Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 15:06, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть формы и методы досуга пожилых людей, а также предложить рекомендации по оптимизации форм и методов ведения социальной работы в данной области.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
•рассмотреть основные демографические и социально-психологические характеристики различных категорий людей старшего поколения;
•проанализировать современное положение и проблемы пожилых людей в Российской Федерации;
•осуществить теоретический анализ современного состояния сферы социального обеспечения пожилых людей;
•рассмотреть практические формы и методы социального обеспечения пожилых людей в Российской Федерации, как в обобщённом виде, так и на примере конкретной категории пожилых людей;
•определить возможности дальнейшего совершенствования работы в области досуга людей старшего поколения.
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Социально-психологические характеристики людей пожилого возраста........................................................................................................................7
1.1. Основные социально-демографические характеристики граждан старшего поколения.....................................................................................................................7
1.2. Социально-психологическое положение пожилых людей..........................12
1.3. Старость как социальная проблема...............................................................17
Глава 2. Государственная поддержка пожилых людей.........................................24
2.1. Объективная необходимость досуга населения и её место в политической жизни государства.....................................................................................................24
2.2. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей..........................................................................................................................26
2.3. Модели социального обслуживания пожилых людей.................................31
Глава 3. Технологии досуга пожилых людей.........................................................36
3.1. Принципы и механизмы досуга людей пожилого возраста...........................36
3.2. Основные направления досуга пожилых людей в Российской Федерации..................................................................................................................42
3.3. Практическая деятельность Центра социального обслуживания
г. Ульяновска..............................................................................................................51
Заключение.................................................................................................................58
Список литературы....................................................................................................63
Приложения................................................................................................................66
Наиболее часто используемым показателем старения общества является доля людей старшего возраста в его структуре. Обычно полагают, что нижняя граница старости соответствует возрасту 60-65 лет. Эксперты отдела демографии ООН в 1959 году приняли возраст 65 лет как границу для измерения процессов старения и предложили три уровня, характеризующие демографическую структуру населения каждой конкретной страны:
Понятие «демографическое старение» получило всеобщее признание в демографии и статистике в последние 40 лет. Оно рассматривается как изменчивая величина в структуре населения в трёх основных периодах:
Согласно методике, предложенной польским демографом Э. Россетом6, в процессе старения населения определённого общества различают четыре фазы:
В последнее десятилетие возникла необходимость выделения ещё одной фазы – глубокой демографической старости, о которой можно говорить лишь в том случае, когда доля людей в возрасте старше 60 лет превышает 15%.
В соответствии со шкалой английского демографа Дж. Сандберга8 важное значение имеют изменения в трёх основных возрастных группах: 0-19 лет, 20-59 лет, 60 лет и старше. Демографическая старость, по Дж. Сандбергу, наступает тогда, когда доля лиц, относящихся к первой группе ниже 30%, а доля лиц, соответствующих последней группе, превышает 15%.
Распространено мнение, что наиболее существенным фактором старения населения является снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Однако оно не соответствует действительности. Главную роль в этом процессе играет снижение уровня рождаемости, ибо, чем меньше рождается детей, тем впоследствии более значительной становится доля людей старшего возраста. «Омоложение» населения может наступить только при повышении рождаемости, когда в структуре общества увеличивается доля детей и молодёжи, а доля людей старшего возраста соответственно уменьшается.
Демографические процессы на Земле характеризуют две основные модели:
А) Модель «старого» населения соответствует районам с низкой рождаемостью, низкой смертностью и высокой продолжительностью жизни;
Б) Модель «молодого» населения справедлива для районов с высокой рождаемостью, значительной общей и детской смертностью, высоким темпом естественного прироста населения и низкой средней продолжительностью жизни9.
Демографическая старость считается:
Нужно специально отметить, что демографическая старость, особенно её последняя фаза, является уделом населения экономически развитых стран Европы и Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии и Японии.
Что касается демографической ситуации в нашей стране, то дореволюционную Россию можно было бы отнести к модели «молодого» общества, похожие тенденции развития были характерны и для СССР в первые десятилетия его существования. «Старение» населения в СССР началось только после второй мировой войны, однако данный процесс был неодинаков в различных частях страны. Существовали районы с населением, достигшим «глубокой старости» (Прибалтийские республики) и районы с «молодым» населением (Среднеазиатские республики). В СССР в 1970г. средняя продолжительность жизни составляла 70 лет, причём у мужчин – 65 лет, у женщин – 74 года11.
Непосредственно в РСФСР демографическая ситуация была сложной. Она претерпевала значительные изменения за период с 1939 по 1989г. В течение этих 50 лет численность населения РСФСР увеличилась лишь на 36%. В сравнении с мировым приростом это самый низкий показатель: численность населения земного шара за тот же период выросла на 154%! Доля России в структуре населения мира резко уменьшилась. Это можно было бы расценить как последствие Великой Отечественной войны, но изменения коснулись не столько общего количества населения, сколько его возрастной структуры. Резко снизилась численность населения в младших возрастных группах (от 0 до 9 лет), а количество лиц в возрасте старше 60 лет возросло в 7 раз. К 1989г. доля людей старшего поколения составила 15,4%12. Именно в России было впервые отмечено суженное воспроизводство населения, при котором число рождающихся детей недостаточно для количественного замещения родительского поколения, что послужило началом естественной убыли населения России. Этот процесс продолжился и в постсоветский период развития России с ещё более нарастающими темпами. По данным Госкомстата РФ, каждый год население России уменьшается в среднем на 700-800 тысяч человек13.
По
мнению большинства демографов, всеобщий
характер старения населения находится
в прямой зависимости от уровня экономического
и общественно-политического развития
и по своей природе является прогрессивным
процессом, который характеризует общество
нового типа, где присутствует высокий
уровень жизни и уверенность в завтрашнем
дне у простого обывателя.
1.2.
Социально-психологическое
положение пожилых людей.
Старость – это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой. Иначе говоря, в жизни человека с определённого возраста проявляются инволюционные14 признаки, что выражается уже во внешнем виде человека, уменьшении его жизненной активности, изменении психических реакций и психологических характеристик, ограничении физических возможностей.
Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его отношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро, счастье и т.д. Самочувствие пожилых людей в значительной мере определяется сложившейся атмосферой в семье – доброжелательной или недоброжелательной, тем, как распределяются обязанности в семье между пожилыми и более молодыми людьми.15
Точное хронологическое определение границы, отделяющей старость от зрелого возраста не всегда возможно из-за больших индивидуальных различий каждого отдельного человека, таких как характер, физические данные, психологическая и психическая устойчивость. Например, постепенное ослабление по мере старения процессов восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются иногда с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других психических функций. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности учёных, представителей искусства и других профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте.
С позиций молодых, взгляды на жизнь имеют чаще всего положительный заряд: у этой группы населения все главные свершения впереди, отчего возникает психологическое состояние обращённости в будущее и соответствующее этому состоянию поведение.
Совершенно иначе интерпретируется перспектива жизненной дуги с точки зрения пожилого человека: конец его жизни это уже реальная и близкая перспектива, поэтому вектор интересов смещается на анализирование прошлого, психологическую подготовку к уходу из жизни.
Стереотип старости, сформировавшийся в том или ином обществе, является отражением положения пожилых людей, которые в этом обществе живут. Каждое общество в целом создаёт свой стереотип пожилого человека, черты которого экстраполирует затем на всю категорию пожилого и старческого населения.
Позитивный стереотип. В его основе лежат ценность жизненного опыта и мудрости пожилых людей, потребность в уважении к ним и соответствующей опеке.
Негативный стереотип. На пожилого человека смотрят как на ненужного, лишнего, бесполезного, «нахлебника», а его опыт расценивают как устаревший и неприменимый в настоящий момент16.
В современном обществе наиболее распространён негативный взгляд на старость. Этому способствует тот факт, что болезненные формы психического старения всегда на виду и встречаются часто, а также то, что практически всегда старение сопровождается физической и психической болезненностью. По существу, как утверждает известный геронтопсихиатр Н.Ф. Шахматов, старость в той или иной мере болезненна всегда17. Поборники такого взгляда на старение усматривают в личности старого человека обязательное ослабление интеллекта, памяти, образование характерологических пороков, таких, как скупость, консерватизм, сварливость и пр. Проявление психического упадка находит своё выражение в ограничении круга интересов, пассивности, психической вялости.
Другой крайней точки зрения на старость придерживаются исследователи, склонные восхвалять старость. Основания для этого представляют те наблюдения над стареющими людьми, в которых бросается в глаза несоответствие между духовной и физической эволюцией человека, которые показывают, что регрессивным изменениям подвергается только биологический организм, а духовный и интеллектуальный потенциал не только не снижается, но может даже и возрастать. Иначе говоря, физическое ослабления компенсируется высоким духовным подъемом. Как пишет Н.Ф. Шахматов, нередко пожилые люди говорят, что в старости они впервые переживают чувство удовлетворённости собой и окружающими. При этом они не могут найти лучшего определения для своего состояния, чем счастливое18.
Таким образом, в среде такого рода пожилых людей наблюдается феномен счастливой старости как формы благоприятного психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции. Можно говорить об активном мыслительном процессе у пожилых людей этой группы, направленном на решение вопросов постижения смысла собственного существования, познания самого себя. Результатом такого осмысления является выработка новой ценностной жизненной установки, основу которой составляет полное согласие с самим собой, с внешним миром, с естественным ходом событий.
И, наконец, третья группа исследователей находит в старости как отрицательные, так и положительные моменты. Характеризуя психологическое и физическое старение, они учитывают наличие в процессе старения определённых положительных сдвигов, которые являются компенсаторными или приспособительными в новых условиях жизни. Старые люди имеют реальную возможность в значительной степени развивать многие свои способности и даже проявлять новые.
Какова же роль личности в процессах формирования психо-социального статуса пожилого человека? Каково её влияние на процессы адаптивного (благоприятного) и дезадаптивного (неблагоприятного) старения?
Различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях отражают их индивидуальные особенности реагирования на собственное старение. Именно эта психологическая особенность человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего. Личность пожилого человека, претерпевая различного рода трансформации, всё же, при этом, остаётся сама собою, сохраняя индивидуальные черты. В старости не происходит какого-либо изменения личностных характеристик, ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются19.
На неадаптивный процесс старения влияют такие особенности личности, как привычка тормозить своё поведение, преобладание стратегии отказа от решения актуальных задач, от использования благоприятных возможностей. Неадаптивным оказывается процесс старения у людей, которые не смогли развить в себе качества самостоятельности и инициативы, у которых ориентирами организации жизни были в основном указания, мнение окружающих людей. В ситуации отставки они чувствуют себя потерянными, беспомощными и быстро усваивают негативные социально-психологические стереотипы старости.
Из неправильных установок и предпосылок, мешающих пожилому человеку «вписаться» в старость, исходит многообразие индивидуальных типов старения. Американские психологи выделяют следующие варианты:
а) Регрессия – возвращение к прошлым формам поведения, проявляющегося в форме «детского» требования помощи в повседневной жизни, независимо от состояния здоровья;
б) Бегство или изменение места жительства как форма освобождения в трудной ситуации;
в) Добровольная изоляция от окружающих, пассивность и минимальное участие в общественной жизни;