Профессионализм педагога вышей школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:30, реферат

Описание работы

Преподаватели вузов являются одной из социально-профессиональных групп, на которую обществом возложены две чрезвычайно важные и взаимосвязанные задачи:
- сохранение и приумножение культурного (в широком смысле) наследия общества и цивилизации в целом;
- социализация личности на ответственном этапе ее формирования.

Работа содержит 1 файл

реферат Профессионализм педагога вышей школы.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

В связи с  тем, что педагогическая деятельность играет ведущую роль в деятельности преподавателя вуза, были установлены пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

- репродуктивный - умение педагога пересказать  другим то, что он знает сам; 

- адаптивный - умение приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

- локально-моделирующий  знания обучающихся - владение  стратегиями обучения знаниям,  умениям и навыкам, позволяющими  определить педагогическую цель, разработать алгоритм решения  поставленных задач; 

- системно-моделирующий  знания обучающихся - владение  стратегиями формирования системы  знаний, умений и навыков по  дисциплине в целом; 

- системно-моделирующий  деятельность и поведение обучающихся  - умение превратить преподаваемую  дисциплину в средство формирования личности обучающегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

Несмотря на ведущую роль педагогической деятельности, которая подчеркивается как отечественными, так и зарубежными авторами, нужно  отметить, что исследовательская работа обогащает внутренний мир преподавателя, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знаний. Если педагогическая деятельность не подкреплена научной работой, быстро угасает профессиональное педагогическое мастерство.

Для успешного выполнения всех видов деятельности, преподавателю необходимо обладать определенными способностями. Большинство авторов выделяют один спектр способностей, но в наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В. А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения:

1) Дидактические  способности - способности передавать  учащимся учебный материал, делая  его доступным для детей, преподносить  им материал или проблему ясно  и понятно, вызывать интерес  к предмету - возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Преподаватель с дидактическими способностями умеет, в случае необходимости, соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное, неясное - понятным. Профессиональное мастерство включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко "дирижировать" познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону.

2) Академические  способности - способности к соответствующей  области наук (математике, физике, биологии, литературе и т.д.). Способный преподаватель  знает предмет не только в  объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу;

3) Перцептивные  способности - способности проникать во внутренний мир студента, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный преподаватель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии студента;

4) Речевые способности  - способности ясно и четко  выражать свои мысли, чувства  с помощью речи, а также мимики  и пантомимики. Речь педагога  всегда отличается внутренней  силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся;

5) Организаторские  способности - это, во-первых, способности  организовать студенческий коллектив,  сплотить его, воодушевить на  решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени - умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки;

6) Авторитарные  способности - способность непосредственного  эмоционально-волевого влияния на  студентов и умение на этой  основе добиваться у них авторитета. Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств преподавателя, в частности его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а также от чувства собственной ответственности;

7) Коммуникативные  способности - способности к общению со студентами, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта;

8) Педагогическое  воображение (или прогностические  способности) - это способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности студентов, связанном с представлением о том, что из студента получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств студентов;

9) Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы преподавателя. Способный, опытный преподаватель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли, в то же время держит в поле внимания всех студентов, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой).

Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм (Л.И. Мищенко).

Содержание профессиональной компетентности педагога той или  иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к преподавателю на уровне его теоретического и практического опыта.

Для преподавателя  нового поколения важно быть компетентным во многих областях, таких как педагогика, методология, психология, компьютерная грамотность и многое другое. Рассмотрим данный вопрос более детально.

1. Профессиональная, общекультурная и гуманитарная  компетентности, основывающейся на  научной, практической и психолого-педагогической  подготовке, включающей знание основ  мировой культуры, гуманистических  личностных качеств, ответственности за результаты собственной деятельности, мотивации к самосовершенствованию.

2. Нестандартное  мышление, владение инновационной  стратегией и тактикой, гибкой  адаптации к изменениям содержания  и условий профессиональной деятельности.

3. Коммуникативной  компетентности, включающей развитую  речь, владение современными средствами  связи и основами компьютерной  грамотности и т.д. В связи  с этим преподаватель обязан  уметь: 

- проектировать  цели и задачи преподавания  дисциплины с учетом различных образовательных ресурсов;

- разрабатывать  методики проведения компьютерных  лабораторно-практических занятий,  позволяющих осваивать методологию  самообразования и моделировать  будущую профессиональную деятельность;

- подготавливать  конспекты лекций-презентаций, фрагменты видеосопровождения в аналоговом и цифровом формате, электронные учебно-методические комплексы; работать с электронной почтой, с виртуальным деканатом и виртуальными учебными группами;

- проводить администрирование  Web-сайта (Web-страницы), виртуальные консультации: chat-форумы, электронные доски объявлений, e-mail рассылки, видеоконференции.

Социально-экономическая  компетентность, предусматривающая  владение основами современной экономики, знание законов бизнеса, азов экологии и права.

Обобщая все  вышесказанное, мы приходим к выводу, что к личности преподавателя  вуза и его профессионализму предъявлены  высокие требования, и по нашему убеждению, ни один человек не может  отвечать всем предъявленным качествам. Поэтому существует необходимость создать такую модель преподавателя, которой, возможно, будет соответствовать каждый. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинова А.С.  Культура речи и речевой этикет  преподавателя вуза как компонент  педагогической культуры www.t21.rgups.ru

2. Жураковский  В., Приходько В., Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра. // Высшее образование в России. – 2000. – № 3.

3. Кузьмина Н.В.  Профессионализм личности преподавателя  и мастера производственного  обучения. М., 1990.

4. Ватлина Л.И.,. Шупляк Л.В. Преподаватель – воспитатель в техническом вузе – http://t21.rgups.ru/

5.http://www.lse.ac.uk/resources/

6. Advanced Skills Teachers http://www.standards.dfes.gov.uk/ast/

7. High School Teacher http://www.microsoft.com/

Информация о работе Профессионализм педагога вышей школы