Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:55, лекция
Подготовка к собранию - провести анкетирование уч-ся класса по след. вопросам:
на каких уроках бывает интересно? (назвать предметы)
какой учитель нравится?
какой предмет изучаете только ради хороших оценок?
На каких уроках узнаете много интересного?
Какой предмет заставляет думать?
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ у подростков
Подготовка к собранию - провести анкетирование уч-ся класса по след. вопросам:
а\ хороших оценок,
Обработать анкеты при подготовке к собранию.
Ход собрания: 1 Вступительное слово учителя.
2.Лекция учителя.
3. Знакомство родителей с итогами анкетирования уч-ся класса.
4. Обсуждение проблемы с
5. Рекомендации родителям.
Потребность - это объективная нужда человека в определенных условиях, которая обеспечивает его жизнь и развитие.
Потребности
Низшего уровня Высшего уровня
Низшего уровня
1.Физиологические потребности.
Эти потребности самые насущные из всех потребностей. Если человек голоден и если ему не хватает любви и уважения, он будет стремиться в первую очередь утолить свой физический голод, а не эмоциональный.
2. Потребности в безопасности.
В это понятие входят потребности в стабильности, защите, в свободе от страха, тревоги, хаоса, потребности в структуре, порядке, законе, ограничениях. Для этого человека нет несущей проблемы, чем в безопасности. Эти потребности у детей проявляется в их тяге к постоянству, к упорядочению повседневной жизни. Ребёнку предпочитает предсказуемый мир. Несправедливость выражает беспокойство, тревогу, он думает, что миру нельзя доверять. В ответ на столкновение с новым и незнакомым у детей часто возникает реакция испуга.
3. Потребности в принадлежности.
Каждый человек
нуждается в чувстве
4. Потребность в признании.
Каждый человек
нуждается в признании, в устойчивой
и высокой оценке собственных
достоинств, каждому необходимо уважение
окружающих и самого себя. Неудовлетворённость
в потребности вызывает чувство
унижения, слабости, беспомощности, которые
свою очередь, служат почвой для уныния,
запускают невротические
Потребности высшего уровня.
Когда потребности низшего уровня удовлетворены, у человека появляется необходимость познавать и понимать мир вокруг себя
1.Потребности в любви и
2. Потребность в познании, любопытство. Потребность знать и понимать появляется уже в позднем младенчестве.
Чем выше
мера удовлетворённости потребностей
одного уровня, тем выше актуальность
потребностей следующего уровня. Исходя
из этого, можно предположить, что
у детей с низким уровнем мотивации
слабо удовлетворены
В этот период ребёнок нуждается в благоприятном общении с взрослым. Неудовлетворённость этой потребности ведёт к повышенной тревожности, неуверенности в себе, связанные с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии.
Каждый человек в любой деятельности должен иметь мотив.
Мотив - это внутреннее побуждение личности к деятельности.
В широком
смысле к мотивам в психологии
относят потребности и
МОТИВАЦИИ (побуждения) в биологии- это активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (голод, жажда и др.) или групповых (забота о потомстве и др.) потребностей.
Мотив учения – это направленность ученика на разные стороны учебной деятельности.
Мотивы:
+ познавательные, которые связаны с содержанием учения,
+ социальные, связаны с общением учеников друг с другом и учителями.
Мотивы:
+ситуативные, возникают эпизодически, в процессе изучения отдельных курсов или тем;
+ устойчивые, постоянные.
№1 Ситуативный интерес
на уроках бывает интересно |
Предметы, изучаемые в классе |
|
… человек | ||
Нравится учитель |
||
Изучаю, только ради хороших оценок |
№ 2 Интересуются предметом
Узнаю много нового |
Предметы, изучаемые в классе |
|
… человек | ||
Предмет заставляет думать |
||
Получаю удовольствия от работы на уроке |
№ 3. Проявляется повышенный интерес
Легко дается предмет |
||
Жду урока с нетерпением |
||
Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель |
Мотивы: (в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний)
+ внешний,
при которой значима не
+ внутренним, при которой деятельность важна сама по себе. Желание научиться получать знания самостоятельно.
Если мотивация внешняя, это не значит, что она плохая, у нее имеются свои достоинства и недостатки.
Мотивация:
+ престижная.
Престижная мотивация работает
у старшеклассников, которые пытаются
самоутвердиться, демонстрируя
+ соревновательная. Соревновательная мотивация — типичное явление в средней школе, когда дети стараются не отставать друг от друга.
Широко распространены в школьной среде и нередко приводят к неплохим результатам в учебе.
Мотивация:
+ положительная
+ отрицательной
Мотивация:
+ высокий уровень мотивации возникает у школьников в семьях, где родители постоянно повышают требования к ребенку, в то же время оказывают ему ненавязчивую помощь и относятся к ребенку с душевной теплотой и пониманием.
+ если родители
безразличны к интересам
Познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни ученика, и учебная деятельность первоклассника и выпускника школы, естественно, также различны.
Психологи выделяют три уровня развития познавательной мотивации школьников (А.К. Маркова):
= широкий
познавательный мотив, то есть
направленность на усвоение
= учебно-познавательный
мотив, побуждающий к
= мотив самообразования.
В идеале картина может быть представлена так. Для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы — мотивы самообразования.
А как обстоит дело в реальности? В младшем школьном возрасте познавательной мотивации еще нет, в старшем — уже нет (хотя среди старшеклассников встречаются счастливые исключения). Поэтому обычно познавательные мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-х—8-х классов.
Главный вывод состоит в следующем. Невысокий уровень познавательной мотивации — не недостаток ученика, а его беда.
№ 1. Учеба по необходимости
Не заставляют |
||
Учу, так как интересно |
||
Предмет полезен для будущей жизни |
обучение в школе и знания мне нужны для |
|
Хороших оценок |
… человек |
Продолжения образования в ВУЗе |
|
Поступление на работу |
|
Получить хорошую профессию |
|
Быть образованным и интересным человеком |
|
Солидарности |
От чего же зависит успех в учебной деятельности ребёнка?
1) если потребности
низшего уровня не
2) когда дети
идут в первый класс, им
Хорошая учеба – ключ к
Рекомендации:
Для того, чтобы ребёнок хорошо учился необходимо:
1) Удовлетворение потребностей низшего уровня.
2) Чтобы ребёнок
чувствовал себя в
3) Чувствовал себя любимым и любил.
4) ежедневно
интересоваться успехами
5) неудачи не должны превращаться в ссор и скандалы.
НЕДОЛЖНО БЫТЬ НАКАЗАНИЯ ЗА НЕУДАЧИ. НЕУДАЧА САМА ПО СЕБЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАКАЗАНИЕМ.
6) помощь должна быть ненавязчива.
7) успехи поощряемы.
Всё это ребёнок должен получать в семье. Таким образом, если ребёнок не получает достаточного семейного внимания, вряд ли можно ожидать от него успехов в учёбе. Внимание, забота, любовь и ответственность - необходимые составляющие в воспитании ребенка, залог его успеха в будущем.
Информация о работе Проведение родительского собрания по теме "Мотивация учения у подростков"