Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:48, реферат
Начало профессиональной подготовки кадров для специального образования:
* первые курсы подготовки учителей для обучения детей с особыми образовательными потребностями - открыты в 1812 г. при Берлинской королевской школе глухонемых;
* профессиональная подготовка отечественных специалистов (сурдопедагогов и логопедов) - началась в 1892г. в Санкт-Петербурге на основе годичных курсов.
В США существует развитая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для специального образования. Для этого разработаны более 230 программ.
Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования
Начало профессиональной подготовки кадров для специального образования:
* первые курсы подготовки учителей для обучения детей с особыми образовательными потребностями - открыты в 1812 г. при Берлинской королевской школе глухонемых;
* профессиональная подготовка отечественных специалистов (сурдопедагогов и логопедов) - началась в 1892г. в Санкт-Петербурге на основе годичных курсов.
В США существует
развитая система подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
В странах Западной Европы
специальных психологов и педагогов
готовят в университетах. Также
будущие учителя
* тифлопедагогика - педагог слепых и слабовидящих (тифлопедагог);
* сурдопедагогика - педагог
глухих и слабослышащих (
* олигофренопедагогика - педагог
для работы с лицами, имеющими
различные виды и формы
* логопедия - с получением квалификации логопеда;
* специальная дошкольная педагогика - педагог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Психологические факультеты высших учебных заведений осуществляют подготовку выпускников по направлению "Специальная психология".
Профессию воспитателя дошкольного или школьного специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями можно получить в педагогических колледжах.
В настоящее время в России из более чем 200 тыс. педагогов, работающих в отечественной системе специального образования, соответствующие дипломы имеют примерно 10% (кроме крупных городов), тогда как в развитых странах дипломированных специалистов около 95-98%.
Сферы профессиональной деятельности педагога системы специального образования:
* профилактика;
* диагностика и
* педагогическое просвещение;
* участие в психологической и психотерапевтической помощи;
* образовательная и социально-
* организация и руководство образованием;
* преподавательская
* научно-исследовательская деятельность.
Педагоги-дефектологи
Педагог
системы специального
* педагогическая направленность
- собирательное свойство
* эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;
* педагогический такт - чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
* педагогическая зоркость
- способность педагога
* педагогический оптимизм - основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса;
* культура профессионального
обучения - умение организовать
* педагогическая рефлексия - самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Мастерство педагога - это
высокий уровень творческого
овладения современным
Ф.А. Рау выделяет такие необходимые для педагога системы специального образования качества:
* физическая выносливость;
* сопротивляемость инфекционным заболеваниям;
* отсутствие дефектов речи и значительного снижения зрения;
* психическое здоровье.
Важнейшие черты профессионального характера по Н.М. Назаровой:
* доброта;
* ответственность;
* терпение;
* способность к эмпатии; энергичность; увлеченность своей работой;
* уважение и любовь к своим воспитанникам;
* профессиональная честность и порядочность.