Процесс социализации личности. Периодизация развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:55, реферат

Описание работы

Как известно, ребенок входит в большой мир как биологический организм и его основной задачей в этот момент является свой собственный физический комфорт. Через некоторое время младенец становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с целями и устремлениями, с симпатиями и антипатиями, образцами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. На протяжении всей жизни человек достигает этого состояния с помощью процесса, который принято называть социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается из биологического организма в социальную единицу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие социализации………………………………………………………….4
2.Механизмы социализации……………………………………………………...6
3. Фазы и этапы социализации личности………………………………………..7
4.Периодизация развития личности…………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...12

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 101.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

Социология

Реферат на тему:

«Процесс социализации личности.

Периодизация развития личности.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Понятие социализации………………………………………………………….4

2.Механизмы социализации……………………………………………………...6

3. Фазы и этапы социализации личности………………………………………..7

4.Периодизация развития личности…………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………...12

 

 


Введение

 

Как известно, ребенок входит в большой мир как биологический организм и его основной задачей в этот момент является свой собственный физический комфорт. Через некоторое время младенец становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с целями и устремлениями, с симпатиями и антипатиями, образцами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. На протяжении всей жизни человек достигает этого состояния с помощью процесса, который принято называть социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается из биологического организма в социальную единицу.

 

 


1.Понятие социализации

 

В современных условиях усложнения социальной жизни становится актуальной проблема внедрения человека в социальную структуру общества. Центральным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать частью общества.

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Как видно из определения, человек способен при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее, такое двустороннее влияние обусловлено фактом социальной активности человека.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Большинство ученых склонны к мнению, что процесс социализации непрерывен и продолжается на протяжении всей жизни человека. Окружающий нас мир постоянно изменяется, требуя при этом соответствующих преобразований и от нас. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Так или иначе каждое, даже микрообщество имеет дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до глубокой стадии старения и завершающимся смертью. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы, но это зависит от норм конкретной общности. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение.

Человек - существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество - длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.

Социализация идет по двум переплетающимся направлениям. С одной стороны, идет включение индивида в систему социальных отношений, происходит усвоение культурного опыта общества, его ценностей и норм. А с другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в процессе функционирования общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении.

Структура социализации включает в себя социализанта и социализатора, социализирующее воздействие, первичную и вторичную социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор – окружение или элементы социальной реальности, оказывающие социализирующее влияние на человека. Также их принято называть агентами и агентурами социализации. Агентуры социализации – институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида. Агентами социализации являются лица, непосредственно окружающие индивида, например, родственники, друзья, педагоги и т.п. Действия социализиторов, направленные на выполнение своих непосредственных задач, называются социализирующим воздействием. Социализация - это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако, на различных этапах ее содержание, направленность и интенсивность могут меняться. В связи с этим, ученые выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация понимается как процесс формирования зрелой личности. Под вторичной подразумевается - освоение специфических ролей, связанных с трудовой деятельностью.

Таким образом, социализация – весь многогранный процесс внедрения человека а общество, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду.

2. Механизмы социализации

 

Механизмы социализации проявляются в различных аспектах человеческой жизни – изучение, подражание, пример, заражение, внушение, уподобление, адаптация, заимствование, лидерство, мода, убеждение, идентификация, руководство.

Г. Хибин и М. Форверг выделили 3 основных механизма: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство, наставление (инструктирование).

Существуют факторы микросреды и макросреды, которые влияют на усвоение информации это: семья, детский сад, школа, уличные группы, которые относятся в группе микросреды и социальные институты, такие как учреждения, организации.

Отечественный ученый А. Юровский определил следующие стадии социализации:

- Первая стадия связана с процессом освоения человеком системы социальных отношений и норм;

- Вторая стадия характеризуется межличностными связями (положение в группе, групповые роли);

- Третья стадия связана с процессом духовного обогащения личности, развитием способностей и индивидуального опыта.
Главная особенность концепции Юровского состоит в том, что выделенные им стадии не являются последовательными. Эти все стадии связаны друг с другом и могут протекать одновременно.

 


3.Фазы и этапы социализации личности

 

Процесс социализации личности включает в себя три основные фазы. Первая завершается успешной адаптацией индивида, т. е. осваиваются различные социальные нормы и ценности, происходит их интериоризация. Вторая фаза характеризуется устремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. Третья фаза, при положительном исходе, приводит к наиболее полной и гармоничной интеграции индивида в группу. Любой сбой или застревание на одной из приведенных фаз может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Успешной считается такая социализация, когда личность способна защитить и утвердить свою индивидуальность, но при этом она интегрирована в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении всей своей жизни является членом разных социальных групп и, как следствие, не однократно проходит все три фазы социализации. Но стоит отметить, что в одних группах она может достаточно успешно адаптироваться и интегрироваться, а в других получить противоположный результат.

