Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:15, реферат
Многовековые исследования и попытки решения этих вопросов породили разные концепции возникновения жизни: креационизм – божественное сотворение живого; концепция многократного самопроизвольного зарождения жизни из неживого вещества (ее придерживался еще Аристотель, который считал, что живое может возникать и в результате разложения почвы); концепция стационарного состояния, в соответствии с которой жизнь существовала всегда; концепция панспермии – внеземного происхождения жизни; концепция происхождения жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.
Развитие
земледельческо-
На
протяжении V III тысячелетий до н.э. формируются
принципиально новые
Утверждаясь в раннеземледельческом мире, ремесло стимулировало развитие обмена. Обмен происходил как внутри общины между ремесленником и земледельцем, так и между отдельными общинами и племенами. На этапе перехода к цивилизации часть изделий и продуктов производилась непосредственно для обмена. Каким образом шло перемещение ремесленных изделий, зачастую на очень большие расстояния, - пока остается неясным. При обмене не прибегали к посредству денег, однако у ранних земледельцев постепенно складывались представления об эквивалентности обмениваемых товаров. Средством обмена могли быть кусочки ткани, меха, редкие раковины, скот, слитки металла.
Переход человечества к цивилизации сопровождался и некоторыми потерями. В числе первых жертв оказалась женщина, ибо с началом утверждения цивилизации она терпит свое первое поражение. С развитием пахотного земледелия сельскохозяйственные работы перешли из рук женщины в руки мужчины. Мужчина земледелец кормилец стал главой семьи. Степное скотоводство также преимущественно дело мужчин. Оно обогащало людей, давая реальный и по масштабам того времени ощутимый доход, не сравнимый с результатом труда женщины-домохозяйки. Мужчина постепенно становится господином не только скота и всего хозяйства, но и самой женщины. Ее роль и влияние уменьшились. С энеолита на многие столетия женщина замкнулась в узком домашнем хозяйстве. В результате изменился характер семьи и рода. Возник патриархат, т.е. господство мужчин, и в соответствии с этим не муж стал приходить в дом и родовой коллектив жены, а жена в дом и родовой коллектив мужа. Наследство семьи получали сыновья, особенно старший сын. Постепенно стали вести счет родства уже не по материнской линии, а по отцу. В такой патриархальной семье женщине отводилась подчиненная роль. Обязательность единобрачия устанавливалась только для женщин. Для мужчины допускалась полигамия многоженство. В то же время превращение матриархата в патриархат человеку раннеземледельческого мира давалось не легко. Чтобы оправдать отход от заветов предков, он должен был прибегать ко всевозможным уловкам и хитростям, помогавшим ему ломать традицию в рамках традиции.
Значение
семьи выросло. Она уже противостояла
родовому коллективу. Патриархальная,
или большая семья, состояла из нескольких,
обычно трех или четырех поколений
ближайших родственников. В состав
семьи входили также рабы. Разрастаясь,
патриархальная семья делилась на другие
семьи, связанные близким родством.
Они жили по соседству и были объединены
обязанностью взаимопомощи, взаимной
ответственности и защиты, общим
культом, особым наименованием, вели свое
происхождение от одного предка. В
семье стали накапливаться
Когда подобные семьи обогащались, то обязаны были, согласно родовым традициям, поделиться с членами рода. Однако, они не были в этом заинтересованы. Возникали и такие ситуации, когда семьи сама не могла справиться с хозяйством, и нуждалась в помощи других членов рода, что последних не всегда устраивало. Таким образом, на этапе перехода к цивилизации стало очевидным, что в родственных отношениях уже не было прежней заинтересованности, которая так укрепляла род, ибо родственники всем начали приносить неудобства, хлопоты, тяготы, убытки. С этого момента родовой коллектив начал разрушаться, исчезало последнее препятствие для развития частной собственности, появления неравенства и классов.
Родовые связи начали уступать место чисто соседским, и родовая община сменялась соседской общиной, где только земля оставалась общей, а остальное имущество семей становилось частной собственностью. Переход к цивилизации это путь к частной собственности, ибо цивилизация в определенном смысле строй частной собственности. Погоня за умножением богатства приводила к междуобщинным и межплеменным войнам, а вслед за этим к превращению пленных в настоящих рабов. Так, цивилизуясь, общество породило рабство. Раб это вещь в руках господина, которую можно было продать, купить или уничтожить. Но поскольку рабство в то время оказалось экономически более выгодной системой, оно явилось основой самых первых древних цивилизаций.
Имущественное
неравенство порождало и
При
той социальной структуре, которая
сложилась в
Начавшийся переход к цивилизации сопровождался стремительным ростом объема информации, когда традиционные формы ее передачи устная и художественная уже не справлялись. Для нормальной жизни нового общества человек обязан был научиться надежно хранить и передавать информацию. На рубеже IV-III тыс. до н.э. в Шумере были сделаны первые шаги по созданию письменности. Для обозначения предметов и количественных данных использовали пиктограммы (или рисунчатое письмо). Позднее пиктограммы становились все более стилизованными, постепенно приобретая вид абстрактных символов, превращаясь в идеографическое или логографическое письмо обозначение отдельных слов или знаменательных слогов. Таково древнейшее так называемое иероглифическое письмо шумеров, египтян, эламитов, китайцев, критян, этрусков, майя, ацтеков и других народов. Нужная информация записывалась заостренными тростниками на сырых глиняных табличках в виде вертикальных колонок. Затем стали писать горизонтальными строками, что значительно ускорило процесс письма. Для овладения сложными системами древней письменности нужно было длительное время, что вызывало необходимость специального обучения в школах писцов. Появление письменности важнейший шаг в цивилизацию, апогей развития духовной культуры первобытного человека.
Человек каменного века не был немым. Общались между собой не только жены с мужьями, дети с родителями, родственники, соплеменники, но и одно племя с другим. На протяжении тысячелетий в условиях разрозненности и борьбы за выживание первобытный человек создал разнообразные родовые и племенные языки. На этапе перехода к цивилизации они оформились в языковые семьи, т.е. языки со сходным грамматическим строем и основным словарным фондом. В Северной Африке возник семито-хамитский язык, носителей которого было сравнительно немного, и со временем они расселились в долине Нила (египтяне), на Аравийском полуострове (семиты), в Северной Африке (берберы, ливийцы), в Северо-Западной Африке (племена, говорившие на кушитских языках). Центральная Азия стала местом формирования родственных тюркских и монгольских языков, в Восточной Азии распространились сино-тибетские языки. Индоевропейская языковая семья (славянский, балтийский, романский, германский, кельтский, индо-иранский, греческий, армянский) возникла в южной части Восточной Европы, а также на некоторых территориях Центральной Азии. В лесной зоне от Прибалтики до Зауралья складывалась финно-угорская семья языков ( венгерский, мордовский, марийский, финский, эстонский, карельский). Языковые семьи как большие культурные общности способствовали взаимопониманию и культурному прогрессу всего человечества.
К числу очагов древнейших цивилизаций, возникших независимо и самостоятельно, относятся Шумер, Египет, Хараппа, циньский Китай, крито-микенская Греция, группа мезоамериканских цивилизаций и древние цивилизации Перу. С переходом к цивилизации усилилась неравномерность исторического развития, и сами цивилизации, особенно на этапе их формирования, нередко были лишь небольшими островками в бескрайнем море первобытных племен.