Проблемная ситуация: анализ и разрешение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:48, реферат

Описание работы

Педагогический процесс, будучи целостным по своей природе, стратометричен, т.е. имеет внутреннюю структуру сложного интегрального характера. Из Общей и профессиональной педагогики известно, что он строится на трёх подструктурах: а) педагогической (цели, принципы, содержание, методы, средства и формы), б) методической ( начальный оргмомент, актуализация ранее усвоенного материала, освоения новых знаний и навыков, их закрепления и завершающий оргмомент), в) психологической (задействованность процессов психического отражения внешнего мира – восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения, чувств; умственная напряжённость, состояние взаимоотношений педагога и обучающихся). Эти подструктуры органично переплетаются и на своих стыках создают событийно протекающий педагогический процесс.

Работа содержит 1 файл

Ситуации-Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 42.50 Кб (Скачать)
 

Проблемная  ситуация:  анализ и разрешение

                                     (методические рекомендации)

            Педагогический процесс, будучи целостным по своей природе, стратометричен, т.е. имеет внутреннюю структуру сложного интегрального характера. Из Общей и профессиональной педагогики известно, что он строится на трёх подструктурах: а) педагогической (цели, принципы, содержание, методы, средства и формы), б) методической ( начальный оргмомент, актуализация ранее усвоенного материала, освоения новых знаний и навыков, их закрепления и завершающий оргмомент), в) психологической (задействованность процессов психического отражения внешнего мира – восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения, чувств; умственная напряжённость, состояние взаимоотношений педагога и обучающихся). Эти подструктуры органично переплетаются и на своих стыках создают событийно протекающий педагогический процесс.

       Педагогическая ситуация – это событие внутри педагогического процесса (на занятии или вне его),  возникающее на стыке и связях всех трёх его подструктур, имеющее строго определённых участников,  время и место совершения, а также единые внешние условия. Всякие изменения любого из этих компонентов влекут за собой рождение новой педагогической ситуации. Любая педагогическая ситуация актуальна как свершившееся событие, определяющее качество самого педагогического процесса и его результативность. Одним из видов педагогических ситуаций являются проблемные ситуации.

         Проблемная ситуация  – это педагогическая ситуация с затруднением, основанном на противоречии, требующем своего снятия педагогическим воздействием на неё. Как правило, такие ситуации имеют по несколько решений и требуют от педагога выбора и принятия решения. Признаки проблемности в ситуации, возникающей в педагогическом процессе, следующие:

  • отсутствие готового ответа на вопрос самого педагога к себе - «Что делать?»;
  • наличие нескольких вариантов ответа на этот вопрос (из теории и личного практического опыта);
  • лимит времени на поиск и выбор варианта ответа (реакция в режиме реального времени);
  • реальность как востребованность реализации приятого решения.

  Алгоритм (логика) решения  проблемной ситуации   следующий:

          Операция первая – внимательное прочтение предложенной ситуации,  представление её в образах и действиях, погружение в смысл, поиск аналогий в собственном опыте.

           Операция вторая  – вычленение первичной (актуальной) информации (где происходит, в какое время, что происходит, кто участники с их личностными характеристиками – мотивации, отношения к учению и педагогу, уровня обученности и обучаемости, профессионализм педагога и т.д.).

         Операция третья  – определение дополнительной информации, т.е. теоретических знаний, на основе которых предполагается решение данной ситуации.

          Операция четвёртая  – сопоставление актуальной первичной информации с педагогическими задачами (целями) обучения и воспитания и обнаружение их расхождения. При этом выявляется  «точка затруднения» как противоречие (или недостаток) в работе с детьми, которое предстоит устранить педагогу. Это противоречие  строится по алгоритму «А не соответствует Б» или «Для решения А отсутствует условие Б».

         Операция пятая  – формулировка проблемы как проблемного вопроса педагога к самому себе. Строится она на «слабом звене» противоречия и звучит примерно так: «Что надо сделать с А, чтобы оно соответствовало Б?»  или « Каким образом создать условие Б, чтобы достичь результата А?».

        Операция шестая– постановка педагогической цели (задачи) решения поставленной проблемы. (В данном случае цель и задача используются как идентичные понятия). Цель как мыслеобраз ожидаемого результата, выраженная понятийно-терминологическим языком педагогики, указывает путь поиска способа разрешения затруднения в возникшем в педагогическом процессе событии, определившем рождение проблемной  ситуации. Цель и есть принятие решения определённым образом изменить ситуацию.

        Операция седьмая  – разработка гипотезы как предположения о том, какие пути и методы решения данной проблемы приведут к её педагогически целесообразному разрешению. Это уже принятие решения о конкретных мерах, которые предпринимает педагог, чтобы достичь поставленной  им же цели.

       Операция восьмая проектирование как составление плана проверки поставленной гипотезы. В план входят пункты: название мер (используемые методы, примы и средства воздействия), порядок их применения, частные задачи их применения, содержание каждой меры и их связь между собой,  ожидаемый результат.

       Операция девятая рефлексия собственного процесса решения проблемной ситуации, самоопределение сильных и слабых сторон, состояния теоретической подготовки к решению поставленной проблемы.

     Операция десятая  самооценка в баллах качества решения проблемной ситуации.

     Примечание – ситуацию можно решать как по предложенной логике вопросов, так и в обратом направлении: предложить решение, а далее обосновывать его.

      Далее предлагается решение конкретных  проблем по этому алгоритму. 

Ситуация 1.

                          Вы работаете преподавателем парикмахерского дела в одном из колледжей города, ведёте занятия с группой уже готовых и работающих парикмахеров по повышению их квалификации.  Все - женщины и по возрасту старше Вас. Вдруг одна из них, скучая, громко заявляет, что всё, что Вы делаете и показываете на манекенах им давно и хорошо известно, что Вы ни в чём не повышаете их уже имеющуюся квалификацию. Все остальные молчат, хотя до этого усердно  смотрели, слушали и даже записывали за Вами.  Как Вы понимаете ситуацию, какие действия предпринимаете и почему именно это? Решайте по предложенным правилам. 

Ситуация 2.

            Вы стали преподавателем колледжа и ведёте занятия по истории парикмахерского дела. Это студенты первого курса. Время – сентябрь, до этого проведено всего два занятия. Но на каждом из них и на данном тоже постоянно звонят их сотовые телефоны и то один, то другой студент отпрашивается выйти в коридор для разговора. Ваши замечания и просьбы отключать на занятиях сотовые не имеют успеха. Студенты уверены в своём праве в любое время выйти с занятия и пользоваться связью. Педагог в растерянности: занятия постоянно перебиваются, студенты отвлекаются, сам он теряет нить рассказа, сбивается с логики, теряет энергетику. Что надо делать и почему именно это? Решайте по предложенным правилам. 

Ситуация 3.

         В группе Ваших студентов, осваивающих  азы парикмахерского дела в  профессиональном училище начального  профессионального образования,  оказалась девочка, у которой  мама – победитель международного  конкурса парикмахерского искусства. Она очень гордится мамой, много о ней рассказала на первом же занятии. С Вашего позволения, между прочим. Но она перешла границу дозволенного: в Ваше отсутствие начала осуждать Ваш профессионализм, выискивать недостатки в работе и делать то, что называется сплетничать. Дошло до того, что прямо на уроках она стала делать Вам замечания,  сравнивая Вас с мамой не в Вашу пользу. Это  скептическое отношение к Вашему профессионализму отвлекает учащихся от занятий, снижает Ваш авторитет в  их глазах. Постепенно Вы заметили, что от занятия к занятию  дисциплина  стала падать, учащиеся стали перечить Вам, проявлять неисполнительность. Ситуация стала затягиваться. Что делать? Решайте по предложенным правилам. 
 

Ситуация 4.

      Вы – преподаватель педагогики в вузе и преподаёте на факультете по дизайну причёски. Ведёте занятия со студентами очного отделения третьего курса. В группе много пропусков и опозданий. Студенты мотивируют это необходимостью зарабатывать для оплаты обучения, поиском и закреплением выгодного рабочего места, получением необходимого опыта и т.д. К тому же многие считают эту дисциплину не обязательной для будущей работы. Почти все проекты занятий, предварительно составленные Вами, проваливаются, ибо на каждое занятие приходят разные студенты. Приходится всё упрощать и заниматься простым натаскиванием на экзамен, а не на развитие педагогического мышления и компетентности. Что делать, чтобы не перестать уважать себя как педагога за снижение качества  обучения студентов своей дисциплине? Решайте по предложенным правилам. 

Ситуация 5.

        Вы ведёте практику со студентами  – будущими парикмахерами. При  колледже открыта хозрасчётная  парикмахерская, в которой за  меньшую плату студенты обслуживают  низкооплачиваемое население – пенсионеров, детей и своих приятелей. Вот  пожилой женщине выполняет короткую стрижку одна из студенток. По Вашим наблюдениям, она это делает небрежно, кое-как, в конце концов испортив заказанную причёску. Посетительница проявляет беспокойство по поводу качества стрижки, на что студентка грубовато и самоуверенно  отвечает: «А мы только учимся, так что имеем право на ошибку».  Что делать мастеру и руководителю практики? Решайте по предложенным правилам.

Информация о работе Проблемная ситуация: анализ и разрешение