Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:48, реферат

Описание работы

Начало профессиональной подготовки кадров для специального образования:
* первые курсы подготовки учителей для обучения детей с особыми образовательными потребностями - открыты в 1812 г. при Берлинской королевской школе глухонемых;
* профессиональная подготовка отечественных специалистов (сурдопедагогов и логопедов) - началась в 1892г. в Санкт-Петербурге на основе годичных курсов.
В США существует развитая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для специального образования. Для этого разработаны более 230 программ.

Работа содержит 1 файл

Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.docx

— 15.08 Кб (Скачать)

Профессиональная  деятельность и личность педагога системы специального образования

Начало профессиональной подготовки кадров для специального образования:

* первые курсы подготовки  учителей для обучения детей  с особыми образовательными потребностями - открыты в 1812 г. при Берлинской королевской школе глухонемых;

* профессиональная подготовка  отечественных специалистов (сурдопедагогов  и логопедов) - началась в 1892г. в Санкт-Петербурге на основе годичных курсов.

 В США существует  развитая система подготовки, переподготовки  и повышения квалификации профессиональных  кадров для специального образования. Для этого разработаны более 230 программ.

В странах Западной Европы специальных психологов и педагогов  готовят в университетах. Также  будущие учителя общеобразовательных школ обязаны изучить курс специальной педагогики (минимальный объем курса 100-120 часов). В России педагогические университеты реализуют программы профессиональной подготовки по следующим специальностям:

* тифлопедагогика - педагог  слепых и слабовидящих (тифлопедагог);

* сурдопедагогика - педагог  глухих и слабослышащих (сурдопедагог);

* олигофренопедагогика - педагог  для работы с лицами, имеющими  различные виды и формы нарушений  умственного развития от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);

* логопедия - с получением  квалификации логопеда;

* специальная дошкольная  педагогика - педагог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Психологические факультеты высших учебных заведений осуществляют подготовку выпускников по направлению "Специальная психология".

Профессию воспитателя дошкольного  или школьного специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями можно получить в педагогических колледжах.

В настоящее время в  России из более чем 200 тыс. педагогов, работающих в отечественной системе специального образования, соответствующие дипломы имеют примерно 10% (кроме крупных городов), тогда как в развитых странах дипломированных специалистов около 95-98%.

 Сферы профессиональной деятельности педагога системы специального образования:

* профилактика;

* диагностика и консультирование;

* педагогическое просвещение;

* участие в психологической  и психотерапевтической помощи;

* образовательная и социально-педагогическая  деятельность;

* организация и руководство  образованием;

* преподавательская деятельность;

* научно-исследовательская  деятельность.

Педагоги-дефектологи выполняют  свои профессиональные обязанности  в различных образовательных учреждениях как специальных, так и общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляют индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии на дому.

 Педагог  системы специального образования  должен обладать следующими качествами:

* педагогическая направленность - собирательное свойство личности  педагога, представляющее собой  комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

* эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;

* педагогический такт - чувство  меры, проявляющееся в умении  держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

* педагогическая зоркость - способность педагога фиксировать  существенное в развитии ребенка,  предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка;

* педагогический оптимизм - основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса;

* культура профессионального  обучения - умение организовать правильные  взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами;

* педагогическая рефлексия  - самоанализ проделанных шагов,  оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Мастерство педагога - это  высокий уровень творческого  овладения современным арсеналом  средств психолого-педагогического воздействия, эффективное применение их в процессе всей деятельности. Педагогическая техника - необходимая составная часть педагогического мастерства.

Ф.А. Рау выделяет такие необходимые для педагога системы специального образования качества:

* физическая выносливость;

* сопротивляемость инфекционным  заболеваниям;

* отсутствие дефектов  речи и значительного снижения  зрения;

* психическое здоровье.

Важнейшие черты  профессионального характера по Н.М. Назаровой:

* доброта;

* ответственность;

* терпение;

* способность к эмпатии; энергичность; увлеченность своей работой;

* уважение и любовь  к своим воспитанникам;

* профессиональная честность  и порядочность.

 

 


Информация о работе Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования