Психологическая культура выпускников филологического факультета педагогического вуза

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:26, статья

Описание работы

Одной из тенденций современного российского образования является компетентностный подход, согласно которому специалист в той или иной предметной области должен обладать набором определённых компетентностей, составляющих его профессионализм. Многие исследователи подчёркивают, что в настоящее время необходимо не только обладать определёнными знаниями в какой-либо области, но и уметь использовать их на практике

Работа содержит 1 файл

Кучерявенко Т.В. Психологическая культура выпускников филологического факультета педагогического вуза.docx

— 44.66 Кб (Скачать)

     Психологическая культура выпускников филологического факультета педагогического вуза

     Кучерявенко Т.В. 

     Ключевые  слова: психологическая грамотность, психологическая компетентность, психологическая культура. 

     Одной из тенденций современного российского образования является компетентностный подход, согласно которому специалист в той или иной предметной области должен обладать набором определённых компетентностей, составляющих его профессионализм. Многие исследователи подчёркивают, что в настоящее время необходимо не только обладать определёнными знаниями в какой-либо области, но и уметь использовать их на практике [1, 2, 3, 4, 8, 11].

     Психологическая компетентность является одним из первостепенных признаков профессионализма учителя-филолога. Вместе с психологической грамотностью она составляет его психологическую культуру.

     Психологическая грамотность предполагает абстрактное знание и понимание личности ребёнка, своей личности, психолого-педагогических ситуаций и т.д., что позволяет ему ориентироваться в педагогическом пространстве на ментальном уровне.

     Психологическая компетентность включает в себя профессионально-действенный компонент и предполагает адекватное и эффективное использование полученных предметных знаний, знаний о себе, а также своего собственного опыта, опыта других людей и общественно-исторического опыта для решения конкретных задач, ситуаций и проблем.

     Психологическая культура «включает грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически – ориентированную ценностно-смысловую сферу, развитую рефлексию, а также творчество в собственной жизни” [приводится по: 7].

     Структуру психологической культуры учителя-филолога составляют следующие компетентности:

  • коммуникативная компетентность (способность эффективно взаимодействовать в различных ситуациях педагогического общения: с учеником, с группой учащихся, в педагогическом коллективе; способность к эффективному педагогическому воздействию на учеников, передаче информации, обмену информацией и т.д.);
  • интеллектуальная компетентность, к которой относятся:
  1. дифференциально-психологические знания (знание возрастной психологии, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся);
  1. социально-психологические знания (знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, о закономерностях общения и особенностях взаимоотношений);
  2. аутопсихологические знания (знания о достоинствах и недостатках собственной личности и деятельности; умение управлять своим эмоциональным состоянием, способность к профессиональному самосовершенствованию и т.д.);
  • социально-психологическая компетентность (умение учителя на основе выбора оптимальных форм, методов, средств и технологий обучения осуществлять самостоятельную и совместную деятельность (учебную, образовательную, воспитательную, исследовательскую, проектную и т.д.), а также организовывать эффективную систему контроля, самоконтроля, обратной связи субъектами образования. 

     Таким образом, в структуре психологической  культуры можно выделить две основные сферы психологической компетентности: личностную и профессиональную.

     К личностным качествам, необходимым в педагогической  деятельности учителя-филолога, относятся [6]:

  • мировоззренческие установки (смысложизненные и ценностные ориентации и установки и т.п.);
  • адекватная самооценка, сочетающаяся с высоким уровнем самопринятия и самоуважения;
  • высокая мотивация достижений и т.д.;

К профессионально значимым качествам относятся [1]:

  • эмпатичность (способность учителя эмоционально  откликнуться на проблемы ученика);
  • коммуникативность;
  • гибкость (способность подстраиваться под изменения в педагогической сфере; умение адекватно выразить свою индивидуальность);
  • способность к сотрудничеству (предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия).
  • эмоциональная привлекательность (визуальность) учителя (его внешняя привлекательность, его способность расположить к себе ученика манерой поведения, внешним видом);
  • педагогическая эрудиция;
  • педагогическое целеполагание;
  • практическое и педагогическое мышление;
  • педагогическая наблюдательность;
  • зоркость;
  • педагогический слух;
  • педагогический оптимизм;
  • педагогическая находчивость;
  • педагогическое предвидение;
  • прогнозирование;
  • педагогическая рефлексия.

