Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:26, статья
Одной из тенденций современного российского образования является компетентностный подход, согласно которому специалист в той или иной предметной области должен обладать набором определённых компетентностей, составляющих его профессионализм. Многие исследователи подчёркивают, что в настоящее время необходимо не только обладать определёнными знаниями в какой-либо области, но и уметь использовать их на практике
Психологическая культура выпускников филологического факультета педагогического вуза
Кучерявенко
Т.В.
Ключевые
слова: психологическая грамотность,
психологическая компетентность, психологическая
культура.
Одной из тенденций современного российского образования является компетентностный подход, согласно которому специалист в той или иной предметной области должен обладать набором определённых компетентностей, составляющих его профессионализм. Многие исследователи подчёркивают, что в настоящее время необходимо не только обладать определёнными знаниями в какой-либо области, но и уметь использовать их на практике [1, 2, 3, 4, 8, 11].
Психологическая компетентность является одним из первостепенных признаков профессионализма учителя-филолога. Вместе с психологической грамотностью она составляет его психологическую культуру.
Психологическая грамотность предполагает абстрактное знание и понимание личности ребёнка, своей личности, психолого-педагогических ситуаций и т.д., что позволяет ему ориентироваться в педагогическом пространстве на ментальном уровне.
Психологическая компетентность включает в себя профессионально-действенный компонент и предполагает адекватное и эффективное использование полученных предметных знаний, знаний о себе, а также своего собственного опыта, опыта других людей и общественно-исторического опыта для решения конкретных задач, ситуаций и проблем.
Психологическая культура «включает грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически – ориентированную ценностно-смысловую сферу, развитую рефлексию, а также творчество в собственной жизни” [приводится по: 7].
Структуру психологической культуры учителя-филолога составляют следующие компетентности:
Таким образом, в структуре психологической культуры можно выделить две основные сферы психологической компетентности: личностную и профессиональную.
К личностным качествам, необходимым в педагогической деятельности учителя-филолога, относятся [6]:
К профессионально значимым качествам относятся [1]:
Теоретическая и практическая психологическая готовность учителя к выполнению профессиональных обязанностей «интегрирует профессиональные и личностные качества педагога, направляя их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, активизирует педагога в развитии собственных способностей, в стремлении к самореализации в социально полезной деятельности, обеспечивает его профессиональное становление» [2: 1376].
Психологическая культура учителя должна формироваться поэтапно [9]. На 1-ом этапе (допрофессиональном, т.е. во время обучения в вузе) закладываются основы психологической компетентности. На 2-ом этапе (профессиональном; в период работы в школе) происходит её непрерывное развитие за счёт самообразования и саморазвития учителя, а также прохождения курсов повышения квалификации, семинаров и тренингов.
Современные условия развития общества диктуют необходимость преобразования психологической подготовки учителей-филологов, обновления знаний и их оценки, т.к. успешность педагогической деятельности зависит от уровня владения учителем психологическими знаниями и способами их использования на практике.
В
современном педагогическом образовании,
в том числе в образовании
учителей-филологов, существует проблема,
связанная с недостатком
Для изучения психологической компетентности выпускников филологического факультета педагогического вуза в 2012 году нами было проведено исследование, в котором участвовали 29 студентов 2-го курса магистратуры филологического факультета РГПУ им. А.И.Герцена. Гендерный состав – 26 девушек, 3 юноши. При его проведении была использована методика диагностики деятельности учителя «Психологическая компетентность учителя» [1], предназначенная для самодиагностики учителей и объектом которой являются профессиональные установки учителя, составляющие основу его психологической грамотности.
Результаты исследования (см. Рисунок 1) показали, что большинство выпускников филологического факультета имеют малую степень психологической компетентности (18 из 29), 10 из 29 студентов показали достаточную степень психологической компетентности, при этом, если учитывать, что 18 баллов – это пороговый уровень, который завершает малую степень психологической компетентности и открывает достаточную степень, то студентов, имеющих достаточную степень компетенции остаётся только 4.
Рисунок 1
Принимая
во внимание шкалу лживости, входящую
в состав данной методики, следует
отметить, что результаты 4-х студентов,
имеющих по результатам первой шкалы
малую степень компетентности, могут
не соответствовать
Таким образом, выходит, что выпускники филологического факультета педвуза психологически не готовы к педагогической деятельности в школе и других учебных заведениях, и существует необходимость в повышении профессионализма студентов-филологов педагогических университетов, за счёт преобразования психологической подготовки. В противном случае у них могут появиться проблемы, связанные с такими аспектами педагогической сферы как:
Решению данной проблемы, на наш взгляд, будет способствовать внедрение в психологическое образование студентов филологического факультета педагогического ВУЗа активных форм обучения, интегрирующих психологию и педагогику:
При этом могут быть использованы следующие методические средства:
Необходимо во время обучения также привить студентам потребность в систематическом анализе и самоанализе педагогической деятельности. Необходимо проводить работу, направленную на формирование личности будущего учителя; данная работа должна быть нацелена на осознание и осмысление студентами своих особенностей и профессиональных позиций и установок, овладение им педагогической коммуникацией, методами педагогической диагностики и самодиагностики, рефлексии, а также ориентирована на развитие их профессионального и личностного самосознания и самосовершенствования.
Подводя
итоги, можно сказать, что практико-ориентированное
обучение на филологическом факультете
в педвузе будет способствовать повышению
психологической культуры будущих учителей-словесников,
и, соответственно, повышению их профессионализма.
Литература: