Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:48, реферат
Педагогический процесс, будучи целостным по своей природе, стратометричен, т.е. имеет внутреннюю структуру сложного интегрального характера. Из Общей и профессиональной педагогики известно, что он строится на трёх подструктурах: а) педагогической (цели, принципы, содержание, методы, средства и формы), б) методической ( начальный оргмомент, актуализация ранее усвоенного материала, освоения новых знаний и навыков, их закрепления и завершающий оргмомент), в) психологической (задействованность процессов психического отражения внешнего мира – восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения, чувств; умственная напряжённость, состояние взаимоотношений педагога и обучающихся). Эти подструктуры органично переплетаются и на своих стыках создают событийно протекающий педагогический процесс.
Проблемная ситуация: анализ и разрешение
Педагогический процесс, будучи целостным по своей природе, стратометричен, т.е. имеет внутреннюю структуру сложного интегрального характера. Из Общей и профессиональной педагогики известно, что он строится на трёх подструктурах: а) педагогической (цели, принципы, содержание, методы, средства и формы), б) методической ( начальный оргмомент, актуализация ранее усвоенного материала, освоения новых знаний и навыков, их закрепления и завершающий оргмомент), в) психологической (задействованность процессов психического отражения внешнего мира – восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения, чувств; умственная напряжённость, состояние взаимоотношений педагога и обучающихся). Эти подструктуры органично переплетаются и на своих стыках создают событийно протекающий педагогический процесс.
Педагогическая ситуация – это событие внутри педагогического процесса (на занятии или вне его), возникающее на стыке и связях всех трёх его подструктур, имеющее строго определённых участников, время и место совершения, а также единые внешние условия. Всякие изменения любого из этих компонентов влекут за собой рождение новой педагогической ситуации. Любая педагогическая ситуация актуальна как свершившееся событие, определяющее качество самого педагогического процесса и его результативность. Одним из видов педагогических ситуаций являются проблемные ситуации.
Проблемная ситуация – это педагогическая ситуация с затруднением, основанном на противоречии, требующем своего снятия педагогическим воздействием на неё. Как правило, такие ситуации имеют по несколько решений и требуют от педагога выбора и принятия решения. Признаки проблемности в ситуации, возникающей в педагогическом процессе, следующие:
Алгоритм (логика) решения проблемной ситуации следующий:
Операция первая – внимательное прочтение предложенной ситуации, представление её в образах и действиях, погружение в смысл, поиск аналогий в собственном опыте.
Операция вторая – вычленение первичной (актуальной) информации (где происходит, в какое время, что происходит, кто участники с их личностными характеристиками – мотивации, отношения к учению и педагогу, уровня обученности и обучаемости, профессионализм педагога и т.д.).
Операция третья – определение дополнительной информации, т.е. теоретических знаний, на основе которых предполагается решение данной ситуации.
Операция четвёртая – сопоставление актуальной первичной информации с педагогическими задачами (целями) обучения и воспитания и обнаружение их расхождения. При этом выявляется «точка затруднения» как противоречие (или недостаток) в работе с детьми, которое предстоит устранить педагогу. Это противоречие строится по алгоритму «А не соответствует Б» или «Для решения А отсутствует условие Б».
Операция пятая – формулировка проблемы как проблемного вопроса педагога к самому себе. Строится она на «слабом звене» противоречия и звучит примерно так: «Что надо сделать с А, чтобы оно соответствовало Б?» или « Каким образом создать условие Б, чтобы достичь результата А?».
Операция шестая– постановка педагогической цели (задачи) решения поставленной проблемы. (В данном случае цель и задача используются как идентичные понятия). Цель как мыслеобраз ожидаемого результата, выраженная понятийно-терминологическим языком педагогики, указывает путь поиска способа разрешения затруднения в возникшем в педагогическом процессе событии, определившем рождение проблемной ситуации. Цель и есть принятие решения определённым образом изменить ситуацию.
Операция седьмая – разработка гипотезы как предположения о том, какие пути и методы решения данной проблемы приведут к её педагогически целесообразному разрешению. Это уже принятие решения о конкретных мерах, которые предпринимает педагог, чтобы достичь поставленной им же цели.
Операция восьмая – проектирование как составление плана проверки поставленной гипотезы. В план входят пункты: название мер (используемые методы, примы и средства воздействия), порядок их применения, частные задачи их применения, содержание каждой меры и их связь между собой, ожидаемый результат.
Операция девятая – рефлексия собственного процесса решения проблемной ситуации, самоопределение сильных и слабых сторон, состояния теоретической подготовки к решению поставленной проблемы.
Операция десятая – самооценка в баллах качества решения проблемной ситуации.
Примечание – ситуацию можно решать как по предложенной логике вопросов, так и в обратом направлении: предложить решение, а далее обосновывать его.
Далее предлагается решение
Ситуация 1.
Вы работаете преподавателем парикмахерского
дела в одном из колледжей города, ведёте
занятия с группой уже готовых и работающих
парикмахеров по повышению их квалификации.
Все - женщины и по возрасту старше Вас.
Вдруг одна из них, скучая, громко заявляет,
что всё, что Вы делаете и показываете
на манекенах им давно и хорошо известно,
что Вы ни в чём не повышаете их уже имеющуюся
квалификацию. Все остальные молчат, хотя
до этого усердно смотрели, слушали
и даже записывали за Вами. Как Вы понимаете
ситуацию, какие действия предпринимаете
и почему именно это? Решайте по предложенным
правилам.
Ситуация 2.
Вы стали преподавателем
колледжа и ведёте занятия по истории
парикмахерского дела. Это студенты первого
курса. Время – сентябрь, до этого проведено
всего два занятия. Но на каждом из них
и на данном тоже постоянно звонят их сотовые
телефоны и то один, то другой студент
отпрашивается выйти в коридор для разговора.
Ваши замечания и просьбы отключать на
занятиях сотовые не имеют успеха. Студенты
уверены в своём праве в любое время выйти
с занятия и пользоваться связью. Педагог
в растерянности: занятия постоянно перебиваются,
студенты отвлекаются, сам он теряет нить
рассказа, сбивается с логики, теряет энергетику.
Что надо делать и почему именно это? Решайте
по предложенным правилам.
Ситуация 3.
В группе Ваших студентов,
Ситуация 4.
Вы – преподаватель педагогики в
вузе и преподаёте на факультете по дизайну
причёски. Ведёте занятия со студентами
очного отделения третьего курса. В группе
много пропусков и опозданий. Студенты
мотивируют это необходимостью зарабатывать
для оплаты обучения, поиском и закреплением
выгодного рабочего места, получением
необходимого опыта и т.д. К тому же многие
считают эту дисциплину не обязательной
для будущей работы. Почти все проекты
занятий, предварительно составленные
Вами, проваливаются, ибо на каждое занятие
приходят разные студенты. Приходится
всё упрощать и заниматься простым натаскиванием
на экзамен, а не на развитие педагогического
мышления и компетентности. Что делать,
чтобы не перестать уважать себя как педагога
за снижение качества обучения студентов
своей дисциплине? Решайте по предложенным
правилам.
Ситуация 5.
Вы ведёте практику со
Информация о работе Проблемная ситуация: анализ и разрешение