Профессиональные качества современного учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:30, доклад

Описание работы

«Образ педагога» обсуждался во все времена, эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в нашей стране набирает обороты реформа образовательной системы. Государство и общество предъявляют школе большие требования. Грядут серьезные изменения. И в первую очередь должен меняться учитель. Современной школе нужен новый учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Работа содержит 1 файл

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

     «Образ  педагога» обсуждался во все времена, эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в нашей стране набирает обороты реформа образовательной системы. Государство и общество предъявляют школе большие требования. Грядут серьезные изменения. И в первую очередь должен меняться учитель. Современной школе нужен новый учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

     Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как  представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно  сталкивается с педагогами - детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

     Педагогический  профессионализм определяется через  понятие «педагогическое мастерство», которое несёт большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности.

     Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя. Прежде всего, необходимо определить критерии педагогического мастерства. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в высоком качестве успеваемости школьников, в их интересе к предмету. Педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

     Происходящие  в стране социально-экономические  изменения и обусловленная ими  модернизация общего среднего образования  требуют и нового подхода профессиональной компетентности педагогов.

     Профессионализм педагога становится решающим фактором обеспечения качества образования, а понятие «профессиональная  компетентность» - ключевым.

     Понятие «профессиональная компетентность» - синоним понятий «профессионализм», «квалификация» и рассматривается как сплав общих и профессиональных знаний, практических умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успешную деятельность педагога.

     Профессиональная  компетентность – область профессиональной деятельности педагога по обучению, воспитанию и развитию обучающихся.

Компетентность  учителя представляет собой совокупность профессионально – педагогических компетенций:

•  Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;

•  Профессионально-коммуникативная;

•  Общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);

•  Предметная компетенция;

•  Профессиональная самореализация.

Профессиональные  качества педагога

Организаторские способности:

•  Способствует высокой вовлечённости учащихся в систему внеклассных мероприятий;

•  Эффективное распределение обязанностей среди учащихся;

•  Качественная организация совместной деятельности класса;

•  Профессиональное планирование и организация совместной деятельности класса.

Использование авторских методик:

•  В зависимости от необходимости систематическое использование наглядных и методических пособий;

•  Предлагает творческие задания, выходящие за рамки школьной программы, развивающие аналитическое мышление;

•  Использование в ходе обучения собственных диагностических, контрольно-измерительных материалов.

Формирование  общеучебных умений:

•  Способствует самостоятельной познавательной творческой деятельности;

•  Формирование среди учащихся навыков самоконтроля и самооценки;

•  Развитие в детях стремления к самообразованию и саморазвитию.

Психолого-педагогическая компетентность:

•  Создание комфортного микроклимата в образовательном процессе;

•  Формирование ответственного отношения к учёбе среди учащихся;

•  Желание сохранить контингент учащихся;

•  Способность вовремя оповестить родителей о намечающихся проблемах у учащегося.

Взаимодействие  с учащимися:

•  Учёт личных интересов и склонностей при совместной учебной деятельности;

•  Коррекционная работа с учащимися.

Коммуникативные качества:

•  Владение эмоциональной образной речью;

•  Грамотное и эффективное выстраивание общения с различными участниками классного коллектива;

•  Умение настроить диалог с учащимися разного уровня обученности;

•  Искренний и дружеский тон в диалоге с учащимися;

•  Справедливое оценивание возможностей каждого ученика;

•  Требовательность.

Учебно-методические навыки:

•  Умение доступно объяснять учебный материал;

•  Создание ситуации успеха для обучаемого;

•  Непосредственные знания и умения педагога в рамках преподаваемого предмета.

Обобщив всё сказанное, можно представить  модель современного учителя.

Информация о работе Профессиональные качества современного учителя