Ученые социологи сошлись на мнении, что социализация не является одномерным процессом и включает в себя различные этапы, стадии. Однако содержание элементов социализации современные социологи и психологи трактуют по-разному. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с изменениями личности в период ее социальной зрелости. Есть и другие точки зрения.


 


4. Периодизация развития личности.

 

На основании различных теорий периодизации развития личности, авторами которых являются Э. Эриксон, Д. Б. Эльконин, З. Фрейд, Ж. Пиаже и другие, нами была сформирована краткая модель стадий развития личности, основные аспекты которой подтверждаются всеми ранее перечисленными теориями.

Детство.

В различных культурах, на разных этапах развития общества категории детства придавалось неодинаковое значение. Но во все времена социализация человека начиналась на самой ранней стадии развития, в детстве, когда на 70% формируется личность. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время происходит самый незащищенный ее этап.

Подростковый возраст.

В большинстве стран подростковый период не считается социально значимым в жизненном цикле человека. Этот этап характеризуется тем, что молодые люди претерпевают значительные физиологические изменения, связанные с половым созреванием.

В этот период происходит также переход из детства к взрослой жизни. Но, как известно, несформированные жизненные цели и недостаточная идентификация представляют собой препятствия для формирования зрелой личности. Юношам и девушкам свойственно путать свои социальные роли. Несформировавшаяся личность влечет подростков к поиску более надежной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне.

Взгляд Эриксона на подростков согласуется с давней психологической традицией, описывающей подростковый возраст как период “бурь и стрессов”.

Ранняя зрелость, или молодость.

Последние тенденции в развитии западного мира - рост индустрии услуг, увеличение сроков обучения и беспрецедентно высокий образовательный ценз в современном постиндустриальном обществе - удлинили переход индивидов во взрослую жизнь. В некотором отношении сегодня формируется новый статус между подростковым возрастом и состоянием взрослого человека: период «первых шагов» на пути взрослой жизни. Молодым людям предстоит самостоятельно определить род занятий и общий стиль жизни. Этот период, наряду с подростковым возрастом, характеризуется колоссальными преобразованиями жизни, а следовательно, требует значительных усилий и является повышенным источником стрессов.

Как известно, имеющее место взаимодействие между индивидом и обществом на каждом этапе может изменить ход развития личности в положительном или отрицательном направлении, а в период ранней зрелости эти изменения наиболее ощутимы. Обозначенные риски, которые преследуют человека при переходе с одного этапа на другой, сопровождаются также тем, что индивид приобретает новые силы и формирует аутентичную личность.

Средний возраст, или зрелость

Зрелый возраст лишен той конкретики, которая присуща младенчеству, детству и подростковому периоду. Это всеобъемлющая и довольно размытая категория. Здесь уже не стоят точно сформулированные задачи и не обрисованы предопределенные исходы. Принято считать, что зрелый возраст – это период всеобъемлющей стабильности, но и этому этапу присущи скачки в развитии личности, это утверждение иллюстрирует так называемый, кризис среднего возраста.

Пожилой возраст, или старость

Подобно другим периодам жизненного цикла, начало пожилого возраста в разных обществах определяется по-разному. По большей части установление этих границ базируется на показателях общей продолжительности жизни, здоровье населения и других аспектах жизни. В настоящее время во многих западных странах возникает деление внутри категории старшего поколения. Условно их разделили на “молодых пожилых” и “старых пожилых”. “Молодые пожилые” - это люди, вышедшие на пенсию, но при этом они бодры, полны энергии, получают удовольствие от освободившегося времени, имея возможность заниматься общественной деятельностью и самореализоваться в новой сфере.

Пожилой возраст, а в частности, выход на пенсию влечет за собой расставание с некоторыми социальными ролями и потеря социальных контактов.

Важным считается период, связанный с осознанием надвигающейся смерти. Он присущ в основном представителям категории «старых пожилых». Понятие “умирающий” несет в себе нечто большее, чем просто протекание определенных биохимических процессов. Оно влечет за собой принятие себя, своего социального статуса, всех жизненных достижений и неудач.


Заключение

 

Исходя из рассмотренных понятий и понимания процесса социализации исследователями, затрагивающими психологический, социально-психологический и социологический аспекты, можно сделать вывод о том, что социализацией личности является «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему значений, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности».

Таким образом, в ходе процесса социализации, заложенные в человеке психобиологические способности и качества не просто реализуются, а трансформируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством различных факторов, в том числе: воспитания, образования, приобщения к культуре и при самом активном его участии. Социализация помогает личности сформировать свой "Я"- образ на основании восприятия и оценки окружающих. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется

Информация о работе Процесс социализации личности. Периодизация развития личности