Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:00, доклад
Интеллектом (от латинского intellectus – познание, понимание, рассудок) называют способность мышления и рационального познания.
Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.
Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать (коллективные игры).
Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).
С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании, оценки своих знаний, командообразования). Очень важно, чтобы этот результат осознавался участниками игр как самоценный, чтобы игра не сводилась только к процессу поиска и принятия решения. Такой подход научит детей не только стремиться к победе, но и уважать соперников, и достойно проигрывать.
Проведение интеллектуальных игр
Интеллектуальные игры.
Интеллектом (от латинского intellectus – познание, понимание, рассудок) называют способность мышления и рационального познания.
Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.
Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать (коллективные игры).
Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).
С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании, оценки своих знаний, командообразования). Очень важно, чтобы этот результат осознавался участниками игр как самоценный, чтобы игра не сводилась только к процессу поиска и принятия решения. Такой подход научит детей не только стремиться к победе, но и уважать соперников, и достойно проигрывать.
При подборе и составлении игр важно, чтобы они основывались не только на вербальном материале, но содержали бы в себе задания на конкретно-образное и конкретно-действенное пространственное мышление. Это позволяет детям с разными способностями и различным восприятием мира в равной степени проявить себя.
При проведении интеллектуальных игр с подростками хорошо использовать вопросы затрагивающие нравственную сферу. Грамотно расставив нравственные акценты, вы получите прием формирования Я-концепции в игре.
Какую бы форму интеллектуальной игры вы не предпочли, принципиально важны хорошие вопросы. Умение точно формулировать ответ и отвечать на заданный вопрос – базовое не только в образовании, но и в самообразовании:
Как задать вопрос???
Сложность вопроса должна находиться на пределе возможностей участников игры. (Известный принцип развивающего обучения).
Поскольку среди участников игры могут обязательно есть люди с разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти, пакет вопросов должен быть составлен с учетом этого факта (то есть наряду с вопросами на эрудицию должны быть вопросы на ассоциативное мышление, требующие осуществления практических действий, вопросы с использованием наглядности и т.п.).
Вопрос должен, с одной стороны, содержать значимые принципы понятия, а с другой – должен быть составлен таким образом, чтобы исключить попадание под эти признаки любого другого понятия. Иными словами, информации, содержащейся в вопросе должен отвечать только один ответ.
В хорошо составленном вопросе правильный ответ должен быть сформулирован как можно короче, и не требовать сложных фонетических конструкций. Особенно это важно, когда команды отвечают письменно.
Хороший вопрос обычно предполагает объединение в себе знаний из разных научных и практических областей знания.
В тексте вопроса должны присутствовать как “подсказки”, упрощающие поиск искомого ответа, так и “лишняя” информация, которая затрудняет или “затемняет” правильный ответ.
Хороший вопрос может опираться на чувство юмора.
Вопрос должен быть понятен.
Разновидности
Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные, составные (представляющие из себя сочетание элементарных) и творческие.
Элементарные интеллектуальные игры
Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, которые представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов к ним – от 2 («Веришь – не веришь», «Блеф клуб») до 4 – 5 («Эрудит-лото», «Кто хочет стать миллионером?»). Популярны подобные игры благодаря телевидению. Как технология, такие игры интересны не только и нестолько сами по себе, но применяются в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между “основными” интеллектуальными играми. Их достоинство – высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а так же возможность варьировать сложность заданий.
«Обстоятельства, признаки, свойства» – разновидность игр, когда об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше команда разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков она получает. Этот вид игр является серьезным средством развития мышления, когда в них содержится неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет из себя парадокс, и/или требует принятия парадоксального решения (один из туров «Умники и умницы», «За семью печатями»).
“Заполнение пропусков” (во фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить).
«Вопрос-ответ» интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос («Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?»).
Вопросы и задания на внимание. Правильный ответ скрыт в формулировке вопроса.
Составные интеллектуальные игры.
