Профилактика ВИЧ/СПИДа в подростковой среде как педагогическая проблема.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:29, статья

Описание работы

В статье рассматриваются основные подходы к педагогической профилактике ВИЧ/СПИДа в образовательной среде
Наиболее уязвимой категорией заражения ВИЧ-инфекцией является молодое поколение в возрасте от 15 до 20 лет. Анализ научных исследований и практического материала по данной проблеме показал, что большая часть предлагаемых теорий, концепций и профилактических программ рассчитана именно на эту возрастную категорию, где особое внимание отводится «группам риска». Но, на наш взгляд, основным этапом профилактики такого социально-опасного заболевания как ВИЧ-инфекция нужно считать подростковый возраст. Именно в этом период многие дети переходят в категорию подростков «группы риска».

Работа содержит 1 файл

Левчук Профилактика ВИЧСПИДа в подростковой среде как педагогическая проблема .docx

— 25.06 Кб (Скачать)

Профилактика ВИЧ/СПИДа в подростковой среде как педагогическая проблема.

     Левчук  С.В.

     Наиболее  уязвимой категорией заражения ВИЧ-инфекцией  является молодое поколение в  возрасте от 15 до 20 лет. Анализ научных  исследований и  практического материала  по данной проблеме показал, что большая  часть предлагаемых теорий, концепций  и профилактических программ рассчитана именно на эту возрастную категорию, где особое внимание отводится «группам риска». Но, на наш взгляд, основным этапом профилактики такого социально-опасного заболевания как ВИЧ-инфекция нужно считать подростковый возраст. Именно в этом период многие дети переходят в категорию подростков «группы риска».

     В подростковом возрасте происходят изменения  на биологическом, психологическом  и социальном уровне, которые, при  наличии неблагоприятных внешних и внутренних предпосылок, приводят к рискованному поведению. Причины и факторы возникновения таких предпосылок исследованы в работах российских и зарубежных ученых в разных областях научных знаний.

     Философские и социально-педагогические  подходы к проблемам подросткового возраста изложены в работах В.Г. Афанасьева,  Ю.К. Бабанского,  В.П. Беспалько, Л.П. Буевой,  М.М. Поташника,  Ю.П. Сокольникова,  Г.Н. Филонова, П.Г. и Г.П. Щедровицких.

     В анализе девиантного поведения в качестве определяющих теоретических позиций выступают психологические концепции С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева о взаимосвязи и взаимообусловленности внутренней (психической) и внешней (предметной) деятельности.

     Исследования  социологов Ж.Кетле, Э.Дюркгейма, Д.Дьюи, П.Дюпати и других выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей.

     Роберт  К. Мертон предположил, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения.

     Согласно  исследованиям А.Ф. Лазурского, П.П. Блонского, Д.Г. Вельского, Л.С. Выготского «трудный ученик - это такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной... и с которым учителю трудно, тягостно заниматься».

     В.Н. Мясищев указывал, что трудновоспитуемость - результат комплекса социальных и биологических факторов, среди которых выделяются:

     1) социально-педагогические (асоциальная  или педагогически неблагополучная среда, формирующая социально-отрицательные установки, навыки недисциплинированности, хулиганства и т.п.);

     2) нарушения психического здоровья, нервно-психические слабости, проявляющиеся в возбуждении, неустойчивости;

     3)  комбинация неблагоприятных социально-педагогических  и медицинских факторов.

     Большинство исследователей ссылаются на возможность  возникновения отклонений социально-педагогического генеза в развитии личности (П.П. Блонский,  А.С. Макаренко,  В.А. Сухомлинский,  И.А. Невский,  В.Ф. Пирожков,  Л.Б. Филонов,  Д.Б. Эльконин).

     Основы  развития, формирования и социализации личности подростков  рассмотрены в работах (Л.И. Божович, Л.С. Выготский,  С.Л. Рубинштейн,  А.В. Запорожец,  А.В. Петровский,  В.С. Мухина,  А.Н. Леонтьев,  Б.Т. Лихачев,  Д.И. Фельдштейн и др.).

     Исходя  из перечисленных концепций и  теорий можно выделить следующие причины перехода подростков в категорию «группа риска»:

     - особенности биологического  развития  организма;

     - культурно-историческая среда, как сфера их роста и развития;

     - условия обучения и воспитания;

     - резервы индивидуального развития.