     Теоретическая и практическая психологическая  готовность учителя к выполнению профессиональных обязанностей «интегрирует профессиональные и личностные качества педагога, направляя их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, активизирует педагога в развитии собственных способностей, в стремлении к самореализации в социально полезной деятельности, обеспечивает его профессиональное становление»  [2: 1376].

     Психологическая культура учителя должна формироваться  поэтапно [9]. На 1-ом этапе (допрофессиональном, т.е. во время обучения в вузе) закладываются основы психологической компетентности. На 2-ом этапе (профессиональном; в период работы в школе) происходит её непрерывное развитие за счёт самообразования и саморазвития учителя, а также прохождения курсов повышения квалификации, семинаров и тренингов.

     Современные условия развития общества диктуют  необходимость преобразования психологической  подготовки учителей-филологов, обновления знаний и их оценки, т.к. успешность педагогической деятельности зависит от уровня владения учителем психологическими знаниями и способами их использования на практике.

     В современном педагогическом образовании, в том числе в образовании  учителей-филологов, существует проблема, связанная с недостатком психолого-педагогических дисциплин, ориентированных на развитие психологической культуры. «Инструментальность и практичность получаемых в педвузе психологических знаний остаются невысокими»         [3: 48]. Данная проблема обусловлена, в первую очередь, построением учебного процесса в педагогических вузах и, в том числе, на филологическом факультете РГПУ им. А.И.Герцена:

  • преподавание психологии носит, преимущественно, научный характер, формирующий, в первую очередь, педагога-исследователя;
  • преобладают такие формы занятий, как лекции, семинары, практикумы, написание курсовых работ, выполнение исследовательско-диагностических заданий, при этом теоретическая составляющая занимает большую часть;
  • основной метод обучения – объяснительно-иллюстративный;
  • изучение психологии приходится на первые курсы обучения, в то время как педагогическую практику студенты проходят на четвёртом курсе, что приводит к недостатку психологической подготовки студентов к учебной практике;
  • задания, направленные на развитие психологической компетентности  (написание психолого-педагогической характеристики на класс, на ученика, на учителя, написание психологического анализа урока  и т.д.) воспринимаются студентами как формальная обязанность, а не как способ повышения своей психологической культуры;
  • практические занятия сведены к освоению психологических методов и методик изучения личности школьника и классного коллектива;

     Для изучения психологической компетентности выпускников филологического факультета педагогического вуза в 2012 году нами было проведено исследование, в котором участвовали 29 студентов 2-го курса магистратуры филологического факультета РГПУ им. А.И.Герцена. Гендерный состав – 26 девушек, 3 юноши. При его проведении была использована методика диагностики деятельности учителя «Психологическая компетентность учителя» [1], предназначенная для самодиагностики учителей и объектом которой являются профессиональные установки учителя, составляющие основу его психологической грамотности.

     Результаты  исследования (см. Рисунок 1) показали, что большинство выпускников филологического факультета имеют малую степень психологической компетентности (18 из 29), 10 из 29 студентов показали достаточную степень психологической компетентности, при этом, если учитывать, что 18 баллов – это пороговый уровень, который завершает малую степень психологической компетентности и открывает достаточную степень, то студентов, имеющих достаточную степень компетенции остаётся только 4.

    Рисунок 1

       
 

     Принимая  во внимание шкалу лживости, входящую в состав данной методики, следует  отметить, что результаты 4-х студентов, имеющих по результатам первой шкалы  малую степень компетентности, могут  не соответствовать действительности.

