Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 15:07, доклад
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через "внутренние условия", без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.
Проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников .
Каждый человек
единственный и неповторимый в своей
индивидуальности, которая выражается
в индивидуальных особенностях. Считается,
что воспитание и обучение должны
максимально опираться на индивидуальность.
Необходимость индивидуального
подхода вызвана тем
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского - великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.
Однако проблема индивидуализации
воспитания и обучения остаётся и
на сегодняшний день одной из центральных
психолого-педагогических проблем. Данная
проблема заключается не в решении
вопроса о необходимости
Основное противоречие традиционного
обучения в ДОУ связано с групповой
формой его организации и
Занимаясь проблемой индивидуализации обучения старших дошкольников в нескольких дошкольных учреждениях г.Орла (в том числе на уровне локального эксперимента в МДОУ №63), мы имеем в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному ребёнку, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям. В этом случае реализуется дидактический уровень индивидуального подхода, т.е. субъектом, осуществляющим индивидуализацию, является педагог. Для подготовки воспитателя к работе в подобном варианте индивидуального подхода, мы взяли за основу разработки НМЦ кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ. [3].
Считаем, что сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при его осуществлении:
- знание и понимание детей;
- основательный теоретический баланс;
- способность педагога
размышлять и умение
Для обеспечения выше обозначенных моментов, подготовка педагогов к реализации технологий индивидуального подхода включала:
формирование представлений о достаточно широком спектре индивидуальных особенностей дошкольников: психофизиологических, психологических, педагогических;
формирование умений диагностики
определённых индивидуальных различий
дошкольников. Конечно, диагностику
индивидуально-психологических
развитие вариативности педагогического мышления, которое необходимо, например, при подготовке занятия, для разработки заведомо избыточных наборов разнотипных заданий по изучаемой теме. Задания распределяются на основе учёта индивидуальных особенностей детей.
В рамках работы творческой группы прошедших подготовку педагогов МДОУ №63, деятельность по реализации индивидуального подхода в обучении старших дошкольников осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе - был определён
выбор критериев
- по числу (не более 1-2 особенностей);
- по значимости (выбраны
особенности, действительно
- по внедряемости (выбранные особенности могут быть учтены при варьировании форм, методов, приёмов обучения).
Второй этап - проведена диагностика индивидуальных особенностей детей групп, определённых на первом этапе.
Третий этап - (текущий
в настоящее время) - педагоги начали
выбирать формы, методы и приёмы обучения
в соответствии с индивидуальными
особенностями детей. Происходит работа
воспитателя с собственным
Индивидуальный подход требует
от педагога помимо умения работать разнородно
и разнообразно, ещё и большого
терпения, умения разобраться в сложных
проявлениях поведения - и это
только некоторые из причин пока недостаточно
широкого применения его на практике
при широкой декларативности. Мы
считаем, что в настоящее время
эту проблему можно и нужно
решать, так как реализация индивидуального
подхода помогает вовлечь всех детей
в активную деятельность по овладению
программным материалом, является важнейшим
условием успешного формирования готовности
дошкольников к обучению в школе.
"Только сочетание возрастного
и индивидуального подходов в
воспитании и обучении детей может
обеспечить их эмоциональное благополучие
и полноценное психическое
Список литературы.
Князева О.Л., Маханёва М.Д., Стеркина Р.Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. - М.: ЛИНКА-ПРЕССС, 1998.).
Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности.- СПб.: Питер, 2004.
Сергеев И.С. "Особенности требований к учителю в свете индивидуализации обучения", М.- НМЦ кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
"Концепция дошкольного воспитания", 1989.(олноценное психическое развитиеального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и
Информация о работе Проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников