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную  и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить  достоинство, чувство уверенности  в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст.23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая  должна предоставляться по возможности  бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения  эффективного доступа к услугам  в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа  к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в  социальную жизнь и развитию его  личности, включая культурное и духовное развитие.

В 971г. Генеральная Ассамблея  ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц, в которой  утверждались необходимость максимальной степени осуществимости прав таких  инвалидов, их права на надлежащее медицинское  обслуживание и лечение, а также  право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет им развивать  свои способности и возможности. Особо оговорено право продуктивно  трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей,  с чем связано право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень.

Особое значение для детей-инвалидов  имеет норма, утверждающая, что при  наличии возможностей умственно  отсталый человек должен жить в своей  семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения  такого человека в специальное заведение  необходимо предусмотреть, чтобы новая  среда и условия жизни как  можно меньше отличались от условий  обычной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологические конфликты в процессе социальной адаптации людей с ОВЗ.