     Таким образом, выходит, что выпускники филологического  факультета педвуза психологически не готовы к педагогической деятельности в школе и других учебных заведениях, и существует необходимость в  повышении профессионализма студентов-филологов педагогических университетов, за счёт преобразования психологической подготовки. В противном случае у них могут появиться проблемы, связанные с такими аспектами педагогической сферы как:

  • самоидентификация в образовательном пространстве;
  • профессиональная адаптация;
  • прогнозирование и проектирование коммуникативных ситуаций;
  • разрешение стрессовых и конфликтных учебных ситуаций;
  • педагогическое воздействие на личность учащегося;
  • эмоциональные перегрузки и т.д.;

     Решению данной проблемы, на наш взгляд, будет способствовать внедрение в психологическое образование студентов филологического факультета педагогического ВУЗа активных форм обучения, интегрирующих психологию и педагогику:

    • методов проигрывания и анализа конкретных ситуаций (с использованием видеоаппаратуры);
    • микропреподавания (мини-урок (10-15 мин) для специально подготовленных учителей или учеников);
    • организационных тренингов, направленных на отработку организационных умений и навыков;
    • социально-психологических тренингов.

При этом могут быть использованы следующие  методические средства:

    • ролевая или деловая игра;
    • групповая дискуссия;
    • психодрама;
    • информирование (инструктирование);
    • психогимнастика;
    • ведение дневниковых записей и др.

     Необходимо  во время обучения также привить студентам потребность в систематическом анализе и самоанализе педагогической деятельности. Необходимо проводить работу, направленную на формирование личности будущего учителя; данная работа должна быть нацелена на осознание и осмысление студентами своих особенностей и профессиональных позиций и установок, овладение им педагогической коммуникацией, методами педагогической диагностики и самодиагностики, рефлексии, а также ориентирована на развитие их профессионального и личностного самосознания и самосовершенствования.

     Подводя итоги, можно сказать, что практико-ориентированное обучение на филологическом факультете в педвузе будет способствовать повышению психологической культуры будущих учителей-словесников, и, соответственно, повышению их профессионализма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература:

  1. Графская Т.А. Психолого-педагогическая компетентность учителя / Т.А. Графская // Профессиональная компетентность педагога: сб. ст. – Пермь, 2006. – Ч. 2.
  2. Гутко А.В. Психологическая компетентность в структуре профессиональной подготовки будущего педагога [электронный ресурс]// Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН» [электронный портал]. 2011. <http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2011/2011_2_1375_1377.pdf> (4.04.12).
  3. Исаев Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога//  Вопросы психологии. – М., – 1997. – №6.
  4. Калашникова М.Б. Психологическая компетентность современного учителя// Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации/ под ред. Виноградова П.Н. и Куприяновой Н.В. – СПБ., 2010.
  5. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации / Л. А. Лазаренко // Современные наукоёмкие технологии. – М., 2008. - № 1.
  6. Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика развития. - М., 2004.
  7. Остапчук Н.В., Комарова М.В. Детерминанты формирования психологической компетентности педагога//Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности. Материалы 2-ой международной научной интернет-конференции (Омск, январь-май, 2007). – Омск, 2007.
  8. Селезнёва Е. Психолого-педагогическая компетентность учителя [электронный ресурс]// ГБОУ лицей № 533 «Образовательный комплекс «Малая Охта» [сайт] < http://www.oo-lyceum-533.ru/document/Celezneva.htm> (4.04.12).
  9. Скубаев В.В. Формирование психологической компетентности педагогов в процессе учебно-профессиональной деятельности// Современное непрерывное образование. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Серпухов, 26 апреля, 2011 г.).  – Серпухов, 2011.
  10. Смирнов А.А. Психологические основы организации педагогической деятельности// Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М., 2003.
  11. Щербина О.В. Развитие психологической компетентности педагогов// Инновации и современные технологии в системе образования. Материалы международной научно-практической конференции (Пенза – Ереван – Шадринск, 20-21 февраля, 2011 г.) – Пенза, 2011.

Информация о работе Психологическая культура выпускников филологического факультета педагогического вуза