При
проведении конкретного мероприятия
сценарий обычно включает объединение
отдельных видов
Брейн-ринг. Правила игры:
1.В
каждом матче чаще всего
2.Основной
принцип игры: побеждает та команда,
которая большее число раз
раньше других правильно
3.Обычно
отвечающего назначает капитан,
4.В
случае, если первая команда отвечает
на вопрос неправильно,
5.Если
ни одна из команд не дала
правильного ответа на вопрос,
или было просрочено время,
то очко считается
6.Если
все играющие команды, не
Турниры по Брейн-рингу проводятся либо в групповой форме, когда все команды по жребию или по рейтингу делятся на группы по 3-4 команды и каждая играет с каждой или по «олимпийской системе» (игра на «вылет»). В первом случае обычно разыгрывается определенное количество вопросов (например 5 или 7) и может быть зафиксирована «ничья», при олимпийской системе игра ведется до победы – кто быстрее наберет определенное количество очков. (Обычно в отборочных турнирах играют до 3 очков, в финале – до 5 или 6) Что нужно знать и уметь, чтобы играть в Брэйн-Ринг?
В «Брейн-ринг» и во «Что? Где?
Когда? играют в основном одни
и те же люди. Но при всей
своей общности игры эти
Что же меняется по сравнению с навыками, усвоенными вами из предыдущей главы? Суть в принципе остается той же - надо правильно отвечать на вопросы. Но, чтобы делать это быстрее потенциального соперника, взаимодействие в команде должно быть несколько изменено, то есть, жертвуем качеством ради выигрыша темпа.
По технологии обсуждения:
во-первых, приходится все делать максимально быстро, без тщательной проработки версий и тем более, расширенной аргументации;
во-вторых, обсуждение начинается по ходу звучания вопроса, что недопустимо в «ЧГК» (при этом, необходимо не прослушать сам вопрос);
в-третьих, версия, кажущаяся команде более-менее правдоподобной, сразу прерывает поиск;
в-четвертых, резко возрастает ответственность того игрока, который сразу дает правильный, по его мнению, ответ - перепроверять его никто не будет, некогда.
По командному взаимодействию:
во-первых, необходим условный сигнал «Я знаю!» (в основном, коман-ды используют жест - большой палец вверх);
во-вторых, от всех игроков команды требуется постоянная концентрация;
в-третьих, желательно полное доверие друг к другу и отсутствие каких-бы то ни было упреков за столом (это, естественно, нужно в «ЧГК», но в «Брейне» без этого - просто никуда).
По распределению ролей:
во-первых,
чудовищно увеличивается
во- вторых, возрастает роль «томов прямого доступа» - в «Брейне» все же большинство вопросов на «чистые» знания, в отличие от «ЧГК»;
в-третьих, тяжело приходится критикам - им отводится крайне мало времени, если отводится вообще;
в-четвертых, всем приходится быть немножко «интуитом» - времени на полномасштабную, логическую «раскрутку» вопроса обычно нет.
По идеологии игры: при сопоставимом классе команд.
Все решает энергетика и
«БРЕЙН-РИНГ»
Игры
на опережение появились вскоре после
осознания того простого факта, что
в общем случае спортивное «Что?
Где? Когда?» непривлека-тельно для
постороннего зрителя. А вот определить,
какая из команд может быстрее ответить
на поставленный вопрос — это уже гораздо
интереснее. Из комбинации подобных игр
и названия «Брейн-Ринг», (придуманного
председателем днепропетровского клуба
знатоков Борисом Бородиным, и первоначально
обозначавшего как раз вариант спортивного
«Что? Где? Когда?») возникла новая игра.
Уже в 1989 году в финале телефонного чемпионата
МАК восемь сильнейших команд сыграло
по новым правилам. Идею подхватили телевизионщики,
ведущим новой программы стал Андрей Козлов.
Съёмки телебрейна продолжались с 1989 по
1999 гг., после чего программа больше в эфир
не выходила. Тем не менее, ежегодно проходят
первенства многих городов и регионов
по «Брейну», проводится Чемпионат Украины
по «Брейн-Рингу», игра включается в программу
фестивалей. Во многих учебных заведениях
проводятся тематические «Брейны» (напри¬мер,
по информатике, математике и т.д.), сценарии
и методики проведения «Брейн-Ринга» включаются
в пособия для учителей и руководителей
кружков... Так что «Брейн» вполне можно
назвать народной игрой. И хоть знатоки
частенько признаются в своей нелюбви
к «Брейн-Рингу», но, про¬должают в него
играть.
Реквизит, необходимый для «Брейна»