Профессиональная компетентность педагога и исследовательская деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом и фактором педагогического творчества, источником его преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта. Между тем, современная школа стоит на пороге глобальных изменений, которые охватывают весь широчайший спектр педагогических проблем, и прежде всего – профессиональную деятельность современного преподавателя-исследователя.
Организация научно-исследовательской деятельности влияет на развитие личности педагога, позволяет создать условия для реализации самообразования и потребности к саморазвитию, активно участвовать в педагогическом образовательном пространстве.

Работа содержит 1 файл

Зеленская.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

Профессиональная компетентность педагога и исследовательская деятельность.

Происходящие социальные трансформации  обозначили контуры новой образовательной  парадигмы, именуемой по-разному: «личностно ориентированная», «исследовательская», «проективная». Суть её состоит в смещении основного акцента в деятельности педагога с позиции функционального исполнителя, которую он выполнял ранее, на актуализацию творческих аспектов педагогического труда, на развитие его деятельности. Современное общество нуждается в педагоге, способном к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах, готовом стабильно и компетентно решать имеющиеся и вновь возникающие профессиональные исследовательские задачи.

Образование вошло в эпоху, когда педагогические системы должны быть не только развивающими, но и развивающимися. Динамично изменяющееся общество требует изменений в целях, содержании, технологиях образования. То, в какой мере оно сможет эффективно отвечать вызовам времени, во многом зависит от педагогов, от их готовности и способности включиться в процессы обновления практики образования.

Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом и фактором педагогического  творчества, источником его преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта. Между тем, современная школа стоит на пороге глобальных изменений, которые охватывают весь широчайший спектр педагогических проблем, и прежде всего – профессиональную деятельность современного преподавателя-исследователя.

Организация научно-исследовательской  деятельности влияет на развитие личности педагога, позволяет создать условия  для реализации самообразования  и потребности к саморазвитию, активно участвовать в педагогическом образовательном пространстве.

Современный учитель является важнейшей фигурой в организации  педагогического процесса. От его  профессиональной пригодности, педагогического  мастерства, творчества, к готовности к инновационной деятельности зависит  эффективность педагогической системы. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Особую значимость сегодня приобретает именно организация исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно профессиональное становление.

Я понимаю научно-исследовательскую деятельность учащихся как процесс совместной деятельности учащегося и педагога. Исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности, движению индивида от абстрактного к конкретному и наоборот. Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Научно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс.

Исследовательская деятельность по своей структуре и задачам  предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития мышления, интуиции, воображения; способствует формированию положительной «Я-концепции»; помогает «запустить» механизм самообразования, самореализации; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности.

Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды  усвоенных методов работы. Такая  деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Педагог, находящийся в постоянном поиске, гораздо быстрее достигает высших уровней педагогического мастерства, профессионализма. Творчество неотделимо от исследования. Творческая деятельность переходит в исследовательскую всякий раз, когда педагог, решая обобщить свой опыт, внедрить опыт своих коллег или новые технологии, сознательно применяет такие методы исследования, которые дают возможность получить объективные данные о результатах проводимой им творческой работы.

Огромное значение для развития творческих способностей учащихся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся, которая способствует не только развитию способностей ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом и, самое главное, способствует его социальной адаптации в среде сверстников, помогает менять его статус в коллективе, позволяет почувствовать собственную значимость.

В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования в целом и возможность создания условий для увлечения учащихся интеллектуальной исследовательской деятельностью.

Под исследовательской деятельностью  учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Учебно-исследовательская  деятельность школьников - это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствуют формированию новых знаний.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся не будет успешной, если в ее результатах не заинтересован педагог, школа. Только там, где педагоги сами заинтересованы в развитии способностей учащихся, только там может быть создана стройная система развития исследовательских умений учащихся.

Главный принцип состоит  в том, что привлечение учащихся к исследовательской деятельности никоим образом не связано с тем, чтобы настраивать их на обязательное открытие чего-то совершенно нового в области человеческих знаний.

Главная задача состоит в том, чтобы  привить вкус к исследовательской деятельности, потребность в серьезной и долгосрочной мыслительной работе, требующей усердия, старательности, самостоятельности мышления.

Исходя из этого положения, меняется и роль педагога в руководстве исследовательской деятельностью школьника. Он не просто корректор собранных учеником материалов по той или иной теме, он — старший товарищ, который является одновременно консультантом, советчиком, помощником в самостоятельной исследовательской деятельности своего ученика.

Именно такой подход к организации участия школьников в исследовательской деятельности приносит хорошие плоды, формирует мотивацию участия в активной творческой деятельности, способствует пониманию учащимися необходимости развития своих способностей для дальнейшего личностного развития, успешного профессионального становления. Школа, заинтересованная в воспитании учащихся, способных к самовыражению, создает все условия для того, чтобы  ученик мог заявить о себе, попробовать и почувствовать свои умения уже в стенах учебного заведения.

Многие учащиеся, уже становясь студентами, всегда с благодарностью вспоминают те школы, в которых их учили пробовать свои умения и не бояться неудач, способствовали развитию наблюдательности и любознательности, давали пищу для познания, стимулировали жажду творчества, поддерживали в поисках ответов на самые трудные вопросы, учили исследовать процессы и явления, защищать свои идеи и гипотезы самого невероятного свойства, стимулировали и оценивали творчество ребенка, каким бы способом оно не проявлялось.

Такое возможно только в хорошо организованной исследовательской работе.

В краткой биографии, написанной Эйнштейном при получении Нобелевской  премии, знаменитый ученый упоминает  школу, учиться в которой ему  пришлось только один год. Но именно эта  школа создавала ученикам все условия для развития самостоятельности мышления, для творчества. Ученикам разрешалось не только создавать самые невероятные проекты и выдвигать самые необычные идеи, но и позволялось их реализовывать в самой разнообразной деятельности.

Для того чтобы ребенок хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь доброго и умного педагога, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности. При этом нужно помнить, что один в поле не воин. Для полновесного развития творческих способностей учащихся необходимы совместные усилия всего педагогического коллектива: учителей, психологов,  школьной библиотеки,  администрации  учебного заведения.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Разграничение понятий.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская  деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Решение исследовательских задач  сегодня рассматривается не просто как право педагога, но и как  его профессиональная обязанность. Отражена эта позиция в Национальной доктрине образования Российской Федерации, где в качестве концептуальной заложена идея «участия педагогических работников в научной исследовательской деятельности», «интеграции научных исследований с образовательным процессом». Внимание на ней акцентировано и в «Требованиях к квалификации педагогических и руководящих работников при присвоении им квалификационных категорий», в «Рекомендациях по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников» и других документах. Анализ официальных требований к современному учителю, воспитателю показал, что они должны быть готовы к изучению, анализу и прогнозированию развития личности и жизнедеятельности обучающихся, к осуществлению комплексных преобразований в образовательной системе, к преодолению противоречий её развития. Они должны быть способны решать комплекс исследовательских задач, связанных с различными сферами педагогического труда. Исследовательские действия, операции должны входить в состав обобщенных профессиональных умений педагога.

Литература:

  1. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании: Практическое пособие для работников органов управления образованием. – М.: Центр соц. и экон. иссл., 1996.
  2. Горовая В.И., Тарасова С.И. Подготовка учителя к исследовательской деятельности. – М.: Илекса; Ставрополь: Ставрополь-серввысшкола, 2002.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
  4. Климова Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. – Оренбург, 2001.
  5. www.1553.ru
  6. www.issl.dnttm.ru
  7. http://schools.keldysh.ru/labmro
  8. www.researcher.ru

Информация о работе Профессиональная компетентность педагога и исследовательская деятельность