Происхождение и развитие педагогики как профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:28, реферат

Описание работы

Воспитание, как особая сфера деятельности, существует с древних времён. В глубокой древности, когда ещё не было разделения труда, и цель любой деятельности человека сводилась к добыче пищи, знания и опыт передавались детям в труде.

Содержание

Введение.............................................................................................................. 1
1. Происхождение и развитие педагогики как профессии............................. 1
2. История педагогики в античное время……………………………………... 1
3. История педагогики в средние века………………….……………………... 1
4. История российской педагогики …………………………………………… 2

Работа содержит 1 файл

пед.docx

— 18.33 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

   

Введение..............................................................................................................

1

1. Происхождение и развитие  педагогики как профессии.............................

1


2. История педагогики  в античное время……………………………………...   1

3. История педагогики  в средние века………………….……………………...   1 

4. История российской  педагогики ……………………………………………  2

 

ДОКЛАД

Возникновение и развитие педагогики в разные исторические периоды в разных странах.

 

1 .Воспитание, как особая сфера деятельности, существует с древних времён. В глубокой древности, когда ещё не было разделения труда, и цель любой деятельности человека сводилась к добыче пищи, знания и опыт передавались детям в труде. 

   С возникновением семьи как социального института часть обязанностей по воспитанию детей была возложена на родителей. Появление письменности также повлияло на развитие педагогической деятельности, поскольку письменность позволяла дольше сохранять знания, чем память человека.

     У разных  народов в различные исторические  эпохи складывались определённые  требования к уровню образованности, и педагогическая деятельность  всегда являлась средством, сохранения  и приумножения накопленных человечеством  знаний.

 

2.  В древнем Иране находилась страна, которую населял один из самых загадочных народов Земли- арийцы. Они уделяли огромное внимание семейному воспитанию, одним из важных средств которого было приучение детей к выполнению многочисленных обрядов, сопровождавших всю жизнь людей того времени. Обучение мальчиков в школах начиналось в возрасте 7лет. Главным источником первоначальных знаний была Авеста, собрания священных книг, написанная особым авестийским письмом. Ученики писали на глиняных черепках и по сырой глине, используется технику письма, сходную с вавилонской. По окончании школы они имели возможность получить специальную военную или чиновничью подготовку, а часть – освоить профессию жреца.

       Обучение  в Древней Индии основывалось  на устной передаче знаний. Огромное  внимание уделялось изучению  элементов богослужения. Самым известным  монашеским движением Древней  Индии является буддизм. 

       Огромное  значение на развитие педагогической  мысли и практики воспитания  и обучения сыграли мудрецы  Древнего Китая, самым знаменитым  их них является Конфуций (КУН  – ФУ- ЦЗЫ) (551-479гг. до н.э )- древнекитайский мыслитель, основные взгляды которого изложены в труде «Лунь» («Беседы и суждения»). Конфуцианская мораль требует постоянного самосовершенствования, постоянного старшим, неукоснительно и строгого соблюдения всех существующих норм и правил.

   Временные границы  античного мира охватывает огромный  промежуток от 3 –го тысячелетия  до н.э до 5 века н.э.

      Цель Спартанского  воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина,  члена военной общины. Афинское воспитания преследовало цели: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут в мирное время и во время войны спасают государство…»(Лукиан).

    В древней Греции  большое распространение получили  так называемые странствующие  учителя – софисты. Яркой фигурой  философии Древней Греции является

Платон(428 или 427 до н.э – 348 или 347), который предъявляет ряд требований к учителю: всестороннее знание своего предмета и психологических особенностей своего ученика, любовь к ученикам (которую в последствии назвали по имени мыслителя платонической).

    Воспитание у  древних римлян первоначально  носило патриархальный характер. Дети в семье воспитывались  в строгости, скромности, почитании  старших и предков, любви к  Отечеству. Суждения об обязательном  наличии культуры педагогов имеются  и у древнеримского мыслителя  Марка Фабия Квинтилиана. По его мнению, учитель должен быть снисходительным, гуманным, образованным.

   В 6-7 веке, вместо  исчезнувших античных школ стали  появляться школы, создаваемые  церковью, своеобразные островки  знания в мире невежества. Они  готовили служителей культа и  обучали мирян. Языком обучения  являлся латинский. Вместе с детьми в школе обучались взрослые.

 

3.  В 17 веке, в истории образования и педагогической мысли стал веком становления педагогики как особой науки о воспитании и обучении. Ключевую роль в этом сыграл великий чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он создал классно-урочную систему, ввёл понятия класс, урок, перемена, каникулы. Разработал возрастную периодизацию. Жан-Жак Руссо, в своём педагогическом труде «Эмиль. Или О воспитании» раскрыл идею воспитания как способ общественного переустройства.

  На развитие европейской  педагогической мысли в 18-19 веке  огромное влияние оказала деятельность  и педагогическая теория швейцарского  педагога Иогана Генриха Песталоцци.

Основоположник теории начального обучения, связал обучение с воспитанием  и педагогику с психологией; теории всестороннего воспитания.

  В 19-20 веках в зарубежной  педагогике велись интенсивные  поиски новых форм и методов  обучения и воспитания, обобщался  педагогический опыт. Окончательно оформились современные базовые теории воспитания и развития личности.

 

4.   Зарождение русской педагогики принято относить к периоду первого государства восточных славян: Киевской Руси в10 веке. К воспитанию относили народный фольклор: притчи, описания жизни святых, пословицы и т.д. К началу 18 века ведущую роль в развитии образования играла церковь, вследствие чего образование носило ярко выраженный религиозный характер. Но благодаря реформам Петра 1 в России происходит активное взаимствование из-за рубежа научных идей и передового опыта из разных сфер знаний и общественной жизни. В Россию приглашаются квалифицированные специалисты из Европы, за границу отправляют боярских и дворянских детей. В России создаётся Академия наук, светские школы и училища. С 1701 по 1721 открылись Морская академия; Навигацкая, Артиллерийская, Медицинская и Инженерная школы. В 18 веке, важную роль в развитии отечественного образования сыграл великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов он ввёл классно-урочную систему обучения, и благодаря ему открылся первый в России университет, он выпустил ряд учебников по различным предметам и первым начал читать лекции на русском языке.

   В начале 19 века, в  России сложилась система образования,  отражающая существовавшее тогда  расслоение общества - доступные  для дворянства учебные заведения,  европейского уровня и нехватка  начальных школ для простонародья.

  Основоположником научной  педагогики в России по праву  считается Константин Дмитриевич  Ушинский. Он основал педагогическую  психологию, раскрыл принципы и  методы обучения и воспитания, раскрыл систему обучения и  воспитания для начальных классов.  С1867 года Николай Александрович  Корф осуществил ряд мер по  повышению народного образования  в Александровском уезде, где  были открыты начальные земские  школы, в которых обучались  дети крестьян и рабочих. Особую  группу составляли школы действовавшие в казачьих войсках, их основой было религиозно-патриотическое и военно-физическое воспитание.

В начале 20 века Сергей Александрович  Рачинский провёл педагогический эксперимент  в церковноприходской школе села Татаево, где он объединил религиозное, нравственное, трудовое и профессиональное образование.

В 1910 году в России сложилась  система образования, включающая разные ступени и уровни: начальные школы, классические гимназии, училища и  университеты, хотя по прежнему они были малодоступны для обычных людей. Но после революции 1917 года в педагогике произошли существенные изменения: открыто множество школ, скаутское движение трансформировалось в пионерскую организацию, после 1930 года вводится закон о ликвидации безграмотности, когда обучение минимальной грамоте (чтение, письмо, счёт) производили по всему Советскому государству. В это время, наибольшее влияние на развитие педагогики оказали Станислав Трофимович Шацкий и Антон Семёнович Макаренко. Усиливается централизация управления образованием, вводится систематический индивидуальный учёт обученности школьников по пятибалльной системе, устанавливается руководящая роль учителя и его ответственность за результат обучения, вводятся единые учебники и образовательные программы. В дальнейшем государство полностью взяло на себя заботу о финансировании системы образования, обеспечении её кадрами, учебниками и учебным оборудованием. С 1980 года советская система образования вступила в период кризиса, когда, в последующие годы, снизилось финансирование системы образования, снизился интерес к учению и престижу образования. После ликвидации СССР, когда школы почти не финансировались, а классовое разделение общества начало проявляться с новой силой, возникли частные платные элитные школы, для детей так называемой «верхушки общества». Впоследствии, с введением платного обучения в средних учебных заведениях и ВУЗах высшее образование стало доступным только детям из семей с среднем или высоким финансовым

 доходом. В настоящее  время, среднее общее образование  является бесплатным, а среднее  профессиональное и высшее образование  частично-выборочным(набравшие баллы по ЕГЭ и не набравшие проходной балл в данное учебное заведение).

 

 


Информация о работе Происхождение и развитие педагогики как профессии