Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:29, статья
В статье рассматриваются основные подходы к педагогической профилактике ВИЧ/СПИДа в образовательной среде
Наиболее уязвимой категорией заражения ВИЧ-инфекцией является молодое поколение в возрасте от 15 до 20 лет. Анализ научных исследований и практического материала по данной проблеме показал, что большая часть предлагаемых теорий, концепций и профилактических программ рассчитана именно на эту возрастную категорию, где особое внимание отводится «группам риска». Но, на наш взгляд, основным этапом профилактики такого социально-опасного заболевания как ВИЧ-инфекция нужно считать подростковый возраст. Именно в этом период многие дети переходят в категорию подростков «группы риска».
Профилактика ВИЧ/СПИДа в подростковой среде как педагогическая проблема.
Левчук С.В.
Наиболее уязвимой категорией заражения ВИЧ-инфекцией является молодое поколение в возрасте от 15 до 20 лет. Анализ научных исследований и практического материала по данной проблеме показал, что большая часть предлагаемых теорий, концепций и профилактических программ рассчитана именно на эту возрастную категорию, где особое внимание отводится «группам риска». Но, на наш взгляд, основным этапом профилактики такого социально-опасного заболевания как ВИЧ-инфекция нужно считать подростковый возраст. Именно в этом период многие дети переходят в категорию подростков «группы риска».
В подростковом возрасте происходят изменения на биологическом, психологическом и социальном уровне, которые, при наличии неблагоприятных внешних и внутренних предпосылок, приводят к рискованному поведению. Причины и факторы возникновения таких предпосылок исследованы в работах российских и зарубежных ученых в разных областях научных знаний.
Философские и социально-педагогические подходы к проблемам подросткового возраста изложены в работах В.Г. Афанасьева, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Л.П. Буевой, М.М. Поташника, Ю.П. Сокольникова, Г.Н. Филонова, П.Г. и Г.П. Щедровицких.
В анализе девиантного поведения в качестве определяющих теоретических позиций выступают психологические концепции С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева о взаимосвязи и взаимообусловленности внутренней (психической) и внешней (предметной) деятельности.
Исследования социологов Ж.Кетле, Э.Дюркгейма, Д.Дьюи, П.Дюпати и других выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей.
Роберт К. Мертон предположил, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения.
Согласно исследованиям А.Ф. Лазурского, П.П. Блонского, Д.Г. Вельского, Л.С. Выготского «трудный ученик - это такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной... и с которым учителю трудно, тягостно заниматься».
В.Н. Мясищев указывал, что трудновоспитуемость - результат комплекса социальных и биологических факторов, среди которых выделяются:
1)
социально-педагогические (асоциальная
или педагогически
2)
нарушения психического
3)
комбинация неблагоприятных
Большинство исследователей ссылаются на возможность возникновения отклонений социально-педагогического генеза в развитии личности (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.А. Невский, В.Ф. Пирожков, Л.Б. Филонов, Д.Б. Эльконин).
Основы развития, формирования и социализации личности подростков рассмотрены в работах (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.В. Петровский, В.С. Мухина, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, Д.И. Фельдштейн и др.).
Исходя из перечисленных концепций и теорий можно выделить следующие причины перехода подростков в категорию «группа риска»:
- особенности биологического развития организма;
- культурно-историческая среда, как сфера их роста и развития;
- условия обучения и воспитания;
- резервы индивидуального развития.
Педагогическая профилактика ВИЧ/СПИДа среди подростков должна строиться на основе научных знаний в области медицины, социологии, психологии, культурологии и педагогики (основные положения профилактики среди подростков изложены в «Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде»).
В силу возрастных особенностей контингента основная нагрузка по профилактике ВИЧ/СПИДа среди подростков ложится на образовательное учреждение. Тесное сотрудничество учителей предметников (профилактика в процессе обучения), педагогов-психологов (профилактика и коррекция возможных отклонений в развитии и поведении), социальных педагогов (сопровождение в процессе социализации), педагогов дополнительного образования (формирование и развитие творческого потенциала) и социальное партнерство - являются эффективным механизмом реализации целей и задач профилактики ВИЧ/СПИДа и формирования безопасного поведения подростков.
Рассматривая проблему заражения ВИЧ-инфекцией, необходимо отметить, что в подростковом возрасте актуальна именно первичная профилактика, цель которой сформировать мотивацию на ведение здорового образа жизни и предупредить возможные исходы рискованного поведения.
Первичная профилактика строится с учетом особенностей личности подростка и социальной ситуации его развития. Комплексная первичная профилактика рассматривается как система предупредительных мер, связанных с устранением внешних и внутренних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии подростков и осуществляется за счет гуманизации и оптимизации целостного педагогического процесса.
Следовательно, профилактика ВИЧ-инфекции является компонентом общей системы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения подростков (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение. «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата» (Анохин, 1978), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство), что обусловлено наличием общих целей, задач.
Педагогическая профилактика ВИЧ/СПИДа среди подростков как система включает четыре концептуально важных компонента:
- обучающий (расширение представлений о ВИЧ-инфекции в рамках образовательных стандартов общего образования);
- воспитательный (формирование моральных установок, нравственных и семейных ценностей, учет гендерных особенностей в семейном и половом воспитании и т.д.);
- социально-педагогический (сопровождение в процессе социализации, работа с семьей и ближайшим окружением, содействие в решении социальных проблем и т.д.);
- психолого-педагогический (профилактика и коррекция возможных отклонений в развитии и поведении подростка, сопровождение социальной ситуации развития).
Общность целей и задач педагогической профилактики ВИЧ/СПИДа среди подростков заключается не только в предупреждении возможного заражения социально-опасным заболеванием, но и является одной из целей образования в целом и реализуется с учетом общепедагогических принципов и подходов.
Таким образом, педагогическая профилактика ВИЧ/СПИДа в подростковой среде:
- система педагогических мер, направленных на предупреждение неблагоприятных внешних и внутренних факторов возникновения рискованного поведения подростков и риска заражения ВИЧ-инфекцией;
- способствует информированию и обучению подростков способам предупреждения заражения ВИЧ в рамках реализации Национальной концепции противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД в Российской Федерации;
- содействует реализации региональных, национальных и международных программ борьбы с ВИЧ/СПИДом;
-
базируется на научных
- в реализации учитывает особенности жизненного опыта, специфику социальной среды, эмоционально-личностные особенности и уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сферы подростков;
-
способствует сохранению
- реализуется как направление учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех видов и типов с учетом общепедагогических принципов и подходов;
- является компонентом общей системы профилактики отклонений в процессе социализации подростков (предупреждение всех возможных видов отклонений в поведении и зависимостей), в то же время, являясь самостоятельной развивающейся системой, которая включает четыре концептуально важных компонента: обучающий, воспитательный, социально-педагогический, психолого-педагогический;
-
интегрирует возможности всех социальных
институтов и собственный потенциал несовершеннолетних
для предупреждения социально опасных
заболеваний, в том числе и распространение
ВИЧ/СПИДа в подростковой среде.
Левчук
Светлана Васильевна, аспирант ТГУ
им. Г.Р.Державина
Информация о работе Профилактика ВИЧ/СПИДа в подростковой среде как педагогическая проблема.