     Педагогическая  профилактика ВИЧ/СПИДа среди подростков должна строиться на основе научных знаний в области медицины, социологии, психологии, культурологии и педагогики (основные положения профилактики среди подростков изложены в «Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде»).

     В силу возрастных особенностей контингента основная нагрузка по профилактике ВИЧ/СПИДа среди подростков ложится на образовательное учреждение. Тесное сотрудничество учителей предметников (профилактика в процессе обучения), педагогов-психологов (профилактика и коррекция возможных отклонений в развитии и поведении), социальных педагогов (сопровождение в процессе социализации), педагогов дополнительного образования (формирование и развитие творческого потенциала) и социальное партнерство  - являются эффективным механизмом реализации целей и задач профилактики ВИЧ/СПИДа и формирования безопасного поведения подростков.

     Рассматривая  проблему заражения ВИЧ-инфекцией, необходимо отметить, что в подростковом возрасте актуальна именно первичная профилактика, цель которой сформировать мотивацию на ведение здорового образа жизни  и предупредить возможные исходы рискованного поведения.

     Первичная профилактика строится с  учетом особенностей личности  подростка и социальной ситуации его развития. Комплексная первичная профилактика рассматривается как система предупредительных мер,  связанных  с устранением внешних и внутренних причин,  факторов  и условий,  вызывающих  те  или иные недостатки в развитии подростков и осуществляется за счет  гуманизации и оптимизации целостного  педагогического процесса.

     Следовательно, профилактика ВИЧ-инфекции является компонентом общей системы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения подростков (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение. «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата» (Анохин, 1978), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство), что обусловлено наличием общих целей, задач.

     Педагогическая профилактика ВИЧ/СПИДа среди подростков как система включает четыре концептуально важных компонента:

     - обучающий (расширение представлений о ВИЧ-инфекции в рамках образовательных стандартов общего образования);

     - воспитательный (формирование моральных  установок, нравственных и семейных ценностей, учет гендерных особенностей в семейном и половом воспитании и т.д.);

     - социально-педагогический (сопровождение в процессе социализации, работа с семьей и ближайшим окружением, содействие в решении социальных проблем и т.д.);

     - психолого-педагогический (профилактика и коррекция возможных отклонений в развитии и поведении подростка, сопровождение социальной ситуации развития).

     Общность  целей и задач педагогической профилактики ВИЧ/СПИДа среди подростков заключается не только в предупреждении возможного заражения социально-опасным заболеванием, но и является одной из целей образования в целом и реализуется с учетом общепедагогических принципов и подходов.

     Таким образом, педагогическая профилактика ВИЧ/СПИДа в подростковой среде:

     - система педагогических мер, направленных на предупреждение неблагоприятных внешних и внутренних факторов возникновения рискованного поведения подростков и риска заражения ВИЧ-инфекцией;

     - способствует информированию и обучению подростков способам предупреждения заражения ВИЧ в рамках реализации Национальной концепции противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД в Российской Федерации;

     - содействует реализации региональных, национальных и международных программ борьбы с ВИЧ/СПИДом;

     - базируется на научных достижениях  в области психологии, образования и культуры;

     - в реализации учитывает особенности жизненного опыта, специфику социальной среды, эмоционально-личностные особенности и уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сферы подростков;

     - способствует сохранению репродуктивного  здоровья несовершеннолетних; развитию личностных ресурсов, формированию социальной и персональной компетентности, развитию адаптивной стратегии поведения, формированию здоровой полоролевой и семейной идентификации;

     - реализуется как направление учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех видов и типов с учетом общепедагогических принципов и подходов; 

     - является компонентом общей системы профилактики отклонений в процессе социализации подростков (предупреждение всех возможных видов отклонений в поведении и зависимостей), в то же время, являясь самостоятельной развивающейся системой, которая включает четыре концептуально важных компонента: обучающий, воспитательный, социально-педагогический, психолого-педагогический;

     - интегрирует возможности всех социальных институтов и собственный потенциал несовершеннолетних  для предупреждения социально опасных заболеваний, в том числе и распространение ВИЧ/СПИДа в подростковой среде. 

     Левчук  Светлана Васильевна, аспирант ТГУ  им. Г.Р.Державина 

Информация о работе Профилактика ВИЧ/СПИДа в подростковой среде как педагогическая проблема.